Для учебно-тренировочных занятий и соревнований
Для выполнения учебных программ в каждой школе должны быть созданы условия для занятий многими видами спорта:
- элементами легкой атлетики, включающей бег на 60 м, прыжки в дли
ну, метание мяча и гранаты, что требует зала размером 75 х 24 м;
- гимнастикой (ритмической, спортивной, художественной, акробати-
кой, танцами), включающей упражнения на перекладине, бревне, кольцах,
канате, опорные прыжки, что требует зала размером не меньше 30 х 18 м (с
акробатической дорожкой, настилом для художественной гимнастики и др.);
- ручными играми с мячом, включающими гандбол, что требует зала
размером 45(42) х 24 м;
- боксом, борьбой, тяжелой атлетикой, для которых нужны специализи
рованные залы размером не менее 18 х 12(15) м, а для борьбы 24 х 15 м;
- ОФП младших классов (I - IV), для которых нужен отдельный зал 24 х
15 м;
- стрельбой из малокалиберного оружия, для чего необходим тир с огне
вой полосой не менее 50 м.
Соотношение времени занятий спортивными играми, гимнастикой, лег- кой атлетикой по программе составляет 1:1:1,25. В одном из залов желательно устройство нескольких рядов бличеров для наблюдения за соревнованиями.
Для внеклассных занятий нужны кроме многофункциональных специализированные залы для гимнастики, бокса, борьбы, тяжелой атлетики, а также тир, бассейн, медико-восстановительный центр, помещение для тренажеров.
Для академических занятий I-IV классов и для занятий старших классов на тренажерах могут быть использованы небольшие помещения, легко размещаемые в школах с сеткой колонн 6 х 6 м при высоте 3-4 м. Для I-IV классов зал 24 х 12 (15) м нужен для каждой параллели; для тренажеров - 56 м2 на одну параллель. Каждая площадка в зале для занятий одного класса должна иметь 2 блока раздевальных с душевыми и санузлами и инвентарную.
В учебных заведениях при одновременных занятиях в зале нескольких групп оборудование должно быть рассчитано на синхронность занятий одинаковыми упражнениями и чередование занятий различными видами спорта в течение каждого урока при одновременных занятиях нескольких групп. Оборудование залов для занятий спортивных секций должно соответствовать видам спорта, их чередованию, а также чередованию учебно-тренировочных занятий с соревнованиями (в том числе и в присутствии зрителей). Чтобы выполнить всю сумму требований, многофункциональные залы должны быть сложными сооружениями, которые в единстве с системой оборудования способны осуществлять все, что запрограммировано на каждый отрезок времени.
Очень эффективно использование спортивных залов в вечернее время населением прилегающего района.
Оборудование многофункциональных залов должно соответствовать программам занятий всех групп по играм с мячом, гимнастике, включая элементы акробатики и художественной гимнастики, и по элементам легкой атлетики. Для занятий же спортсменов специализированных секций бок- сом, борьбой, гимнастикой, легкой и тяжелой атлетикой нужны специализированные залы. Набор и расстановка оборудования должны соответствовать новейшим принципам проведения учебных занятий групповым, круговым, поточным и другим методами с повышенной интенсификацией и моторной плотностью занятий. Для занятий каждой группы (класса) с одним преподавателем нужна отдельная площадка (зал, часть зала), обеспеченная душевой и раздевальной.
Зал 30 х 15 м и более должен делиться на две части для одновременных занятий двух групп (классов), а потому размеры многофункциональных залов целесообразно определять кратными площадке 24 х 15 (12) м, пригодной для занятий группы в 24 человека (по 15 м2 на человека при занятиях волейболом) или класса в 40 человек (по 8 м2 на человека).
Для многофункциональных залов целесообразна трансформируемая секционная структура, которая в соответствии с функциональными и эксплуатационными требованиями позволяет проводить попеременно учебные занятия нескольких групп на отдельных площадках или на площади всего зала (занятия и соревнования, рис. 4.2.1). Такие залы функционируют в разных странах (рис. 4.2.2), но в России строятся мало, хотя необходимые для их
112 физкультурно-спортивные сооружения
строительства разработки проведены. Ширина зала и габариты площадок, располагаемых поперек зала, определяются технологическими требованиями для различных видов спорта (24 х 15 м - для волейбола; 27 - 30 х 15 - 18 м - для баскетбола; 36 х 18 м - для тенниса и др.). Длина зала зависит от количества повторяемых площадок, смыкающихся длинными сторонами и разделяющихся трансформируемыми перегородками. Каждая площадка должна быть связана непосредственно или через специальный коридор с блоком раздевальной и инвентарной (рис. 4.2.3), что обеспечивает ее самостоятельное использование.
Зал состоит из двух-трех (можно и более) секций. Каждая секция - это, в сущности, малый зал. Каждая следующая секция обогащает зал новыми возможностями. Создание, например, зала размером 45 х 24 м позволит разместить в нем три площадки или использовать его целиком для тренировок и соревнований по ряду игр с мячом, включая гандбол. Пригоден такой зал и для занятий элементами легкой атлетики. Зал 75 х 24 м с пятью секциями позволяет проводить бег на 60 м. Представляется целесообразным в залах раз-
СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ 113 |
мером 45 х 24 м и более, пригодных для соревнований, устраивать места для зрителей. При этом используются трансформируемые трибуны.
В многофункциональном зале, ввиду возможности его использования школьниками и населением района, необходимо оборудование для гимнастики и легкой атлетики в пределах программ школьных занятий и соревнований, а для спортивных игр — в пределах требований к занятиям специализированных секций.
В соответствии с программами занятий необходима трансформация оборудования многофункциональных залов для игр с мячом, гимнастики, элементов легкой атлетики не только поочередно, но и в течение каждого занятия. Основное направление модернизации оборудования залов - замена традиционного оборудования для индивидуальных занятий многокомплектным трансформируемым оборудованием для одновременных занятий нескольких человек. Разработано новое школьное многокомплектное универсальное оборудование, крепящееся к полу и на монорельсе к потолку, а также многочисленные варианты многокомплектных пристенных поворотных снарядов (брусьев, перекладин, бревен), соответствующие групповому методу занятий.
Возможна различная расстановка оборудования на площадке для занятий одной группы (класса). Площадка может размещаться в отдельном зале или на части зала (секции) (рис. 4.2.4): 18x9 (12 ; 15); 24 (27) х 12 (15) х 8 м. Варианты площадок обусловлены распространенными размерами малых
114 физкультурно-спортивные сооружения
СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ____________________________________________________________________________________________ 115 |
залов. Схемы расстановки оборудования на этих площадках (секциях) позволяют определить структуру многофункциональных залов больших размеров: секция 18 х 12 (15) м образует залы 30 х 18; 36 х 18; 42 х 18 м и т.д.; секция 24 (27) х 12 (15) м - основа для залов 30 х 24; 42 (45) х 24 (27); 60 х 24 (27); 75 х 24 (27) м (h=8 м).
Предлагаемые схемы позволяют многообразно использовать зал как по видам спорта (игры с мячом, гимнастика, элементы акробатики и художественной гимнастики, легкая атлетика), так и по иным видам занятий (академические, секционные, группы ОФП, соревнования). Трансформация в секционных залах особенно органична, так как касается не только объемно-планировочной структуры (деление на секции подъемными или раздвижными перегородками, трансформация бличеров, раздвижные или подъемные двери-перегородки инвентарных), но и оборудования (подъемные баскетбольные щиты, монорельсы для канатов, шестов, колец, уникальные крепления для стоек и т.п.). При любых трансформациях зал используется с максимальной в каждом случае единовременной пропускной способностью, функционально соответствуя технологическим и методическим требованиям к проведению занятий.
116 физкультурно-спортивные сооружения