Архитектура и изобразительное искусство
Преемники Августа продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме Тиберий построил новый императорский дворец, строительство его завершилось при Калигуле. Почти полностью перестроил центр Рима Нерон: после сильного пожара 64 г.н.э. (в поджоге людская молва обвинила самого Нерона) император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденциями. Новый дворец получил название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город был украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, был именно тем прекрасным и «вечным Римом», которым восторгались его современники.
После гражданской войны 68-69 гг. пришедший к властиВеспасиан построил амфитеатр, а завершил строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей, его сын Тит. В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это – трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и 4 этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея высотой около 50 м. состояла из 3 ярусов арок – входов (80 арок нижнего яруса позволяли 50.000 зрителей заполнить трибуны за считанные минуты), а 4 ярус имел глухую стену с кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах: в жаркие дни для защиты от солнца (или в случае непогоды) на них над трибунами натягивали тент. В нижнем ярусе Колизея находились полуколонны дорического ордера, во втором – ионического, а в третьем – коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подсобные помещения, коридоры, клетки для диких зверей и т.д.
В 400 г. гладиаторские игры как языческие зрелища были запрещены и Колизей опустел. Стали растаскиваться статуи, украшавшие его, а сам амфитеатр превращен в каменоломню. Из огромных каменных квадров Колизея в средние века строились христианские церкви, дома, мосты.
К выдающимся достижениям римской архитектуры относятся и триумфальные арки:одно -, трех- и пятипролетные, которые ставились в честь императоров. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали её личным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка. В Риме сохранились только арки Тита –монументальная и в то же время строгая однопролетная арка (80 г.), Септимия Севера(3 в.) и Константина(4 в.). Последняя, наиболее сложная и пышная из всех, кажется безвкусным нагромождением архитектурных и скульптурных элементов.
Императоры Ранней Римской империи продолжали украшать римский Форум. Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна, о котором говорили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Форум Траяна был сооружен в начале 2 в. под руководства греческого зодчего Аполлодора.Он включал в себя собственно форум, окружённый колоннадой, с конной статуей императора, два полукруглых сооружения, так называемые «рынки» Траяна, служившие для хранения заморских товаров привозившихся в Рим. В глубине форума высилось ещё одно грандиозное сооружение «базилика Ульпия» - здание для судебных заседаний. К базилике примыкали две библиотеки – латинская и греческая. Достопримечательностью форума Траяна была также массивная триумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн.
При императоре Адриане, преемнике Траяна., был перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен портик с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломраморными коринфскими капителями. Соединение греческого портика с римской купольной конструкцией было типично для римской архитектуры. Пантеон – один из прекраснейших памятников античности.
Во 2 в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.
Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани),которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам императорской эпохи. Они принадлежали и частным лицам, и государству, последние предназначались для общественных нужд.
В 1-2 вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах Италии и провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных сооружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, порты в Ости и Геркулануме, амфитеатр в Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галлии, и в Испании сохранились следы античной, греко-римской архитектуры: амфитеатры и цирки, термы и акведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.
КУЛЬТРА ВРЕМЕНИ УПАДКА
РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
События 3 в. в Римской империи получили в науке название «кризис 3 века». Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, «варваризация» Империи, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.д. В экономическом отношении в середине 3 века империя пришла в состояние полной разрухи.
Кризисные явления затронули и культуру. Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям.
Языческая историография 3 века представлена главным образом сочинениями автора, писавшего по-гречески – Диона Кассия. Он составил обширную «Римскую историю» в 80 книгах – исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима.
В изобразительном искусстве практически единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет – одно из величайших достижений римского искусства в целом. Очень выразительны портретные бюсты императоров Каракаллы, Веспасиана, Домициана.
В конце 3 в. вступивший на императорский трон Диоклетиан и его преемник Константин провели ряд реформ, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить её существование еще более чем на 100 лет.
Сильная императорская власть позволила добиться некоторых успехов в сохранении единства империи. Союзницей государства теперь выступала христианская церковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Медиоланский эдикт Константина (313 г.) признал равноправие христианства с другими религиями. В 4 – 5 вв. жили виднейшие представители христианского богословия, отцы церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин.Христианство начало превращаться в господствующую религию: языческим храмам оставалось стоять в империи уже недолго. Часть их была превращена в христианские церкви, часть разрушена. При императоре Феодосии I христианство сделалось государственной религией Рима.
Искусство
Культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими размерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана в окрестностях г. Сплита. Художники должны были отображать не реальное, а только нечто внутреннее, т.е. душу. Эта тенденция проявляется и в знаменитых фаюмских портретах из Египта – она свидетельствует о скором приближении искусства византийских икон. Позднеримское искусство символично – статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу.
После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, Римская Империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г.Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г.Рим, а столицей Восточной Римской империи (будущей Византии) стал г. Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византий.
В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному разгрому – сначала от готов, а затем от вандалов. В середине 5 в. под властью императора осталась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германский наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской империи.
Что касается Восточной Римской империи, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти 1000 лет. С концом же Западной Римской империи погибла и античная культура.
ВЫВОД:
Культура древних цивилизаций оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древнеегипетской и древнемесопотамской цивилизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными Грецией и Римом. В свою очередь античный мир и его культура легли в основу европейской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам из греко-римского культурного наследия.
Христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры стало ведущей мировой религией. Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств.
Современные виды и жанры литературы также восходят к античности. К ней постоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.