Предпосылки развития пейзажного стилевого направления.
Пейзажный парк в России
Идеи пейзажного стиля приводят в конце XVIII-начале XIX вв. к коренному переустройству парков России: многие существовавшие тогда ценные регулярные парки были переустроены в пейзажные. В этот период садово-парковое искусство России достигает своего расцвета: усадьба и прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа. Образцом устройства усадеб служили созданные во времена правления Екатерины II царские дворцово-парковые комплексы Петербурга и Москвы (Царское Село, Павловск, Гатчина, Царицыно).Парки теперь разбивались по новому, пейзажному, принципу. В этот период закладываются общие принципы планировки русских усадеб, сохранившиеся вплоть до начала XX в. Дворец с примыкающими к нему флигелями является центром поместья и располагается обычно на возвышении. Ниже располагаются многочисленные служебные корпуса, которые также украшаются и ставятся в определенном порядке. Центр выделяется и путем планирования дорог и аллей. Именно к нему подводит прямая подъездная аллея. Главная осевая линия проходит мимо монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в сад. Этот ближний сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется регулярно. За ним начинается собственно пейзажный парк. Такое устройство парка позднее получило название смешанного стиля.Резиденция российских царей — Царское село — великолепное произведение русского садово-паркового искусства XVIII-XIX вв., в котором сочетаются шедевры архитектуры и красота северной природы. В его планировке можно обнаружить черты различных парковых стилей с преобладанием пейзажного.Особенности русского пейзажного паркостроения • Русский сад не является в строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным, а представляет собой смесь этих стилей.• Сад носит утилитарный характер. В нем обязательно должны присутствовать плодовые деревья и кустарники.• Симметрия не соблюдается в русских садах не по принципиальным, как в пейзажных парках, соображениям, а потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом.Русское парковое искусство создавалось на русской земле, русскими мастерами и в гармоничном сочетании с русским пейзажем. Эта связь особенно ярко подчеркивается в Павловском парке и в парках Петергофа.С петровских времен и до нынешнего времени особой популярностью пользуются Летний сад, парки Ораниенбаума, Царское Село, Архангельское.Русские парки, несмотря на сильное влияние классических парков Европы, самобытны по содержанию и стилю.Русские усадьбы отличает бoльшая свобода и естественность, чем английские пейзажные парки. Часто собственно парк вовсе не заканчивался, переходя в лес. Придает своеобразие совмещение в парковых объектах хозяйственных и эстетических функций. Пейзаж здесь строится из рыбных прудов, плодовых садов, погребов с беседками над ними.В XVIII веке в России создаются первые в мире публичные сады. Одним из них стал знаменитый Летний сад в Петербурге. Он был разбит по образцу регулярных садов — с симметрично расположенными аллеями, фигурной стрижкой деревьев и кустарников, партерными цветниками, декоративной скульптурой, фонтанами. В петровское время он являлся парадной царской резиденцией, где в летнее время протекала общественная и придворная жизнь Петербурга. В петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, и гротом, из которого бил фонтан.
родовое имение львова. Очень профессионально была разработана гидротехническая система, которая включала: пять искусственных прудов, плотины, дренажную сеть, деревянный подземный водопровод, несколько ключевых колодцев.
В центре усадьбы, на пригорке, он поставил трёхэтажный дом с бельведером. Нижний этаж отделан рустовкой, а второй и третий украшены четырёхколонным ионическим портиком. Позднее к центральному объёму решили пристроить два флигеля, но, по-видимому, пристроили лишь левый, а справа лишь заложили фундамент.До наших дней дошла только часть центрального дома и западный флигель.
Рядом с домом в «собственном» садике стоит погреб-пирамида — трехъярусное сооружение. Верхний ярус — световентиляционная камера, второй — наземный — своего рода павильон, свод и стены которого расписаны строгим орнаментом и гирляндами. Здесь хорошо было в жару отведать фруктов и прохладительных напитков. Нижний ярус — ледник, в него ведёт отдельный арочный подземный вход.
В панораме, открывающейся с площадки дома, было тщательно обдумано размещение архитектурных построек, поэтому Львов вырубил лес, расширяя перспективу их обзора. У прудов, в Петровой горе были устроены кузницы. Романтический их декор — арки, ниши из разноцветного камня-валуна, особенно выразительны при вспышках горна. От дома дубовая аллея вела к храму-усыпальнице, поставленному на холме. Вечернее солнце золотило купол и «заходило в храме». Храм Воскресения — одна из самых прекрасных ротонд русской архитектуры. В подземной части её находилась родовая усыпальница Львовых, в мощном цокольном этаже из тёмных блоков колотого валуна — тёплая Никольская церковь, над ней — белоколонная ротонда — храм Воскресения". (И.А. Бочкарёва Н.А. Львов. К 250-летию со дня рождения., Торжок, 2001)
Пирамида побелена, думаю вопреки замыслу великого зодчего. Днём она открыта, так что можно обозреть мистический интерьер, с круглыми отверстиями в полу и потолке… Дом брошен, и как это обычно — является любимым местом сборища молодёжи, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Храм-ротонда на замке. В зимней церкви, я думаю, проходят службы, в летней — ремонт. Протиснувшись между циклопическими колоннами и наружной стеной, мне удалось добраться до открытого, но забранного в решётку восточного входа и «снять» кессонный купол с тонкой лепной отделкой. Существуют ли сегодня львовские кузницы и каскадная система прудов — для меня так и осталось загадкой.
болотов и его деятельность в СПИ.Проектируя парки, Болотов применял передовые по тем временам методы анализа природной ситуации, подобные методам современной компьютерной графики. Так, например, он, глядя через стекло, наносил на него основные контуры реально существующего пейзажа, а потом поверх изображения — новые элементы, которые предполагал построить, затем сравнивал получившийся образ с натурой. Путем многократного повторения различных вариантов эскиза он приходил к наиболее эффектному решению и переносил его на окончательный план. Это позволяло с особой точностью определить положение и размеры различных парковых сооружений и их увязку с рельефом местности, древесно-кустарниковыми композициями, водоемами, положением дорог и так далее.А.Т. Болотов, проведя критический анализ теоретических трудов западноевропейских ученых того времени и отнюдь не отрицая достижений европейских садовых школ, разработал собственную оригинальную систему взглядов на строительство «натуральных» садов в России. В многочисленных статьях, публиковавшихся в журналах «Экономический магазин» и «Сельский житель», редактором которых он являлся, в 80-х гг. XVIII в. были не только освещены общие теоретические вопросы садоводства, но и давались детальные практические рекомендации.Главная заслуга А.Т. Болотова — привлечение внимания к проблемам самобытности и естественности, т.е. созданию такого типа парка, который отвечал бы реальным природным условиям и культурно-историческим традициям России. В своей статье «Некоторые замечания о садах в России» (1786 г.), подчеркнув факт широкого распространения садов в старинных усадьбах, А.Т. Болотов отмечает, что «всего бы благоразумнее было быть нам, колико можно, осторожными и не спешить никак перенимать манеры у других, а паче испытать производить сады собственного своего вкуса, и такие, которые бы, колико можно, сообразнее были с главнейшими чертами нашего нравственного характера... А при таковых обстоятельствах не было б ни мало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни Английские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда б мы называть их стали РОССИЙСКИМИ».
павловский ансамбль Парк строился 50 лет, с 1777 по 1824 г.г. Площадь парка 543 га. Он расположен недалеко от Санкт-Петербурга. Парк являлся резиденцией Павла I и его супруги Марии Федоровны.В Павловском парке можно условно выделить семь основных ландшафтных районов, каждый из которых имеет свои, присущие только ему, особенности (физиономические черты). Прямые, как стрелы, лесные дороги Большой звезды приводят на холмистые берега Долины реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенной бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой берёзы. И совершенно не похож ни на один из районов Центральный, или Придворцовый, район, почти полностью решённый в регулярном стиле.Долина реки Славянки пронизывает парк с северо-востока на юго-запад и является его композиционной осью. Она решена как серия полян, расположенных на открытых откосах долины и у воды, с небольшими живописными группами деревьев и кустарников, среди которых располагаются парковые сооружения - композиционные центры внутренних участков и парковых картин. Зелёные стены лесных массивов Сильвии, Большой звезды, Красной долины подступают к долине Славянки, замыкая пространство и ориентируя виды в продольном направлении.В насаждениях преобладали хвойные - сосна и ель. Они придавали району характер русской северной природы, суровость которого смягчалась лиственными группами. В настоящее время сосны почти исчезли, основными породами стали лиственные и ель, поэтому первоначальный облик района сильно изменился.По мере удаления от дворца архитектурных сооружений становится меньше, пейзажные картины строятся с помощью природных компонентов, широкая долина постепенно сужается, лес всё ближе подступает к берегам реки, парк как будто бы всё сильнее сливается с окружающей природой. Работа по планировке и строительству этого района парка, занимающего площадь 85 га и имеющего протяжённость 3 км, велась в течение почти четверти века, с 1777 по 1803 год. Над проектом района последовательно работали Ч. Камерон, В. Бренна и П. Гонзаго
композ.особенности долины р.славянки Мягко обогнув холм, на котором возвышается дворец, Славянка выпрямляет свое течение. На берегах реки архитектор Камерон создал одииз лучших районов парка.Художник блестяще использует естественный ландшафт долины: широкую пойму реки с сочной яркой травой, холмистые берега - сравнительно пологий заросший кустами, деревьями левый и крутой, местами обрывистый - правый. Кое-где он расширяет русло Славянки, увеличивая зеркало воды, или, наоборот сближает берега, а в одном месте даже изменяет русло. Вырубая деревья, он оставляет только те, которые отличаются красотой кроны, часто к ним подсаживает деревья другах пород, образуя живописные группы. Иногда Камерон вводит в рождающиеся пейзажи небольшие постройки, мосты. Но это не нарушает естественности ландшафта, а лишь усиливает его выразительность. В результате кажется, что все осталось то же - и река, и ее берега, но пейзажи стали ярче, проникновеннее, художник своим вмешательством помогает глубже почувствовать прелесть русской северной природы. Так композитор обрабатывает народную песню, сохраняя основную мелодию, но раскрывая богатство ее музыкальных возможностей. Все это совсем не похоже на чопорные регулярные парки первой половины XVIII века с линейной посадкой подстриженных деревьев, с четкой геометрической планировкой дорожек и прудов, где во всем видна рука человека. Долина Славянки - образец пейзажного стиля в паркостроении.
Большая звезда. Площадь ее 130 гектаров.Густую темную чащу леса рассекли двенадцать больших просек, отходящих лучами от центральной круглой площадки. Затем появились многочисленные дорожки, проложенные в разных направлениях и соединившие просеки так, что в плане получался рисунок звезды. Это и определило название района.Постепенно лесные просеки превратились в аллеи, по сторонам их поднялись рядами посаженные клены, березы, дубки. Старый лес стал светлее, радостнее. Обитатели дворца и их гости часто приезжали сюда на веселые пикники. Широкие и прямые, удобные для прогулок в колясках и верхом, дорожки получают необычные названия - «Молодого жениха», «Красного молодца», «Зеленой женщины», «Красного солнца» и т. п.в Павловском парке были созданы семь основных районов как семь поэтичных образов русской северной природы. "Что шаг, то новая в глазах моих картина..." - писал о Павловском парке В. Жуковский. И действительно, каждый район имеет свои особенности, присущие только ему: прямые, как стрелы, лесные дороги Большой звезды приводят на холмистые берега реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой березы. И совершенно ни с одним районом не имеет сходства Придворцовый, почти полностью решенный в регулярном стиле. Характерными чертами этого стиля отмечены Большие круги, Вольерный участок, Собственный садик, которые, однако, не меняют общего впечатления от парка как парка пейзажного.
Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада — Царицынскими прудами, с востока — комплексом оранжерей. особенности планировки царицынских зданий такова, что позволяет говорить о «поэзии геометрии»: здесь встречаются разнообразные — всегда правильные, симметричные — геометрические фигуры. павильоны в виде шести- и восьмигранников, крестообразные; малый дворец — в виде полукруга, кухонный корпус — в виде квадрата со скруглёнными углами. то же относится и к внутренней планировке: круглые, и овальные и полуовальные залы мастерски сочетаются с залами в плане прямоугольными. важно отметить, что почти все внутренние помещения царицынских построек баженов проектировал со сводчатыми потолками, отчего достигался ещё больший эффект игры геометрических форм.Особенность баженовских построек — их постоянное визуальное взаимодействие, ансамблевость. Зодчий расположил объекты таким образом, чтобы со многих точек обзора они создавали «дуэты» и «трио». Постройки также гармонично взаимодействуют с ландшафтом, водной гладью прудов и парком. Ещё в конце XVIII века царицынский ансамбль стали называть «театром архитектуры» — отчасти из-за эффектной композиции и необычного оформления зданий, воспринимавшихся как декорация для сказочного спектакля; отчасти из-за нарочитого несоответствия внешнего облика зданий их предназначению: «под маской» дворца могла скрываться обычная хозяйственная постройка. Особенностью Царицынского парка является то, что в нём расположены курганы-могильники племени вятичей, относящиеся к XI—XII векам.
Архитектурный ансамбль
2.1 Большой мост через оврагБольшой мост через овраг — самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века. Он обладает уникальными художественными особенностями; мост производит впечатление цельности и гармоничности, массивная конструкция мастерски декорирована и визуально облегчена. 2.2 Фигурный мостКраснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам — белокаменные георгиевские кресты. Высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов соединяет полукруглые башенки, которые завершаются декором «ласточкин хвост» на мотив стен Московского Кремля. При создании Фигурного моста Баженов проявил себя как глубокий знаток допетровской московской архитектуры и яркий стилизатор: все детали разнообразного и красочного убранства моста находят аналогии в постройках XVI—XVII веков. Кажущиеся мощными снаружи, башни моста изнутри теряют вид боевого сооружения; разрезанные проходом, они представляют собой декоративные экседры.[1][3]2.3 Кавалерские корпусаПостройки имеют ряд интересных архитектурных особенностей, в них выявилось то, что иногда называют баженовской «поэзией геометрии» — формы зданий решены с особой выдумкой. Третий Кавалерский корпус отличается планировкой с круглым залом, который выходит наружу в виде полуротонды;Второй Кавалерский корпус имеет восьмиугольную планировку, (за что иногда называется «Восьмигранником»); маленький Первый Кавалерский корпустакже задуман по-особенному: он в плане имеет форму квадрата с изъятой со стороны угла трапециевидной частью2.4 Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»Северную часть дворцовой площади замыкает храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенный между Вторым Кавалерским корпусом и Фигурным мостом. Это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Храм построен на месте деревянной церкви усадьбы Голицыных в 1722 году по повелению Дмитрия Кантемира.2.5 Хлебный дом (Кухонный корпус) Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор, ныне превращённый в атриум. На дворцовую площадь ансамбля он выходит под углом, замыкая собой перспективу площади. Крупное здание должно было стать наряду с непостроенным Конюшенным корпусом ведущим элементом дальнего плана парадных царицынских фасадов.[1]2.6 Большой дворецДворец, несмотря на яркие псевдоготические черты (башни, стрельчатые арки) по своему решению близок канонам классицизма: строгая симметрия, трёхчастное деление фасадов, общее спокойствие и уравновешенность пропорций, монументальность и некоторая тяжеловесность деталей (полуколоннпо углам башен, сандриков, лоджий боковых корпусов). В шатровых завершениях башен присутствуют черты, восходящие к башням Московского Кремля. Во многом Большой Царицынский дворец демонстрирует иной подход к решению задачи постройки загородной резиденции «в готическом вкусе»: по сравнению с баженовским проектом, здесь посредством классицистических решений проявилась «державная мощь» и отсутствуют лёгкость и игривость.Готика и «московское барокко» перестали быть частями творческого синтеза для выработки особого, неповторимого стиля, оставшись элементами тщательно проработанного декора.[1]2.7 Арка-галереяДекоративное сооружение, расположенное между Хлебным домом и Большим дворцом, построено Баженовым в 1784—1785 годах в виде галереи, прерывающейся в середине аркой с шипами. Оно не несёт на себе никакой функциональной нагрузки. Когда-то предполагалось, что галерея должна была служить для связи Кухонного корпуса и дворца (например, для подачи блюд к столу), но в этих зданиях отсутствуют выходы непосредственно в галерею и они никогда не существовали.[3]2.8 Малый (Полуциркульный) дворец и холм-пирамидаХолм-пирамида, унаследованный Царицыным от усадьбы Кантемиров, является интересным памятником паркового искусства XVIII века. Садовники Кантемиров придали крутому склону холма правильную конусную форму, расположив полукруглыми террасами прогулочные дорожки между регулярными парковыми посадками. Вершину холма венчала деревянная беседка; в ней летом 1775 года Екатерина II проводила заседания Государственного совета.[3]2.9 Средний дворец (Оперный дом) Довольно крупное здание протяжённой формы производит впечатление цельности; оно наиболее сложно декорировано среди сохранившихся царицынских построек Баженова. За счёт тщательно проработанного декора его формы кажутся лёгкими, устремлёнными ввысь. Парапет, венчающий дворец, по сравнению парапетами других царицынских построек особенно сложен по рисунку, наряден и очень высок; с южного и северного фасадов в него включены замечательные по своей графичности контурные белокаменные двуглавые орлы, подчёркивающие официальный статус здания. С восточной стороны в его центральной части имеется декоративный рисунок, напоминающий театральный занавес, со звёздами, кругами и планетарными знаками, намекающими на масонство архитектора. К масонской символике в оформлении дворца также относят декоративные детали второго этажа наподобие обелисков с заострёнными штырями — «лестницы вольных каменщиков».[В основе его планировки — великолепный двусветный зал со сводчатым потолком и превосходной акустикой, к которому примыкают два аванзала. Та часть, что выходит к Верхнему Царицынскому пруду, состоит из анфилады небольших помещений, вероятно, служебного или вспомогательного характера, спланированных Баженовым с особой выдумкой: здесь есть комнаты с нишами и комнаты овальной формы2.11 Оранжерейный мост и ОранжереиОранжерейный мост (именуемый также «Оранжерейная плотина») не связан с творческой деятельностью Баженова или Казакова; он построен в началеXIX века по инициативе Экспедиции Кремлёвского строения под началом И. В. Еготова и, вероятно, по его проекту. Мост расположен вблизи Хлебного дома; строился в утилитарных целях — облегчить сообщение между хозяйственной частью, сосредоточенной в Хлебном доме, с оранжереями и обширными царицынскими плодовыми садами, располагавшимися на другой стороне оврага. Скромный по своему декору, особенно в сравнении с Большим мостом через овраг, мост тем не менее выдержан в общей для царицынского ансамбля цветовой гамме и стилистике. Парапет акцентирован небольшими редко расположенными геометрическими рельефами из белого камня, арка моста у основания усилена мощными контрфорсами, характерными для средневековой архитектуры.К концу XX века ни разу не ремонтировавшийся мост обветшал, особенно сильно пострадал от времени и небрежения парапет. В 1995—2001 годахпроведена полная реставрация.Флора.В парке преобладает липа мелколистная. Вместе с ней растут вяз гладкий, дуб черешчатый, клен остролистный, ясень обыкновенный. Хвойных деревьев (ель, сосна обыкновенная) немного. В подлеске – лещина, бересклет бородавчатый, жимолость лесная. Травы представлены пролесником многолетним, снытью, осокой волосистой, зеленчуком, лютиком кашубским, медуницей неясной, ветреницей лютиковой и некоторыми другими. Встречаются здесь и охраняемые виды: колокольчики широколистный и крапиволистный, купена многоцветковая, ландыш майский.Характерной особенностью Царицынского парка является обилие барвинка малого, который нечасто встречается в других московских парках. Из других усадебных видов в парке сохранились мятлик, трищетинник желтоватый, фиалка душистая и другие.
Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр IГолландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед царицыным дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, — еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурой. Ф.-Б. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору; Большой пруд с расположенным на острове люстгаузом (увеселительным павильоном) приобрел форму шестиугольника и был обведен аллеями. Наконец, в 1770-х годах архитекторы В. И. и И. В. Нееловы построили в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. Вдоль границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный (Каскадный) канал с двенадцатью плотинами.Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад», начатый под руководством В. И. Неелова и завершенный садовым мастером И. Бушем. Оказавшийся частью нового парка, Большой пруд подвергся перепланировке и был превращен в озеро; прямоугольные очертания Нижних прудов также были смягчены. В Старом саду на третьей террасе появились Полулунные пруды, сохранявшиеся вплоть до реконструкции этой части парка в 1960-х годах. Именно в это время водные поверхности, занимающие пятую часть территории Екатерининского парка, стали важной составляющей его образа. Естественный склон местности к северо-востоку позволил связать все водоемы в единую самотечную систему и устроить на ней небольшие, но бурные водопады. Екатерина II спешила явить просвещенной Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.О чуткости императрицы — просветительницы и законодательницы — к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки. Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвященные победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня». Наконец, в 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой — верандой в итальянском стиле.
формирование типа русской усадьбы. Долгая история формирования усадьбы, ее становление и гибель, должны быть уложены не в одно определение, а в несколько. Усадьба трансформировалась, переживала взлеты и падения, и ее определение на каждом этапе должно будет несколько отличаться от последующего. Для того, чтобы сформулировать их, необходимо в первую очередь составить типологию русской усадьбы с учетом основных путей ее развития., тем более, что имеющиеся классификации, составленные с архитектурной точки зрения (деление усадеб на дворцовые, близкие дворцовым, т.е. дворцового типа, и т.п.), на наш взгляд, достаточно спорны.Наиболее распространенным типом усадьбы первоначально был так называемый загородный двор или дом. Двор, по В.И. Далю, «место под жилым домом, избой с ухожами (угодьями - М.К.) и оградой»12. В данном случае здесь более близко подходит значение слова «дворец»-»уса-дебка особняком». В сущности загородный двор - это небольшое загородное имение, где почти ничего нет, кроме усадьбы. Можно сказать, что это форма усадьбы в чистом виде, где все сельское хозяйство сведено к минимуму и играет более «декоративную» роль, нежели действительно направлено на удовлетворение насущных потребностей владельца.Загородные дворы исчезли как явление к середине XIX в. С того времени они перестают значиться в документах. Это объясняется достаточно просто все загородные дворы вошли в черту Москвы и превратились в городские особняки.Параллельно с загородными дворами существовали и усадьбы в более близком нам понимании этого слова. Но поскольку жить вдали от городских стен в определенные исторические периоды было небезопасно, их устраивали лишь лица, принадлежавшие к самой высшей знати: представители правящей династии и наиболее приближенные к ним бояре, имеющие средства, чтобы содержать достаточно много вооруженных слуг. Впрочем, и это спасало далеко не всегда. Так, в 1568 г. Иван Грозный со своими опричниками уничтожил много усадеб в Подмосковье, принадлежавших попавшим в опалу приближенным. Причем дружина не щадила никого - ни людей, ни домашних животных13. Недаром в усадьбах их владельцы постоянно не жили, наезжая от случая к случаю поохотиться или проведать приказчика. События смутного времени также уничтожили много усадеб в Подмосковье. В писцовых книгах нередки выражения вроде «бывшее сельцо Воронино, ныне пустошь», означающие что там когда-то была усадьба.Усадебные постройки (в отличие от загородного двора), как правило, строились в больших и богатых имениях, приносящих доход, т.е. были временными резиденциями владельцев, которые с XVII в. начали бывать в них все чаще и чаще. Косвенным свидетельством этого является строительство церквей, первоначально деревянных. Со 2-й пол. XVII в. они заменяются каменными. Появляется свой, специфический тип храма «вотчинной архитектуры», характерный только для усадьбы. Это чаще всего небольшая компактная стройная церковь, объединенная архитектурно с колокольней, устроенной в одной из верхних глав, как правило, центральной. Такие памятники сохранились в селах Фили, Зюзино, Троицкое-Лы-ково, вошедших в черту Москвы, и др.
Таким образом, подводя итоги, следует подчеркнуть, что процесс эволюции усадьбы можно представить несколькими категориями:1. Загородный двор.2. Усадьба:а) крупнопоместная, б) среднепоместная, в) мелкопоместная, г) дворцовая.3. Дача.
основные периоды создания софиевского парка.Парк был создан в почти безлесной местности, разделённой речкой Каменкой, балками и каньонами, которые врезались в гранит, часто выходивший на поверхность. При создании парка умело использован рельеф, но без заранее намеченного плана. В процессе завершения работ на отдельных участках были высажены местные и экзотические древесно-кустарниковые растения, тогда же были построены первые архитектурные сооружения и созданы украшения в виде скульптуры, преимущественно античной. Главная композиция парка проходит по руслу Каменки, где сооружен ряд самостоятельных бассейнов и прудов: Верхний - свыше 8 га, Нижний - около 1,5 га и другие, водопады (один из них 14 м высотой), шлюзы, каскады, подземная река Ахеронт (длина 224 м). Парк украшают скалы (Левкадская, Тарпейская), гроты (Венеры, «Орешек», «Страха и сомнений»), павильоны (Флоры, Розовый), беседки, скульптура.Благодаря компонированию разных древесных пород, объединению их с водоёмами, скалами и архитектурными сооружениями, созданы виды и перспективы разных планов (Главная аллея, Английский парк, Елисейские поля и другие).По замыслу архитектора, парк является наглядной иллюстрацией к отдельным частям поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея". "Софиевка" тем и славится, что она построена на классической основе, ибо это практически материализованная в конкретных объектах парка Гомеровская "Одиссея". Любая (первая попавшаяся) композиция или малая архитектурная форма не только красивая наружно, но и содержит в себе определенный замысел, выражает идею мифа или какого-то события, и все это настолько продуманно и связано между собой, что в общем сливается в единую симфонию красоты.Парк начинается с главного входа по улице Садовой. За ним идёт центральная аллея. Башни главного входа, сооружённые в 1850 - 1852 годах, сохранились до нашего времени вместе с въездными воротами. Ограда от башен на протяжении полутора столетий много раз менялась - от деревянной на глиняных столбиках, затем металлической на гранитных колоннах, к виду, который она имеет сегодня, вместе с реконструированным мостом, ступенями и комплексом для обслуживания туристов, который сегодня носит статус Дома творчества учёных Национальной академии наук Украины. Этот дом имеет оригинальную архитектуру, а на вершине строения - обзорная площадка. Кроме музея в Доме творчества учёных есть гостиница на 45 человек, ресторан, сауна. В основу композиционного решения центральной части парка положены сюжеты из мифологии Древней Греции и Рима, а некоторые места напоминают жилище греческих богов, героев, писателей и философов. Справа от павильона «Флора» находится исполненный из гранитных клиноподобных камней арочного свода так называемый Венецианский мост. Мост украшают гранитные пилоны, между которыми свисают тяжёлые кованные цепи. Немного ниже моста находится деревянный шлюз для пропуска воды в русло речки Каменки. середине Нижнего озера из широко раскрытой пасти змеи, извивающейся на камне, бьёт столб воды - фонтан «Змея».
пейзажные приемы паркаАсимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. Будучи освобожденным от строгого симметричного плана, каждый участок может быть решен с более полным учетом его естественных ландшафтных качеств. Более свободным становится передвижение по территории. Появляется возможность рассмотреть каждый объект ландшафта и получить удовольствие от созерцания его одного или целой естественной композиции. В пейзажном саду разновеликие предметы размещаются так, что создают впечатление природной, естественной уравновешенности.Пейзажный стиль обустройства парка или большой территории частного загородного дома вызывает меньше разрушений природных объектов и лучше вписывается в окружающий ландшафт.Все посадки разнородны и высаживаются группами, имеет большое значение характер растений, сочетание их формы и цветаЦветов высаживается не много, цветники компонуются возле дома или водоемаДом в саду с пейзажным стилем не является доминантой, а наоборот скрывается среди зелени деревьеДорожки извилистыеКроме тротуарной плитки широко применяется гравийный отсев или натуральный каменьСвободное размещение объектовЕстественные очертания береговой линии водоемовНеровность ландшафта
абрамцево К одноэтажному деревянному господскому дому с запада примыкал двор, окруженный служебными постройками, а за ним, на одной оси с домом, находились два пруда. С севера был разбит фруктовый сад, с востока – регулярный парк, спускавшийся к реке.Классическая помещичья усадьба обычно состоит из барского дома, нескольких флигелей, конюшни, оранжереи, постройки для прислуги и др. К усадьбе примыкает парк, французский или английский, в котором имеются: пруд или несколько прудов, аллеи, беседки, гроты и др. Крупные усадьбы имеют на своей территории храм. А как в Абрамцево?В Абрамцево есть Главный усадебный дом, флигели различного назначения, храм. На территории парка, больше похожего на лес, имеются пруды, аллеи, беседка. Были здесь когда-то и оранжереи, но их разобрали за ветхостью в 1926 году. В этом плане усадьба совершенно традиционна для своей эпохи.Абрамцево не парадная летняя резиденция для проведения различных увеселительных и торжественных мероприятий, приема особ царской и княжеской крови. Абрамцево - по сути это "дом творчества", где приглашенные хозяевами писатели и художники жили и с упоением занимались творчеством. Поэтому и имеются такие явные различия с другими усадьбами. Абрамцево очень естественно и просто. Нет и не было никогда здесь блеска, глянца и столичного шика. деревенька и есть деревенька.в чем уникальность Абрамцева? В подлинности, натуральности. Визитной карточкой Абрамцева стала знаменитая резьба в виде густого орнамента из изгибающихся ветвей и побегов. Она украшает мебель, предметы интерьера, кухонную утварь и все, что душе угодно. Резьба эта получила название «абрамцево-кудринская». Сохранилась избушка на курьих ножках, эскиз которой нарисовал Виктор Васнецов. Она выглядит настолько достоверно, что так и хочется сказать «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом» и ждать, когда оттуда вылетит в ступе ее полноправная владелица – Баба-Яга.
терминология МИЛОВИД- Видовая площадка в виде беседки (1), рассчитанной на обзор живописных панорам. Усадный сад – крупный сад купеческой усадьбы, используемый для гуляний и праздников местной знати Общественные сады