Миланский период в творчестве Браманте.

Донато Браманте, 1444, Ферминьяно – 1514, Рим. Он основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого возрождения. Юность провел в Урбино (влияние Пьеро и Лучано Лаураны), начинал как живописец и в 1476г именно в этом качестве был приглашен в Милан ко двору Людовико Моро-Сфорцо (там встретился с Леонардо, его идеи в области градостроительства – большое влияние на Браманте, вместе читали Леонардо), а может у Моро был инженером, но в любом случае, в его росписях уже чувствуется конструктивное начало. У Леонардо идея: город – социальная функция, несколько уровней. Его творчество делится на два периода: Миланский (длился 20л) и Римский (в Риме создал самые значительные свои произведения). В Рим бежал в 1499г после захвата Милана французами, он дружил с будущем Юлием 2. Там развивается его «большой стиль» в архитектуре, тяга к масштабным монументальным формам, год изучал классические памятники. Миланский период подготавливает римский, в его творчестве достижения 15в сливаются с классическими элементами. В Милане: утяжеленные мотивы (Альберти), но тонкая декорация (Брунеллески), античные формы и местный декор.

Санта Мария прессо Сан Сатиро, 1482-1486г. Это тетраконх 6в, в 1476г строят ораторий, а в 1482г вместо оратория 3н базилику. Всего 3эл: Санта Мария (церковь, маленькая капелла и октагональная сакристия (объединяются)). В итоге, все перестраивается в типичную ротонду с куполом Сан Сатиро, с римскими нишами в интерьере и на фасаде (влияние римских памятников). Короткая Т-образная в плане 3н базилика, цилиндрические своды и полусферический купол на парусах и низком барабане (все основные конструктиво-архитектурные элементы купола заимствованы у Брунеллески, как бы дальнейшая проработка купола Пацци). Ордерная декорация накладывается на структуру, но рваный ритм, некоторые элементы декорации терракотовые. Апсиду сделать не мог (Т-образная постройка), поэтому вспомнил Альберти, сделал большой ордер, цилиндрические своды, столбы и арки. Но сама апсида сделана элементами живописи – это монументальная обманка (есть стуковые декорации, яркий декор). Купол очень низкий, но опять же стуковая декорация – иллюзия (живопись изменяет реальную архитектуру). У октагона зонтичный купол, а в капелле Сан Сатиро стремление к идеальной центричности. Сакристия и баптистерий – это 8гр, вписанный в квадрат (дворец Флавиев на Палатине), явно используется система античных построек, но более дробная система (например, ниши с раковинами от Пьеро). Наверху сочетаются большие и малые формы, но они не пропорциональны, те используется декоративность севера вместе с классикой.

Дворы Сант Амброждо. Планировал 3, но построил 2 – система монастырских дворов. Решения различны: первый – тосканский, дорический и ионический; есть легкий классический характер (колонны с импостами). Интересно решение 2яр – там наложенный мотив аркады.

Санта Мария делла Грация, 1492-1497г. Он перестраивает (до него Солари в 1460х, он сделал продольный неф). Хотел сделать из церкви мавзолей (семейная усыпальница Сфорцо), но ему принадлежит лишь идея, при нем построены хоры, огибающие купол снаружи и основная часть здания без купола. Он построил трапезную, где Леонардо написал Вечерю. Главное: ступенчатое расположение частей, что выявляет купол. В базилику вставляется центрический мавзолей, между главной апсидой квадратный объем, там 8гр купол (по сторонам еще экседры). На фасаде местные традиции: кирпич, штукатурка, много терракотового декора (есть ниши, но они кирпичные). Пространство огромное, больше базилики. Основные формы – круг (окна, ниши), но огромным барабаном купол скрыт. Мощные подпружные арки, античность мерцает через орнаментику (красота полихромии, выразительность деталей, четкая геометрия). Он еще не был в Риме, но у него уже римский масштаб.

Донателло.

Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди), 1386-1466г, Флоренция. Не ходил в школу, плохо понимал латынь, но это мастер-реформатор, делает разрыв с прошлой традицией. Не известно, у кого он учился, вероятно, первую выучку прошел у ювелира, придерживался реалистических принципов. Условно в его творчестве выделяют ранний период (1й Флорентийский: до августа 1432г; Рим: август 1432 – май 1433г; 2й Флорентийский: после 1433г; Падуанский: 1433 – 1453г) и поздний период, он возвращается во Флоренцию – 1453-1466г. В 1403-1407г работал в мастерской Гиберти (помогал с рельефами северных дверей), 1410г – становится самостоятельным мастером, знаком с Брунеллески (тот приобщил Д к гуманистическим идеям и манере алянтика). В ранний период выполняет общественные заказы, в поздний – частные. Создавая скульптуры, использовал рисунок, для него главное выразительность, нет заглаженных до глянца поверхностей. Не просто античность, интересовала экспрессия (римский портрет 1-3в, исторический рельеф (колонна Траяна), саркофаги), нет прямых заимствований (подчинял античность своему замыслу). Статуя – центральная проблема раннего творчества, а с 1420г стал разрабатывать проблему перспективного построение, много планового рельефа.

Распятие из Санта Кроче, 1412-1413, дерево. Еще много от готической традиции, но трактовка тела Христа явно другая – больше развито пластическое начало (обработка поверхности формы за счет мощного рельефа).

Украшения ниш кампаниллы Джотто, 1416-1435г. Заказ на 5 статуй пророков, сделал 4: Аввакум, Бородатый пророк, Жертвоприношение Авраама и Иеремия, фигуры в нишах. Образы отличаются характерной выразительностью, фигуры для 2яр – воспринимаются снизу вверх. Он учитывает перспективу: выдвигает голову вперед или укрупняет руки, или делает более мощными складки одежд . Образы отличаются характерной выразительностью, обогащение психологической жизни и средств индивидуальной характеристики (внутренняя сосредоточенность), есть и влияние римской портретной пластики.

Дель Фьоре. Также для собора он выполнил Давида (для контрафорса), потом свиток сменили на пращу и статую поставили около палаццо Веккьо. Здесь Давид впервые молодой. Еще есть многое от готики: изгиб фигуры, изящные конечности, тонкое милое лицо, но в контрапосте уже есть стремление свободно развернуть фигуру. А еще евангелист Иоанн, 1412-1415, для фасада. Это первая подлинно ренессансная статуя, уже контрапост в сидящей фигуре, есть материальность и устойчивость, внутреннее напряжение. Объем передается с помощью глубоких складок плаща, ими же усилено движение, контрасты света и тени. Ниша неглубокая – срезал спину – появилось ощущение глубины.

Ор Сан Микеле. Святой Георгий (цех оружейников) –фигура отличается чертами нового стиля – постановка ориентирована на античный контрапост, между ног опирается щит, лицо молодое, но уверенное. Битва Георгия с драконом (цех оружейников), сплющенный рельеф, он разрабатывает глубину (хотя основные персонажи на 1м плане), есть мощное движение, порыв. Евангелист Марк, 1411-1413г, сильнее, чем у Иоанна выражена индивидуальность, одеяние полностью подчинено телу. Людовик Тулузский, 1423-1425г. Он сделал и нишу, она уже ренессансная (колонны, раковина, портик), Людовик из бронзы – новый материал для Донателло, все цельно, тема цветущей молодости.

Лев, «Марцокко», 1418-1420г, песчаник. Эмблема Флоренции, для дворика Санта Мария Новелла. Мощное выразительное животное, очеловечивание, тоже есть что то вроде контрапоста.

Давид, бронза, 1430е. Зрелый период. С одной стороны, он изменяет традиции, с другой –идет по библейской легенде (Давид – юный пастух, победивший великана). Есть круговой обход, но много угловатых деталей. Еще ново то, что он обнажен. С одной стороны, есть изгиб, отсылающий к готическим образцам, с другой – античность. Есть и психологические оттенки.

Кенотаф кондотьера Гаттемелато (мягкая кошка), Падуя, 1447, установлена в 1453г. Это замещение надгробия, сам кондотьер погребен в соборе. Настоящее имя – Эразмо ди Нарни. Именно он возрождает античную традицию конных портретов (первый конный после античности, по образу Марка Аврелия, античные доспехи). Постамент в виде склепа-часовни, есть дверь внутрь (исход в другой мир, с В полуоткрыта, с З заперта). Наверху рельеф: гении смерти с потухшими факелами держат герб покойного. Расчет на боковую точку зрения, диагональ жезл/меч – композиционное объединение, главные всадник, а не конь. Это обобщенный образ героя. Ноги коня утолщаются (учет перспективы).

Поздние работы Донателло отличны, возвращается к дереву (характерно для готики), герои стареют, любимые темы – страдание и смерть. Нарастает реалистическая тенденция, но большая одухотворенность и выразительность. В итоге потрясающая экспрессия. Когда возвращается во Флоренцию в 1453г уже другой город, но Медичи дают заказ.

Юдифь и Олоферн, 1455-1460г. Для фонтана (или для палаццо Медичи), группа, бронза (литье отточил в Падуе). Это не момент отсечения головы, а только замах (драматизм), ее рука лишена силы (образ надломлен). Олоферн на подушке, оттуда вода. Есть некоторая двойственность: с одной стороны, героический, жертвенный образ во имя спасения народа. С другой стороны, это не героизм чистой воды, она убивает возлюбленного. Внизу на постаменте Горгона и путти. Соединение христианского и языческого образа.

Мария Магдалина, дерево, 1454-1455г, Сокристие Флорентинского собора. Иссохшая плоть Марии Магдалины, есть внутренняя драма между несовершенством плоти и внутренней красотой (замаливает грехи молодости). Дерево, крайний натурализм. Она в виде старухи-отшельницы (необычно), знание анатомии.

Проявил способности в области психологического портрета, в основным, в терракоте (не сохранились): Бюст-реликварий Сан Россоре, 1425-1427г, Бюст Никколо Уццано, 1430е. Раскрашенная терракота (республиканский Рим).

Также разрабатывал и надгробия, тип большого пристенного. Папы Иоанна 23 во Флорентинском баптистерии. Микелоццо как архитектор, между 2 колоннами (еще много от готики). В 1419г он видел папу, гробница по воспоминаниям, не по посмертной маске. Низ: на цоколе плита, там 3 почти плоские фигуры (христианские добродетели, ордер, раковины), потом что то вроде балкончика на консолях, потом плита, там 2 гения скорби присели, фланкируют эпитафию. На этом «балкончике» еще львиные консоли и саркофаг, там умерщий папа, над ним в ракушке Мария с младенцем и балдахин. Гробница кардинала Ринальдо Бранкаччи в Сант Анджелло а Нило в Неаполе. Внизу три фигуры как атланты поддерживают саркофаг. Сочетаются готические и античные черты (завершения готические, а гении и путти античные). То есть показывается триумф личность, проявленный через его дела.

Наши рекомендации