Именные части речи, их общие и отличительные признаки (местоимение, имя числительное)
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
В м..нуту ж..зни трудную
Т..снится (ль) в сер(?)це грусть
Одну м.. литву ч.. дную
Тв..ржу я (на)изусть.
Есть сила благ..датная
В созвуч(?)е слов ж..вых,
И дыш..т (не) понятная
Св..тая прелесть в них.
С душ.. как бремя скатит..ся,
Сомненье д..леко —
И верит(?)ся, и плачет(?)ся,
И так легко легко...
(М. Лермонтов.)
Билет № 10
Глагол как часть речи.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
Директору
Управления информацио..ных
технологий
Иванову А. И.
программиста
Леонтьева В. В.
докладная записка.
Довожу до Вашего сведения что отдел програ(м, мм)ирования нуждает..ся в приобретени.. совреме(н, нн)ого оборудования для расширения возможностей использования новейших комп..ют..рных программ позволяющих оформлять д..кументац..ю в соответстви.. с последними н..рмативами.
Прошу разрешить приобретение лазерного принтера сканера мультимедийного комп..ют..ра.
6 октября 2000 г. Леонтьев
Билет № 11
Место причастия и деепричастия в системе частей речи.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
Я ех..л с охоты вечером один на б..говых дро..ках. До дому еще было верст восемь моя добрая рысистая кобыла бодро б..жала по пыльной дороге изредк.. похрапывая и ш..веля ушами усталая моя собака словно пр..вяза(н, нн)ая н.. на шаг (не) отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Я ударил во(ж, жж)ой по лошад.. спустился в овраг перебрался через сухой ручей весь заросший л..зняком поднялся в гору и в(?)ехал в лес.
(И. Тургенев.)
Билет № 12
1. Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
Еще в Древней Руси существовала д..ловая переписка. Об этом свидетельствуют берестя(н, нн)ые грамоты найде(н, нн)ые при раскопках; древнейшие из них относятся к IX веку.
С ра..пр..странением письме(н, нн)ости (к XIV—XV векам) содержание деловых бумаг становит..ся все более разнообразным. Деловые документы используются как в деятельност.. государства так и в жизни отдельных людей. До наших дней сохранились духовные и договорные грамоты то есть княжеские зав..щания и акты которые устанавливали взаимоотношения между князьями отношения Москвы с Тверью и Рязанью. В то время были узаконе..ны ч..лобитные такой формы: «Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичу (упоминались все титулы того, кому под..валась ч..лобитная затем имя просителя, который нарочито принижал себя) бьет ч..лом Ивашка Федоров, сын Измайлов...» (после чего изл..гались дело и содержание про..ьбы).
(По Д. Розенталю.)
Билет № 13
1. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
На лугу кто (то) надрывно кричал, буд (то) разд..рали на части туго натянутую материю.
Кто это спросил я.
Коростель, его еще дергачом зовут ответил Петр Иванович...
А какой же он с виду спросил я.
Да так рыженький бе..хвостый. Ноги дли..ные. На ц..пленка похож когда тот из пуха в перо выход..т...
(Г. Скребицкий.)
Билет № 14
1. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
Здорово добрые моло..цы
Здра(?)ствуй дедушка
Куда это вы путь держ..те
едем мы с поганым Чудом-юдом бит(?)ся сражат..ся родную землю защищать
Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки а мечи булатные.
А где же ихдостать дедушка
А я вас научу. Поезжайте (ка) вы добрые моло..цы все прямо. Доед..те вы до высокой г..ры. А в той горе пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завал.. н. Отв.. лите камень войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.
(Из сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».)
Билет № 15
1. Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
Начался лист..пад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л.. тели по ветру то отвес(?)но ложились на сырую траву. Часто осенью я пристально сл..дил за падающ..ми листьями что..бы поймать ту (не) заметную долю с..кунды когда лист о..деляет..ся от ветк.. и начинает падать на землю. Я посмотрел на клен и увид..л как ..сторожно о..делился от ветк.. красный лист в..дрогнул на одно мгновение остановился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и колыхаясь... Каждый лист был шедевром т..нчайш..м слитком из золота и бронзы обрызга..ный киноварью и чернью каждый лист был соверше(н, нн)ым творением природы произведением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва.
(К. Паустовский.)
Билет № 16
1. Простое предложение. его виды по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения.
2. Анализ текста:
а) Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
б) Определите стиль и тип текста.
в) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания и постановку знаков препинания.
г) Выполните указанные разборы.
На этот раз лаг..рь был ра.,бит на п..счаном острове посреди реки. (В) течени.. не..скольких недель (з, с)десь будут соб..рать мед.
Днем мы углубляемся в джунгли с трудом прод..раясь сквозь сплошные к..лючки. В удушающ..й жаре даже нежная зелень кажет(?)ся ядовитой. Скво..ь густой по..лесок я р..зл..чаю ствол больш..го дерева. О(т, тт)уда доносят..ся голоса (с, з)борщ..ков меда. Вокруг нас жу(ж, жж)ат пчелы. Одна запутывает..ся в моих волосах. Пока я безуспешно пытаюсь стряхнуть ее другая жал..т меня. Пронзительная боль. «Быстро» кричит мне пр..в..дник и бр..сается (в) перед. Я устремляюсь за ним. Мы как л..сные звери пр..д..раемся скво..ь кустарник пока (не, ни) оказываемся у костра вокруг которого с..дят (с, з)борщ..ки меда. Кто (то) протягивает мне платок и я закутываю лицо как это делают все (з, с)десь.
Отдышавшись я озираюсь по ст..р..нам мы с..дим под огромным деревом его уходящие в землю корни похожи на слонов(?)и ноги. Кустарники вокруг пестрят (бледно) голубыми розовыми белыми цветами. В костер л..тит охапка сухих листьев и густой дым обволакивает нас защищая от пчел. Сквозь густую листву я замечаю человека склонившегося над одним из пч..ли(н, нн)ых гнезд. Он что (то) делает медле(н, нн)о и осторожно. Будто зач..рова(н, нн)ый я не ..могу отвести от него глаз.
(Из журнала «ГЕО».)
Билет № 17