Портретная живопись раннего Возрождения.
- В эпоху Ренессанса родился европейский реалистический портрет. Это произошло с признанием ценности внутреннего мира отдельного человека. По мере все возрастающего индивидуализма в портретном искусстве возможность выражения субъективного мира выражается всё ярче, отчётливо появляясь в живописи 16в. Характерно: почти полное отсутствие внутренних противоречий; Гращенков: «человек, каким он был в ту эпоху, и человек, каким он должен быть согласно идеалу своего времени, выступают в нерасторжимом единстве целостного портретного образа – индивидуальное и типическое, реальное и идеальное, гармонически взаимопроникая друг в друга, определяют главное и непреходящее своеобразие ренессансного портрета». Кватроченте: человек спокойный, мужественный и мудрый, способен преодолеть все превратности фортуны; к концу века – черты духовной исключительности и созерцательности. Важно понятие homo virtuoso = добродетельная личность, представлением о личном достоинстве человека и исключительном положении в окружающем мире. Идейные и эстетические принципы ренессансного портрета тесно связано с зарождением и развитием гуманизма и неоплатонизма.
Истоки: долго оставался частью сложной многофигурной монументальной живописи, зависим от нее. Влияют Нидерланды и гуманистическое обращение к античности (римский скульптурный портрет).
Монументальная живопись: это донаторский портрет и «скрытый» портрет в образе святых (чаще в образе дополнительных персонажей религиозной легенды). Портреты в сценах из общественной или придворной жизни, мемориальные портреты «знаменитых людей», украшавшие интерьеры.
Донаторский: наиболее традиционен из вышеперечисленных; донаторы – коленопреклоненные и молящиеся, обычно строго в профиль по правую руку от Мадонны или святого мужчины, а женщины по левую. Часто с покровителями. Иногда сохраняется средневековая диспропорция (Джантиле да Фабриано «Мадонна со святыми»; Якопо Беллини «Мадонна с Лионелло д’Эсте»). Но появляется более новаторская трактовка, про которой дистанция между двумя мирами показана не размерами, а композицией и психологическими нюансами = и молящиеся, и святые существуют в одной пространственной реальности, небесный мир становится осязаемо-трёхмерным (первый пример - «Троица» Мазаччо из Санта-Мария Новелла, 1427г).
Троица, Мазаччо, 1427г. Оригинальна по композиции, донаторы – неотъемлемая часть; правильная и энергичная перспектива интегрирует пространство фрески в пространство церкви, в которой она находится, равно как и натуроподобная архитектура. Лица донаторов написаны дотошно и без идеализации.
Еще примеры: Сиджизмондо Малатеста перед святым Сигизмундом, Пьеро делла Франческа; Мадонна делла Виттория, Мантенья; Гирландайо в Капелле Турнабуони.
Итог: развитие в сторону большей реалистичности (характерно для всего); не просто запечатление молитвенного акта, а намек на сложные связи личной жизни заказчика с символикой композиции (в «Алтаре Монтефельтро»). До конца кватроченто донаторские портреты почти все одноплановы и даны в профиль, настроение у всех одно — благочестивое смирение и вера, которые смягчают дух достоинства, на самом деле более ярко свойственный людям Возрождения. Бывает написан «механически», вставлен позже без учета иконографии. Рамки жанра ограничивают возможность раскрытия личности.
Светская монументальная живопись: Санта Мария дель Фьоре, 1436г, конная статуя Джону Хоквуду, Учелло. Конный портрет в профиль, над гробницей, чеканный скупой силуэт (предвестие Гаттамелаты). Цоколь снизу, постамент и статуя в профиль, цвет – бронза (техника терра верде – зеленая земля, под состаренность). Конный портрет Николо да Толентино, 1456г, Фьоре, Кастаньо. Все правильнее, колорит под мрамор, висит рядом, энергичная, близкая к скульптурной моделировка форм, напряженная выразительность поз и ракурсов. Вилла Кардуччи, Кастаньо (1450—51, Уффици). Помимо Мадонны еще прославленные флорентинцы (политики, литераторы). Среди архитектурной декорации – подобны ожившим статуям (иллюзионизм). Портрет не явный, тк мемориально-исторический и идеально-героический характер (в основе идеал достоинства). У более талантливых получались действительно портреты, но все равно этот тип – сильная обобщенность и тенденция к укрупнению рисунка, пластике лица, монументализации форм.
Станковый портрет. 1эт, 2/4 14в: становление совпадает с развитием медали, на этом этапе тяготеет к фреске – копии фресок на доске. Портрет Основателей флорентийского искусства (5 мужей - Джотто, Уччелло, Донателло, Брунеллески) - Паоло Уччелло, Лувр. В разных ракурсах. Бесспорно, извлечен из фрески, ведущий – профиль ( воздействие античных гемм, монет). Портрет Принцессы из дома Д’Эсте, Пизанелло, 1433-1435г, доска, темпера. Ковровый принцип, сзади кусты, цветы, бабочки. Цвета одежды символичны – белый цвет Гонзаго (Маргарита жена Д’Эсте), но есть можжевельник, тогда может сестра Леонелло, Дженевра. Образ женщины идеализирован и носит геральдические знаки. Леонелло Д’Эсте, ок1441г. Два принципа красоты торжествуют. Мужской портрет уходит корнями в римский (точный), плюс, сам Леонелло был фанатом Цезаря, а женский – идеализированный. Портрет возникает в придворной среде, это правитель. Есть все идеалы рыцарственности, он герой, владыка, но в образе (постановка головы, характер трактовки одеяний) есть ренессансные идеалы (достоинство, мужественность и благородство). Цвета его одежды соответствуют цветам гороскопа. Это и типизированный портрет придворной культуры, и героическая личность. Еще есть медаль с ним. Во Флоренции – Мазаччо и Доменико Венециано (Матео и Микеле Оливери)– чисто светское мировоззрение, портрет идеального человека. Женские профильные: условнее, декоративнее, соответствие идеалу красоты. Альессо Бальдовинетти, Женский Портрет: все черты и чуть больше индивидуальности в профиле модели. Филиппо Липпи - женский портрет в интерьере. Итог: живописные и медальерные портреты сыграли исключительно важную роль в развитии портретного искусства 15в, можно даже говорить о «пизанелловской» традиции профильного портрета того времени, видна у североитальянцев (ранний Мантенья, Туро). Прослеживается фактически до к15в в архающирующих формах профильного портрета Северной Италии, через Якопо Беллини переходит к Джентиле Беллини.
2эт, 1450-60е: синтезирует ранний опыт мастеров Флоренции и Северной Италии, портрет повсеместно распространился; становится разнообразнее (композиция, больше реализма). Традиционный тип профильного портрета достигает кульминации у Пьеро делла Франческа и тонко интерпретируется Боттичелли. При этом профильный уступает место новому— в фас или в 3/4. Нейтральный фон заменяется пейзажным или интерьерным. С темперы на масляную живопись (флорентинцы сохраняют преданность темпере дольше). Большое влияние Нидерландов. Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, Пьеро. Синтез флорентийской и североитальянской традиции с колористическими достижениями Нидерландов (плюс, убирается драматичный момент с глазом). Есть идеализированность, но и конкретика; жанр придворного портрета получает гуманистическую интерпретацию. Ландшафт – и героический триумф, и символ новой эпохи. Гращенков: «это произведение, и в формальном, и в идейном отношении — самое значительное из всего, что было создано итальянскими портретистами Раннего Возрождения». Новое: синтезирует медальерный принцип 2ст композиции с плэнерным изображением пространства. Итог: искусство Пьеро (перспективный синтез формы и цвета) огромное влияния на севера, но в портрете влияние ограничено (концепция урбинского диптиха современникам была непонятна).
3эт: связан с Мессиной, наиболее зрелая фаза развития, к сер1470х он дает толчок к развитию станкового портрета в Венеции, Северной Италии, Флоренции. Именно здесь выявляется стилистика школ. После Мантеньи и Мессины ведущая роль на севере к венецианцам, придворные консервативнее (профиль). В Ломбардии провинциальный характер. Только Флоренция наряду с Венецией, сохраняет значение передового центра портретного искусства, к ней тяготеют умбрийские Перуджино, Пинтуриккьо. Именно здесь зарождается новый портретный стиль Высокого Возрождения. Антонелло да Мессина, Молодой человек, Метрополитен – еще ничего не представляет, но есть желание оживить лицо. Из Филадельфии – уже другой, не просто радость от мира, а полнокровность, южанин (насмешливый, грубоватый), есть попытка понять внутренний мир. Из Берлина – все тоже, но еще парапет и картелин (Нидерланды), появляется тяжеловесность, нет улыбки, губы раздвинуты (только закончил, толи только начал говорить – то есть потенция разговора). Из Лондона, 1475г – может автопортрет, но вряд ли; не активизация эмоционального мира, а спокойствие, камерность и некоторая будничность. Есть зрелая сбалансированная характеристика. «Кондотьер», Париж. Сделан в Венеции, другая трактовка выразительности портретной характеристики – есть масштабность, но она артикулирована. Необузданный характер, совсем нет богобоязненности. С этого времен все его персонажи смелые, активные, спокойно существуют в этом мире. Портрет старика, Турин, 1476г. Нет фона – его заполняет фигура, которая существует в этом пространстве. Юноши, 1476г, Берлин. Еще один этап – не нейтральный, а пейзажный фон. Происходит очевидная эволюция в портретном образе, также изменяется и характер, этот мягче – задумчив и погружен в себя.