Московские немцы: памятники истории и культуры

Введение

История московских немцев – одна из интереснейших страниц истории нашего города. Она свидетельствует о возможности и плодотворности диалога двух культур, а также о жизненной реальности такого понятия как единство в многообразии. Московские немцы оставили заметный след в культуре и экономике России; они добросовестно и подчас самоотверженно выполняли свой долг перед человечеством в той стране, в которую забросила их судьба, но, несмотря на инонациональное окружение, им удалось сохранить свой язык и религию.

Истории московских немцев могут быть посвящены работы по истории архитектуры, науки, образования, литературы, благотворительности, экономики; это тема привлекала и привлекает внимание историков повседневности и религиоведов. Впрочем, жанр научной или научно-популярной статьи – не единственно возможная форма для описания жизни московских немцев. Не менее оптимальной является форма путеводителя. Многие дома в старинной Москве так или иначе связаны с немцами: одни из них были построены по проекту немецких архитекторов; в других жили известные люди; в третьих находились немецкие учебные заведения и т.д.

Жанр путеводителя имеет два важных преимущества. Во-первых, благодаря наглядности и конкретности он скорее заинтересует широкий круг людей, небезразличных к истории своего города, а, во-вторых, привлечет внимание к памятнику культуры, что, возможно, будет способствовать его сохранению.

Пешеходные экскурсии являются не просто оптимальным, но единственным способом познания города, особенного такого многоликого и пестрого как Москва. Даже сравнительно короткая прогулка по ее историческому центру знакомит нас с самыми разнообразными художественными стилями, эпохами, народами, судьбами. Почти каждый дом старинной Москвы – тема для исторической монографии, захватывающего романа или художественного издания. Пешеходная экскурсия дает возможность почувствовать логику московской планировки; оценить вкус древних зодчих, умевших выбрать для храма самое красивое и видное место; восхититься безудержной фантазией архитекторов эпохи модерна, заполнивших Москву причудливыми символическими образами, взирающими на нас с фасадов домов.

Данная статья является фрагментом подготовленного автором путеводителя «По немецким местам Москвы». Он представляет собой описание серии пешеходных прогулок, в ходе которых экскурсанты знакомятся не только с памятниками, напоминающими о жизни и трудах московских немцев, но и с другими достопримечательностями, встречающимися на пути. Благодаря этому туристы получают наглядное представление о взаимодействии и взаимовлиянии двух культур.

Информация о памятниках неодинакова по объему. Те из них, которые непосредственно связаны с темой статьи, снабжены подробным историческим очерком. Информация об остальных памятниках, встречающихся на пути экскурсантов, носит лишь справочный характер.

Описанный здесь маршрут является основой разработанной автором в начале 1990-х годов экскурсии, которая неоднократно проводилась для организованных групп туристов и отдельных любителей истории и искусства.

Прогулка №1

Экскурсия начинается на правой стороне улицы Маросейка близ станции метро Китай-город. Улица получила свое название в XVII веке, так как здесь находилось Малороссийское (Украинское) подворье. При выходе из метро на противоположной стороне улицы видна церковь св.Николы Чудотворца в Блинниках.

1. Церковь св.Николы Чудотворца (Казанской Богоматери) в Блинниках (Кленниках) (Первая половина XVIII в.)

Ул.Маросейка,5

Двигаясь по правой стороне Маросейки, вскоре увидим на противоположной стороне улице гимназию пастора Глюка. Перейдя проезжую часть, можно войти в арку и оказаться в тихом дворе, где хорошо видны наличники XVII века. Здесь можно остановиться, чтобы рассказать э о судьбе пастора Глюка, его гимназии и о значении ее в культуре России. Впрочем, из-за интенсивного движения транспорта и отсутствия здесь регулируемого перехода, лучше сделать это в близлежащем переулке.

2. Гимназия пастора Глюка (Конец XVII-начало XVIII века)

Ул.Маросейка, 11

Иоганн Эрнест Глюк(1652-1705) родился в Веттине близ Магдебурга. Получив богословское образование в Виттенбергском и Лейпцигском университетах, он в течение 22 лет служил пастором в Мариенбурге - нынешнем городе Алуксне в Латвии. В отличие от большинства коллег, Глюк преподавал Слово Божие на латышском языке. Он перевел Библию на латышский язык и организовал несколько школ, в которых латышские дети могли получить образование на родном языке. По его инициативе в Мариенбурге была открыта русская школа для детей старообрядцев, бежавших от преследований из России. Эта полная трудов, но спокойная и, казалось бы, стабильная жизнь была прервана 25 августа 1702 года, когда в начале Северной войны русские войска вошли в Мариенбург. То был самый страшный день в жизни Глюка, и мог ли он вообразить тогда, что эта трагедия сделает его основателем первой российской гимназии, а его служанку Марту – первой российской императрицей? Но случилось именно так.

В феврале 1703 года пленному пастору поручили обучать иностранным языкам нескольких русских детей, которым предстояла служба в Посольском приказе. Глюк, не привыкший к праздности, с жаром взялся за новое дело и в начале 1705 года добился присвоения своей школе статуса гимназии. По его замыслу, она должна была готовить не просто государственных служащих со знанием языков, а мыслящих, образованных людей, готовых продолжить образование в европейских университетах. Глюк хотел преподавать в ней немецкий, французский, латинский, древнегреческий, древнееврейский и сирийский языки, географию, физику, политику, философию, а также танцы, верховую езду и этикет. Для своей школы Глюк составил учебники на русском языке, пригласил из-за границы учителей. Но в мае 1705 года он неожиданно умер, и созданная им гимназия существовала уже без него.

Школа была всесословной. Обучались в ней и боярские дети, и солдатские, и дворовые. Число учащихся сильно колебалось. В 1705 году их было 28, в 1706 – 40, в 1709 – 73, в 1710 – 56. Жили они при школе, а кормила их вдова Глюка. Образование было бесплатным, и учащимся выдавалась стипендия. День начинался с совместного чтения Евангелия православными учениками и лютеранами-учителями. В 8 часов утра начинались занятия, продолжавшиеся, с небольшими перерывами, до 8 часов вечера. Практически все время отводилось на изучение языков.

Гимназия Глюка оказалась нежизнеспособной. Большинство намеченных им предметом в ней не преподавалось, учителя были не всегда на высоте своего положения, и ученики надолго в школе не задерживались: иные переходили в другие учебные заведения, а иные просто убегали домой. В 1711 году она распалась на четыре самостоятельные школы, а в 1715-м полностью прекратила свое существование. И все же начинание Глюка было не напрасным. Гимназия дала России несколько десятков молодых людей, знающих иностранные языки, а это было для того времени уже немало.

Оценивая ее роль в истории русской культуры, В.О.Ключевский писал: «Гимназия Глюка была у нас первой попыткой завести светскую общеобразовательную школу в нашем смысле слова. Мысль оказалась преждевременной: требовались не образованные люди, а переводчики Посольского приказа». (Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть IV. Лекция LXIX. М.,1989. С.227)

Немного не доходя до гимназии Глюка, сворачиваем направо, в Спасоглинищевский переулок, где вскоре увидим Московскую хоральную синагогу, построенную в стиле неоклассицизма.

3. Московская хоральная синагога (конец XIX-начало ХХ вв., арх. С.С.Эйбушитц и Р.И.Клейн)

Спасоглинищевский пер., 10

Пройдя до конца Спасоглинищевский переулок, оказываемся на перекрестке улиц Забелина и Солянки. Поодаль, направо, у другого входа в метро «Китай-горол» видна церковь Всех святых на Кулишках.

Наши рекомендации