Парки Украины ( конец XVIII- середина XIX вв.)

Украинское садово-парковое искусство развивалось в тесной связи с русской культурой. Эти взаимосвязи стали особенно ощутимыми после воссоединения Украины с Россией. В этот период начали широко использоваться степные просторы левобережной Украины и всего юга Российского государства.

Природные условия Украины чрезвычайно разнообразны и в общих чертах схожи с провинциями России, но характеризуются более мягким климатом. Здесь теплее зимы, богаче почвы, как следствие – более широкий ассортимент декоративных и плодовых растений. С другой стороны, на Украине часты засухи, мало лесов и парки в XVII - XVIII в.в. представлялись зелеными оазисами среди бескрайних степей. Бедность лесами как бы усиливала значение , определила особую ценность садов и парков с практической и эстетической точек зрения.

Природные условия и особенности исторического развития накладывали определенный оттенок и на содержание , и на формы композиционной организации садов и парков Украины. Это в особенности относится к таким крупным паркам и дендропаркам XIX в., как Софиевка, Тростянец или Веселые Боковеньки, которые не имеют аналогов в столицах и центральных провинциях России. Однако влияние русского садово-паркового искусства ощутимо, так как в проектировании многих лучших ансамблей Малороссии участвовали такие блестящие зодчие Петербурга и Москвы, как В.В. Растрелли, В.И. Баженов, Д. Кваренги, Ч. Камерон, А.Ринальди, А.В. Квасов.

Большое влияние на пути развития садово-паркового искусства на Украине оказали русские ученые и энтузиасты-любители А.Т. Болотов, И.Н. Каразин , Н.Л. Давыдов и др. Некоторые дворяне, имевшие усадьбы и в столицах, и на Украине, привлекали к строительству лучших архитекторов, садовых мастеров и т.д. Но и дворяне более скромного достатка были вовлечены в этот процесс. Быт помещиков перестраивается на столичный манер. Воздействие Петербурга и Москвы было не единственным и не исключительным. На всех этапах развития паркостроение на Украине испытывало влияние общеевропейских традиций, польской школы садово-паркового искусства и т.д. Но связи со столичными центрами Российского государства были определяющими, поэтому новый тип парка, который сложился на Украине, называется русско-украинским.Развитие паркостроения на Украине прошло, как и в России, несколько этапов. Вначале оно было представлено преимущественно « утилитарными» усадьбами-садами. В первой половине XVIII в. рядом с дворцами, строившимися в стиле барокко, появляются первые регулярные парки. Среди них Царский Сад в Киеве, парки в Почепе, Ляличах.

Характерная особенность этого этапа заключается в доминирующей роли дворца в ансамбле, его расположение строго на центральной оси, при этом симметрия планировки подчеркивается служебными постройками, аллеями, малыми архитектурными формами, посадками деревьев, цветниками и пр. Затем наступает очередь «натурального стиля », в моду входят пейзажные парки, возрастает всеобщий интерес к садоустройству. Природа в таких парках, как Софиевка, Ивайтенки, идеализируется, точнее сказать, «романтизируется ». Большинство владельцев крупных дворцовых усадеб были в это время богатейшими царскими вельможами, фаворитами императриц, получившими огромные земельные наделы и тысячи крепостных.

Позже, начиная примерно с 20-30-х годов XIX в., начинает сказываться более реалистический подход, на первый план выдвигается естественность – красота растительных группировок в увязке с рельефом и другими местными условиями. В этот период на Украине возникают такие парки и дендропарки, как Александрия, Качановка, Тростянец и др.

В последней трети XIX в., главным образом в связи с отменой крепостного права, темпы строительства крупных дворцов и усадебных парков слабеют. Создаются преимущественно небольшие приусадебные парки любителей садоводства и цветоводства, при этом продолжает усиливаться интерес к экзотическим растениям. Расширяется и строительство государственных (главным образом при учебных заведениях) ботанических садов в Харькове, Киеве, Одессе и других городах, уделяется большое внимание загородным дендропаркам и заповедникам (Веселые Боковеньки, Аскания Нова и т.д.), возникают городские сады, бульвары, набережные.

Парк «Софиевка» (рисунок 14)

Наиболее известным и оригинальным в архитектурно-ландшафтном отношении дендропарком Украины, пользующимся и по сей день самой широкой популярностью, является Софи­евка. Этот ансамбль, начало которому было по­ложено в конце XVIII в., получил дальнейшее развитие в середине XIX века. Главная особенность парка — это живописный «герои­ко-романтический» пейзаж, полностью создан­ный руками человека.

Эта местность до начала строительства представляла собой ли­шенные какой-либо древесной растительности го­лые холмы и овраги, среди которых струился ру­чей Каменка. Кое-где на поверхность выступали небольшие подземные источники, глыбы грани­та, покрытые мхами камни. Однако при всей своей первоначальной незначительности, скром­ности этот уединенный «дикий» пейзаж содер­жал и некоторую картинность, которая могла подействовать на воображение людей, искавших «романтические» мотивы в пейзаже. Берега Каменки как бы задали тон и общее направле­ние ландшафтному характеру будущего парка. Благодаря эффективному использованию рель­ефа местности и введению разнообразных гидро­технических устройств , вода в парке представлена во всем спектре ее декоративных возможнос­тей — в виде больших зеркал прудов, бурных потоков-водопадов, мощных вертикальных струй, извилистого каменистого ручья, сплошной тон­кой завесы (в гроте Венеры), тихо журчащих ис­точников, в строгом архитектурном обрамлении фонтанов, бассейнов и под ниспадающими вет­вями прибрежных ив. Вода, бесспорно, является одним из ведущих компонентов, составляющих оригинальный архитектурно-ландшафтный об­лик всего ансамбля парка.

Другая особенность Софиевки — самое ши­рокое введение в композицию природного камня как очень важного декоративного материала. Здесь представлены разнообразнейшие приемы его ис­пользования и обработки: высеченные в скалах гроты и пещеры, нагромождения гигантских ка­менных глыб, каменистые россыпи и т. п. Осо­бый художественный эффект достигается тем, что многие архитектурные детали также выполнены из того же местного материала: гранитные сту­пени и постаменты, подпорные стенки террас, обелиски и колонны. При этом камень выступает не только как обособленный декоративный эле­мент, а по преимуществу в связи с водой и расте­ниями, образуя своеобразные и неповторимые по выразительности ландшафтные композиции.

Например, в Львином, или Громовом, гроте трудно отличить то, что дано самой природой, от элементов, искусно созданных. Свод грота под­держивается массивным каменным столбом, име­ющим неправильные очертания, в глубине внут­реннего пространства — гранитный стол. Листья деревьев смягчают довольно мрачное впечатле­ние от общего вида композиции. Осо­бый интерес придает этому месту шумовой эф­фект ревущего где-то за «стенами» грота потока воды, из-за чего он и назван Громовым. При вы­ходе из сумрачного грота поражает яркая зелень наполненных солнечными бликами Елисейских полей.

Подобные эффекты, рассчитанные на внезап­ный контраст, сильное неожиданное впечатление, которое действует одновременно на зрение, слух и осязание, можно наблюдать и в других компо­зициях — в гротах «Орешек», Венеры, Страха и Сомнений и др.

Некоторые камни и скалы привлекают к себе всеобщее внимание своим необычным видом и положением, гигантскими размерами. Многие из них стали важными композиционными элемен­тами парка. На восточном берегу Нижнего пруда высится, уходя в воду, большая гранитная скала, наверху которой устроена видовая площадка Бельведер. С этой точки раскрывались многосто­ронняя панорама Нижнего пруда, эффектный вид на Большой каскад. Под Бельведе­ром — знаменитый Камень смерти, свидетель гибели десятков крепостных, пытавшихся поста­вить его в нужное положение над береговым об­рывом. С легендами и мифами — по преимуще­ству греческого происхождения — связаны и многие другие композиции из камня — долина Гигантов, Тарпейская скала, Левкадская скала и др. Причем это именно композиции, т. е. искус­ственно созданные группировки из каменных глыб, а не просто природные достопримечатель­ности, как это может показаться неопытному гла­зу. В этом отношении парк «Софиевка» не знает себе равных в европейском и русском паркостроении как естественный лесной массив, однако все его древостои искусственного происхождения, созданные на открытых склонах, обрывах и овра­гах.

Дендрология Софиевки

В Софиевке в широких масштабах была исполь­зована местная флора. Склоны балок, каменистые обрывы и обнаженные и лишенные деревьев хол­мы почти сплошь засаживались преимуществен­но местными древесными породами и кустарни­ками по методу лесных культур. Основной фон насаждений образуют теперь дуб (сохранились деревья-великаны высотой до 25 м, свидетели первых лет создания парка), граб, а также ясень, клен, липа, дикая груша. Подлесок состоит пре­имущественно из боярышника, калины, шиповни­ка и других кустарников. В пониженных местах преобладают ивы, ольха, осина, тополь. Попада­ются одиночные экземпляры и группы елей, со­сен, ясеней возрастом до 150-190 лет.

Поляны созданы преимущественно в восточ­ной части парка, в районе Грибка, за густой по­лосой древесно-кустарниковой растительности, вдоль берега Каменки. Центральная поляна вы­тянута в меридиональном направлении и на­столько обширна, что ее пейзаж напоминает при­родную лесостепь. Контуры поляны изрезаны, выступы леса чередуются с лужайками, обособ­ленными группами деревьев. Опушки окаймле­ны акацией, сиренью, калиной, бересклетом и др.

В центральной части парка, у прудов и кас­кадов, сосредоточены деревья-экзоты, которые высаживались с первых лет существования пар­ка, среди них пирамидальный тополь, платан, туя, каштан и другие деревья.

Композиция Софиевского парка

Чтобы лучше понять и оценить простран­ственную композицию Софиевки и значение ее архитектурных сооружений, необходимо пред­ставить себе основной прогулочный маршрут, который начинается у главного, южного, входа в парк. Вход подчеркнут двумя крупными сто­рожевыми башнями, чугунными воротами со сложным декоративным оформлением, рядами пирамидальных тополей. За ними начинается главная аллея парка — Каштановая, проложен­ная вдоль правого берега Каменки. За речкой, имеющей здесь характер каменистого ручья, бе­рег круто поднимается, кое-где видны выступы гранита. Виды, ритмично открывающиеся на этот пейзаж, обрамляются стволами и свисаю­щей листвой деревьев на первом плане. Движе­ние вдоль аллеи оживляется также ее плавным изгибом перед выходом к Нижнему пруду. По­этому колоннада павильона Флоры появляется в поле зрения не сразу, а лишь в конце аллеи, что усиливает зрительный эффект появления сияю­щей на солнце водной глади.

Светлый дорический портик этого павильо­на отмечает собой начало центральной компо­зиции парка, является как бы ее преддверием, служит одновременно и тропинками, и видовой площадкой, более того — главным архитектур­ным акцентом Нижнего пруда при взгляде на него с северной стороны. Следует отметить и очень точно найденную масштабность этой постройки. Крупные и простые формы павильона усиливают, активизируют художественное воздей­ствие паркового пейзажа.

Дальше на протяжении 400 м маршрут про­легает по берегу Нижнего пруда. Вниматель­ный наблюдатель отмечает здесь целый ряд глубинных перспектив, интересных видовых раскрытий и связей. Так, Китайская беседка, поставленная у высокой бровки в районе Ду­бинки, раскрыта по направлению к пруду. Эту визуальную ось подхватывает Главный каскад на противоположном берегу пруда, что обра­зует по отношению к пруду многоплановую перспективу глубиной около 350 м.

Другое осевое построение пространства мож­но видеть в северной части парка, в районе оран­жерей, где, согласно первоначальному замыслу, должен был находиться дворец. Вытянутое в ши­ротном направлении здание оранжерей обраще­но к террасированному углублению, напомина­ющему по своей форме амфитеатр. Оси здания и «амфитеатра» закреплены прямой аллеей, сим­метричным рисунком боковых спусков и фонта­ном «Семиструйка». Вероятно, в прошлом эта ось была (по крайней мере зрительно) связана с пло­щадью Собраний, долиной Гигантов, Кавказской горкой, а возможно, и с павильоном Флоры. Пос­ле преодоления подъема вдоль Большого каска­да, после целой серии острых пространственных эффектов, связанных с прохождением на лодках Мертвого озера, подземной реки Стикс длиной 224 м и шлюза, посетителя вновь ожидает силь­ный пейзажный контраст, напоминающий выход из затененной каштановой аллеи к Нижнему пру­ду, но, пожалуй, еще более впечатляющий. С дам­бы перед ним открывается широкая панорама Верхнего озера.

В этой картине центральным акцентом явля­ется Розовый павильон на острове, тяготеющем к западному берегу озера. Это восьмиугольный в плане двухъярусный призматический объем, главными декоративными элементами которого служат обрамления входов и оконных проемов.

Розовый павильон — сооружение, значительно более интересное по своим размерам и характеру архитектуры, чем павильон Флоры. Он в большей мере подчинен, чем противопоставлен пейзажно­му окружению, более тесно увязан с раститель­ным фоном, как бы «укутан» купами деревьев.

После прогулки к острову посетители поворачи­вают обычно на юг и мимо грота Венеры идут вдоль русла Каменки к долине Гигантов, площа­ди Собраний и далее восточным берегом Нижне­го пруда либо к выходу из парка, либо в перифе­рийные его районы — Грибок, Дубинка.

Тростянец (рисунок 15)

Тростянец — удачный опыт облесения черноземных степей, образец прекрасного преобразования природы. Этот парк, где применен разнообраз­ный ассортимент с ценными видами и садово-­декоративными формами.

Освоение территории парка было начато в 1834 г., в годы увлечения любителей паркового искусства интродуцированием древесных и кустарниковых пород. Основой для создания парка выбрали широкую балку с маленьким ру­чейком, где была устроена система прудов об­щей площадью до 10 га. Путем искусственной подсыпки монотонный, почти ровный рельеф был преобразован в живописный холмистый рельеф с высотой некоторых горок до 30 м. На­саждения высаживались крупными участками с однородным составом древесной растительнос­ти. Поляны и их опушки в дальнейшем тщатель­но обрабатывались декоративными породами. Вокруг парка были посажены рощи, защищаю­щие парк от ветра. Эти лески на открытой равни­не вызывают у посетителя ощущение смены ланд­шафта, подготавливают его к восприятию огромного лесного массива — чудесного зелено­го острова в степи. Общая площадь парка 136,8 га, из них 10,47 га занимают водные поверхности,101,06 га—древесно-кустарниковые насаждения и 49,47 га — газонные поверхности.

Композиция насаждений прекрасно проду­мана. Разнообразные по очертаниям и офор­млению поляны, водные поверхности, лесные массивы связаны единым замыслом. Их пей­зажи постепенно раскрываются благодаря удач­но проложенным дорогам. Несмотря на бога­тый ассортимент — всего более 600 видов и садово-декоративных форм деревьев и кустар­ников, — насаждения парка не утомляют своей пестротой. Каждый участок насаждений сгруп­пирован по особому замыслу. Это либо одно­родные группы деревьев, собранные букетами, либо плотные заросли темных елей, либо ажур­ные, просматривающиеся насквозь рощи. Бо­гатый травянистый покров, где произрастают многочисленные цветущие травы — ландыш, фиалка душистая, медуница и др., обогащает цветовую гамму открытых и закрытых ланд­шафтов парка.

В парке нет украшающих архитектурных элементов — павильонов, скульптур. Все раз­нообразие здесь достигнуто путем композиции зеленых насаждений, рельефа и воды.

Тростянец имеет три специфические осо­бенности композиционного построения, на которые следует обратить внимание:

1. использование эффекта неожиданности при подходе или подъезде к парку. Постепенно приближающиеся внешние «фасады» парка не имеют ничего общего с теми картинами, которые ожидают посетителя в его «интерьерах». Снару­жи это просто лесной массив на фоне монотон­ной равнины, а внутри это «черная» страна с кру­тыми холмами, озерами, пышной экзотической растительностью;

2. отсутствие каких-либо внешних визуаль­ных связей. Это «внутренняя» композиция, и все композиционные ориентиры парка лежат в его центральной части;

3. подчиненное значение архитектурного ком­понента в ансамбле. Роль основной доминанты и ориентира играет здесь водная система, образу­ющая главное открытое пространство парка. Эс­тетическая выразительность его определяется не зданиями, скульптурой и пр. традиционными «архитектурно-художественными атрибутами», а уникальными деревьями-монументами, полянами-«залами» и «анфиладами», различными формами рельефа, образующими «пирамиды», «амфитеатры» и т. д.

Дендропарк Тростянец, превращенный в на­стоящее время в заповедник, — настоящий му­зей живой природы.

Белоцерковский парк «Александрия» (рисунок 16)

Относится к числу лучших и старейших ландшафтных парков Украины.

Парк расположен на территории около 200 га, которая примыкает к городу с юго-западной сто­роны. Его рельеф образуют три глубокие балки, параллельно разделяющие пологий склон. Они расширяются по мере приближения к р. Рось. Вдоль этих балок создана система прудов общей площадью 12 га. В пониженных местах рельефа имеются источники лечебной воды с большим количеством радона. Многие участки парка укра­шает выходящий на поверхность земли естествен­ный камень — гранит. Он эффектно использован в сочетании с водными потоками, образующими каскады, водопады, а также в оформлении источ­ников либо как декоративный элемент на лужай­ках.

Извилистая полоса водного зеркала р. Рось со­ставляет более 10 га. Она обогатила композицию прибрежной части парка. Видовая точка находит­ся на Палиевой горе, откуда открывается наибо­лее типичный украинский вид. Природа украсила гранитными скалами подножие возвышающейся над рекой горы. Они декоративны со стороны рус­ла.

В парке много своеобразных по художе­ственному достоинству пейзажей. Достопри­мечательностью парка является дубрава.

Особо живописна Большая поляна — центр парка, где наблюдаются неповторимые соче­тания деревьев: березы с сосной обыкновенной и елью, дубы, каштаны и др.

Ровный зеленый газонный «ковер» поляны придает нарядность пейзажам. Водоемы созда­ют в парке особый микроклимат.

Поляна соединена дорогами со всеми час­тями парка. К ним с трех сторон примыкают водоемы. Архитектурные объекты украшают пейзажи поляны. Крутые склоны балки соеди­няет так называемый китайский мостик с бе­седкой у его центральной части. С водопадом он смотрится особенно красиво.

Из малых форм сохранились одноарочный мост, колоннада, павильон «Ротонда» и др.

К Большой поляне примыкает Малая поляна, которая интимна. Здесь плотные древесно-кустар­никовые растения создают живописные стены вдоль свободно изгибающегося периметра поляны, на их фоне выделяются группы и одиночные деревья. Из красивоцветущих кустарников на поляне сирень, жасмин, спирея и др. Живописные группы деревьев особенно красивы у водоемов.

История строительства парка начинается с конца XYIII в. Парк задумывался как « небольшой зеленый массив у дворца». В композицию зелени были включены постройки для гостей, танцевальный павильон и другие объекты. Первосоздателем парка является Мюффо.

Развитие парка в дальнейшем шло в сторону р. Рось. В связи с этим, была построена система водоемов на базе мощных источников грунтовых вод вдоль балок. На участке перепадов водных потоков созданы водопады и каскады. В их декорировании широко применили гранит. Важным художественным элементом пейзажа являются фонтаны. Для их создания использовалась разность в уровнях водных поверхностей.

Строительство парка продолжалось и после Мюффо. Работами руководили специалисты паркового искусства Витт, Штунте, Бартецкий.

С 1815 по 1865 г. формирование парка осуществлялось под руководством садовника А. Энса. Его заслуга – пейзажи в центральной и восточной частях парка. Западная часть парка была превращена в Зверинец.

При А. Энсе закладывались плодовые сады. К середине 70-х гг. XIX в. большое внимание уделялось не формированию парковых пейзажей, а созданию плодовых садов, рыборазводных прудов, огородничеству, скотоводству.

В конце XIX в. проводилась посадка большого количества декоративных деревьев северной части парка с целью защиты от пыли и шума прилегающих ко дворцу участков.

Практическое занятие №15

Наши рекомендации