Исторические аспекты формирования городского пространства
Для принятия правильных градостроительных решений необходимо есть влияние конкретных природных условий, а также накопленный исторический опыт.
Для начала вспомним концепцию греческого градостроительства, отражавшую представления Платона (V-IV вв. до н. э.). Он считал, что город должен быть распланирован таким образом, чтобы каждый его участок имел кратчайший выход за город, а все жители имели бы дома и в городе, и вне его пределов. Гиппократом (V в. до н. э.) были обоснованы принципы выбора места строительства города с учетом господствующих ветров влияния их на микроклимат и здоровье горожан.
Византийское градостроительное законодательство, принятое в виде «Закона градского» в составе «Мерила праведного» в конце X в. и Кормчих книг XIIв., определяло пространственную структуру города с учетом его взаимосвязей с окружающей местностью.
В Древней Руси также существовало градостроительное законодательство, частично унаследованное от Византии. Оно предусматривало расстояния между зданиями, достаточные для устройства садов; постройки размещались в соответствии с правилом «прозора», по которому нельзя было заслонять соседу вид на улицу, реку, отдаленные окрестности, церкви, озера, холмы, монастырские сады, городские въезды и ворота и другие достопримечательности. Подобные законодательные ограничения были разработаны весьма детально. Кроме того, существовала в Древней Руси и практика озеленения улиц. Сведения об этом имеются в новгородских летописях еще от 1465 г. Тем не менее, правила предусматривали, чтобы и сама зелень не мешала соседям. В частности, учитывалось, какую тень будут отбрасывать насаждения, не ухудшат ли они условия освещения соседского сада или огорода, и поэтому рекомендовалось высаживать деревья на определенном расстоянии от границы чужого участка в зависимости от их породы. Так, в трактате иностранного путешественника. (1525) отмечается: «Почти все дома имеют при себе отдельные сады как для пользования овощами, так и для удовольствия, отчего редкий город представляется столь огромным по своей окружности». (Вергунов А. П.. Горохов В. А., 1996. С, 26).
Нельзя не отметить различия в концепциях, существовавших в Западной Европе и Древней Руси. Последняя обладала, совершенно иным общественным укладом, обусловившим отличную от Запада структуру расселения, В Западной Европе наряду со скученными укрепленными городами существовали крепости феодалов и деревни. На Руси укрепленными были города и монастыри. Характерно, что они занимали значительно большую территорию, чем на Западе. Вместо замков стояли усадьбы, окруженные сельскохозяйственными угодьями. В Западной Европе города строились из камня (в основном песчаника, который со временем приобретает серую окраску), поэтому визуально такое поселение воспринималось монохромной и концентрированной массой. Русский город был деревянным, украшался резьбой и росписью и строился на противопоставлении окраски построек природному окружению в любое время года. Более того, природа сама входила составной частью и в город, и в монастырь.
Пейзаж ценился и был взаимосвязан с архитектурными сооружениями. О внимании к природе, к окружающим ландшафтам мы и сейчас можем судить по тому, как выбиралось место для основания монастырей, церквей и городов в целом, чтобы между ними и природой устанавливалась гармония. В древнерусских городах возникает ощущение простора, гармоничного сочетания сооружений и элементов природного ландшафта, нет свойственной западноевропейским городам стесненности даже в наиболее плотном городском ядре застройки, в том числе и на территории бывшего кремля. Продуманным взаимопроникновением города и ландшафта, живописностью и простором характеризовались многие малые города (Суздаль, Боровск, Гороховец, Торопец, Торжок, Рыльск и др.), а также, и более крупные губернские центры: Тверь, Калуга, Владимир, Смоленск, Ярославль, Кострома и т.д.
В связи со строительством «в голландском вкусе» северной столицы –Санкт-Петербурга – с середины XVIII в. в России усиливается интерес кблагоустройству городских территорий, внешнему виду общественных зданий, площадей и других объектов. Ландшафтное проектирование и градостроительство приобретают новое направление в своем развитии, поскольку городские пространства начинают формироваться с позиций рационализма. Города стали рассматриваться как упорядоченные образования с четкой прямоугольной или радиально-кольцевой системой широких улиц, с регулярными кварталами. Эталоном новой регулярной планировки являлся Санкт-Петербург. С 1769 г. регламентировалась ширина улиц и домов, предусматривалось обязательное мощение, освещение и озеленение улиц и площадей. В плане столицы четко проступала трехлучевая схема сходящихся к зданию Адмиралтейства проспектов и улиц. Активные работы по перепланировке городских кварталов проводились и в Москве. Здесь была закреплена изначально сложившаяся радиально-кольцевая система, создавались крупные общественные учреждения – университет, сенат и др.
В ряде случаев русские города сменили прежнюю живописную и соответствующую условиям местности планировку на геометрическую, не всегда вписывающуюся в ландшафт. Наиболее удачные новые планы позволили хранить достоинства исторической застройки, придав ей лишь некоторую упорядоченность, как, например, произошло в Ярославле и Владимире.
Обращенность города к реке, размещение городского центра и основных зданий на самых видных и красивых точках, забота о силуэте города, контраст высотных ориентиров и относительно невысокой рядовой застройки – эти принципы сочетали в себе новые идеи рационализма с лучами традициями древнерусского зодчества, что обеспечивало композиционное единство городов России и их внешнего природного окружения.
Типы городской планировочной структуры
Определенные типы планировочной структуры складывались в зависимости от влияния природах условий, особенностей функционального значения города, а также традиций данной страны. Различные комбинации этих факторов определи и разнообразие планировки городов, причем некоторые типы планировки наиболее часто повторяются в разных странах.
Шахматная планировка. Возникла при строительстве древних поселений на пересечении двух дорог (например, Пекин, Киото), тем не менее такой тип имеют не только древние города, но и молодые, как, например, Чикаго. Первоначально сложившаяся планировочная структура растет до тех размеров, пока ее не ограничат какие-либо природные объекты (формы рельефа, реки), а также не нарушится удобство перемещения внутри пределов. Основной недостаток заключается в неудобстве передвижения из углов такой структуры к центру.
Полосовидная, или линейная, структура. Возникает естественным образом, когда существуют препятствия для концентрического развития города, и он вытягивается вдоль крупной реки или морского побережья (Волгоград, Роттердам); или когда береговые горные хребты препятствуют его развитию в глубь территории (например, Неаполь, Сан-Франциско). С одной стороны, такая схема удобна для функционального зонирования территории, в ней легко ориентироваться. С другой стороны, по мере расширения города резко увеличивается время на перемещение от его окраин к центру, а также усиливается тенденция к монотонности городских пейзажей.
Радиально-кольцевая планировка. Формируется на пересечении сухопутных трасс и водной артерии (например, Москва) и обладает такими достоинствами, как хорошая доступность центра города и значительная возможность пространственного расширения. Однако неограниченное расширение этой структуры приводит к нарастанию экологических проблем, поскольку центр города оказывается максимально удаленным от естественного природного окружения.
Многолучевая, или звездчатая структура. Представляет собой своеобразную модификацию предыдущего типа и помогает решить проблемы сохранения природы в районах неплотной застройки. Эта планировка возникает в городах, также располагающихся на пересечении дорог и рек, но улицами-лучами поселение как бы «врастает» в окружающее пространство, образуя V-образные соединения (Великий Новгород, Париж).
Многоядерная, или лепестковая, структура. Формируется при наличиине одного, а нескольких связанных между собой городских центров, темсамым его рассредотачивая. Интересно, что такую планировку имеют как старинные русские города (Киев, Брянск), так и относительно молодые (Новосибирск, Красноярск). Этот тип пространственной структуры получил широкое распространение в последнее время в скандинавских годах (Стокгольм и др.) и в США, правда, в несколько измененном виде, поскольку представители наиболее обеспеченных слоев общества этих стран предъявляют повышенные требования к качеству окружающей среды, каждый «лепесток» обладает самодостаточным набором функций и связь между ними осуществляется скоростными магистралями, прохожими, как правило, в зеленой зоне.
Иррегулярная планировочная структура. Часто возникает в странах со стихийной застройкой (как правило, в Африке и Азии) и свойственна в большей степени старым городам (например, Стамбул). В таких городах выделяются несколько культурных и торговых центров (мечеть, базар и др.), вокруг которых формируется застройка. Нечто подобное характерно и для районов Европы с развитыми добывающими отраслями промышленности, где развитие города подчинено, например, случайному размещению шахт (такие поселения относительно более молодые, в России к ним относится, например, Воркута, а в Германии — города Рурского угольного бассейна).
,
Нетрудно заметить, что в каждом конкретном случае использования той или иной планировочной структуры урбанизированных территорий, крайне важно учитывать роль естественных элементов ландшафта (акватория озера или моря, горные хребты и т. д.) и их преобразование в процессе городского развития.
Например, в начальный период строительства Санкт-Петербурга наиболее характерной чертой его природной основы была сильно развитая гидрографическая сеть, начиная от относительно крупных речек (Фонтанка, Карповка, Мойка, Смоленка и др.) и заканчивая многочисленными безымянными ручьями. С первых же лет эта сложная естественная система стала искусственно преобразовываться. .Для осушения и застройки территории засыпались мелкие природные, водотоки и прорывались каналы по новым направлениям, впоследствии и они частично ликвидировались. В частности, последние крупные работы в этой области – ликвидация участков Литовского и Введенского каналов в 1969 году. Основные реки также преобразовывались, одеваясь гранитными набережными, в результате чего изменялись конфигурации их берегов и происходило благоустройство русел. Кардинальные преобразования береговой линии Финского залива в результате гидронамыва грунта для последующей застроило сих пор продолжают вносить существенные изменения как в водную систему, так и в планировочную систему города. Таким образом, на протяжении трех столетий гидрографическая сеть Санкт-Петербурга постоянно менялась, одновременно сохраняя свое значение в облике города.