Техника безопасности при проведении диагностики и мониторинга

10.1. Все работы по монтажу системы мониторинга должны выполняться с соблюдением требований актуализированных редакций СНиП 12-03-2001.Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования, утвержденных постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. № 80, и СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство, утвержденных постановлением Госстроя России от 17 сентября 2002г. № 123.

10.2. Администрация строительной организации обязана строго соблюдать требования соответствующих правил и норм по охране труда.Руководители организаций, осуществляющих монтаж системы мониторинга, обязаны обеспечить на строительной площадке и рабочих местах необходимые условия для выполнения подчиненными им рабочими и служащими требований правил и инструкций по охране труда. При возникновении угрозы безопасности лицо, назначенное приказом по организации руководителем работ, обязано прекратить работы и принять меры по устранению опасности, а при необходимости обеспечить эвакуацию людей в безопасное место.

10.3. При проведении работ по диагностике искусственных сооружений на сети железных дорогустанавливается и соблюдаетсяпорядок обеспечения безопасности в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г.№_2790р. Все работы по диагностике технического состояния искусственных сооружений должны выполняться в соответствии с требованиямиследующих нормативных документов:

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г.№ 286;

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденная МПС России 16 октября 2000 г. ЦД-790;

Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути,утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. №2791р;

Инструкция по содержанию искусственных сооружений, утвержденная МПС России 28 декабря 1998 г. № ЦП-628;

Инструкция о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 25 декабря 2014 г. № 3154р;

Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений, утвержденные МПС России 24 февраля 1999 г. ПОТ РО-32-ЦП-652-99.

10.4. Все работы на искусственных сооружениях должны выполняться под руководством должностных лиц, прошедших испытания в знании нормативных актов, указанных в п. 10.3. При подготовке к выполнению работ по обследованию и диагностике конкретного сооружения надистанции пути (далее – ПЧ) руководитель работ проводится предварительное согласование с руководителем ПЧ о введении предупреждений и согласовании регламента нахождения и выполнения работ по диагностике.Руководитель работ обеспечивает постоянный контроль за соблюдением правил производства работ и несёт ответственность за безопасность движения поездов.

10.5. После получения разрешения, согласованиясроков и периодов проведения работ, назначения ответственного от дистанции пути можно приступать к выполнению работ на мостах. При необходимости, кроме информации о выдаче предупреждений на участке ПЧ, заказываются и согласовываются «окна», необходимые для проведения испытаний сооружения или тех видов диагностики, которые невозможно выполнить без остановки движения поездов по сооружению.

10.6. Работы по обследованию, осмотру, диагностике и мониторингу искусственных сооружений на высоте более 2 м произ­водят с применением лестниц, люлек, подмостей, предохранительных поясов и других приспособлений, которые должны удовлетворять требованиям безопасности по СНиП 12-03-2001.Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования,утвержденнымпостановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. № 80.

10.7. Искусственные сооружения должны иметь устройства, предназначенные для безопасного обслуживания самого сооружения и пути. К таким устройствам относятся:тротуары и убежища с перилами, мостовой настил, перила по верхнему поясу и лестницы с перилами по портальным рамам (для мостов с ездой понизу); у труб и конусов - лестницы (сходы) с перилами.

10.8. Для оповещения о приближении поезда специалистов, занятых на работах по осмотру искусственных сооружений без ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, выдавать предупреждения на поезда об особой бдительности. Мосты и тоннели по перечню, утвержденному начальником дороги, оборудуются оповестительной сигнализацией и заградительными светофорами.Поезда по месту работ пропускаются с установленной скоростью.На неохраняемых мостах работы по диагностике сооружений без сигналистов не проводятся.

10.9. При выполнении работ по диагностике искусственных сооружений, находящихсяна электрифицированных участках, когда требуется снятие напряжения с контактной сети, воздушной линии, или требуется присутствие работников электроснабжения, руководительработ через представителей ПЧ не менее чем за сутки дает письменную заявку (теле-фонограмму, телеграмму) в адрес начальника дистанции электроснабжения о необходимости обеспечения безопасности производства работ вблизи устройств контактной сети, воздушной линии с указанием характера, места, начала и продолжительности работ.

Отвод и восстановление заземлений производится работниками пути под наблюдением представителя дистанции электроснабжения.

10.10. Перед началом работ руководитель обязан указать каждому работнику, куда он должен складывать инструмент, оборудование и уходить при подходе поезда. Стоять на тротуаре у перил моста вне площадки убежища во время прохода поезда запрещается.

До начала производства работ по обследованию все участвующие в них работники должны быть подробно проинструктированы руководителем о безопасных методах проведения работ с учетом особенностей данного конкретного объекта и о действиях в случаях обнаружения отклонений от нормальной работы сооружения.При производстве обследовательских работ на пути и сооружениях, все сотрудники обязаны надевать сигнальные жилеты оранжевого цвета.

10.11. Специалисты по диагностике и мониторингу допускаются к работам на ИССО только после прохождения обязательного медицинского осмотра и проведения целевого инструктажа по охране труда при осмотрах пути и ИССО с соответствующей записью об этом в журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, а также обучения их оказанию первой помощи при несчастных случаях.Сотрудникидолжны быть снабжены аптечкой с набором необходимых медикаментов и средств оказания первой помощи, страховочными приспособлениями.

10.12. На охраняемых мостах через реки шириной более 50 м или глубиной более 1,5 м должны постоянно находиться спасательные приспособления: спасательные круги, веревки, а на воде во время работы – всегда готовая к использованию лодка или катер. На неохраняемых мостах через постоянные водотоки шириной более 50 м или глубиной более 1,5 м вблизи места работ должны находиться одна или несколько готовых к использованию спасательных лодок или катер со спасательными средствами.

10.13. У каждого конца моста, путепровода и трубы при высоте насыпи более 2 м должен быть один, а при необходимости два постоянных лестничных схода по откосам.При производстве работ на конусах подходов с уклонами 1:2 и круче необходимо пользоваться надежно закрепленными трапами.Проходы, расположенные на уступах, откосах и косогорах с уклоном более 20º, необходимо оборудовать стремянками или лестницами с перилами.Настилы, проходы, лазы и стремянки должны быть ограждены прочными перилами высотой не менее 1 м, а в нижней части иметь бортовую доску высотой не менее 15 см. Доски настила должны быть прочно пришиты.Ширина проходов к рабочим местам и на рабочих местах должны быть не менее 0,6 м, а высота проходов в свету - не менее 1,8 м.

Рабочие места, расположенные над землей, водой или перекрытием на расстоянии 1 м и выше должны быть ограждены. Поручень перил располагается не ниже 1 м от рабочего настила. Перила должны выдерживать сосредоточенную нагрузку 70 кг.Уклон лестниц не должен превышать 60°.Приставные лестницы должны обладать необходимой прочностью и жесткостью.Не допускается применение лестниц со ступеньками, пришитыми гвоздями и не врезанными в тетивы.Приставные лестницы должны иметь длину, обеспечивающую возможность работы со ступеньки, находящейся не менее чем на 1 м от верхнего их конца. Против сдвигов нижние концы приставных лестниц заглубляются в грунт. Верхние концы в соответствующих случаях должны иметь крючья или прикрепляться. Запрещается установка лестниц на различных подкладках (кирпичах, обрезах досок и т.д.).

Проходы и проезды в местах расположения лесов и подмостей должны закрываться и снабжаться предупредительными надписями.

10.14. При обследовании элементов сооружений в стесненных условиях (между балками, в коробах, на ригелях опор и т.п.) все сотрудники должны быть предельно внимательными с тем, чтобы не удариться о конструктивные элементы или о выступающие из них штыри, гвозди и т.п. Не допускается делать резких движений и перемещаться бегом.

10.15. Во время работы на объектах при отрицательных температурах воздуха должны быть созданы условия для возможности периодического обогрева работников.

Приложение А

к Инструкции по диагностике и мониторингу технического состояния искусственных сооружений

Дефекты рельсового пути

(справочное)

А.1. Допускаемые уклоны рельсового путина пролетных строениях не должны превышать:

- безбалластное мостовое полотно на железобетонных плитах на прямом участке пути..   <8‰;
- безбалластное мостовое полотно на мостовых брусьях на прямых участках пути, горизонтальных площадках ………………………     < 4‰;
- на железных дорогах предприятий, также на кривых в плане ………………………………….   > 4 ‰, при наличии ТЭО.

А.2. Допускаемые отклонения оси верхнего строения пути от оси пролетного строения:

- безбалластное мостовое полотно: на прямом участке пути……………………. в кривых……………………………………..   < 30мм; <20 мм (от проектного положения).
- мостовое полотно с ездой на балласте: на прямом участке пути……………………. в кривых …………………………………….   < 50 мм; < 30 мм(от проектного положения).

А.3. Величины степеней отступлений I степени по ширине колеи от номинальных при установленной скорости движения 101...140 / 81...90 км/ч (числитель – пассажирских; знаменатель – грузовых поездов) равны для уширения колеи плюс 8 мм, для сужения минус 4 мм.

К I степени относятся отступления, находящиеся в пределах норм устройства и не требующие выполнения работ по их устранению.

Ко II степени относятся отступления, как правило, не требующие уменьшения установленной скорости движения поездов, но оказывающие влияние на плавность движения подвижного состава и интенсивность расстройства пути, особенно при частом повторении таких отступлений на километре. Они служат показателем необходимости проведения профилактических работ по выправке пути.

К III степени относятся отступления, которые при неустранении их после обнаружения могут за период до очередной проверки пути путеизмерительным вагоном достичь величин, значительно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накопления остаточных деформаций пути, а некоторые из них могут даже перерасти в отступления, требующие уменьшения установленной скорости движения поездов.

К IV степени относятся отступления, вызывающие рост сил взаимодействия пути и подвижного состава до величин, которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в содержании и загрузке подвижного состава, нарушениях режима ведения поезда и др. могут привести к сходу его с рельсов. Поэтому при обнаружении отступлений IV степени уменьшается скорость или закрывается движение поездов (в зависимости от фактической величины отступления).

Величины отступлений по ширине колеи в зависимости от установленных скоростей движения поездов до 140 км/ч приведены в таблице А.1.

Таблица А.1

Наши рекомендации