Форматирование абзацев. Работа с линейкой.
Модуль 1.
ВВЕДЕНИЕ
Среди всех программ пакета Microsoft Office текстовый редактор Word — самый популярный продукт. Это объясняется широкими функциональными возможностями текстового редактора и вместе с тем — простотой в использовании (удобный и понятный пользовательский интерфейс, возможность быстрого ввода и обработки данных, наглядность представления информации и др.).
Текстовый процессор Word 2013 входит в состав семейства программных продуктов Microsoft Office 2013 и предназначен для работы под управлением операционной системы Windows. Word 2013 один из лучших текстовых редакторов современности позволяющий создавать множество различных видов документов: служебные записки, отчеты, информационные листки, брошюры, проводить вычисления в таблицах, создавать и редактировать рисунки, использовать фигурный текст, настраиваемые шаблоны для типовых документов и многое другое.
Word 2013 обладает универсальными средствами, которые пригодны для самых разнообразных областей применения: для подготовки финансовых документов, рекламных материалов, юридических документов, научно-технических отчетов и т.п. Для оформления документов можно использовать различные стили, шрифты, обрамление и заполнение цветом, способы выравнивания текста, перед печатью документа можно воспользоваться режимом предварительного просмотра. Процессор Word содержит средства для создания Web-страниц, позволяет вставлять в документы гиперссылки, проверять правильность написания русских и иностранных слов, правильность пунктуации, а также стиль изложения.
Настоящие методические указания содержат задания, которые охватывают большую часть технологических возможностей Word 2013. Задания сгруппированы в 3 раздела:
- Раздел 1. Начальные навыки.
- Раздел 2. Основные навыки.
- Раздел 3. Специальные средства Word.
Для выполнения заданий необходимы общие знания приемов работы в операционной системе Windows. Самостоятельное выполнение в полном объеме всех заданий, изложенных в настоящих указаниях, позволит приобрести необходимые практические навыки.
Раздел 1. НАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Задание 1. Открытие приложения Word. Структура экрана. Лента инструментов. Создание и сохранение документа
Рис. 1. Рабочее окно документа Word 2013
1. Откройте приложение Word через меню кнопки Пуск. По умолчанию при запуске открывается новый пустой документ. Ознакомьтесь с видом экрана и изучите его строение. Освойте вкладки ленты инструментов.
2. Научитесь облегчать вызов Word.
3. Закройте приложение Word.
Выполнение
1. Выполните команду ПУСК - Все программы - Microsoft Office - Word 2013.На экране появится рабочее окно документа Word 2013:
· Вверху окна располагается лента, состоящая из трёх основных элементов:вкладок (представляющих определённый набор функций), групп (отображающих связанные общим назначением команды), команд(кнопки, поля для ввода информации или меню) |
· Контекстные меню отображаются только при выделении объекта (таблицы, диаграммы и т.д.).
· Если выбрать вкладку Главная пользовательский интерфейс отобразит один набор команд, если выбрать вкладку Рецензирование, то будет отображен другой набор команд. Подобная фильтрация инструментов позволяет уменьшить число меню, команд и диалоговых окон, в которых гораздо сложнее найти нужные элементы. Для отображения непоместившихся инструментов в правом нижнем углу некоторых групп на ленте присутствует значок .
· Вверху окна программы, над лентой располагается панель быстрого доступа, инструменты ее видимы и доступны в любой момент независемо от вкладки ленты. По умолчанию на данной панели размещено три инструмента: Сохранить, Отменить, Повторить . Для добавления на панель других инструментов щелкните мышкой по направленой вниз стрелочке и в раскрывшемся списке выберите то что вы хотели бы иметь на панели быстрого доступа.
2. В окне документа наберите выделенный ниже текст. При вводе текста, когда текст приближается к правому полю листа, последнее слово переносится на новую строку, поэтому нет необходимости нажимать на клавишу Enter. Нажимайте ее только для создания нового абзаца или пустой строки.
С каждым годом человек все глубже проникает в недра мирового океана, изучая и открывая для себя новые возможности его использования. Важную роль в этом играют гидроакустические станции (ГАС) и системы, применяемые для самых различных целей. С помощью ГАС производят картографирование дна морей и океанов, поиск затонувших предметов (эхолоты и гидролокаторы бокового обзора), осуществляют подводную связь (средства гидроакустической связи), обеспечивают безопасность судоходства (средства судовождения), производят поиск скоплений рыбы и контроль за работой орудий лова, «просвечивают» морское дно для поиска полезных ископаемых, управляют автономными подводными приборами (средства телеметрии и телеуправления), обнаруживают и определяют координаты подводных объектов (средства подводного наблюдения). |
3. Для завершения работы с документом надо закрыть окно, в котором отображается документ. Если документ, который находился в окне редактора, ещё ни разу не был сохранён или если после сохранения в него были внесены изменения, то на экране появится окно с вопросом о необходимости сохранения. Щелчок на кнопке «Сохранить» активизирует процесс сохранения. Если имя документу не присваивалось, то появится окно Сохранение документа, в котором надо будет ввести имя документа. Нажатие на кнопку Отмена отменяет завершение работы с документом. Щелкните мышкой по кнопке Файл, в появившемся меню наведите указатель мыши на команду Сохранить как,а затемукажите в виде чего хотите сохранить документ, например Документ Word. В диалоговом окне Сохранение документа в поле Имя файла укажите имя файла – ГАС. В окне Папка укажите Документы. Вызовите контекстное меню в окне Сохранение файла и выполните команду Создать папку, в поле папки наберите свою фамилию. Откройте папку, нажав на кнопку Открыть. Название папки появится в окне Папка. Нажмите кнопку Сохранить. Файл «ГАС» будет сохранен.
4. Приложение Wordзакроется. На экране появится Рабочий стол Windows.
Задание 2. Редактирование документа. Выделение блоков текста. Операции с выделенным текстом.
Контекстное меню
1. Откройте приложение Word.
2. Откройте документ ГАС,созданный в предыдущем задании.
3. Выделите различные блоки текста: слово, предложение, строка, абзац, несколько строк, часть строки, весь документ с помощью мыши.
4. Опробуйте различные способы копирования блока текста. Скопируйте блок текста, используя метод быстрого копирования
5. Вырежьте блок текста. Переместите блок текста методом перетаскивания. Верните перемещенный текст обратно.
6. Удалите поочередно вставленные блоки текста в конце документа.
Выполнение
1. Вызов Microsoft Wordописан в Задании 1.
2. Выполните команду Файл→Открыть. В диалоговом окне Открытие документа выберите папкуДокументы щелкните дважды по папке с Вашей фамилией, выделите имя документа ГАС.docx и щелкните по кнопке Открыть.
3. Выделите небольшой блок текста, для этого:
· Щелкните мышью в начале выделяемой области. Протащите указатель мыши, удерживая кнопку мыши нажатой, до конца выделяемой области. Отмените выделение щелчком мыши в любом месте
· Выделите новые блоки текста с помощью приемов, описанных в табл. 1.
Таблица 1
Элемент выделения | Действие мыши |
Любой элемент или блок текста | Установить указатель мыши на начало блока, нажать левую кнопку и закрасить блок |
Слово | Двойной щелчок по слову |
Графику | Одинарный щелчок по значку в левом верхнем углу графики |
Строку текста | Одинарный щелчок слева от строки на полосе выделения |
Несколько строк текста | Установить указатель мыши на полосе выделения слева от строки, нажать левую кнопку мыши и закрасить строки |
Абзац | Дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на полосе выделения перед абзацем либо три раза в любом месте внутри абзаца |
Несколько абзацев | Установить указатель мыши на полосе выделения слева от абзаца, нажать левую кнопку мыши и закрасить абзацы |
Весь документ | Три раза щелкнуть по полосе выделения или перевести указатель мыши на полосу выделения нажать Ctrlи щелкнуть левой кнопкой мышью |
4. Выделите 1-ый абзац текста и опробуйте различные способы копирования блока текста в буфер обмена:
a) Нажмите комбинацию клавиш Ctrl + С;
b)Выберите вкладку Главная кнопку Копировать;
c) Вызовите контекстное меню выделенного объекта и выполните команду Копировать;
5. Для вставки текста установите курсор в позицию вставки текста, например, в конец документа, и воспользуйтесь одним из способов:
a) Нажмите комбинацию клавиш Ctrl + V;
b)Выполните команду Главная –Вставить-Параметры вставки – Сохранить исходное форматирование;
c) Вызовите контекстное меню выделенного объекта и выполните команду Вставить;
6. Вырежьте блок текста. Выделите 1-ый абзац текста и воспользуйтесь одним из способов вырезания блока текста в буфер обмена. Последовательность действий аналогична описанной выше процедуре копирования:
a) Нажмите комбинацию клавиш SHIFT+DEL;
b) Выполните команду Главная -Вырезать;
c) Вызовите контекстное меню и выполните команду Вырезать;
7. Для вставки текста из буфера обмена повторите действия, описанные в задании в пункте 5.
8. Скопируйте блок текста методом «перетащить и оставить». Для этого:
a) Выделите блок текста для перемещения его в конец документа;
b) Нажмите клавишу CTRL клавиатуры, а затем на выделенном тексте нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, передвиньте указатель мыши, в то место, куда должен быть вставлен выделенный блок текста. Вместе с указателем движутся курсор ввода текста и маленький прямоугольник с крестом, символизирующий копируемый блок;
c) Отпустите кнопку мыши, как только пунктирный курсор ввода текста окажется в желаемом месте вставки. Если в момент перетаскивания нужно отказаться от операции, то следует поместить указатель мыши обратно в выделенную зону и отпустить кнопку мыши.
9. Переместите блок текста методом перетаскивания, выполнив его так же, как описано в задании 8, но, не нажимая клавиши CTRL.
10. Чтобы отменить предыдущее действие можно воспользоваться одним из вариантов:
· Нажмите кнопку Отменить L на панели быстрого доступа.
11. Удалите поочередно вставленные блоки текста. Для этого выделите блок текста и используйте следующие способы:
· Удалите блок текста, используя клавиши Delete или Backspace,при этомтекст будет удален из документа без помещения его в буфер;
· Выполните команду Вырезатьодним из выше приведенных методов. Блок текста будет удален и помещен в буфер обмена.
12. Сохраните документ с помощью кнопки Сохранить на панели быстрого доступа. Файл сохранится в той же папке.
Задание 3. Масштабирование рабочего окна.
Выполнение
1. Откройте документ ГАС.docx.
2. Используя регулятор масштаба в правом нижнем углу окна, установите масштаб изображения - 200%. Для этого нужно передвинуть «бегунок». Затем установите масштаб изображения - 75%. Затемна вкладкеВидустановите масштаб «По ширине страницы».
3. Выделите 1-ый абзац и выберите вкладку Главная группа Шрифт. Первое окноШрифт– (Ctrl+Shift+F), второе окошко Размер шрифта (Ctrl+Shift+P). Ниже буквы Ж, К, Ч. (Полужирный, Курсив и Подчеркнутый соответственно).Откройте диалоговое окноШрифтипосмотрите видоизменения «Зачеркнутый», «Подстрочный», «Надстрочный», «Цвет выделения текста», «Цвет текста» и т.д.
4. Установите параметры форматирования:
· шрифт - Arial Black, размер 14 пт, начертание - полужирное,
· цвет шрифта - синий, подчеркивание – пунктирное,
· нажмите кнопку ОК.
Должно получиться примерно так: «Это шрифт Arial Black c подчёркиванием».
5. Выделите 2-ой абзац и на вкладке Главная группа Шрифт выберите инструменты:
· Шрифт – Times New Roman;
· Размер - 12 пт
· Полужирный(Ж), Курсив(К) и Подчеркнутый(Ч);
· Цвет шрифта и выберите цвет – красный.
· Попробуйте зачеркнутый, подстрочный и надстрочный шрифты.
6. Выделите 1-ый абзац и на вкладке Главная → Абзац.Нажмите кнопку Интервал. Поупражняйтесь, изменяя значения от 1,0 до 3,0. Оцените влияние этого параметра на внешний вид текста.
7. Выполните команду Файл – Печать.Окно предварительного просмотра документа откроется автоматически. Для просмотра каждой страницы используйте стрелки под окном предварительного просмотра. Для увеличения масштаба отображения документа можно воспользоваться ползунком масштаба под окном предварительного просмотра
8. Сделайте линейки форматирования видимыми, для этого активизируйте вкладку Вид и поставьте галочку в окне Линейка;
· Измените левое и правое поле, сделав их по 2 см. Для этого подведите указатель к границе поля на горизонтальной линейке. Когда указатель изменит вид на двустороннюю стрелку, перетащите границу поля.
· Измените верхнее или нижнее поле страницы, сделав их по 2 см. Подведите указатель к границе поля на вертикальной линейке. Когда указатель изменит вид на двустороннюю стрелку, перетащите границу поля.
· Нажмите кнопку Закрыть
9. Для 1-го абзаца установите абзацные отступы с помощью линейки. Для этого выделите абзац и:
· переместите маркер Отступа слева, зацепив его за треугольник, в позицию 1,5 см;
· переместите маркер Отступ справа в позицию 15 см;
· переместите Отступ первой строки в позицию 3 см.
10. Для 2-го абзаца выполните точные установки абзацных отступов с помощью команд главного меню. Для этого выделите абзац и выполните команды на вкладке Главная - Абзац.В правом нижнем углу кнопки «Абзац» есть маленькая стрелочка, нажмите на неё, появится окно с надписью Абзац, в нём увидите «Отступ» и «Интервал»:
· В группе Отступ нажмите кнопку счетчика слева: и установите значение - 2см. В группе Отступ нажмите кнопку счетчика справа: и установите значение - 2см
· Задайте вид красной строки нажмите кнопку счетчика Первая строка и выберите – значение Отступ, укажите величину смещения в поле на: 1,5см.
11. Создайте новый документ, щелкнув мышкой на кнопку Файл- Создать – Новый документ или нажмите клавиатурную комбинацию Ctrl + N.Наберите выделенный текст, выполнив настройку шрифта и абзацев, как указано в скобках:
А. С. Пушкин
(Arial, 18 пунктов, Полужирный, Двойное подчеркивание, влево)
Стихотворения
К Наталье
Монах
Князю А.М. Горчакову
К Батюшкову
(Times New Roman Cyr, Размер-14, Обычный, влево)
Сказки
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о золотом петушке
(Times New Roman Cyr, Размер-14, Обычный, влево)
Выполните следующие действия:
· Установите курсор ввода в любую часть первого абзаца документа (А. С. Пушкин – щелкнуть один раз по слову)
· Нажмите кнопку Формат по образцу на вкладке Главная.
· Установите указатель мыши слева от абзаца “Сказки”. Курсор должен принять вид кисточки, перемещайте его вправо, не отпуская левую клавишу мыши.
Примените форматирование к нескольким объектам.
· Для отключения режима Форматирование по образцу нажмите клавишу ESC или отожмите кнопку Формат по образцу.
· Сохраните документ в Вашей папке под именем «Сказки».Закройте окно документа
Задание 4. Работа со списками. Маркированные и
Форматирование списков
1. Создайте документ Маркетинг.docx:
Функции маркетинга: 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ: ü Изучение рынка ü Изучение потребителей ü Изучение структуры рынка ü Изучение товара 2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ: ü Организация производства новых товаров ü Разработка новых технологий ü Организация материально –технического снабжения ü Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции |
2. Создайте нумерованный список. Измените стандартную схему нумерации элементов списка. Создайте автоматический нумерованный список. Удалите нумерацию списка.
3. Создайте маркированный список, используя Абзац.
4. Измените схему оформления элементов списка. Создайте автоматический маркированный список. Удалите маркеры.
Выполнение
1. Выделите слова текста АНАЛИТИЧЕСКАЯ и ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ, нажмите кнопку Нумерация на вкладке Главная- Абзац(Кнопка Нумерация устанавливает для выделенных абзацев стиль нумерации, который задан в диалоговом окне Список).
2. Выделите элементы списка и выполните команду Абзац→Маркеры :
· выберите нужный формат маркера, нажмите кнопку ОК;
· измените размер и цвет маркера, войдя на вкладку Главная – Абзац - Маркерынажав стрелочку внизрядом с кнопкойМаркеры измените величину и цвет маркера;
· самостоятельно измените конфигурацию и рисунок маркера. Какие действия вы выполнили?
· удалите созданные маркеры. Выделите элементы списка, у которых необходимо удалить маркеры. Отожмите кнопку Маркеры на вкладке Главная →Абзац→Маркеры;
· выделите элементы списка. Выполните команды Главная →Абзац→Маркеры. В диалоговом окне Список выберите подходящую схему многоуровневого списка.Чтобы перейти на следующий уровень списка можно нажать клавишу Tab клавиатуры;
· чтобы создать многоуровневый список выполните команды Главная →Абзац→Многоуровневый список (первая справа кнопка);
· В диалоговом окне Библиотека списков выберите подходящую схему многоуровневого списка.
Задание 5. Проверка орфографии, грамматики, смена
Выполнение
1. Сделайте несколько орфографических и синтаксических ошибок в документе Маркетинг.docx. Установите режим автоматической проверки орфографии и проверьте документ. Для этого:
· Выполните командуРецензирование-Правописание.
· Вызовите контекстное меню для первого ошибочного слова. В нем содержатся варианты написания слова. Выберите правильный вариант написания, который подходит к ситуации.
2. Сделайте несколько орфографических и синтаксических ошибок в документе Маркетинг. Проверьте правописание документа с помощью пиктограммы открытой книги в строке состояния. Дважды щелкните по значку открытой книги в строке состояния. Появится контекстное меню, в котором содержатся варианты написания слова и некоторые команды. Выберите вариант написания.
3. Сделайте несколько ошибок в документе Маркетинг. Проверьте орфографию в документе с помощью вкладкиРецензирование. Для этого выделите слово или блок документа, который необходимо проверить. Выполните команду Рецензирование - Правописание. Если обнаруживается ошибка, то слово с ошибкой появляется в окне Правописание. Если в документе нет ошибок, то окно не появляется. Отредактируйте ошибочное слово одним из способов:
· Вручную, вводя с клавиатуры, если слова Нет в словаре.
· В поле Варианты предлагаются возможные варианты для замены ошибочного слова на правильное. Выберите слово, которое подходит для замены.
· Сделайте несколько ошибок орфографических и синтаксических в документе Маркетинг. Проверьте орфографию в документе с помощью клавиши F7. Действия аналогичны действиям в пункте 3.
По завершении проверки система выдает окно с соответствующим сообщением.
4. Установите автоматическую расстановку переносов в тексте документа ГАС.docx. Выполните команду Расстановка переносов - Авто на вкладке Разметка страницы.
5. Установите английский словарь для проверки правописания:
· В текст документа ГАС.docx. введите несколько английских слов.
· Выделите блок текста для проверки правописания на английском языке.
· Выполните команду Правописание - Справочники - английский (США).
Задание 6. Поиск и замена текста. Вставка
Специальных символов.
1. Найдите в файле ГАС слова «гидроакустические» и замените их на «водноакустические».
2. Создайте элемент автотекста. Вставьте элемент автотекста. Просмотрите элемент автотекста. Удалите элемент автотекста.
3. Создайте комбинацию клавиш на клавиатуре для ввода символа.
Выполнение
1. Выполните команду Найтина вкладкеГлавная.В диалоговом окне Найти и заменить в поле Найти наберите часть слова «гидро», щелкните по кнопке Больше, щелкните по списку Направление, выберите значение – Вперед, не включайте флажок учитывать регистр, щелкните по вкладке Заменить, в поле Заменить на: наберите «водно», щелкните по кнопке Заменить все, щелкните по кнопке Отмена.
2. Чтобы создать элемент автотекста щелкните значок Файл, а затем выберите пункт Параметры нажмите кнопку Правописание. В разделе «Параметры автозамены» нажмите кнопку «Параметры автозамены» и перейдите на вкладку «Автозамена».
· установите флажок «Заменять при вводе»;
· замените «ГАСУ» на «Санкт-Петербургский
Государственный архитектурно-строительный университет».
3. Чтобы ввести символ «?», выполните команду Вставка – Символы - Символ. Найдите в окне требуемый символ и выделите его. Чтобы назначить сочетание клавиш выполните команду Вставка - Символы - Символ - Другие символы - Сочетание клавиш. Назначьте нужное сочетание клавиш, например, Ctrl+Alt+A, при нажатии данного сочетания клавиш, символ вставляется.
Задание 7. Создание и редактирование таблиц. Сортировка таблиц. Вычисления в таблицах. Преобразование текста в таблицу
1. Создайте таблицу из 5-ти столбцов и 3-х строк при помощи панели инструментов. Отредактируйте таблицу в соответствии с рис. 1.
2. Научитесь перемещаться по таблице и выделять ее элементы. Освойте использование линейки форматирования при работе с таблицей.
3. Добавьте в таблицу строки и столбцы.
4. Создайте расчетную таблицу размером 6 столбцов на 18 строк. Введите в таблицу данные.
5. Выполните сортировку таблицы.
6. Преобразуйте текст в таблицу и таблицу в текст.
Выполнение
1. Вкладка ленты Вставка – Таблицы – Таблица - Вставить Таблицу
2. В окне Вставка Таблицы задать количество столбцов 5 и строк 3.
3. Для перемещения по таблице установите курсор в левую верхнюю ячейку таблицы. Выполните перемещение курсора по ячейкам таблицы вперед, используя клавишу Tabи назад с помощью комбинации клавиш Shift + Tab.
4. Научитесь выделять элементы таблицы и всю таблицу:
1. Для выделения ячейки щелкните левой клавишей мыши на ячейке.
2. Для выделения нескольких смежных ячеек протащите по ним указатель мыши при нажатой левой клавише.
3. Для выделения строки щелкните в левом поле документа напротив этой строки.
4. Для выделения нескольких смежных строк протащите указатель мыши в левом поле документа напротив этих строк.
5. Для выделения столбца установите указатель над соответствующим столбцом до появления направленной вниз черной стрелки (указатель столбца) и щелкните левой клавишей мыши.
6. Для выделения нескольких столбцов протащите указатель столбца над этими столбцами при нажатой левой клавише мыши.
7. Для выделения всей таблицы щелкните по крестику в левом верхнем углу таблицы или выполните команду Работа с таблицами – Макет – Таблица - Выделить - Выделить Таблицу.
5. Выполните редактирование таблицы:
· Измените тип и толщину линий таблицы с помощью кнопок в пункте Работа с таблицами – Макет - Таблица Свойства таблицы - Границы и заливки Тип и Ширина.
· Выровняйте высоту строк и ширину столбцов с помощью кнопок Выровнять ширину столбцов и Выровнять высоту строк (предварительно выделите всю таблицу).
· Объедините 2 нижние ячейки первого столбца, предварительно выделив их с помощью кнопки Объединить ячейки. Выполните ту же операцию, используя кнопку Ластик.
· Разделите нижнюю ячейку среднего столбца по вертикали на две с помощью кнопки Разделить ячейки.
· Введите в левую нижнюю ячейку таблицы слово «Текст». Расположите текст по вертикали с помощью кнопки Направление текста. Выполните центрирование текста в клетке с помощью кнопки Посередине по центру.
Рис. 1. Образец таблицы для редактирования
6. Для редактирования таблицы воспользуйтесь вертикальной и горизонтальной линейками форматирования. Для этого вызовите на экран линейки, выполнив команду: Вид - Линейка. Выполните следующие действия:
· Активизируйте таблицу, установив указатель мыши в одну из клеток таблицы. На линейках появятся маркеры, которые соответствуют линиям сетки таблицы.
· Измените ширину столбцов и размеры отступов от краев листа, перетаскивая табличные маркеры на горизонтальной линейке.
· Измените ширину столбцов, перетаскивая табличные маркеры при нажатой клавише Alt, при этом на линейке будут показаны численные значения ширины столбцов.
· Измените ширину любого столбца, перетаскивая табличный маркер при нажатой клавише Shift. Изменяется ширина столбца слева от маркера, ширина таблицы не меняется
· Измените ширину любого столбца, перетаскивая табличный маркер при нажатой клавише Ctrl. Равномерно изменяется ширина всех столбцов, расположенных правее данного, ширина таблицы не меняется.
7. Добавьте новые строки в различные части таблицы:
· Для добавления строки в конец таблицы активизируйте правую нижнюю ячейку и нажмите клавишу Tab
· Для добавления строки в середину таблицы, например, вслед за 1-ой строкой, выделите 2-ую строку, щелкнув в левом поле против строки, и вызовите щелчком правой клавиши мыши контекстное меню. Выполните команду Вставить - Вставить строки.
· Для добавления нескольких строк предварительно выделите соответствующее количество строк, перед которыми необходимо произвести вставку новых строк.
8. Добавьте новые столбцы в таблицу. Добавление столбов производится аналогично добавлению строк. Для добавления нового столбца выделите столбец и либо вызовите контекстное меню объекта и выполните команду Вставить - Вставить столбцы, либо нажмите кнопку Добавить таблицу на панели инструментов Таблицы и границы. Выберите в меню позицию нового столбца по отношению к текущему.
9. Создайте документ "Счет за отгруженные товары" в виде таблицы размером 6 столбцов на 18 строк по приведенному на рис.2 образцу:
Счет №________________ за отгруженные товары от 9/28/2017среда Получатель ___________________________ | |||||
№ п/п | Название товара | Ед.изм. | Цена (руб.) | Количество | Сумма |
1. | Стол канцелярский | Шт. | |||
2. | Шкаф книжный | Шт. | |||
3. | Папка для бумаг | Шт. | |||
4. | Скрепки | Кор. | |||
5. | Клей | Бут. | |||
6. | Лента скотч | Уп. | |||
7. | Ластик | Шт. | |||
8. | Альбом для фотографий | Шт. | |||
9. | Блокнот для записей | Шт. | |||
10. | Тетрадь общая | Шт. | |||
ИТОГО по товарам отгруженным | 10 600 | ||||
Сумма НДС (20%) | 2 120 | ||||
ВСЕГО по счету к оплате получателем | 12 720 |
Рис. 2 Образец готового документа «Счет»
· Оформите шапку таблицы и заполните столбцы: наименование товаров, единицы измерения товаров, цена и количество отпущенных товаров по образцу.
· С помощью команды Работа с таблицами – Макет- Формула введите формулы для расчета стоимости товаров в каждой строке, например, для стоимости первой позиции счета = d3*e3. Если при вводе формулы была допущена ошибка, то ее можно откорректировать в окне Формула. Для этого выделите содержимое ячейки, а не всю ячейку, и повторно выполните команду Работа с таблицами – Макет-Формула.
· Для вычисления суммы по 2-ой позиции номенклатуры товара введите формулу =PRODUCT(LEFT) и в поле Формат числа укажите формат «# ##0».
· Для вычисления сумм по остальным позициям используйте прием копирования формулы. Для этого выделите ячейку с формулой 2-ой строки, вызовите контекстное меню и скопируйте в буфер. Последовательно устанавливайте курсор в ячейки правого столбца и, вызывая контекстное меню, выполняйте вставку. Выполните обновление вычисляемых полей. Для этого выделите все ячейки с формулами, вызовите контекстное меню и выполните команду Обновить поле.
· Введите формулу для подсчета итоговой суммы к оплате по счету и расчета НДС (налога на добавленную стоимость), а также их итоговой суммы по формулам:
Итого = SUM(f3:f12) или SUM(ABOVE)
НДС = PRODUCT(0,2;SUM(f3:f12))
Всего = SUM(b13:b15)
Значения адресов ячеек связаны с выполненным их объединением.
Примечание: В качестве разделителя целой и дробной частей числа в примере используется запятая. Если система Windows настроена на другой символ, например, на точку, то можно изменить настройку, выполнив команду, ПУСК - Панель управления -Часы, Язык и регион - Язык и региональные стандарты – Форматы - Дополнительные параметры - Числа – Настройка формата и в поле Разделитель целой и дробной частей числа указать требуемый разделитель.
10. Произведите обновление результатов вычислений в таблице при изменении исходных данных. Для этого:
· Измените в таблице некоторые значения в колонке «Количество» и обновите соответствующие результаты вычислений в колонке «Сумма» с помощью клавиши F9или с помощью команды контекстного меню Обновить поле
· Переключитесь из режима просмотра результатов в режим просмотра кодов полей и обратно с помощью комбинации клавиш Shift + F9(для текущей ячейки)илиAlt + F9 (для всех ячеек)
· Вставьте в верхнюю ячейку таблицы текущую дату. Для этого выполните команду Вставка -Дата и время.
· Измените первоначально установленную ширину столбцов с помощью команды Работа с таблицами –Макет- Автоподбор - Фиксированная ширина столбца. Отцентрируйте шапку таблицы с помощью кнопки По центру на панели инструментов Главная.
· Выделите первые две строки таблицы в качестве ее заголовка, выполните команду Работа с таблицами– Макет-Повторить строки Заголовков.
· Пронумеруйте строки таблицы (1-10) с помощью выделения столбца и нажатия кнопку Нумерация на вкладке Главная. С помощью команды Работа с таблицами- Макет -Свойства -Границы и заливка создайте обрамление таблицы.
11. Произведите сортировку таблицы в алфавитном порядке наименований товаров. Для этого выделите ячейки таблицы, начиная со столбца, содержащего наименования товаров и строки с 1-ым товаром и выполните команду Таблица-Макет- Сортировка. Выполните сортировку по 2-му столбцу.
12. Преобразуйте в таблицу выделенный текст, приведенный ниже. Для этого наберите текст, приведенный ниже, используя в качестве разделителя клавишу табуляции для разделения столбцов для выделенного блока. Выделенный текст набирайте, используя установку табуляции по умолчанию.
Экзаменационная ведомость
по дисциплине “___________________________________ “
№п.п. ФИО студента ФИО преподавателя Оценка
1. Петров П.П. Иванов И.И. отлично
2. Сидоров С.С. Иванов И.И. хорошо
3. Павлов П.П. Иванов И.И удовлетворительно
Подпись __________ Дата__________________
Выделите текст. Выполните команду Вставка -ТАБЛИЦА - Преобразовать в таблицу.В окнеПреобразовать в таблицу укажите размеры таблицыипоставьте точку в окне Знак табуляции.
13.Преобразуйте в текст таблицу, созданную в предыдущем задании. Для этого выделите таблицу, во вкладке Макет в группе Данные нажмите кнопку Преобразовать в текст.
Экзаменационная ведомость
по дисциплине “___________________________________ “
№ п.п. | ФИО студента | ФИО преподавателя | Оценка |
1. | Петров П.П. | Иванов И.И. | Отлично |
2. | Сидоров С.С. | Иванов И.И. | Хорошо |
3. | Павлов П.П. | Иванов И.И | удовлетворительно |
Подпись __________ Дата__________________
Рис. 3. Текст документа, преобразованный в таблицу
Задание 8. Система управления документами. Перемещение внутри документа. Переход по закладке. Использование гиперссылок
Для перехода на конкретный объект (страницу, закладку и пр.) следует воспользоваться командой Найти - Перейти группы Редактирование вкладки Главная,которая позволяет выбрать объект перехода и указать его абсолютный номер (имя) или задать относительный переход, указав со знаком + или - количество объектов для перемещения вперед или назад относительно текущего.
Для точного указания места перехода можно воспользоваться условными обозначениями разделов, страниц, строк и других элементов документа.
Для точного указания места перехода можно воспользоваться закладкой или гиперссылкой. Закладка представляет собой некое именованное место вставки или именованный элемент, например, блок текста.
1. В тексте объявите одно из слов закладкой и выполните к ней переход.
2. Создайте гипертекстовую ссылку в тексте, проверьте переход по ссылке, измените текст гиперссылки.
Выполнение
1. Для создания закладки установите курсор на то место в документ