Стены из крупноразмерных блоков гражданских зданий.

БИЛЕТ № 1

1. Типы гостиниц. Объемно–планировочные решения гостиниц, нормативные требования.

В зависимости от назначения и характера эксплуатации гостиницы могут быть:

Гостиницы общего типа предназначаются для размещения всех граждан, в том числе делегаций, гостей, командировочных; туристов-спортсменов и т.д., поэтому такие гостиницы могут быть различной категории и иметь различный состав номеров.

Курортные гостиницы - строятся в живописной по природным условиям местности, вблизи морей, рек, озер, гор или в лесных местах и т.д. Необходимо обеспечить комфорт. В состав курортных гостиниц желательно включать бассейн круглогодичного действия, спортплощадки и залы, кинозалы, библиотеку, музыкальные салоны, помещения для игр и т.д.

Туристические гостиницы предназначаются для размещения и обслуживания групп туристов. Гостиница может быть второй и третьей категорий. В таких гостиницах необходимо предусмотреть помещения для сбора туристических групп, для проведения культурно-массовых мероприятий.

Гостиницы для спортсменов - предназначены для определённого типа людей. Размещаться в районах спортивных комплексах или в тех местах, которые по своим природным условиям соответствуют развитию того или иного спорта.

Гостиницы для транзитных пассажиров предназначаются для кратковременной остановки пассажиров, ожидающие тот или иной транспорт. Они обычно располагаются вблизи аэропортов, вокзалов, автовокзалов, морских или речных портов.

Типы гостиниц:

Отель-люкс. Обычно размещается в центре города, относится к малым или средним предприятиям. Особенностью является то, что в высокую цену за номер включают все виды услуг.

Мотель. Представляет собой небольшой дом, который строится обычно за городом, у автодорог. Количество работающего персонала невелико, уровень сервиса средний.

Кемпинг. Небольшие летние домики или палатки с минимальным набором удобств. Обычно кемпингами активно пользуются любители активного образа жизни, экстремалы, спортсмены.

Пансион. Это отель, предоставляющий клиентам полный пансион на все услуги.

Хостел. Общежитие, недорогой отель для студентов.

Объемно–планировочные решения гостиниц, нормативные требования.

Чтобы целесообразно организовать функциональные связи родственных по назначению помещений, их объединяют в укрупненные группы: жилую, вестибюльную, общественного питания, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную, административную, хозяйственную и техническую.

Планировочная структура зданий:

Коридорная схема плана зданий гостиниц — традиционная и наиболее массовая, вариантное размещение жилых, обслуживающих и коммуникационных помещений вдоль горизонтальных коммуникаций. Проектируют различной протяженности, размещая на этаже от 10 до 50 номеров. Для улучшения ориентации номеров распространен прием размещения жилых номеров под углом к коридору. С ростом этажности и вместимости гостиниц возникли варианты планировки с двумя параллельными или кольцевыми коридорами, при них световой фронт здания полностью отводят для размещения вдоль него жилых номеров и эвакуационных лестниц, все остальные вертикальные коммуникации, лифтовые холлы, подсобные и обслуживающие помещения размешают в пространстве между коридорами. При этом уменьшаются радиусы обслуживания, повышается компактность плана и увеличивается ширина корпуса, что способствует уменьшению теплопотерь и экономии удельного расхода топлива.

Галерейная планировочная схема с однорядным расположением номеров относительно галереи. Технико-экономически неэффективна, в связи с малой шириной корпуса, максимальной удельной величиной наружных ограждений и горизонтальных коммуникаций. Поэтому применяется редко, преимущественно в жарком климате.

Компактная (точечная) планировочная схема используется обычно при проектировании многоэтажных и высотных башенных гостиниц. Наиболее популярны планировочные схемы таких зданий с квадратной, прямоугольной (с отношением сторон не более 2:1), круглой, овальной или треугольной формой плана. В зданиях с круглой формой плана применяют как радиальное, так и ортогональное размещение номеров.

Узловая планировочная схема характерна для многоэтажных гостиниц большой вместимости, с центральным размещением основного узла вертикальных коммуникаций, от которого ответвляются протяженные участки коридорной или галерейной структуры. Число, протяженность, размещение ветвей по отношению к центру и углы их примыкания к нему разнообразны. Применяют лучевые, тавровые и двутавровые схемы планов. Выбор схемы диктуется условиями застройки, ориентацией, композиционными требованиями.

Атриумная схема основана на кольцевой компоновке жилых номеров вокруг дворового пространства - открытого или закрытого. Полость образует пространство атриума, а оболочку — жилые номера и покрытие здания.

В зависимости от вместимости выделяют гостиницы: малых размеров (до 100 номеров); средних размеров (от 100 до 300 номеров); больших размеров (от 300 до 1000 номеров); гигантских размеров (более 1000 номеров).

В зависимости от функционального назначения:

а) гостиницы делового назначения;

б) гостиницы для отдыха;

в) транзитные гостиницы, предназначенные для кратковременных остановок;

г) гостиницы, предназначенные для постоянного проживания гостей.

В зависимости от типа конструкции и материала, используемого для постройки, можно выделить следующие гостиницы:

- каркасные;

- монолитные;

- блочные.

Пространственную взаимосвязь жилой и общественной частей гостиницы организуют по одному из следующих принципов: с размещением в одном здании в едином габарите (встроенное); с выносом общественной части за пределы основного габарита (встроенно-пристроенное и пристроенное); павильонное (с размещением жилой и общественной частей в разных зданиях).

Между жилой и общественной частью требуется устройство технического этажа, иногда необходимо изменение конструктивной системы (например, переход от бескаркасной системы жилых этажей к каркасной — общественных).

БИЛЕТ № 2

1. Объемно-планировочное решение торговых центров и вопросы архитектурного проектирования.

Сеть торгового обслуживания формируется на основе единой функциональной системы, взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий массового и индивидуального обслуживания. Магазины могут располагаться в отдельных зданиях и в торговых центрах. Размещение торговых центров и объемно-планировочное решение необходимо предусматривать исходя из функционального назначения, месторасположения торговых предприятий и вида товаров: товары повседневного пользования (хлеб, мясо, рыба, бакалея, молочные продукты и др.) и товары периодического пользования (промтовары, одежда, парфюмерия и т. п.).

Магазины состоят из следующих основных групп помещений:

- торговые и другие помещения для обслуживания покупателей;

- помещения для приемки и хранения товаров помещения для подготовки товаров к продаже;

- подсобные помещения;

- административные и бытовые помещения;

- технические помещения.

Торговые залы должны быть удобно связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже, а также с помещениями для хранения товаров.

Архитектурно-планировочное решение современных магазинов должны быть гибкими и легко трансформирующимися, обеспечивающими возможность их укрупнения. Развитие торгового обслуживания населения может идти по двум принципиально различным направлениям: количественному; качественному. Прогрессивная форма торговли - самообслуживание и создание новых видов торговых предприятий. Торговые функции являются основными и должны составлять в среднем около 70% от общей площади. При этом должны быть созданы удобные условия для операторов развлекательной части, учтены все их технологические требования, обеспечена шумоизоляция торговой части от развлекательной.

Объемно-планировочные решения:

- планировка торгового центра должна эффективно направлять и распределять потоки что бы все арендные площади были доступными и посещаемыми;

- планировка торгового центра должна быть удобной для торгово-технологических процессов (крупных арендаторов в первую очередь). Должны быть учтены покупательские потоки, способы доставки, складирования и распределения товара, организованы складские и бытовые помещения, не должно быть пересечения потоков входящего и выходящего товара, открытых путей для хищения;

- способы перехода на верхние этажи (эскалаторы, лифты, лестницы) и их расположение должны быть правильно разработаны с целью формирования потока на верхние этажи;

- фасад и входные группы должны соответствовать концепции и уровню торгового центра, иметь правильную конфигурацию по отношению к внешнему потоку, иметь продуманные места расположения рекламных вывесок;

- должен быть предусмотрен удобный паркинг, с возможностью заезда/выезда при разных направлениях маршрута до и после посещения торгового центра - торговый объект должен быть также удобен как для покупателей пользующихся общественным транспортом, так и покупателей живущих в пределах шаговой доступности.

В зависимости от взаимного расположения основных групп помещений возможны следующие объемно-планировочные схемы магазинов: 1. фронтальная; 2. глубинная; 3. угловая; 4. смешанная.

Эти схемы, как правило, используются при проектировании магазинов 1-2 этажа. Высота этажей - 3,3 м, при площади торговых залов более 400 м2 - 4,2 м.

БИЛЕТ № 3

Конструкции куполов.

Ку́пол — пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. От вертикальной нагрузки в купольных конструкциях возникают усилия сжатия, а также горизонтальный распор на опорах.

Поясной купол отличается от «настоящего купола» тем, что он состоит из отдельных горизонтальных слоёв. Каждый следующий слой немного выступает над предыдущим и поддерживается консолью, в самом верху сходясь к центру. Примером такого купола является сокровищница Атрея.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви. Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковками. Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, установлены на барабане, а их высота обычно превышает ширину.

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Само название происходит от латинского слова ovum, означающего яйцо.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, возведённый Филиппо Брунеллески.

Парусные купола, называемые также византийскими куполами, представляют собой парус, основания которого не просто образуют арки для поддержки купола над ним, а сходятся к центру пространства, таким образом сами образуя купол. Такие купола похожи на квадратный парус, закреплённый снизу в четырёх углах и продуваемый снизу.

Купол-блюдце представляет собой неглубокий, с малым углом между горизонталью и поверхностью у основания. Геометрически, горизонтальное сечение таких куполов является окружностью, а вертикальное — сегмент окружности (то есть её часть). Купола-блюдца ниже, чем другие виды куполов.

Купола-зонтики разделены на сегменты рёбрами, расходящимися от центра к основанию купола. Материал между рёбрами расположен в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра.

Купола бывают сферические и многогранные, ребристые, гладкие, гофрированные, волнистые.

БИЛЕТ № 4

1. Архитектурно-планировочная организация и принципы проектирования лечебно-профилактических учреждений.

ЛПУ- учреждения со стационарным лечение больных. По профилю лечебного процесса и составу лечебных отделений различают: общего типа (комплексные) и специализированные. Отдельные группы: инфекционные и детскиебольницы. По территориальному признаку: краевые (республиканские), областные, городские, районные и сельские. Вместимость больниц колеблется от 100 до 1500 коек.

Инфекционные, психиатрические, кожно-венерологические, противотуберкулезные отделения в состав многопрофильных больниц размещают в отдельно стоящих зданиях. Здания ЛПУ проектируются не выше 9надземных этажей. Палатные отделения детских больниц (в том числе для детей до 3 лет с матерями) не выше 5, палаты для детей в возрасте до 7 лет и детские психиатрические отделения (палаты) − не выше 2 этажа. Высоту надземных этажей зданий ЛПУ и аптек не более 3,3 м. В операционных блоках (залах) высоту потолков предусмотреть 4 м в чистовой отделке. Высота кабинетов телегамма-терапии, терапии излучениями высоких энергий, рентгеновских кабинетов итд от размеров оборудования. Высота залов лечебно-плавательных бассейнов с количеством пациентов 10 и более принимается не более 4,2 м. Количество посещений ЛПУ в смену принимается равным 60 % от общего количества посещений кабинетов врачей в день.

Здания оборудуются специальными больничными лифтами и грузовыми подъёмниками грузоподъемностью 500 и 1000 кг с размерами кабин в плане 1,0 х 1,5 м и 1,5 х 2,0 м, а также пассажирскими лифтами грузоподъемностью 320 и 500 кг. По условиям эвакуации больных лестничные площадки проектируют шириной не менее ширины марша, но не менее 1,5 м.

Вместимость палатного отделения принимается в среднем на 60 коек из двух секций по 30 коек. Палатная секция включает палаты, лечебно-диагностические и подсобные помещения. Секции разделяют на блоки:медицинского персонала, лечебно-диагностических и подсобных. При палатах проектируются уборные и душевые. Центрально, по возможности на равном удалены и от палат, размещают пост дежурной медсестры отделения. Площадь палаты для пациентов с общим (непрофильным) заболеванием принимается из расчета 7 м2- на 1 койку. В многопрофильных больницах в каждой пaлатной секции предусматривают 20% однокоечных, 20% двухкоечных и 60% четырёхкоечных палат.

Здания ДОЛЖНЫ проектироваться с теплым чердаком и подвалом.Подвал предназначен, главным образом, для размещения технических помещений и проектируется высотой 2,9 - 4,5 м и более(в зависимости от высоты оборудования). Для возведения зданий больниц широко использовалась каркасная система: для здания палатного отделены я применялась сетка колонн 6.0 х 4,5 м (по глубине), для дру-их зданий - 6,0 х 4,5; 6,0 х 6.0 и 6,0 х 3,0 м. С 80-х г. широкое распространение получила панельная бескаркасная система.

ТВОРЧЕСТВО ОСКАРА НИМЕЙЕРА

О́скар Рибе́йру ди Алме́йда ди Ниме́йер Суа́рис(15 декабря 1907, Рио-де-Жанейро — 5 декабря 2012, Рио-де-Жанейро) — виднейший латиноамериканский архитектор XX века, один из основателей современной школы бразильской архитектуры, пионер и экспериментатор в области железобетонной архитектуры. Убежденный коммунист, член Бразильской коммунистической партии. Член Президиума Всемирного Совета Мира, лауреат Международной Ленинской премии «3а укрепление мира между народами» (1963). Оскар Нимейер родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро в обеспеченной семье португальско-немецкого происхождения. Воспитывался в доме родителей матери. Учился в привилегированном колледже, где впервые проявил интерес к архитектуре. С 1932 года работал под руководством Лусио Косты и Карлоса Леао. В 1934 году окончил Национальную архитектурную школу в Рио-де-Жанейро.

Её первым произведением стало здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937—1943). Руководителем проекта был Лусио Коста; с 1939 годаразработку проекта возглавил Нимейер. В 1939 году Костой и Нимейером был построен павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. 1940-е годы — время нарастающей творческой активности Нимейера. По его проектам построены гостиница в Ору-Прету (1940), ресторан, яхт-клуб, казино, отель и церковь св. Франциска Ассизского вПампулье (1942—1943); банк «Боа-Виста» (1946) в Рио-де-Жанейро, учебный авиационно-технический центр в Сан-Жозе-дус-Кампус (1947—1953). В 1947 году Нимейер принимал участие в проектировании здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. В 1945 году Нимейер вступил в компартию.

К постройкам 1950-х годов относятся собственный дом Нимейера в пригороде Рио-де Жанейро Каноа (1953), больница «Южная Америка» в Рио-де-Жанейро (1952—1959), жилой дом «Башня Нимейера» (1954) и жилой комплекс им. Кубичека (1951—1962) в Белу-Оризонти, здание кондитерской фабрики (1950), бизнес-центр «Монтреал» (1950), жилые дома «Эйфель» (1955) и «Копан» (1951—1965), комплекс международной выставки (1951—1954) в Сан-Паулу. Из крупных нереализованных проектов этого времени следует отметить музей современного искусства в Каракасе (1955), спроектированный в виде перевёрнутой четырёхгранной пирамиды.

С 1957 года Нимейер по генеральному плану Лусио Косты осуществляет застройку будущей новой столицы — города Бразилиа, который начал строиться по инициативе Жуселину Кубичека, ставшего в 1956 годупрезидентом Бразилии. По проектам Нимейера в Бразилиа построены Президентский дворец «Алворада» (1958), «Палас-отель» (1958), Дворец правительства «Планальто» (1960), Дворец Верховного суда (1960), дворец Национального конгресса (1960), корпуса министерств (1960),кафедральный собор (1960—1970), театр (1962), гостиница «Насионал» (1962), больница (1962), дворец Правосудия (1970), министерство обороны (1974), резиденция вице-президента (1974).Аудитория «Ибирапуэра» в парке Ибирапуэра, Сан-Пауло (2002)

Военная диктатура в Бразилии завершилась в 1985 году, и Нимейер вернулся на родину. C 1992 по 1996 год он был Председателем Бразильской коммунистической партии. В 1996 году, в возрасте 89 лет, Нимейер построилМузей современного искусства в Нитерое. В 2000-е годы по проектам Нимейера построены Музей Оскара Нимейера в Куритибе (2002), аудитория «Ибирапуэра» в Сан-Пауло (2002, по проекту 1951 года), Национальный музей и Национальная библиотека в Бразилиа (2006; по проектам 1958 года), культурный центр «Оскар Нимейер» вГоянии (2006), здание «Кабо-Бранко» в Жуан-Песоа (2008). В 2011 году в испанском городе Авилес открылсяКультурный центр Оскара Нимейера, названный в честь автора проекта.

В 1957 году Нимейер был назначен главным архитектором Бразилиа – новой столицы Бразилии. Нимейер проектировал все крупные общественные здания, включая президентский дворец (Дворец Рассвета), министерство иностранных дел (Дворец Арок), здания Конгресса, Верховного Суда и кафедральный собор.

В 1965 — 1966 годах Нимейер занимался проектированием здания штаб квартиры Французской коммунистической партии в Париже, главного офисного здания Renault и обширного жилого комплекса в городе Грасс близ Ниццы. В 1972 году создал здание Культурного центра Гавра.

Творчество Оскара Нимейера подробно изучено специалистами, которые делят его на пять этапов. Первый этап творчества Нимейера, 1940-43 года, - оригинальное применение прямых и изогнутых линий в создании конструкций правительственных зданий. Архитектор решает задачи совмещения формальных элементов с функциональными принципами композиции комплексных конструкций.

Второй этап, это десятилетие с 1943 по 1953, которое погружает Нимейера в поиск новых художественных средств. В это время его железобетонные здания приобретают лирический облик, благодаря сочетанию конструкции со скульптурой, с тропическим ландшафтом.

Третий этап, это следующие 12 лет, 1953-1965, когда он возглавил проект построения новой столицы Бразилии.

Четвёртый этап – 23 года, с 1965 по 1989 годы. Живет в Европе, знакомится с античностью. Сохраняя свою индивидуальность, его творчество обогащается гражданственной значимостью строений.

Пятый этап – с 1989 года до сих пор, - шлифовка творческого почерка, еще более яркое воплощение личности автора в общественную значимость сооружений. Нимейер создает культурное строение - Музей современного искусства в Нитерое и мемориал «Латинская Америка» в Сан-Паулу.

БИЛЕТ № 6

1. Особенности архитектуры детских дошкольных учреждений, основной состав помещений.

Детские учреждения– наиболее массовый тип общественных зданий; их классифицируют по ряду признаков.

По возрастному признаку детские учреждения подразделяются на детские ясли – до 3 лет, детские сады – от 3 до 6(7) лет и объединенные детские ясли-сады. Ясли-сады имеют наибольшее распространение, т. к. в них повышается качество и обеспечивается экономия обслуживания, достигается преемственность в воспитании детей.

По величине различают здания на 1, 2, 6, 8, 10, 12 и 14 групп. Считая, что в младшей группе детей ясельного возраста 15 человек, в средней и старшей – 20 человек, а в группе детского сада – 25, величину определяют по количеству мест: 25, 50, 95, 145, 195, 240, 290 и 340.

Возрастные группы Ясельные: младшая (от 2 мес. до 1 года), средняя (от 1 года до 2 лет), старшая (от 2 до 3 лет)15-20чел. Дошкольные: младшая (от 3 до 4 лет), средняя (от 4 до 5 лет), старшая (от 5 до 6 лет),Подготовительная (от 6 до 7 лет) - 25чел.

Комплексы детских яслей-садов создают на основе централизации хозяйственных помещений вместимостью 24 группы и более (560 мест и более).

По времени работы детские дошкольные учреждения подразделяются на дневные, с пребыванием в них детей от 9 до 14 часов в сутки, и круглосуточные, в которых дети находятся в течении 24 часов пять дней в неделю. В смешанных детских садах-яслях часть групп – дневные, часть –круглосуточные.Кроме того, различают круглогодичные с сезонные детские дошкольные учреждения (летние дачи).

Детские сады-ясли располагают на обособленных участках территории жилой застройки, причем так, чтобы обеспечивать нормативный радиус обслуживания населения – 300 метров.Здания детских садов-яслей должны отстоять от красной линии не менее чем на 25 м.. Детские дошкольные учреждения должны занимать лучший в природном и санитарном отношении участок.

Площадь земельного участка, занимаемого детским дошкольным учреждением, определяется вместимостью и природно-климатическими условиями района строительства.Размеры участков зависят от величины учреждения: в детских садах-яслях на 90 мест – 40 м2на 1 место, на 140…320 мест – 35 м2, в комплексах яслей-садов на 560…640 мест – 30 м2; размеры участка могут быть уменьшены на 30…40% в климатических подрайонахIA,IБ,IГ,IД иIIAи на 15% - при строительстве на рельефе с уклоном более 20%

Здания детских дошкольных учреждений состоят из трех основных групп помещений: собственно детских групп, общих для всех детских групп и административно-хозяйственных.К помещениям детских групп относятся раздевальные и приемные, игральные и групповые, спальни, туалетные, буфетные.

В детском дошкольном учреждении ребенок прежде всего попадает в приемную (в ясельных группах) или в раздевальную (в группах детского сада), в которой детей осматривают, принимают от родителей и переодевают; там хранится и сушиться верхняя одежда детей.

При входах, ведущих в групповые ячейки, следует предусматривать оборудованные места для хранения колясок, санок и лыж. Из приемной или раздевальной ребенок направляется в игральную (в ясельных группах) или в групповую (в группах детского сада). Игральные и групповые являются главными помещениями детских учреждений, в них дети проводят основное время, играют и питаются. Непосредственно к игральной или групповой примыкают буфетная и помещение для туалета детей.

Для дневного и ночного сна детей на свежем воздухе и игр в ненастную погоду в состав помещений детских групп включены спальни, которые желательно оборудовать встроенными откидными кроватями. Между групповой и спальной делается раздвижная перегородка. Спальни младшей ясельной группы разделены на две зоны остекленной перегородкой. Из детской комнаты или групповой желательно устраивать окно в спальню для наблюдения за детьми.

Важнейшим требованием к планировке зданий детских учреждений является хорошая изоляция детских групп друг от друга. В этих целях желательно (а для ясельных групп обязательно), чтобы все помещения каждой группы были скомпонованы в самостоятельный комплекс с отдельным входом (групповая ячейка). Допускается общий вход в две ясельные группы при расположении их на втором этаже. Для групп детского сада допускается общий вход на четыре группы.

К помещениям, общим для всех детских групп, относятся: залы для музыкальных и гимнастических занятий с кладовой для хранения физкультурного инвентаря, методический кабинет, изолятор, медицинская комната, процедурный кабинет.

Располагать их можно на любом этаже. Залы для музыкальных и физкультурных занятий проектируются из расчета площади на одно место соответственно не менее 2 и 4м2.

В детских учреждениях ясли-сад предусматривается зал для музыкальных занятий и гимнастических упражнении площадью 75 -100 м2. Туалетная объединяет умывальную, душевую, уборную. По существующим нормам площадь туалетной составляет 12-16 м2.В умывальных, душевых и уборных полы покрывают метлахскими плитками, стены облицовывают изразцовыми плитками на высоте 1,5 м. Медицинская комната. Площадь медицинской комнаты составляет 6 -12. Медицинский кабинет нужно располагать на первом этаже, ближе к выходу из здания, чтобы родители, приходящие к врачу, не проходили по помещению детского учреждения. Хорошо, если кабинет врача и изолятор (или комната заболевшего ребенка) располагаются в смежных помещениях. Площадь кабинета заведующей составляет 9-10 м2 Многообразие функций заведующей вызывает большой приток посетителей. Поэтому не следует располагать кабинет заведующей, так же как кабинет врача, рядом с детскими комнатами (тем более на втором этаже). Лучше, если кабинет заведующей помещается на первом этаже, вблизи входа в здание. В состав пищеблока входят: кухня, заготовочная, моечная, раздаточная, кладовые для сухих продуктов и овощей. Пищеблок в детском учреждении должен быть максимально изолирован от остальных помещений.

БИЛЕТ № 7

1. Архитектура крытых спорткомплексов, нормальные требования их проектирования.

Конгрессы сиам

Международный Конгресс Современной Архитектуры (фр.Congrès International d’Architecture Moderne — CIAM) — международная организация архитекторов, созданная в 1928 году с целью консолидации архитекторов Европы, для профессионального обмена и в интересах развития современной архитектуры. Деятельность организации выразилась в серии конгрессов, подготовленных ведущими архитекторами-модернистами Европы, где продвигались новые идеи и принципы во всех сферах архитектуры, от природного окружения и градостроительства до промышленного дизайна. СИАМ выступал против консерватизма и эклектичности академических архитектурных школ того времени и призывал к внедрению принципов "новой архитектуры" на основе достижений науки и техники 20 века. Три обстоятельства способствовали образованию международного объединения молодых архитекторов:

  • Во-первых, инициатива Елены де Мандро, которая уже раньше приглашала молодых художников и организовала так называемый "Дом Художников", а теперь пригласила молодых архитекторов из Бельгии, Германии, Франции, Италии, Австрии, Испании и Швейцарии, чтобы они собрались в нейтральном месте в центре Европы, для обсуждения актуальных вопросов архитектуры.
  • Во-вторых, скандал, разыгравшийся вокруг резолюции жюри конкурса на проект Дворца Лиги Наций в Женеве. Следовательно, в общих интересах было создание новой организации - CIAM , чтобы исключить возможность повторения женевского инцидента.
  • Третья причина, и как раз самая важная, заключалась в том, чтобы изолированным в своих странах архитекторам дать теоритическую основу и объективную поддержку, чувствую которую они бы более смело искали решения специальных архитектурных проблем.

Цели СИАМ заключаются в том, чтобы сформулировать задачи творческого развития современной архитектуры, внедрять эти идеи в технические, экономические и социальные сферы, добиться воплощения в жизнь идеалов современной архитектуры.

Афинская хартия составлена на основании принципов, установленных Международным конгрессом по современной архитектуре, и направлена на удовлетворение четырех основных потребностей человека в жилье, работе, транспортных средствах, в физическом и духовном развитии. В результате обсуждения и анализа 33 городов была принята декларация основных принципов - Афинская хартия.

Основные положения «Афинской хартии»:

  • город следует рассматривать с его экономическим районом;
  • необходимо устранить противоположность между центром и окраинами путём разуплотнения центра;
  • необходимо сблизить жилище, места отдыха и труда;
  • при организации застройки следует исходить из равных потребностей всех людей в солнце, зелени и пространстве;
  • объекты досуга и учреждения повседневного пользования необходимо размещать в непосредственной связи с жилищем;
  • выдающиеся памятники зодчества прошлого заслуживают охраны, если они не наносят ущерб живущему городу;
  • недопустимо применение исторических стилей для новых зданий.

Из 111 пунктов Афинской хартии наиболее важны следующие два:

  • «свободно расположенный в пространстве многоквартирный блок» — это единственно целесообразный тип жилища;
  • городская территория должна чётко разделяться на функциональные зоны:жилые массивы;промышленная (рабочая) территория;зона отдыха;транспортная инфраструктура

Реализация всех этих принципов привела к регламентации озеленения жилых территорий, отказу от замкнутой квартальной застройки с дворами-колодцами, переходу к свободно аэрируемой открытой застройке при хорошей инсоляции жилищ при преимущественно меридиональном размещении зданий.

Тем не менее, несмотря на многие прогрессивные положения, Афинская хартия стремилась к глобальной унификации градостроительных принципов и не учитывала национальные архитектурные особенности и обычаи народов разных стран.

БИЛЕТ №8

1. Архитектурно-типологическая структура здания школ в соответствии с функциональной моделью должна иметь пространственную организацию: -помещения общеобразовательных учреждений следует подразделять на группы: учебную и общешкольную. Здания школ следует проектировать с учетом группировки помещений в следующие секции и группы: а) учебные секции - помещения должны быть дифференцирована на школы 1,2 и 3 ступени обучения с техническими помещениями обслуживающими эти возрастные группы; б) группы общешкольных учебных и учебно-производственных помещений; в) группы учебно-спортивных помещений и помещений для проведения культурно-массовой работы; г) помещения общешкольного назначения (столовая, буфеты, помещения административно-хозяйственного, мед обслуживания и др).

Стены из крупных блоков.

Билет №9

Творчество Кисе Курокавы.

Всемирно известный архитектор Кисе Курокава родился в 1934 году в японской префектуре Анчи. В 1960 году он получил архитектурное образование, окончив Университет Киото и Токийский университет (под руководством Кензо Танге). С 1962 года – глава токийской фирмы “Кисе Курокава – архитектор и сотрудники”. В шестидесятые годы К. Курокава инициировал движение метаболистов, а в своем творчестве он стремился создавать архитектуру, способную к изменению и росту. Отличный пример реализации подобной идеи - «капсульное» здание в Токио (1970-72гг.). 144 квартиры в форме капсул составляют 13-этажную башню. Все квартиры этого дома собирались на комбинате, а к каркасу были прикреплены на месте. При необходимости такую квартиру очень легко заменить. Суть такой постройки, как и самой концепции архитектурного метаболизма Кисё Курокавы, заключается в стремлении к возможности меняться, развиваться и даже увеличиваться в объёмах. Сегодня здание NakaginCapsule Tower включено в список мирового архитектурного наследия. Кисе Курокава является президентом общества Консультантов в области городского проектирования и директор института социальной инженерии в Токио. Он автор многих книг: “Городское проектирование” (1968), “Метаболизм в архитектуре” (1977), “Концепция пространства” (1979), “Новая волна в японской архитектуре” (1993). К.Курокава является автором генерального плана столицы Казахстана, суть философии проекта заключается в идеи метаболичного, развивающего города, который не должен загрязнять водную ось города р.Ишим Наиболее важные постройки: Капсульный павильон на международной выставке ЭКСПО – 70 в Осаке, центральный банк Фукуока на острове Киосю (1975), небоскреб фирмы “Сони” в Осаке (1976), национальный музей этнографии в Осаке (1977), штаб-квартира Японского Красного Креста в Токио (1977), городской музей Искусства в Нагойя (1987-1988), немецко-японский центр в Берлине (1988), музей современного искусства в г. Хиросиме (1988), центр в Мельбурне (1991) и др.К.Курокава создает запоминающиеся выразительные формы, и он считает, что современная японская архитектура – это архитектура ярких личностей. На основе культурных традиций Японии он вносит свой вклад в будущее архитектуры мира.

Билет №10

1. Театры: функционально-планировочные элементы и архитектурно-планировочное решение театров.

Помещ-я театра делятся на 2 взаимосвязанных сложных комплекса: демонстрационный(сценический) и зрительский. Сценич. часть – 60-70% общей кубатуры зд-я и прим. такую же долю его стоимости. Ядро демонстрац. комплекса – сцена, зрительской части – зрит. зал.

· Демонстрац. к-с: пом-я персонала, артистич. уборные, художеств. руководство, административн. помещения, вестибюль с отдельн. входом, фойе, буфет, с/у, группа репетицион. залов и помещ-ий, группа технич. помещений, группа мастерских, склады декораций и костюмов и пр.

· Зрит. часть: кассовый и входной вестибюли, гардероб, фойе и кулуары, курительные, буфетные, иногда пом-я выставок, музеев, кафе и ресторан.

Глав. фасад должен выступать от красной линии застройки не мен. чем на 30 м. Стоянка для а/м: 1место на 10 зрителей. Площадь стоянок – 30 м2/1 маш. (вместе с проездами).

Сцены: открытая и глубинная портальная сцена, сцена-арена, кольцевая сцена, промежуточные реш-я (трехпортальные и панорамные сцены), трансформируемые сцены. Портальная сц. – преобладающее распространение.

Портальная (глубинная) сц. Игровая площадка шириной 8-14м и глубиной 5-10м, для муз. театров с участием балета – мин. 12х12 м. Ширина портала в драм. театре 10-14 м, в оперно-балетном – 14-16 м. Обычно ширина сц. должна не < чем в 2 раза превышать ширину портального отверстия. Глубина сц. в 1,5 раза больше ширины портала. Кроме основной сц. для ускорения смены декораций предусм. боковые сц. (карманы), нижняя сц. (трюм) и задняя сц. (арьерсцена). При глубинной

Наши рекомендации