Выбор принципиальной схемы станции
Новые сортировочные станции на первую очередь строительства следует, как правило, проектировать односторонними. При размерах переработки на одной горке более 4000 вагонов в сутки рекомендуется проектировать устройства для параллельного роспуска составов. При размерах переработки на десятый год эксплуатации более 6000 вагонов в сутки следует проектировать сразу двустороннюю станцию. Расположение основных устройств станции (служебно-технических зданий, локомотивного и вагонного депо, экипировочных устройств, материального склада, мастерских дистанций пути, сигнализации и связи, тяговых подстанций, крытых перегрузочных платформ и др.) следует принимать с учетом доведения в перспективе числа сортировочных путей на основных станциях до 48-64, а на районных и вспомогательных – до 32-40. При проектировании односторонней станции расположение указанных устройств следует принимать с учетом возможности сооружения в перспективе второй сортировочной системы.
Расположение главных путей и основных парков станции принимать в проекте в соответствии с заданием.
На односторонних станциях направление сортировки следует принимать совпадающим с направлением бóльшей части перерабатываемого вагонопотока.
После определения числа сортировочных систем (комплектов) необходимо по лекциям, [1] или [3] подобрать типовую принципиальную схему проектируемой станции. Для узловой станции необходимо разработать схемы развязки подходов. Выбранную схему станции с развязками подходов следует вычертить в «рыбках» и представить в пояснительной записке.
ОПРЕДЛЕНИЕ ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАНЦИИ
Парк приема
Необходимое число путей в парках приема зависит от числа подходов, расчетного интервала поступления перерабатываемых поездов в парк, времени занятия пути одним поездом и расчетного интервала вывода составов на горку .
Прежде всего по расчетным формулам в последовательности, указанной в табл.2, определяются расчетные интервалы поступления перерабатываемых поездов с четного и нечетного направлений, а для односторонних станций, кроме того, общий расчетный интервал поступления поездов в переработку .
Таблица 2
Наименование элементов и расчетные формулы | Подходы | |||
четные | нечетные | |||
А | В | Б | Г | |
Число прибывающих грузовых поездов | ||||
Число пассажирских поездов | ||||
Доля перерабатываемых поездов | ||||
Коэффициенты съема грузовых поездов пассажирскими | ||||
Минимальный интервал попутного следования поездов , мин |
Продолжение табл.2
Средний интервал следования поездов на подходах, мин, (10) | ||||
Расчетный интервал прибытия грузовых поездов (транзитных и перерабатываемых) с подходов, мин, (11) | ||||
Расчетный интервал поступления поездов в переработку с подходов, мин, (12) | ||||
Средневзвешенные интервалы поступления поездов в парк приема, мин: а) четных ; (13’) б) нечетных ; (13”) (при одном подходе ) | ||||
Общий расчетный средневзвешенный интервал поступления поездов в переработку, мин (определяется для односторонних станций) (14) | ||||
Расчетный интервал поступления транзитных поездов с подходов, мин, (15) | ||||
Средневзвешенные интервалы поступления транзитных поездов в приемоотправочные парки, мин: а) четные ; (16’) б) нечетные ; (16”) |
Величина коэффициентов съема может приниматься в размере 1,3-1,5, а минимальный интервал попутного следования поездов – 8-10 мин.
Полученные значения средневзвешенных интервалов и (при проектировании двусторонних сортировочных станций) или общий расчетный интервал поступления поездов в переработку (при проектировании односторонних станций) необходимо сопоставить с расчетным интервалом вывода составов на горку – горочным технологическим интервалом , зависящим от числа работающих на горке локомотивов, взаимного расположения парков приема и сортировки.
При работе на горке одного локомотива
; (17)
при работе на горке двух локомотивов
, (18)
где - соответственно время на заезд локомотива, надвиг и роспуск состава, мин;
- время окончания формирования и осаживания вагонов в сортировочном парке горочными локомотивами, приходящееся на один состав, которое можно принимать 3…6 мин.
При последовательном расположении парков приема и сортировки (рис.1,а) время заезда и надвига равно
; (19)
; (20)
При параллельном расположении парков приема и сортировки (рис.1, б)
; (21)
; (22)
Время роспуска состава
, (23)
где - время на приготовление маршрута и открытие сигнала; при маршрутно-релейной централизации составляет 0,15…0,20 мин;
- длина пути надвига; ;
- длины соответственно входной и выходной горловины парка приема, которые можно принимать по 400 м;
- норма полезной длины приемо-отправочных путей, принимаемая по заданию, м;
- длина соединительного пути при параллельном расположении парков, можно принять равным 600 м;
- расчетная длина состава поезда, м;
- средняя скорость движения горочного локомотива при заезде за составом, ;
- скорость надвига состава на горку, ;
- скорость роспуска состава, .
Рис. 1. Расчетная схема для определения времени на прием поезда и вывод состава на горку
Если для односторонней станции или для двусторонней станции и , то число путей для приема поездов определяется отдельно в каждом направлении по формулам:
для четного направления
; (24)
для нечетного направления
, (25)
в которых - время занятия пути парка приема одним поездом, мин;
, (26)
где - время занятия пути при приеме поезда, мин;
- продолжительность операций в парке приема по технологическому процессу; ;
- среднее время ожидания подачи составов на горку, мин;
- время вывода состава на горку до момента прохода за маршрутный сигнал с данного пути, мин.
Значения и можно подсчитать согласно расчетной схеме (см. рис.1,а ) по формулам
; (27)
, (28)
где - длины блок-участков, принимаемые в размере 1000-1500 м;
- расстояние от входного сигнала до первого стрелочного перевода; при электрической тяге можно принимать равным 300 м, а при тепловозной тяге – 50 м;
- ходовая скорость поезда, ;
- средняя скорость поезда при приеме, .
Величину можно определить по формуле
, (29)
где r - коэффициент загрузки горки;
; (30)
- количество составов (с учетом местных и угловых передач), расформировываемых с горки за сутки;
- коэффициент вариации горочного интервала; ;
- коэффициент, учитывающий повторную сортировку некоторой части вагонов из-за недостатка в периоды сгущенного поступления составов числа и длины сортировочных путей. Можно принимать ;
- коэффициент, учитывающий возможные перерывы в работе горки из-за враждебности маршрутов. При расположении транзитных парков параллельно парку отправления для двусторонних станций и односторонних станций с петлевым подходом к парку приема . В остальных случаях ;
- время занятия горки в течение суток выполнением постоянных операций, которое можно принимать равным 120-150 мин.
В тех случаях, когда на односторонних станциях , а на двусторонних станциях или , т.е. когда в парке приема в отдельные периоды создается подпор поездов, число путей рассчитывается по формулам:
для четного направления
; (31)
для нечетного направления
. (32)
В этих формулах - период сгущенного поступления поездов, который при размерах пассажирского движения на основной линии до 20 пар и размерах грузового движения до 60 пар можно принимать 60 мин, а при бóльших размерах движения – 90-120 мин;
- удельный вес (доля) соответственно четных и нечетных поездов, прибывающих в парк приема, от общего количества; для двусторонних станций принимается для односторонних станций
Определенное расчетом число путей в парке приема необходимо сопоставить с данными прил.1. Окончательное число путей принять на основе произведенного сопоставления, но не менее указанного в прил.1.
Общее число путей в парке приема односторонней сортировочной станции
, (33)
где - число ходовых путей. Обычно в парке приема принимают не менее одного ходового пути для горочных локомотивов и один путь – для пропуска поездных локомотивов, если прием поездов производится со стороны горки.
На двусторонних станциях общее число путей в парках приема четной и нечетной сортировочных систем определяется из выражений
;
, (34)
где - число ходовых путей для горочных локомотивов;