Архитектурно - градостроительного

Ещина Е.В.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

АРХИТЕКТУРНО - ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Методические указания

для самостоятельной работы обучающихся

Пенза 2017

УДК [72+711.4]:303.4:378.147.85(075.8)

ББК 85.11:60.5:74.58я73

С69

Рецензенты: Вилкова А.С. к.арх., доцент кафедры «Градостроительство» (ПГУАС)  
    Ещина Елена Вячеславовна «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования»: методические указания по подготовке для самостоятельной работы обучающихся по направлению 07.03.01. «Архитектура», 07.03.04. «Градостроительство» / Е.В.Ещина. – Пенза: ПГУАС, 2017. – 28 с.  

Методические указания разработаны на кафедре «Градостроительство». Рекомендуются для бакалавров 4 курса направлений 07.03.01. «Архитектура» и 07.03.04. «Градостроительство».

Методические указания раскрывают тематику и последовательность самостоятельных работ студентов, дают рекомендации, направленные на самостоятельное изучение теоретических и практических вопросов дисциплины «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования».

© Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2017

© Ещина Е.В., 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ………………………………………….

1.1. Программа и задания для самостоятельных работ

1.2. Самостоятельная работа над лекционным материалом

1.3 Подготовка теоретических вопросов и заданий практических занятий

1.4 Подготовка к семинару

1.5 Подготовка научной статьи

3. ФОРМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ………..

4. СИСТЕМА ТРЕНИНГА И САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ……………….

4.1. Лекционный курс.

Фонд оценочных средств для самоконтроля студентов

4.2. Практический курс.

Фонд оценочных средств для самоконтроля студентов

4.3. Лекционный и практический курс. Фонд оценочных средств для

самоконтроля студентов в форме теста

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКУМА………

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса.

Среди основных видов самостоятельной работы студентов традицион- но выделяют: подготовку к лекциям, семинарским и практическим заняти- ям, зачетам и экзаменам, презентациям и докладам; написание рефератов, курсовых работ, выполнение лабораторных и контрольных работ, написа- ние эссе; решение кейсов и ситуационных задач; проведение деловых игр; участие в научной работе.

Методические указания составлены для студентов архитектурного факультета, содержат рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования».

Цель самостоятельной работы – закрепить теоретические и практические знания социальных основ архитектурно-градостроительного проектирования.

Задачами самостоятельной работы выступают:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и

практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование самостоятельности мышления, ответственности, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие творческой инициативы, исследовательских навыков.

К осваиваемым компетенциям направления «Архитектура» (бакалавриат) относятся:

1) «способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, понимание роли творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества»
2) «способность собирать информацию, определять проблемы, применять анализ и проводить критическую оценку проделанной работы на всех этапах предпроектного и проектного процессов и после осуществления проекта в натуре»

К осваиваемым компетенциям направления «Градостроительство» (бакалавриат) относятся:

1)«способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, понимать мировоззренческие и философские проблемы»
2)«владение знаниями истории и теории градостроительства, методов охраны и использования объектов историко-культурного наследия, реконструкции ценной застройки, навыками участия в градостроительных исследованиях,проведения визуально-ландшафтного анализа»

Студенты, успешно освоившие теоретический и практический курс дисциплины, должны:



Знать:
- социальные основы архитектурно-планировочной организации и реконструкции городов, проектирования и строительства жилых, производственных и общественных зданий;
- основы методики прикладных архитектурно-градостроительных социологических исследований
Уметь:
- выявлять социально-значимые проблемы в архитектуре и градостроительстве, влияющие на развитие полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества
- выполнять предпроектные исследования социальных потребностей населения
Владеть:
- основами теоретических знаний на стыке архитектуры, градостроительства и социологии; представлением о демографии, потребностях и образе жизни человека, семьи, социальной группы, городского сообщества влияющих на формирование архитектурного заказа
- видами социологических исследований в архитектуре и градостроительстве
Иметь представление:
- об основных концепциях западной и отечественной теории социологии архитектуры и градостроительства; - о взаимосвязи социальных и архитектурно-градостроительных категорий; - о путях внедрения социальных архитектурно-градостроительных разработок в проектирование и строительство; - о методологии научных исследований в области социологии архитектуры и градостроительства; о сборе материала (источниках информации, отборе анализируемого материала и выборке), описании и его статистическом обобщении (представлении социологической информации)

Курс «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования» формируется в 7 семестре для освоения основных компетенций студентами 4 курса.

Виды учебной работы дисциплины содержат 40 часов аудиторной работы (теоретических и практических занятий), а также 68 часов самостоятельной работы студентов.

Таблица 1. Виды учебной работы дисциплины

Вид учебной работы Очная форма обучения
Часов / з. е. Курс, семестр
     
Аудиторные занятия — всего 40/1.0 4/7сем.
лекции 20/0.5  
практические занятия (семинары) 20/0.5  
Самостоятельная работа — всего 32/0.8  
контрольные работы 36/1.0  
Вид промежуточной аттестации: экзамен 36/1.0  
     
Всего по дисциплине 108/3.0  

Таблица 2. График учебного процесса студента

Недели учебного процесса 7 семестра
ТО   ТО   ТО   ТО   ТО   ТО   ТО   ТО   ТО   ТО  
  ПР   ПР   ПР   ПР   ПР   ПР   ПР   ПР   ПР   ПР
  КН   КН   КН   КН   КН   КН   КН   КН КН КН КН КН

Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; ПР – выполнение практической работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя: контрольные работы; тестирование; защита стадий практической работы).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

1.2. Программа самостоятельных работ

К основным видам самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины относятся:

1) проработка теоретического курса лекций;

2) подготовка теоретических вопросов и заданий практических занятий;

3) подготовка к семинару (написание реферата, доклада);

4) участие в научной работе (написание статьи).

Таблица 3. Программа самостоятельных работ

№ п/п Недели обучения Наименование практических занятий
1. 1 неделя   1. Подготовка к контрольной аттестации по: Лекции №1.  
2. 2 неделя 1. Проработка практического вопроса №1. «Этапы , программа, рабочий план социологических исследований в архитектуре и градостроительстве». 2. Решение задачи №1. Формирование введения: цели, задачи, границ, гипотезы исследования по теме практической работы. 3. Подбор литературы по теме для подготовки к семинару.  
3.   3 неделя   1.Подготовка к контрольной аттестации по: Лекции № 2, Практике №1.    
4.   4 неделя   1. Проработка практического вопроса №2. «Виды социологических исследований: пилотажное; описательное; аналитическое». 2. Решение задачи №2. Формирование программы социологического исследования. 3. Просмотр литературы по теме для подготовки к семинару.    
5.   5 неделя   1.Подготовка к контрольной аттестации по: Лекции № 3, Практике №2.    
6.   6 неделя     1. Проработка практического вопроса №3. Методы сбора социологической информации: опросы ( анкетирование и интервьюирование); социологическое наблюдение; анализ документов. 2. Решение задачи №3. Выбор метода сбора социологической информации: анкетирование, интервьюирование, анкеты-плакаты. 3. Проработка литературы по теме для подготовки к семинару.  
7.   7 неделя     1.Подготовка к контрольной аттестации по: Лекции № 4, Практике №3.    
8.   8 неделя     1. Проработка вопроса №4. Определение обследуемой совокупности. 2.Решение задачи №4. Определение обследуемой совокупности. 3.Проработка литературы по теме для подготовки к семинару    
9. 9 неделя   1. Подготовка к контрольной аттестации по: Лекции № 5, практике №4.  
№ п/п Недели обучения Наименование практических занятий
10. 10 неделя 1. Проработка вопроса №5. Правила составления анкет. 2. Решение задачи №5. Сформировать анкету, опросный лист интервью или анкету- плакат. 3.Формирование текста реферата ( доклада) по теме для подготов ки к семинару  
11. 11 неделя 1. Подготовка к контрольной аттестация по: Лекции № 6, практике №5.  
12. 12 неделя 1. Проработка вопроса №6. Рабочий план пилотажного исследования. Методы обработки и анализа данных. 2.Решение задачи №6. Провести пилотажное исследование. Обработать полученные данные. 3.Формирование текста реферата (доклада) по теме для подготов ки к семинару  
13. 13 неделя 1. Подготовка к контрольной аттестации по: Лекции № 7, практике №6.  
14. 14 неделя 1. Проработка вопроса №7. Описание и статистическое обобщение материала социологического исследования. 2. Решение задачи №7. Сформировать текст практической работы: описать, проанализировать, сформулировать выводы и графически проиллюстрировать пилотажное исследование. 3.Формирование презентации- доклада по теме для подготовки к семинару    
15. 15 неделя 1. Подготовка к контрольной аттестации по: Лекции № 8.  
16. 16 неделя Подготовка практической работы к защите.
17. 17 неделя 1. Подготовка к лекции-семинару по итогам самостоятельной работы.  
18. 18 неделя 1. Подготовка к контрольной аттестации по: Лекции № 9 (вопросам семинара). 2. Подготовка практической работы к защите.
19. 19 неделя 1. Подготовка к контрольной аттестации по: Лекции № 10 (вопросам семинара).  
20. 20 неделя Подготовка практической работы к защите.

Самостоятельная работа над лекционным материалом

В ходе лекционных занятий студентам необходимо обязательно вести конспектирование учебного материала. Следует обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

Ведущий преподаватель интонационно выделяет главные аспекты в лекционном материале. Важно не только научиться конспектировать кратко, но и учиться у лектора ораторскому искусству, поскольку убедительная и грамотная речь обязательно найдет применение в дальнейшей профессии (в разговоре с заказчиком, коллегами и т.д.). Лектор подает материал, интонационно выделяя главный, необходимый для записывания и запоминания, а также более спокойным без напряжения голосом - второстепенный, необходимый как логическое дополнение к основным тезисным моментам, видео-иллюстративный, как наглядно-показательное освещение нового информационного поля (в виде демонстрации мультимедийного материала).

Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Дальнейшая работа с конспектом лекций позволяет систематизировать и закреплять знания.

Студентам рекомендуется задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций, разъяснения профессиональных терминов.

Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать учебник, который дополнительно рекомендовал лектор. В процессе подготовки к занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической литературы (см. пп.5). Знакомство студентов с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем, позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках подготовки к семинарам. Необходимо обращение к интернет- ресурсам, т.к. это дает возможность пользоваться электронными учебниками, библиотеками, обновленной информацией по изучаемым разделам дисциплины.

Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом способствует более полному раскрытию теоретического курса, позволяет глубоко овладеть знаниями.

Подготовка теоретических вопросов и заданий

Практических занятий

Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с программой практических занятий, которая отражает содержание предложенных тем, ход самостоятельных работ (Таблица 3).

Подготовка указанных теоретических вопросов основывается на проработке материала лекций или теоретического вопроса практикума, изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.

Решение задач, указанных в программе (Таблица 3) предусматривает завершение студентом самостоятельной работы, проводимой в аудитории на практических занятиях при необходимости.

На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо выбрать тему доклада семинара (по предложенным темам) и постепенно подготовить реферат, доклад-презентацию. Если программой дисциплины предусмотрено выполнение практического самостоятельного задания, то его необходимо выполнить с учетом предложенной инструкции (см. пп. 2.4.).

Поэтапное выполнение самостоятельных работ по предложенной программе позволит студенту грамотно распределить время и успешно справиться с поставленными задачами теоретического и практического курса.

Подготовка к семинару

а) Методические рекомендации по подготовке реферата

Реферат - краткое изложение в письменном виде содержания проведенной работы на заданную тему. Это самостоятельная работа студента, которая раскрывает суть рассматриваемого учебного или научного вопроса. Содержание реферата должно быть логичным, в соответствии с предложенным планом. Тематика рефератов, обычно определяется или поддерживается преподавателем в ходе инициативы, проявленной студентом.

Этапы работы над рефератом

1. Формулирование темы.

2. Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 3-х различных источников).

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

7. Публичное выступление с результатами работы.

Примерная структура реферата

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы)

4. Основная часть (каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы)

5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации)

6. Список литературы

Требования к оформлению реферата

Объем реферата: не более 20-30 печатных страниц текста; (размер шрифта - 12, интервал – полуторный, выравнивание текста – по ширине, шрифт – Times New Roman, абзацный отступ – 1 см, поля: низ, верх, справа - 2 см, слева – 2,5–3 см); все приложения к работе не входят в ее объем.

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно внутри текста должны иметься ссылки на использованную литературу.

Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. В особом внимании нуждается оформление списка использованных источников или литературы,который является составной частью реферата или практической рабо­ты.

Каждая книга списка должна быть описана в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библио­графическое описание документа. Ссылки оформляются по ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

б) Методические рекомендации по подготовке доклада

Доклад - вид самостоятельной работы в форме устного изложения на заданную тему. Способствует формированию навыков ораторского искусства. Расширяет познавательный интерес, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники информации, систематизируют и анализируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. К докладу по крупной теме могут, привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.

Доклад является более кратким изложением реферата, сопровождается показательным мультимедийным материалом.

в) Подготовка презентации доклада

Презентация, согласно толковому словарю русского языка Д.Н. Уша- кова: «… способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук».

Для технической подачи презентации рекомендуется использовать: программу: Microsoft PowerPoint.

Для подготовки презентации необходимо собрать, обработать информацию, работая примерно в следующей последовательности:

1. Определить формат презентации: живое выступление иллюстрирующее доклад (его продолжительность) или электронный реферат-рассылка.

2. Определить ключевые моменты в содержании текста, выделить их маркером. Выстроить логическую цепочку представления информации.

3. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с текстом: логикой, целью и спецификой материала.

4. Подобрать дизайн презентации. Количество иллюстраций и текста, их расположение, цвет и размер. К видам визуализации относятся диаграммы, таблицы. Мультипликационные вставки.

5. Проверить визуальное восприятие презентации. Количество кадров, их соответствие тексту и времени отведенному на доклад.

Подготовка научной статьи

Научная статья – законченная и логически цельная работа, поднимающая актуальный научно-исследовательский вопрос или раскрывающая наиболее значимые полученные результаты.

Данный вид самостоятельной работы студента ведется только в сотворчестве с руководителем дисциплины, имеющим ученую степень.

Как правило, научная статья имеет следующую структуру:

1. Название статьи должно отражать основную идею выполненного ис- следования, быть по возможности кратким.

2. Сведения об авторе (ах).

3. Аннотация. Должна кратко и ясно излагать суть научной статьи.

4. Ключевые слова. Позволяют индексировать данную статью.

5. Основной текст.

6. Библиография.

Анализ источников, использованных при подготовке научной статьи, должен свидетельствовать о знании автором (авторами) работы научных достижений в соответствующей области. В этой связи обязательными являются ссылки на работы других авторов. При этом должны присутствовать ссылки на научные публикации последних лет, включая зарубежные публикации в данной области.

Дополнительно, в соответствии с требованиями редакций научных из- даний, в структуру статьи могут быть также включены: индекс УДК; пере- чень принятых обозначений и сокращений; аннотация на английском язы- ке; основные понятия и др.

Статья должна соответствовать научным требованиям, быть интерес- ной достаточно широкому кругу российской научной общественности. Материал, предлагаемый для публикации, должен быть оригинальным, не опубликованным ранее в других печатных изданиях, написан в контексте современной научной литературы и содержать очевидный элемент созда- ния нового знания. За точность воспроизведения имен, цитат, формул, цифр несет ответственность автор.

Требования к оформлению статьи могут варьироваться в зависимости от ранга издания, публикующего статью.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКУМА

5.1. Основная, дополнительная и нормативная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля)

Основная:

1. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования/ учебное пособие – Пенза, 2017

Дополнительная:

1. Кияненко К.В. Общество, среда, архитектура: социальные основы архитектурного формирования жилой среды : учеб. пособие/ К.В. Кияненко; Волог. гос. ун-т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Вологда : ВоГУ, 2015. - 284 с.: ил. УДК 72.067.2(075.8) ББК 85.113(2)7 КЗ 8 ISBN 978-5-87851-590-0

2. Кияненко К.В. Социальные основы архитектурного формирования жилой среды: Учебное пособие для архитектурных и строительных специальностей вузов / К.В. Кияненко. – М.: Стройиздат. – 208 с.

3. Кравченко А.И., Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник.- М .: ИНФРА-М, 2008.- 726 с. – (классический университетский учебник).

4. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты/ учебное пособие – Ростов н /Д: Феникс, 2004 г. – 158 с.

5. Яргина З.Н., Хачатрянц К.К. Социальные основы архитектруного проектирования: Учеб. для вузов.-М.: Стройиздат, 1990.-343с.:ил.

5.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

1. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования [Текст]: Методические указания к практическим занятиям / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017. – 38 с. http://regionvuz.pguas.ru/Plone/reestr/2015_2_2_4_3.pdf/

2. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования [Текст]: Методические указания к самостоятельной работе студента / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017.

3. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования [Текст]: Методические указания для подготовки к экзамену / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017.

Дополнительная:

1. Ещина Е.В. Прикладное архитектурно-градостроительное исследование: методические указания к курсовому проектированию / Ещина Е.В. – Пенза: ПГУАС, 2013. – 33 с.

2. Ещина Е.В. Социология архитектуры и градостроительства.: Учебное пособие / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017. – 90 с.

5.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1) Сайты библиотек вузов в каталоге ИС "Единое окно": http://window.edu.ru/unilib/

2) Сайты библиотек высших учебных заведений:

http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=6#found

3) Электронно-библиотечные системы (ЭБС)

ЭБС Book.ru

ЭБС IPRbooks

ЭБС IQlib

ЭБС ibooks.ru

ЭБС ZNANIUM.COM

ЭБС "БиблиоТех"

ЭБС Издательства "Лань"

ЭБС "КнигаФонд"

ЭБС "Универ­ситет­­ская библио­тека онлайн"

Электронная библиотека "Консультант студента"

Электронная библиотека "Mybrary"

Электронная библиотека "Руконт"

4) Студенческая электронная гуманитарная онлайн-библиотека

http://yourlib.net

Учебное издание

Ещина Е.В.

Ещина Е.В.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

АРХИТЕКТУРНО - ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Методические указания

для самостоятельной работы обучающихся

Пенза 2017

УДК [72+711.4]:303.4:378.147.85(075.8)

ББК 85.11:60.5:74.58я73

С69

Рецензенты: Вилкова А.С. к.арх., доцент кафедры «Градостроительство» (ПГУАС)  
    Ещина Елена Вячеславовна «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования»: методические указания по подготовке для самостоятельной работы обучающихся по направлению 07.03.01. «Архитектура», 07.03.04. «Градостроительство» / Е.В.Ещина. – Пенза: ПГУАС, 2017. – 28 с.  

Методические указания разработаны на кафедре «Градостроительство». Рекомендуются для бакалавров 4 курса направлений 07.03.01. «Архитектура» и 07.03.04. «Градостроительство».

Методические указания раскрывают тематику и последовательность самостоятельных работ студентов, дают рекомендации, направленные на самостоятельное изучение теоретических и практических вопросов дисциплины «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования».

© Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2017

© Ещина Е.В., 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ………………………………………….

1.1. Программа и задания для самостоятельных работ

1.2. Самостоятельная работа над лекционным материалом

1.3 Подготовка теоретических вопросов и заданий практических занятий

1.4 Подготовка к семинару

1.5 Подготовка научной статьи

3. ФОРМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ………..

4. СИСТЕМА ТРЕНИНГА И САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ……………….

4.1. Лекционный курс.

Фонд оценочных средств для самоконтроля студентов

4.2. Практический курс.

Фонд оценочных средств для самоконтроля студентов

4.3. Лекционный и практический курс. Фонд оценочных средств для

самоконтроля студентов в форме теста

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКУМА………

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса.

Среди основных видов самостоятельной работы студентов традицион- но выделяют: подготовку к лекциям, семинарским и практическим заняти- ям, зачетам и экзаменам, презентациям и докладам; написание рефератов, курсовых работ, выполнение лабораторных и контрольных работ, написа- ние эссе; решение кейсов и ситуационных задач; проведение деловых игр; участие в научной работе.

Методические указания составлены для студентов архитектурного факультета, содержат рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования».

Цель самостоятельной работы – закрепить теоретические и практические знания социальных основ архитектурно-градостроительного проектирования.

Задачами самостоятельной работы выступают:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и

практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование самостоятельности мышления, ответственности, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие творческой инициативы, исследовательских навыков.

К осваиваемым компетенциям направления «Архитектура» (бакалавриат) относятся:

1) «способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, понимание роли творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества»
2) «способность собирать информацию, определять проблемы, применять анализ и проводить критическую оценку проделанной работы на всех этапах предпроектного и проектного процессов и после осуществления проекта в натуре»

К осваиваемым компетенциям направления «Градостроительство» (бакалавриат) относятся:

1)«способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, понимать мировоззренческие и философские проблемы»
2)«владение знаниями истории и теории градостроительства, методов охраны и использования объектов историко-культурного наследия, реконструкции ценной застройки, навыками участия в градостроительных исследованиях,проведения визуально-ландшафтного анализа»

Студенты, успешно освоившие теоретический и практический курс дисциплины, должны:

Знать:
- социальные основы архитектурно-планировочной организации и реконструкции городов, проектирования и строительства жилых, производственных и общественных зданий;
- основы методики прикладных архитектурно-градостроительных социологических исследований
Уметь:
- выявлять социально-значимые проблемы в архитектуре и градостроительстве, влияющие на развитие полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества
- выполнять предпроектные исследования социальных потребностей населения
Владеть:
- основами теоретических знаний на стыке архитектуры, градостроительства и социологии; представлением о демографии, потребностях и образе жизни человека, семьи, социальной группы, городского сообщества влияющих на формирование архитектурного заказа
- видами социологических исследований в архитектуре и градостроительстве
Иметь представление:
- об основных концепциях западной и отечественной теории социологии архитектуры и градостроительства; - о взаимосвязи социальных и архитектурно-градостроительных категорий; - о путях внедрения социальных архитектурно-градостроительных разработок в проектирование и строительство; - о методологии научных исследований в области социологии архитектуры и градостроительства; о сборе материала (источниках информации, отборе анализируемого материала и выборке), описании и его статистическом обобщении (представлении социологической информации)

Курс «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования» формируется в 7 семестре для освоения основных компетенций студентами 4 курса.

Виды учебной работы дисциплины содержат 40 часов аудиторной работы (теоретических и практических занятий), а также 68 часов самостоятельной работы студентов.

Таблица 1. Виды учебной работы дисциплины

Вид учебной работы Очная форма обучения
Часов / з. е. Курс, семестр
     
Аудиторные занятия — всего 40/1.0 4/7сем.
лекции 20/0.5  
практические занятия (семинары) 20/0.5  
Самостоятельная работа — всего 32/0.8  
контрольные работы 36/1.0  
Вид промежуточной аттестации: экзамен 36/1.0  
     
Всего по дисциплине 108/3.0  

Таблица 2. График учебного процесса студента

Недели учебного процесса 7 семестра
ТО   ТО   ТО   ТО   ТО   ТО   ТО   ТО   ТО   ТО  
  ПР   ПР   ПР   ПР   ПР   ПР   ПР   ПР   ПР   ПР
  КН   КН   КН   КН   КН   КН   КН   КН КН КН КН КН

Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; ПР – выполнение практической работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя: контрольные работы; тестирование; защита стадий практической работы).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

1.2. Программа самостоятельных работ

К основным видам самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины относятся:

1) проработка теоретического курса лекций;

2) подготовка теоретических вопросов и заданий практических занятий;

3) подготовка к семинару (написание реферата, доклада);

4) участие в научной работе (написание статьи).

Таблица 3. Программа самостоятельных работ

№ п/п Недели обучения Наименование практических занятий
1. 1 неделя   1. Подготовка к контрольной аттестации по: Лекции №1.  
2. 2 неделя 1. Проработка практического вопроса №1. «Этапы , программа, рабочий план социологических исследований в архитектуре и градостроительстве». 2. Решение задачи

Наши рекомендации