Памятники истории и культуры Республики Беларусь

Вопросы

к государственному экзамену

по специальности 2-89 01 01 “Туризм и гостеприимство”

курс III группа «А»

2012-2013 учебный год

(дневная форма обучения)

(теоретический этап)

Организация туризма

1. Дайте определения понятия «туризм». Раскройте сущность понятия «туризм». Назовите и опишите этапы истории развития туризма. Перечислите требования, предъявляемые к туристскому региону, приведите соответствующие примеры.

2. Назовите и опишите факторы, воздействующие на туризм. Назовите основные функции туризма. Охарактеризуйте действие этих функций и оцените их.

3. Опишите основные направления Государственной программы развития туризма в РБ. Раскройте основные задачи программы.

4. Дайте определение понятия «туристская деятельность». Сформулируйте основное различие между туроператором и турагентом. Выделите основные функции туроператоров.

5. Раскройте сущность понятий: «тур», «туристский продукт». Назовите основные и дополнительные услуги. Охарактеризуйте классификацию туров. Опишите этапы проектирования тура. Охарактеризуйте документы по проектированию тура.

6. Дайте определение понятию «посетитель». Укажите, какие категории путешественников не относятся к туристам. Соотнесите отличительные особенности международного и внутреннего туризма. Выделите признаки туриста.

7. Раскройте сущность понятий: «средства размещения», «гостиничная индустрия». Опишите классификацию гостиниц. Проанализируйте вместимость и функциональное назначение гостиниц. Перечислите и охарактеризуйте основные службы гостиниц.

8. Раскройте сущность туристических формальностей. Назовите виды приглашений. Опишите порядок таможенного оформления и контроля товаров. Охарактеризуйте паспортный и валютный контроль. Дайте оценку шенгенского соглашения.

9. Опишите наиболее характерные для туристской индустрии типы предприятий питания. Раскройте методы обслуживания при организации питания туристов.

10. Назовите и опишите факторы, влияющие на выбор транспортного средства в туризме. Охарактеризуйте и проанализируйте классификацию транспортных средств, используемых в туризме.

11. Охарактеризовать безопасность в туризме. Раскрыть сущность страхования в туризме. Опишите виды страхования, применяемые в туризме.

12. Перечислите основные требования, предъявляемые к офису туристского предприятия. Опишите требования предъявляемые к персоналу туристского предприятия. Охарактеризуйте штатное расписание и внутренний трудовой распорядок на туристическом предприятии.

13. Раскройте требования, предъявляемые к составлению договора. Охарактеризуйте договор на оказание туристических услуг.

14. Охарактеризуйте договорные отношения между туроператором и турагентом., между туристическим предприятием и поставщиками туристических услуг.

15. Охарактеризуйте состояние и прогнозы развития международного туризма.

ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ

16. Раскройте сущность экскурсионного обслуживания.

17. Дайте характеристику понятия «экскурсионный текст» и раскройте его содержание. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к «контрольному» и «индивидуальному» тексту экскурсии. Объясните задачи логических переходов в экскурсии и их варианты.

18.Назовите и охарактеризуйте основные этапы подготовки нового экскурсионного маршрута.

19.Назовите и охарактеризуйте основные методические приемы показа и рассказа.

20.Охарактеризуйте основные признаки и функции экскурсии.

21.Раскройте требования, предъявляемые к технике ведения экскурсии.

22.Объясните особенности методики ведения городских (обзорных) экскурсий и ведения загородной экскурсии.

23.Охарактеризуйте принципы составления методических карт по маршруту экскурсии.

24.Охарактеризуйте требования, предъявляемые к экскурсионным объектам. Раскройте сущность принципов составления паспорта объекта.

25.Охарактеризуйте требования, предъявляемые к экскурсионному маршруту. Раскройте особенности организации и содержания работы экскурсовода на экскурсионном маршруте.

26.Раскройте сущность дифференцированного подхода к организации и содержанию экскурсионного обслуживания.

27. Сформулируйте, какими знаниями должен обладать экскурсовод. Приведите примеры профессиональных умений экскурсовода. Назовите должностные обязанности экскурсовода.

28. Дайте характеристику приёмам активизации внимания экскурсантов.Охарактеризуйте роль пауз в экскурсии.

29. Охарактеризовать показатели качества экскурсионных услуг.

30.Раскройте особенности подготовки и проведения литературоведческой экскурсии.

31.Охарактеризуйте особенности подготовки и проведения природоведческой и искусствоведческой экскурсии.

32.Раскрыть роль «портфеля экскурсовода». Охарактеризуйте требования, предъявляемые к «портфелю экскурсовода».

33.Охарактеризовать особенности подготовки и проведения экскурсии на военно-историческую тему.

34.Раскройте особенности подготовки и проведения экскурсий по музейным экспозициям.

35.Объясните, в чем заключается экскурсоводческое мастерство. Охарактеризуйте внеречевые средства общения экскурсовода.

36.Покажите особенности экскурсии как составляющей педагогического процесса.

Памятники истории и культуры Республики Беларусь

1. Дать определение понятию «памятники истории и культуры» и «археологические памятники». Классифицировать памятники истории и культуры Беларуси. Проанализировать региональную структуру размещения памятников истории и культуры РБ.

2. Дать определение понятию «каменный век» и указать хронологические рамки эпохи. Охарактеризовать наиболее древние стоянки первобытных людей каменного века. Спроектировать туристический потенциал памятников археологии эпохи палеолита на территории Беларуси.

3. Дать определение понятию «бронзовый век» и указать хронологические рамки данной эпохи на территории Беларуси. Охарактеризовать особенности поселений и погребальные обряды данной исторической эпохи. Дать оценку отличительным особенностям археологических культур бронзового века.

4. Дать определение понятию «железный век» и указать хронологические рамки данной эпохи на территории Беларуси. Охарактеризовать основные типы поселений и жилищ. Составить археологическую карту Беларуси эпохи железного века с анализом основных археологических культур.

5. Дать определения понятиям «курган», «могильник». Охарактеризовать отличительные особенности основных погребальных обрядов древних славян. Систематизировать погребальные обряды древнеславянских племен на территории Беларуси.

6. Назвать летописные даты первых упоминаний о древнейших городах Беларуси. Описать архитектурно-планировочную структуру древнего города (на примере городища «Берестье»). Представить тенденции туристического развития деятельности археологического музея «Берестье».

7. Назвать памятники Полоцкой школы зодчества. Представить отличительные черты Полоцкой архитектурной школы. Доказать, что Софийский собор в Полоцке и ансамбль Спасо-Ефросиньевского монастыря является памятником Полоцкой школы зодчества.

8. Назвать памятники Гродненской архитектурной школы. Раскрыть характерные черты Гродненской школы зодчества. Дать оценку принципиальным отличиям памятникам Гродненской архитектурной школы от Полоцкой школы зодчества.

9. Дать определение понятию «башня-донжон». Охарактеризовать отличительные черты памятников оборонительной архитектуры Беларуси XIII в. (на примере «Белой Вежы»). Доказать существование связи конструктивных и стилистических особенностей архитектурных решений «Белой Вежы» и исторической эпохи.

10. Назвать замки XIV-XVI вв. на территории Беларуси. Охарактеризовать отличительные черты замков Беларуси данной эпохи. Доказать существование связи конструктивных и стилистических особенностей оборонительной архитектуры XIV-XVI вв. и исторической эпохи.

11. Назвать объекты культовой архитектуры оборонительного типа в XV-XVII вв. на территории Беларуси. Описать Показать основные стилевые особенности памятников культовой архитектуры. Спрогнозировать туристический потенциал храмов-крепостей на территории Беларуси.

12. Назвать основные архитектурные стили на территориии Беларуси XVI–XVII вв. Охарактеризовать архитектурные особенности памятников дворцово-замкового строительства на территории Беларуси. Систематизировать и типологизировать памятники архитектуры XVI–XVII вв. на территории Беларуси.

13. Назвать наиболее известные архитектурные памятники стиля «Виленское барокко». Описать отличительные особенности данного архитектурного стиля. Доказать принадлежность архитектурного памятника Беларуси (по выбору) к стилю «Виленское барокко».

14. Назвать памятники гражданской и жилой архитектуры XVII-XVIII вв. на территории Беларуси. Раскрыть особенности строительства гражданской и жилой архитектуры. Обосновать необходимость градостроительных архитектурных решений XVII-XVIII вв. на территории Беларуси и исторической эпохи.

15. Назвать памятники архитектуры стиля «классицизма» на территории Беларуси (к. XVIII в. – нач. XIX в.). Описать отличительные черты архитектуры классицизма в Беларуси. Дать оценку новым решениям в проектировании и градостроительстве в Беларуси XVIII в. на примере Городницы в г. Гродно.

16. Назвать дворцово-парковые ансамбли XIX в. на территории Беларуси. Описать характерные черты дворцово-парковых ансамблей XIX в. Спрогнозировать туристический потенциал объектов дворцово-парковых ансамблей XIX в. на территории Беларуси.

17. Назвать основные стили архитектуры периода капитализма на территории Беларуси (2-я пол. XIX – нач. XX вв.). Описать отличительные особенности архитектурных стилей данной эпохи. Систематизировать и типологизировать архитектурные сооружения периода капитализма на территории Беларуси.

18. Назвать памятники архитектуры стиля «эклектика» на территории Беларуси. Описать основные черты данного стиля в архитектуре. Спрогнозировать туристический потенциал памятников архитектуры стиля «эклектика» на территории Беларуси.

19. Назвать памятники и памятные места, связанные с пребыванием на территории Беларуси А.В.Суворова. Охарактеризовать один из памятников, посвященных деятельности А.В. Суворову на территории Беларуси (по выбору). Дать оценку историческим событиям с участием и деятельностью А.В. Суворова на территории Беларуси.

20. Назвать памятники и памятные места, связанные с именем Т. Костюшко на территории Беларуси и за рубежом. Охарактеризовать один из памятников, связанных с жизнью и деятельностью Т. Костюшко (по выбору). Дать оценку роли национально-освободительного восстания под руководством Т. Костюшко в исторической судьбе Беларуси.

21. Назвать памятники и памятные места, связанные с событиями 1812 г на территории Беларуси. Охарактеризоватье один из памятников или памятных мест, связанных с событиями 1812 г. на территории Беларуси (по выбору). Спроектировать туристический маршрут по памятным местам Беларуси, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г.

22. Назвать памятные места, связанные с деятельностью К. Калиновского на территории Беларуси. Описать один из памятников или памятных мест, связанных с событиями 1863-1864 гг. на территории Беларуси. Интерпретировать смысл исторических событий связанных с революционной деятельностью К. Калиновского.

23. Описать Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Изложить историю создания Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Выделить специфические решения мемориальных скульптурных композиций на территории данного комплекса.

24. Описать мемориальный комплекс «Хатынь» как символ памяти жертв фашизма на территории Беларуси. Изложить историю создания мемориального комплекса «Хатынь». Выделить специфические решения мемориальных скульптурных композиций и охарактеризовать символичность мемориала.

25. Назвать памятники и мемориальные комплексы, посвященные жертвам фашистских концлагерей. Охарактеризовать один из памятников жертвам геноцида на территории Беларуси (по выбору). Высказать суждение о политике оккупационных властей по отношению к мирному населению в годы Великой Отечественной войны.

26. Назвать памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны на территориии Беларуси. Охарактеризовать мемориальный комплекс «Курган Славы»: история создания, авторский коллектив. Дать оценку символичности композиционным решениям данного комплекса.

27. Назвать памятники и памятные места, связанные с событиями Великой Отечественной войны в г. Минск. Охараткеризовать один из представленных памятников (по выбору). Выделить специфические черты и оригинальные композиционные решения данных памятников.

28. Назвать памятники, посвященные белорусским партизанам и партизанским отрядам на территории Беларуси. Охарактеризовать мемориальный комплекс «Прорыв»: история создания, авторский коллектив. Дать оценку символичности скульптурных композиций данного комплекса.

29. Назвать объекты культурно-исторического наследия, посвященные выдающимся деятелям истории и культуры Беларуси. Охарактеризовать культурно-исторический потенциал музеев на территории Беларуси. Дать оценку роли деятельности музеев в сохранении культурно-исторического наследия страны (на примере деятельности Музея Великой Отечественной войны в Минске).

30. Назвать художественные музеи Беларуси. Охарактеризовать структуру и экспозиционные решения Национального художественного музея РБ. Проанализировать основные направления деятельности данного музея в качестве объекта туризма.

31. Назвать литературно-мемориальные музеи на территории Беларуси. Охарактеризовать основные направления их выставочной и научно-исследовательской деятельности. Спрогнозировать деятельность данных музеев в качестве экскурсионного потенциала на территории Беларуси.

32. Назвать основные фонды Национальной библиотеки РБ. Описать конструктивные особенности архитектурного решения здания Национальной библиотеки в Минске. Спрогнозировать роль информационных новаций деятельности Национальной библиотеки РБ в развитии культуры страны.

33. Дать определение понятию “памятники истории”. Охарактеризовать памятники истории как ресурсную базу для развития туристическо-экскурсионной деятельности. Систематизировать и проанализировать памятники истории и культуры на территории Беларуси.

34. Назвать известные памятники просветителям в истории и культуре Республики Беларусь. Охарактеризовать памятники основным деятелям и просветителям Беларуси (по выбору). Спрогнозировать роль памятников истории и культуры в развитии туристическо-экскурсионной деятельности Республики Беларусь.

35. Дать определение понятию «историко-культурное наследие». Классифицировать памятники историко-культурного наследия Беларуси. Дать оценку мероприятиям по охране историко-культурного наследия в Беларуси.

36. Назвать памятники историко-культурного и природного наследия РБ, включенные в список Мирового наследия ЮНЕСКО. Охарактеризовать степень обоснованности присвоения памятникам данного статуса. Спрогнозировать перспективы включения в список ЮНЕСКО других объектов истории и культуры РБ.

Маркетинг туризма

1. Дать определение “туристический продукт”. Описать основные характеристики туристического продукта. Выделить проблемы в деятельности туристической организации, связанные с характеристиками туристического продукта.

2. Перечислить основные концепции становления маркетинга. Охарактеризовать концепцию маркетинга. Сконструировать возможные перспективы развития концепции маркетинга в деятельности туристических организаций на современном этапе.

3. Дать определение “управление маркетингом”. Охарактеризовать элементы комплекса маркетинга. Смоделировать использование элементов комплекса маркетинга конкретной туристической организацией.

4. Дать определение “маркетинговая информация”. Классифицировать маркетинговую информацию. Выделить основные условия эффективного использования маркетинговой информации.

5. Раскрыть сущность понятия “маркетинговое исследование”. Классифицировать маркетинговые исследования. Спроектировать алгоритм проведения маркетинговых исследований туристической организацией.

6. Перечислить формы проведения маркетинговых исследований. Охарактеризовать факторы, влияющие на выбор формы проведения маркетинговых исследований. Смоделировать процесс выбора формы проведения маркетинговых исследований.

7. Дать определение “метод исследования”. Охарактеризовать виды методов исследования в маркетинге туризма. Смоделировать процесс выбора методов исследования в туристической организации.

8. Дать понятие “маркетинговая среда”. Охарактеризовать виды маркетинговой среды. Спроектировать этапы исследования маркетинговой среды туристической организацией.

9. Раскрыть сущность понятия “рынок туризма”. Классифицировать рынок туризма. Спрогнозировать перспективные рынки туризма в Республике Беларусь.

10. Дать определение “конъюнктура рынка”. Охарактеризовать факторы, влияющие на конъюнктуру рынка. Выделить возможные проблемы при ошибке в оценке конъюнктуры рынка туризма.

11. Раскрыть сущность понятий “емкость рынка”, “доля рынка”. Определить их значение в туристической индустрии. Спрогнозировать возможности использования показателей емкости и доли рынка в деятельности туристической организации.

12. Дать определение понятию “конкуренция”. Охарактеризовать виды конкуренции. Спрогнозировать возможности использования туристической организацией SWOT – анализа в условиях конкуренции.

13. Перечислить типы потребителей. Охарактеризовать процесс принятия решения о покупке туристического продукта различными типами потребителей. Выделить перспективы изучения личностных факторов для туристических организаций.

14. Дать понятие “сегментация рынка”. Охарактеризовать базовые признаки сегментации рынка туризма. Смоделировать процесс выбора целевого рынка туристической организацией.

15. Сформулировать понятие “позиционирование туристического продукта”. Охарактеризовать основания для позиционирования туристического продукта. Смоделировать основания позиционирования в зависимости от цели туристической организации.

16. Дать определение “маркетинговая стратегия”. Охарактеризовать виды маркетинговых стратегий. Смоделировать процесс выбора маркетинговой стратегии туристической организацией.

17. Перечислить и охарактеризовать виды бюджета маркетинга. Выделить оптимальный вид бюджета маркетинга туристической организации.

18. Сформулировать понятие “продуктовая политика”. Объяснить характеристики управления продуктовой политикой. Спроектировать перспективы применения АВС - анализа туристической организацией.

19. Перечислить и охарактеризовать стадии жизненного цикла туристического продукта. Спрогнозировать перспективы применения концепции жизненного цикла туристической организацией.

20. Перечислить и охарактеризовать этапы создания нового туристического продукта. Выделить возможные факторы риска при разработке нового туристического продукта.

21. Перечислить и охарактеризовать цели ценообразования. Выделить взаимосвязь характера цели и уровня цен на туристический продукт.

22. Перечислить и охарактеризовать методы ценообразования. Спроектировать выбор оптимального метода ценообразования в туристической организации.

23. Перечислить и охарактеризовать группы ценовых стратегий. Выделить ценовые стратегии, которые часто используются туристическими организациями в Республике Беларусь.

24. Дать определение “канал сбыта”. Охарактеризовать виды каналов сбыта. Выделить критерии оптимального построения каналов сбыта туристической организацией.

25. Дать определение понятию “маркетинговая коммуникация”. Охарактеризовать комплекс маркетинговых коммуникаций. Выделить тенденции современного маркетинга в области коммуникаций.

26. Дать определение “реклама”. Классифицировать виды рекламы. Смоделировать критерии определения эффективности рекламной кампании.

27. Дать определение понятию “личная продажа”. Охарактеризовать особенности и стадии личной продажи. Дать оценку роли личных продаж в деятельности туристической организации.

28. Дать определение “стимулирование сбыта”. Охарактеризовать целевые аудитории стимулирования сбыта. Выделить наиболее эффективные инструменты стимулирования сбыта туристическими организациями.

29. Перечислить основные функции связей с общественностью. Охарактеризовать основные направления деятельности туристической организации по связям с общественностью. Дать оценку роли связей с общественностью в деятельности туристических организаций в Республике Беларусь.

30. Перечислить и охарактеризовать организационные структуры маркетинга в туристической организации. Смоделировать основные критерии внутреннего аудита туристической организации.

31. Перечислить и охарактеризовать принципы маркетинга туризма. Оценить степень их значимости в деятельности туристических организаций в Республике Беларусь.

32. Дать определение понятию «контроль маркетинга» охарактеризовать стадии контроля маркетинга. Определить степень необходимости контроля маркетинга для успешно работающей туристической организации.

33. Дать определение маркетинговой макросреды. Охарактеризовать факторы, определяющие макросреду маркетинга. Спрогнозировать влияние демографических факторов на деятельность туристических предприятий в РБ.

34. Дать определения выставочных стендов. Охарактеризовать оформление стендов. Дать оценку работы персонала туристической фирмы во время выставки.

35. Перечислить типы продавцов. Охарактеризовать стили личной продажи и ее атмосферу. Выделить перспективы использования данной типологии в работе туристической организации.

36. Охарактеризовать средства распространения рекламы. Провести сравнения средств распространения рекламы на туристических предприятиях страны. Охарактеризовать перспективы использования рекламы в Интернете.


Наши рекомендации