Социально-психологические аспекты взаимодействия музея с посетителем.
Эффективность образовательной деятельности музея зависит от изучения социальных, возрастных и других групп посетителей, с осмыслением их потребностей и интересов, а также от исследований процесса восприятия ими музейной информации. В зависимости от данных особенностей изучения музейной аудитории создается возможность дифференцированного подхода к ним.
Наиболее распространенными являются групповые формы работы с посетителями. Их состав различается по возрасту, социальному, профессиональному и национальному составу, уровню образования, месту жительства. Музейный педагог или экскурсовод должен учитывать особенности психологии взрослого, подростка или ребенка. Определенные требования выдвигают посещающие музей пожилые люди (ветераны и пенсионеры), люди с отклонением в физическом развитии и т.д. Туристы и жители города, ученые и студенты, педагоги и учащиеся, представители разных национальностей, для каждой из этих групп требуется особый подбор материала, особые акценты на те или иные события, особая методика.
Реализация дифференцированного подхода к музейной аудитории, поиск новых форм работы с ней невозможны без постоянного изучения ее особенностей. Также необходимо исследовать изменение интересов, пожеланий и требований тех или иных социальных и возрастных групп. Этим призвана заниматься социально-психологическая служба в музее. Ее роль подчеркнул канадский ученый Д. Камерон. Он утверждал, что в структуре профессиональной музейной деятельности должны появиться новые специалисты - музейные психологи и социологи, благодаря которым бы улучшилась «обратная связь», необходимая для повышения эффективности музейной коммуникации путем коррекции, как процессов создания экспозиций, так и процессов ее восприятия.
Основа социологической службы – точная, надежная информация, применяемая для разрешения социально-психологических проблем в отношении между музеем и посетителем. Она должна быть актуальной и практически значимой, комплексной, сопоставимой с принятыми формами социологической информацией и проверяемой.
Музейная психология изучает проблемы восприятия, особенности процессы мышления в специфических условиях музея, а также проблемы специфического воздействия его на современного человека.
Педагогическая психология исследует психологические процессы, имеющие место в образовательно-воспитательной деятельности. Музейной педагогикой используется положение психологии о том, что зрительное восприятие гораздо эффективнее слухового и что уровень восприятия значительно повышается при органическом соединении деятельности оптических и акустических рецепторов с моторным, осязательным и т.д. Необходимо изучение и других психологических аспектов восприятия экспозиции посетителем, в частности, восприятия ее художественного решения, эмоционального воздействия экспозиции в целом и т.д.
Исследования социологов призваны установить, в какой мере музей может реально обеспечить высокую степень использования своих фондов и высокую эффективность в передаче научных знаний. Эти исследования, в первую очередь, относятся к изучению социально-демографического состава посетителей, их потребностей, мотивов посещения музеев, поведения.
Получаемые результаты активно используются во всех формах музейной коммуникации, учитываются при разработке перспективных планов музеев, при подготовке экспозиций.
В настоящее время социологические исследования в музеях нашей страны ведутся по разнообразным российским и зарубежным методикам, разработанным как в отраслевых научно-исследовательских институтах, так и в самих музеях.
Объектом комплексного социологического исследования являются посетители различного возраста, социального положения и образования, объединенные общим интересом к музеям. Предметом исследования является мнения экспертов, точка зрения музейных работников и т.д.
Социологическое исследование ставит перед собой цели, связанные с разработкой рекомендаций для планирования и управления деятельностью музеев, а также для создания методических указаний по совершенствованию музейной деятельности.
Основными методами исследования музейной аудитории являются:
- социологический опрос (интервью, анкетирование),
- визуальное наблюдение за посетителями,
- анализ музейной документации (книги отзывов и т.д.).
Инструментарий исследователя включает анкеты, опросные листы, предлагаемые респондентам. Они должны быть тщательно продуманы в плане постановки вопросов и возможных ответов на них.
Исследование предполагает сопоставление суждений – музейных работников и посетителей.
Чем успешнее изучаются и используются в музейной деятельности знания об особенности различных социально-демографических групп посетителей, тем эффективнее деятельность музея. Это вызвало формирование нового научного направления, которое получило название «изучение посетителей» (особенно это популярно в США).
Музей признает высшей целью коммуникацию с публикой и ориентируется, прежде всего, на ее интересы.