Дворцово-парковые ансамбли Москвы
Древняя столица Русского государства и пригороды в радиусе нескольких десятков километров является крупнейшим центром паркостроения в России. Здесь было сосредоточено множество дворянских усадеб, большинство из которых возникло в XVIII в., получило дальнейшее развитие в начале следующего века и позже постепенно пришло в упадок либо использовалось в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями. Многие сады и парки в значительной мере сохранились и являются ценнейшими памятниками русской культуры и искусства, объектами массового туризма и экскурсий.
Большой интерес представляют царские хозяйственные и представительские поместья - Измайлово и Головинский сад (Анненгоф); «знатнейшие и богатейшие » усадьбы высшей аристократии – Кусково, Останкино, Архангельское; парки – ботанические коллекции в поместьях Демидовых и Разумовских; своеобразный культурный и художественный центр XIX в. – Остафьево ; усадьба Вороново и др.
Кусково (рисунок 11)
Этот ансамбль вошел в число шедевров русского садового искусства середины XVIII в. Рядом с дворцом и обширным прудом еще в конце 20-х годов был заложен один из первых московских регулярных садов площадью 31 га, по схеме напоминавший сады Петербурга. Усадьба тогда принадлежала сподвижнику Петра I, фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Но главным устроителем по праву считается его сын П. Б. Шереметев (1713-1788 гг.). Отдавая дань новым формам быта — торжественным приемам, пышным многолюдным праздникам, он превращает Кусково в летний загородный «увеселительный дом».
Центральная часть ансамбля сложилась и получила завершение значительно позже своих петербургских прообразов и отражает в основном поздний период регулярного типа планировки, когда во многих других ансамблях уже началось движение в сторону классицизма и сопутствующего ему пейзажного начала в устройстве парков.
Самая старая часть сада состоит из центральной партерной полосы, ограниченной с одной стороны дворцом, а с другой — Оранжереей, и двух боковых полос с традиционными боскетами. Если партер сохранил довольно простую прямоугольную разбивку, то боскеты, напротив, постепенно дополнялись диагональными аллеями, садовыми павильонами, центральными площадками. Таким образом, сад содержит характерные черты различных этапов развития регулярного стиля. С петровскими ансамблями его сближают каналы — обводной, окружающий сад, и тот, который продолжает центральную ось композиции на противоположной стороне пруда. Да и так называемый Голландский домик имел небольшой залив-гавань и особый сад, где разводились голландские тюльпаны и другие цветы. Приметы позднего барокко сказались на облике садовых павильонов, в том числе Эрмитажа, Итальянского дома, Грота, Зеленого театра. Богатое архитектурное убранство сада дополнялось мраморными статуями, обелисками, вазами, фонтанами, трельяжными беседками, ажурными оградами.
Детали оформления выполнены крепостными мастерами. Единство архитектуры и природы достигнуто в Кускове тем, что каждый павильон или сооружение является композиционным центром микроансамбля, который, в свою очередь, входит составной частью в более сложный ансамбль. Несмотря на то. что все уголки разнохарактерны по стилю, они подчиняются основному архитектурно-планировочному решению усадьбы. Весьма интересны строения на территории усадьбы.
Голландский домик
Строение под высокой красной черепичной крышей — своеобразная декорация уголка старой Голландии. Это одна из ранних построек, о чем свидетельствуют цифры на фронтоне, — 1749. Его окружают цветники из гвоздик и тюльпанов, какие можно встретить только в Голландии. Отсюда лестница ведет к воде.
Эрмитаж
От Голландского домика можно было попасть в Персидскую или Китайскую палатки, раскидывавшиеся только летом, и в Эрмитаж — двухэтажный павильон. Это сооружение с бюстами в нишах и статуей Ганимеда на крыше считается одной из главных диковин Кускова. С его балконов открывался вид на парковое великолепие: стриженые лабиринты, дальние перспективы, темные каналы, золоченую яхту на Большом пруду. На берегах пруда располагались две беседки: Пакоденбург, построенная в «китайском» стиле, и Столбовая, представлявшая собой открытую колоннаду. Мимо Эрмитажа вдоль обводного канала вглубь сада вела аллея с каруселями, всевозможными игровыми устройствами.
Перед выходом из сада зрителей поражал вид пещеры с огнедышащим драконом, обвившим дерево. Неподалеку в двух шалашах скрывались восковые фигуры, удивлявшие своим сходством с живыми людьми (особенно девушка с блюдом грибов).
Грот
Одновременно с главным домом к востоку от него строится Грот. Его архитектура (проект Ф. Аргунова) напоминает царскосельскую. Предназначенный для отдыха в жаркие дни, Грот имитирует сказочное Нептуново царство. Лепнина, композиции из разных по форме и размеру раковин, цветная штукатурка с вкраплением стекла, мелких кусочков минералов и ракушек создают фантастический образ.
Итальянский домик
Недалеко от Грота в водах пруда отражается каменный двухэтажный дом, построенный в духе римских загородных вилл. Рядом—небольшой сад в «итальянском» стиле с разнообразными затеями. На берегу пруда, на пригорке, возвышается статуя сирены над фонтаном. Здание обрамляют мраморные вазы, скульптура, пирамиды.
От Итальянского домика мостик ведет к «менажерии» — пяти изящным сооружениям для птиц с воротами, решетками и колоннами, где содержались журавли, американские гуси, фазаны, пеликаны, рядом по обводному каналу плавали лебеди. Миниатюрные строения, стоящие полукругом, отделялись друг от друга радиусами золоченой ограды.
«Воздушный» театр
Удивительно обилие сооружений на небольшой по размерам территории парка. Большим успехом пользовался «Воздушный» театр. Автором его был крепостной архитектор Ф. С. Аргунов. (Театр не сохранился.) По оставшимся сведениям, на его сцене шли спектакли с 1763-1792 гг. Этот зеленый театр отличала великолепная акустика. Театр был построен на насыпном грунте, т. к. отведенное для него место было заболоченным. Ориентировочные размеры двух боскетов с театром 40 х 65 м. Сцене придавался уклон, и были сделаны выпуски для воды.
Боковые кулисы и задник выстригались из барбариса, за кулисами размещались голубые ели. Трапециевидное открытое пространство сцены имело газонное покрытие. Широкий проход отделял сцену от графской ложи и амфитеатра, представлявшего дерновые скамьи и рассчитанного примерно на 100 человек. Откосы амфитеатра и сцены покрыты лесной земляникой и клубникой. Завершалась площадка за амфитеатром невысокой стрижкой из барбариса, за которой находилась березовая роща, дававшая тень и прохладу. Единый ассортимент деревьев, примененный в оформлении сценической и зрительской частей, придавал цельность всей композиции театра.
Озеленение
Парк славился богатым зеленым убранством. Среди насаждений были редкие для Подмосковья сорта кустов и деревьев. До сих пор живы лиственницы, пихты, кедры; также высаживались липа, дуб, клен. Замечательна своей величиной и подлинным украшением усадьбы была Оранжерея. В ней лавровые, лимонные, апельсиновые и даже кофейные, чайные деревья достигали почти таких же размеров, как и у себя на родине.
Большой пруд
В центральное архитектурное ядро ансамбля входит и Большой пруд, получивший геометрические контуры в 1754 г. Он имеет вытянутую и усложненную в западной части «раструбом» и островком форму прямоугольника длиной 0,8 км. В действительности пруд кажется еще больше, особенно с западного берега: сказывается тонкий расчет и оптический эффект «сходящихся» берегов и преднамеренный отступ от них высокой зелени. Водная гладь пруда и луга вокруг служили в середине XVIII в. еще одной природной сценой для праздничного действия.
К центру дворцово-паркового комплекса тяготеют три протяженные аллеи. Две из них ведут в запрудные рощи, а центральная — к селу Beшняки и его церкви, где были устроены часы с «колокольной игральной музыкой». Несомненно, композиционным центром ансамбля являет дворец, называемый «Большой дом», построенный в 1777 г. в стиле классицизма на месте старого. Расположенный на берегу Большого пруда своим северным фасадом он обращен в парк, окруженный с трех сторон земляным валом и каналом. За Большим прудом с каналом находится Зверинец, созданный на основе естественного лесного массива.
Архангельское (рисунок 12)
Эта усадьба получила свое название в связи с воздвигнутым здесь в 60-х гг. XYIII в. Каменным храмом, посвященным Михаилу Архангелу.
Его парковые устройства отражают влияние Петербургских садов. Строительство паркового ансамбля развернулось в конце XYIII в., уже в период расцвета классицизма, тогда, когда господствовало пейзажное стилевое направление. Несмотря на то, что все архитектурные сооружения относятся к русскому классицизму, парк имеет регулярную планировку. Дом и парк строились одновременно как целостный ансамбль. Площадь ансамбля составляет 14 га.
Регулярный сад занимает всю центральную часть ансамбля от дворца до берега Москвы-реки. Вдоль главной оси располагается ряд великолепно оформленных террас, сооруженных позднее. Простейшие по очертаниям 8 прямоугольных « партеров», обсаженных липой и кленом, сформированы в 1730-1736 гг. Внутри посадки яблонь, груш, барбариса. Возле дома на малой террасе высажены лиственницы. Широкий зеленый ковер выводит к речному обрыву - одной из видовых площадок, откуда открывается панорама долины реки.
Сад был создан князем Д. М. Голицыным на площади 6 десятин. Предполагается, что его закладку производили крепостные мастера. Этот подмосковный сад еще сохранял черты петровского периода. В отличие от петербургских ансамблей, уже полностью регулярных, московские усадьбы развивались более свободно, не всегда подчиняя дом и сад единой оси симметрии. В данном случае осевая линия сада не проходила по центру дома, да и в планировке аллей не было строгой геометричности. Сад был террасным. Террасы богато оформлены подпорными стенами, лестницами, балюстрадой, вазами (арх. Д. Тромбаро). Верхняя терраса находилась возле дома. Лестница вела на вторую террасу, где по обе стороны от площадки, украшенной мраморными скамьями и фонтаном, на газоне устанавливались мраморные фигуры Аполлона и Артемиды. Газон воспринимается как зеленый партер благодаря свободно растущим деревьям, подступающим к террасам.
В боскетах парка возведены павильоны — Библиотека и Каприз. В начале XIX в. в усадьбе было установлено около 100 скульптур, возведены храм, посвященный Екатерине, колонны, беседки, вольер, Чайный домик (перестроенное здание библиотеки), обновлены террасы. А вокруг регулярной части парка созданы участки с пейзажной планировкой — Горятинская и Аполлонова рощи и др.
На краю обрыва, по обе стороны ковра, за кулисами боскетов размещались две оранжереи. Оранжереи располагались также и по откосу обрывистого берега.
В конце 30-х гг. XX столетия на месте оранжерей были построены корпуса санатория и надстроены флигели парадного двора. В настоящее время в парке ведутся реставрационные работы. Архангельское завершает этап развития русского регулярного паркостроения уже в период расцвета пейзажных парков.
Царицыно (рисунок 13)
Свойственный в конце XVIII в. дух романтизма , с особой полнотой проявился в подмосковном Царицыно.
Русское просвещенное общество было тесно связано с европейскими культурными тенденциями. В Англии и других странах Западной Европы наряду с увлечением античностью и эпохой Возрождения все больше рос интерес к Средневековью. Образ английского пейзажного парка гармонировал с подлинными готическими сооружениями. Возникла мода на оформление садовых и хозяйственных построек в духе Средневековья. Это вполне соответствовало господствовавшим в те годы сентиментально-романтическим настроениям.
Готика становится своеобразным эмоциональным противопоставлением рационализму классицизма, занимавшего в те годы господствующие позиции. Она дает больший выход фантазии зодчего, рождает новые архитектурные образы, будит воображение. Сочетание красного кирпича с белым камнем, свободные приемы расположения построек, декоры были близки русской архитектуре XVI-XVII вв.. Дворец, Оперный дом, Виноградные ворота, мосты и другие сооружения в подмосковном Царицыно; церкви, въездные башни, хозяйственные постройки в усадьбах Михалкове, Марьино, Быково, Черкизово-Старки и многих других близки по своему духу традициям допетровского зодчества. Вполне естественно, что русские мастера, хорошо зная и повседневно наблюдая такие постройки, находились под их эстетическим воздействием, вдохновляясь ими.
История Царицына началась с 1775 г., когда Екатерина II приобрела имение Кантемиров Черная Грязь для постройки своей новой подмосковной летней резиденции вместо устаревшего дворца в соседнем Коломенском. Местность была живописной, с прихотливо изгибающимися контурами низин и оврагов, цепочкой прудов. На участке сохранились следы древних поселений, что придавало пейзажу историческую «глубину». Каскад прудов длиной 8 км среди дебрей и болот на южных подступах к Москве был создан еще при Борисе Годунове в оборонительных целях. Земли у верховьев этого каскада принадлежали в XVI в. царице Ирине Годуновой. Тогда, видимо, был устроен охотничий двор с хоромами, располагавшимися на берегу пруда в створе речки Городенки. Здесь имеются подлинные следы садовых затей Годуновых. К ним можно отнести большую белокаменную лестницу, ведущую с холма к воде, и круглый остров на пруду с потешными беседками-«чердаками» .
Позже, уже в XVII в., Черная Грязь продается окольничему Л. С. Стрешневу, затем переходит к князю В. В. Голицыну, при котором закладываются сады и рощи, строятся плотины, дом с гульбищами. В 1713 г. село за «особые заслуги» преподносится в дар Петром I молдавскому господарю Д. К. Кантемиру.
Весной 1775 г. усадьбу приобретает у потомков Кантемира Екатерина II, при этом составляется дошедший до нас план, отражающий ее состояние на тот момент. Регулярный сад с цветочными партерами примыкал к южному фасаду деревянного дома, от него через сад и далее через лес вела широкая аллея к мысу на берегу пруда. Кроме главного увеселительного сада, имелось несколько других, видимо яблоневых и вишневых, свободно расположенных среди рощ и полян. К западу от дома на высоком берегу пруда среди лип спрятались «полуциркульные» садовые террасы, устроенные при Голицыне.
Екатерина II столь высоко оценила местность — «сущий рай», что провела здесь все лето и наименовала ее Царицыно.
Практическое занятие №14