Дворцово-парковые ансамбли Москвы

Древняя столица Русского государства и пригороды в радиусе нескольких десятков километров является крупнейшим центром паркостроения в России. Здесь было сосредоточено множество дворянских усадеб, большинство из которых возникло в XVIII в., получило дальнейшее развитие в начале следующего века и позже постепенно пришло в упадок либо использовалось в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями. Многие сады и парки в значительной мере сохранились и являются ценнейшими памятниками русской культуры и искусства, объектами массового туризма и экскурсий.

Большой интерес представляют царские хозяйственные и представительские поместья - Измайлово и Головинский сад (Анненгоф); «знатнейшие и богатейшие » усадьбы высшей аристократии – Кусково, Останкино, Архангельское; парки – ботанические коллекции в поместьях Демидовых и Разумовских; своеобразный культурный и художественный центр XIX в. – Остафьево ; усадьба Вороново и др.

Кусково (рисунок 11)

Этот ансамбль вошел в число шедевров рус­ского садового искусства середины XVIII в. Ря­дом с дворцом и обширным прудом еще в конце 20-х годов был заложен один из первых москов­ских регулярных садов площадью 31 га, по схе­ме напоминавший сады Петербурга. Усадьба тог­да принадлежала сподвижнику Петра I, фельд­маршалу Б. П. Шереметеву. Но главным устрои­телем по праву считается его сын П. Б. Шереме­тев (1713-1788 гг.). Отдавая дань новым формам быта — торжественным приемам, пышным мно­голюдным праздникам, он превращает Кусково в летний загородный «увеселительный дом».

Центральная часть ансамбля сложилась и по­лучила завершение значительно позже своих пе­тербургских прообразов и отражает в основном поздний период регулярного типа планировки, когда во многих других ансамблях уже началось движение в сторону классицизма и сопутствую­щего ему пейзажного начала в устройстве парков.

Самая старая часть сада состоит из централь­ной партерной полосы, ограниченной с одной сто­роны дворцом, а с другой — Оранжереей, и двух боковых полос с традиционными боскетами. Если партер сохранил довольно простую прямоуголь­ную разбивку, то боскеты, напротив, постепенно дополнялись диагональными аллеями, садовыми павильонами, центральными площадками. Таким образом, сад содержит характерные черты различных этапов развития регулярного стиля. С петровскими ансамблями его сближа­ют каналы — обводной, окружающий сад, и тот, который продолжает центральную ось компози­ции на противоположной стороне пруда. Да и так называемый Голландский домик имел не­большой залив-гавань и особый сад, где разво­дились голландские тюльпаны и другие цветы. Приметы позднего барокко сказались на облике садовых павильонов, в том числе Эрмитажа, Итальянского дома, Грота, Зеленого театра. Бо­гатое архитектурное убранство сада дополнялось мраморными статуями, обелисками, вазами, фон­танами, трельяжными беседками, ажурными оградами.

Детали оформления выполнены крепостны­ми мастерами. Единство архитектуры и приро­ды достигнуто в Кускове тем, что каждый пави­льон или сооружение является композиционным центром микроансамбля, который, в свою оче­редь, входит составной частью в более сложный ансамбль. Несмотря на то. что все уголки разно­характерны по стилю, они подчиняются основ­ному архитектурно-планировочному решению усадьбы. Весьма интересны строения на терри­тории усадьбы.

Голландский домик

Строение под высокой красной черепичной крышей — своеобразная декорация уголка ста­рой Голландии. Это одна из ранних построек, о чем свидетельствуют цифры на фронтоне, — 1749. Его окружают цветники из гвоз­дик и тюльпанов, какие можно встретить только в Голландии. Отсюда лестница ведет к воде.

Эрмитаж

От Голландского домика можно было попасть в Персидскую или Китайскую палатки, раскиды­вавшиеся только летом, и в Эрмитаж — двух­этажный павильон. Это сооружение с бюстами в нишах и статуей Ганимеда на крыше считается одной из главных диковин Кускова. С его балко­нов открывался вид на парковое великолепие: стриженые лабиринты, дальние перспективы, темные каналы, золоченую яхту на Большом пру­ду. На берегах пруда располагались две беседки: Пакоденбург, построенная в «китайском» стиле, и Столбовая, представлявшая собой открытую колоннаду. Мимо Эрмитажа вдоль обводного ка­нала вглубь сада вела аллея с каруселями, все­возможными игровыми устройствами.

Перед выходом из сада зрителей поражал вид пещеры с огнедышащим драконом, обвившим дерево. Неподалеку в двух шалашах скрывались восковые фигуры, удивлявшие своим сходством с живыми людьми (особенно девушка с блюдом грибов).

Грот

Одновременно с главным домом к востоку от него строится Грот. Его архитектура (проект Ф. Аргунова) напоминает царскосельскую. Пред­назначенный для отдыха в жаркие дни, Грот ими­тирует сказочное Нептуново царство. Лепнина, композиции из разных по форме и размеру рако­вин, цветная штукатурка с вкраплением стекла, мелких кусочков минералов и ракушек создают фантастический образ.

Итальянский домик

Недалеко от Грота в водах пруда отражается ка­менный двухэтажный дом, построенный в духе римских загородных вилл. Рядом—небольшой сад в «итальянском» стиле с разнообразными затеями. На берегу пруда, на пригорке, возвышается статуя сирены над фонтаном. Здание обрамляют мрамор­ные вазы, скульптура, пирамиды.

От Итальянского домика мостик ведет к «менажерии» — пяти изящным сооружениям для птиц с воротами, решетками и колоннами, где со­держались журавли, американские гуси, фазаны, пеликаны, рядом по обводному каналу плавали лебеди. Миниатюрные строения, стоящие полу­кругом, отделялись друг от друга радиусами зо­лоченой ограды.

«Воздушный» театр

Удивительно обилие сооружений на неболь­шой по размерам территории парка. Большим успехом пользовался «Воздушный» театр. Авто­ром его был крепостной архитектор Ф. С. Аргу­нов. (Театр не сохранился.) По оставшимся сведе­ниям, на его сцене шли спектакли с 1763-1792 гг. Этот зеленый театр отличала великолепная акус­тика. Театр был построен на насыпном грунте, т. к. отведенное для него место было заболочен­ным. Ориентировочные размеры двух боскетов с театром 40 х 65 м. Сцене придавался уклон, и были сделаны вы­пуски для воды.

Боковые кулисы и задник выстригались из бар­бариса, за кулисами размещались голубые ели. Трапециевидное открытое пространство сцены имело газонное покрытие. Широкий проход от­делял сцену от графской ложи и амфитеатра, представлявшего дерновые скамьи и рассчитан­ного примерно на 100 человек. Откосы амфите­атра и сцены покрыты лесной земляникой и клуб­никой. Завершалась площадка за амфитеатром невысокой стрижкой из барбариса, за которой на­ходилась березовая роща, дававшая тень и про­хладу. Единый ассортимент деревьев, применен­ный в оформлении сценической и зрительской частей, придавал цельность всей композиции те­атра.

Озеленение

Парк славился богатым зеленым убранством. Среди насаждений были редкие для Подмоско­вья сорта кустов и деревьев. До сих пор живы лиственницы, пихты, кедры; также высаживались липа, дуб, клен. Замечательна своей величиной и подлинным украшением усадьбы была Оранжерея. В ней лавровые, лимонные, апельсиновые и даже кофейные, чайные деревья достигали почти таких же размеров, как и у себя на родине.

Большой пруд

В центральное архитектурное ядро ансамбля входит и Большой пруд, получивший геометрические контуры в 1754 г. Он имеет вытянутую и усложненную в западной части «раструбом» и островком форму прямоугольника длиной 0,8 км. В действительности пруд кажется еще больше, особенно с западного берега: сказывается тонкий расчет и оптический эффект «сходящихся» берегов и преднамеренный отступ от них высокой зелени. Водная гладь пруда и луга вокруг служили в середине XVIII в. еще одной природной сценой для праздничного действия.

К центру дворцово-паркового комплекса тяготеют три протяженные аллеи. Две из них ведут в запрудные рощи, а центральная — к селу Beшняки и его церкви, где были устроены часы с «колокольной игральной музыкой». Несомненно, композиционным центром ансамбля являет дворец, называемый «Большой дом», построенный в 1777 г. в стиле классицизма на месте старого. Расположенный на берегу Большого пруда своим северным фасадом он обращен в парк, окруженный с трех сторон земляным валом и каналом. За Большим прудом с каналом находится Зверинец, созданный на основе естественного лесного массива.

Архангельское (рисунок 12)

Эта усадьба получила свое название в связи с воздвигнутым здесь в 60-х гг. XYIII в. Каменным храмом, посвященным Михаилу Архангелу.

Его парковые устройства отражают влияние Петербургских садов. Строительство паркового ансамбля развернулось в конце XYIII в., уже в период расцвета классицизма, тогда, когда господствовало пейзажное стилевое направление. Несмотря на то, что все архитектурные сооружения относятся к русскому классицизму, парк имеет регулярную планировку. Дом и парк строились одновременно как целостный ансамбль. Площадь ансамбля составляет 14 га.

Регулярный сад занимает всю центральную часть ансамбля от дворца до берега Москвы-реки. Вдоль главной оси располагается ряд великолепно оформленных террас, сооруженных позднее. Простейшие по очертаниям 8 прямоугольных « партеров», обсаженных липой и кленом, сформированы в 1730-1736 гг. Внутри посадки яблонь, груш, барбариса. Возле дома на малой террасе высажены лиственницы. Широкий зеленый ковер выводит к речному обрыву - одной из видовых площадок, откуда открывается панорама долины реки.

Сад был создан князем Д. М. Голицыным на площади 6 де­сятин. Предполагается, что его закладку производили крепостные масте­ра. Этот подмосковный сад еще сохранял черты петровского периода. В отличие от петербургских ансамблей, уже полностью ре­гулярных, московские усадьбы развивались более свободно, не всегда подчиняя дом и сад единой оси симметрии. В данном случае осевая линия сада не проходила по центру дома, да и в плани­ровке аллей не было строгой геометричности. Сад был террасным. Террасы богато оформлены под­порными стенами, лестницами, балюстрадой, ва­зами (арх. Д. Тромбаро). Верхняя терраса находи­лась возле дома. Лестница вела на вторую террасу, где по обе стороны от площадки, украшенной мра­морными скамьями и фонтаном, на газоне уста­навливались мраморные фигуры Аполлона и Ар­темиды. Газон воспринимается как зеленый партер благодаря свободно растущим деревьям, подсту­пающим к террасам.

В боскетах парка возведены павильоны — Библиотека и Каприз. В начале XIX в. в усадьбе было установлено около 100 скульптур, возведены храм, посвященный Екатерине, колонны, беседки, вольер, Чайный домик (перестроенное зда­ние библиотеки), обновлены террасы. А вокруг регулярной части парка созданы участки с пей­зажной планировкой — Горятинская и Аполло­нова рощи и др.

На краю обрыва, по обе стороны ковра, за ку­лисами боскетов размещались две оранжереи. Оранжереи располагались также и по откосу обрывистого берега.

В конце 30-х гг. XX столетия на месте оран­жерей были построены корпуса санатория и над­строены флигели парадного двора. В настоящее время в парке ведутся реставрационные работы. Архангельское завершает этап развития русско­го регулярного паркостроения уже в период рас­цвета пейзажных парков.

Царицыно (рисунок 13)

Свойственный в конце XVIII в. дух романтиз­ма , с особой полнотой проявился в подмосковном Царицыно.

Русское просвещенное общество было тес­но связано с европейскими культурными тенден­циями. В Англии и других странах Западной Ев­ропы наряду с увлечением античностью и эпохой Возрождения все больше рос интерес к Средне­вековью. Образ английского пейзажного парка гармонировал с подлинными готическими со­оружениями. Возникла мода на оформление садовых и хозяйственных построек в духе Средневековья. Это вполне соответствовало господствовавшим в те годы сентиментально-романтическим на­строениям.

Готика становится своеобразным эмоциональ­ным противопоставлением рационализму клас­сицизма, занимавшего в те годы господствующие позиции. Она дает больший выход фантазии зод­чего, рождает новые архитектурные образы, бу­дит воображение. Сочетание красного кирпича с белым камнем, свободные приемы расположе­ния построек, декоры были близки русской архи­тектуре XVI-XVII вв.. Дворец, Оперный дом, Ви­ноградные ворота, мосты и другие сооружения в подмосковном Царицыно; церкви, въездные баш­ни, хозяйственные постройки в усадьбах Михал­кове, Марьино, Быково, Черкизово-Старки и мно­гих других близки по своему духу традициям допетровского зодчества. Вполне естественно, что русские мастера, хорошо зная и повседневно на­блюдая такие постройки, находились под их эсте­тическим воздействием, вдохновляясь ими.

История Ца­рицына началась с 1775 г., когда Екатерина II при­обрела имение Кантемиров Черная Грязь для по­стройки своей новой подмосковной летней резиденции вместо устаревшего дворца в сосед­нем Коломенском. Местность была живописной, с прихотливо изгибающимися контурами низин и оврагов, цепочкой прудов. На участке сохрани­лись следы древних поселений, что придавало пейзажу историческую «глубину». Каскад пру­дов длиной 8 км среди дебрей и болот на южных подступах к Москве был создан еще при Борисе Годунове в оборонительных целях. Земли у вер­ховьев этого каскада принадлежали в XVI в. цари­це Ирине Годуновой. Тогда, видимо, был устроен охотничий двор с хоромами, располагавшимися на берегу пруда в створе речки Городенки. Здесь имеются подлинные следы садовых затей Годуновых. К ним можно отнести большую бе­локаменную лестницу, ведущую с холма к воде, и круглый остров на пруду с потешными беседками-«чердаками» .

Позже, уже в XVII в., Черная Грязь продается окольничему Л. С. Стрешневу, затем переходит к князю В. В. Голицыну, при котором заклады­ваются сады и рощи, строятся плотины, дом с гульбищами. В 1713 г. село за «особые заслу­ги» преподносится в дар Петром I молдавскому господарю Д. К. Кантемиру.

Весной 1775 г. усадьбу приобретает у потом­ков Кантемира Екатерина II, при этом составляет­ся дошедший до нас план, отражающий ее состоя­ние на тот момент. Регулярный сад с цветочными партерами примыкал к южному фасаду деревян­ного дома, от него через сад и далее через лес вела широкая аллея к мысу на берегу пруда. Кро­ме главного увеселительного сада, имелось не­сколько других, видимо яблоневых и вишневых, свободно расположенных среди рощ и полян. К западу от дома на высоком берегу пруда среди лип спрятались «полуциркульные» садовые тер­расы, устроенные при Голицыне.

Екатерина II столь высоко оценила местность — «сущий рай», что провела здесь все лето и на­именовала ее Царицыно.

Практическое занятие №14

Наши рекомендации