Московитянинский период в творчестве Островского

Островский Александр Николаевич (1823—1886) — крупнейший русский драматург. Родился в Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. Новый этап в творчестве Островского начала 50-х годов. В 1850 году редакторы славянофильского журнала "Москвитянин" М. П. Погодин и С. П. Шевырев, спасая пошатнувшийся авторитет своего издания, приглашают к сотрудничеству целую группу молодых литераторов. При "Москвитянине" образуется "молодая редакция", душою которой оказывается Островский. Само существование такого кружка - вызов казенному, удручающему однообразию "подмороженной" русской жизни эпохи николаевского царствования. Члены "молодой редакции" видели в купеческом сословии все движущееся многообразие русской жизни - от торгующего крестьянина до крупного столичного дельца, напоминающего иностранного негоцианта. Но в 1853, отказываясь от «жесткого» взгляда на русскую жизнь, пишет Погодину: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас». Последовали комедии: «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854). В пьесе «Бедность не порок» ощутима тенденция идеализации старых традиций семьи и быта. Однако изображение патриархальных отношений в этой комедии сложно и неоднозначно. Старое в ней трактуется и как проявление вечных, непреходящих форм жизни в современности, и как воплощение силы косной инертности, «стреноживающей» человека. Новое — как выражение закономерного процесса развития, без которого немыслима жизнь, и как комическое «подражание моде», поверхностное усвоение внешних сторон культуры чужой социальной среды, чужих обычаев. Все эти разнородные проявления стабильности и подвижности жизни сосуществуют, борются и взаимодействуют в пьесе. Динамика их соотношений составляет основу драматического движения в ней. Ею фоном является старинное обрядовое праздничное гулянье, своего рода фольклорное действо, которое разыгрывается на святках целым народом, условно отбрасывающим «обязательные» в современен обществе отношения, для того чтобы принять участие в традиционной игре. Посещение богатого дома толпой ряженых, в которой нельзя отличить знакомого от чужого, бедного от знатного и власть имущего, — один из «актов» старинной самодеятельной игры-комедии, в основе которой лежат народные идеально-утопические представления. Это свойство народно-карнавальных праздников вполне выражается в том изображении святочного веселья, которое дано в комедии «Бедность не порок». Когда герой комедии, богатый купец Гордей Торцов, игнорирует условность «игры» и обращается с ряжеными так, как он привык обращаться с простыми людьми в будни, то это не только нарушение традиций, но и оскорбление этического идеала, породившего самую традицию. В пьесе «Бедность не порок» (1854) вновь во всей яркости и характерности возникало изображение самодурства — явления, открытого, хотя еще не названного по имени, в комедии «Свои люди…», и ставилась проблема соотношения исторического прогресса и традиций национального быта. Вместе с тем художественные средства, при помощи которых писатель выражал свое отношение к этим общественным вопросам, заметно изменились. Островский разрабатывал все новые и новые формы драматического действия, открывая путь для обогащения стиля реалистическою спектакля.

«Москвитя́нин» — «учёно-литературный журнал», издававшийся в Москве М. П. Погодиным в 1841—1856.

До 1849 выходил ежемесячно, позднее — два раза в месяц. Сотрудниками Погодина были С. П. Шевырёв, И. И. Давыдов, Ф. Н. Глинка, В. И. Даль и другие.

«Свои люди – сочтёмся» - выстроена по античному канону.

Для дионисийских празднеств хар-но ритуальное обжорство, ритуальное сквернословие и ритуальная оргиастическая раскованность =

У Островского бесконечные разговоры о еде, купеческие пререкания, сексуальная мания – поиск жениха для Липочки.

Самсон Силыч Большов - в долговой яме : эээ, Недзвецкий назвал его «жрец, которого самого приносят в жертву».

В античной комедии побеждает обладатель наибольшего аппетита – у Островского это Липочка и Подхалюзин, переплюнувшие старшее поколение по части мошенничества.

Но – неканонический финал – обращение со сцены к зрителю.

Мифологический интертекстъ (интересно, всё это правда или привиделось Недзвецкому):

Отсылка к Библии, противопоставление Самсон – Лазарь.

Падение Самсона, казавшегося непобедимым <=> Возвышение Лазаря, которому в финале назначено не Лазаря петь.

Упоминание о луковице: Липочка в начале пиесы упоминает о барышнях, которых не зовут танцевать – они «продают лук», а в финале Подхалюзин зовёт зрителей писать под свою дудку

+ в известной легенде грешницу вытаскивает из ада нищий, которому при жизни подала луковицу (будучи сама скупой как Плюшкин) – Подхалюзин не желает вытащить из ямы-ада тестя, изображая сея при этом человколюбивым, не жалеет луковицы для посетителей магазинчика.

Это замосковрецкий Король Лир. Это не сон

«Бедная невеста» (тоже опубл. в Московитянине)- комедия – высмеивала эпигонов романтизма в лице Владимира Васильевича Мерича.

Мерич = Мери + Вулич + Казбич

Это измельчавший Печорин. Узнав, что у Марьи Андреевны не будет много денежек, сбежал, вскружив ей голову. Грустно всё это.

«Не в свои сани не садись» (1853),

«Бедность не порок (1854)

Сложнее, чем тупо жанр «драматической пословицы»:

Кто-то решил, что это прославление патриархального образа жизни,

А Добролюбов увидел обличение самодурство (ну немудрено, ему везде обличение мерещилось).

Главный конфликт – вечный, противопоставление смирения и гордыни: Гордей <=> Любим.

Толстому ужасно это нравилось.

Любим и Любовь – любящие простецы – обретают счастье, а гордецы с труднопроизносимыми именами (Африкан, Вероулович) – не обретают. Ну вот, опять, простецы – и счастье.

«Не так живи, как хочется» (1855) – окрестил народной драмой.

Наши рекомендации