Диаграммы подобия (Affinitydiagramming)

Процесс выявления (визуализации) и группировки наблюдений (сведений, аналитических оценок), предоставляющий команде дизайнеров доступ к полученной в ходе наблюдений, опросов, интервью пользователей информации. До тех пор, пока данные хранятся в невыраженном виде (например, в памяти исследователя или печатном тексте интервью), у команды нет возможности синтеза результатов.

В ходе составления диаграммы оценки, наблюдения, требования фиксируются на отдельных стикерах (карточках), которые группируются по принципу подобия, формируя таким образом темы исследования. При помощи диаграмм подобия могут обрабатываться данные контекстных исследований. После проведения интервью 4-6 участников на стикерах фиксируется 50-100 высказываний каждого опрошенного, размещаются на стене и команда дизайнеров начинает процесс интерпретации, перемещая стикеры по темам. При обработке данных «юзабилити» (пользовательских) тестов, команда фиксирует высказывания каждого участника на стикерах определенного цвета. Темы, набравшие большее количество разноцветных карточек, выявляются как наиболее насущные пользовательские проблемы, требующие первоочередного решения в процессе дизайна.

Диаграммы подобия (Affinitydiagramming) - student2.ru
Рис. 3. Обработка данных при помощи диаграмм подобия  
Диаграммы подобия (Affinitydiagramming) - student2.ru
Рис. 4. Диаграмма подобия, дополненная фото и результатами статистических расчетов, выполненная студентами магистратуры 2-го курса (Исследование пешеходной зоны на пересечении ул. Пестеля и Литейного пр., А.Марченко, Е. Зайченко, 2015 г.)

Концепт-карты (Conceptmapping) –визуальная методика (структура), позволяющая дизайнерам выявлять новые направления в рамках уже существующих областей деятельности, вносить новые концепции в уже известное понимание проблемы. Это «смыслообразующий» инструмент, помогающий организовать большое количество идей, объектов и событий, имеющих отношение к общей проблеме. Он помогает визуализировать сложность системы, изучить существующие связи.

Структура концепт-карты:

• концепт - слово или несколько слов (существительное), отражают осознаваемую регулярность событий или явлений, обозначается этикеткой ( табличкой);

• связующие слова (linkingwords/phrases) – обозначают взаимоотношения 2-х концептов (глагол);

• утверждения (Propositions)–суждение о событии или объекте, содержат два и более концепта, объединенных связующими словами, и формулируют значимое положение исследования.

Начать построение концепт-карты следует с правильно поставленного фокусного (главного) вопроса, на который следует ответить (Например, «как люди делятся фотографиями?» и «как люди хотели бы делиться фотографиями?» - разные вопросы. Первый предполагает перечисление, второй – больший диапазон исследований. Далее 15 – 25 концептов выстраиваются от более общих к специфическим, образуя иерархию, а затем перемещаются по полю с добавлением связующих слов до достижения более точного ответа на фокусный вопрос. Это возможно выполнять при помощи бумажных носителей или соответствующего программного обеспечения.

См.:Novak, J. D., and A. J. Cañas. The Theory Underlying Concept Maps and How to Construct and Use Them //Technical Report IHMC CmapTools 2006–01 Rev. 01–2008, Florida Institute for Human and Machine Cognition, 2008, http://cmap.ihmc.us/Publications/ResearchPapers/TheoryUnderlyingConceptMaps.pdf

Диаграммы подобия (Affinitydiagramming) - student2.ru
Рис.5. Концепт-карта по материалам исследования (см. рис. 4)

Имидж-доски (Imageboards) –коллаж из отобранных фото, иллюстраций, бренд-символики и т.д., используется в качестве средства визуальной коммуникации для описания заданной эстетики, аудитории, контекста или другого аспекта дизайн-замысла. Это «давняя»практика, применяемая в качестве инспирирующего материала и коммерческого компонента во многих областях дизайна. В определенной степени имидж-доски аналогичны комплектам образцов материалов, применяемым дизайнерами интерьера. Например, чтобы визуализировать эстетику “urbanchic” посредством имидж-доски могут быть использованы цвет, предметы, бренды, пространства отвечающие этому определению, которые затем редактируются и размещаются к коллаже. В рамках этого метода может быть представлена более узкая или специфическая категория. Если это целевая аудитория, то предметом изображений будут типы пользователей (портреты), их возраст, вкусы и предпочтения в выборе одежды и других продуктов потребления, деятельность, передвижение, социальные интересы. Если борд посвящен средовому контексту, где возможно будет использование проектируемого продукта, то будут представлены типичные пространства, их цветовая палитра и атмосфера, образцы мебели и освещения.

http://ampersanddesignstudio.com/category/mood-boards/

Диаграммы подобия (Affinitydiagramming) - student2.ru
Рис. 6. Имидж-борд, представленный в блоге дизайн студии Ampesand

Метод кейзов / примеров (Casestudies) – исследовательская стратегия углубленного изучения отдельных событий или примеров в контексте с использованием многочисленных источников информации. Существующие феномены изучаются для сравнения, вдохновения или поиска информации, а также при исследовании результатов изменений, новых программ или инноваций. В качестве примеров (кейзов / cases) могут быть выбраны личности, организации, сообщества людей, события, процессы.

Процесс casestudy предполагает:

Выбор примера или группы маленьких примеров, находящихся в спектре рассматриваемых проблем или вопросов;

Изучение примера в контексте реальной обстановки и социальной среды;

Сбор информации с использованием многообразия методов – интервью, наблюдение, измерения, анализ документов, фотосессии и т.д.

Casestudies рекомендованы как исследовательская практика для дизайнеров, так как их структура в целом напоминает процесс проектирования или дизайна: выявить проблему, выдвинуть начальную гипотезу, провести исследование, уточнить гипотезу и рассказать историю (storytelling). Имеет значение как скомпонованкейз, его дизайн как конечного продукта.

Ниже приведены примеры casestudies, созданные в рамках предпроектных исследования для дипломной работы.

Примеры студенческих работ

Представлены примеры двух кейзов, выполненных студентами второго курса магистратуры в качестве элемента подготовки к выполнению магистерской диссертации.

Наши рекомендации