Проектирование ИС как формализационный процесс

Под проектом ИС понимаются проектно-конструкторскую документацию, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации ИС в конкретной программной среде.

Под проектированием ИС понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенный для достижения поставленных целей в течение ограниченного периода и при установленном бюджете.

Проектирование ИС представляет собой сложную, трудоемкую и длительную работу. Основная доля трудозатрат приходится на прикладное программное обеспечение (ПО) и базы данных (БД). Производство ПО сегодня – крупнейшая отрасль мировой экономики. Для создания ПО разработана совокупность инженерных методов и средств, объединенных под общим названием «программная инженерия» (software engineering).

Итак, проектирование ИС сегодня является во многом формализованным процессом.

Вопросы.

1. Этапы развития ИС.

2. Особенности КИС.

3. Модули КИС и их функциональное назначение.

4. Существующие программные продукты для реализации ИС.

5. Понятия проекта ИС.

6. Понятие проектирования ИС.

7. Кризис программирования и причины его возникновения.

8.Понятие программной инженерии и этапы ее развития.

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ ЖЦ ПО

Понятие ЖЦ ПО. Процессы ЖЦ ПО

Понятие ЖЦ является одним из базовых в программной инженерии. ЖЦ ПО определяется как период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации (IEEE Std 610.12 - 1990).

Основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995. В соответствии с этим стандартом все процессы ЖЦ ПО разделены натри группы:

· пять основных процессов (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);

· восемь вспомогательных процессов, обеспечивающих выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, совместная оценка, аудит, разрешение проблем);

· четыре организационных процесса (управление, создание инфраструктуры, усовершенствование, обучение).

Основные процессы

Процесс приобретения состоит из действий и задач заказчика, приобретающего ПО.

Процесс поставки охватывает действия и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой.

Процесс разработки предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию ПО.

Процесс эксплуатации охватывает действия и задачи организации, эксплуатирующей систему.

Процесс сопровождения предусматривает действия и задачи, выполняемые службой сопровождения, при изменениях или адаптации ПО.

Вспомогательные процессы

Процесс документирования предусматривает формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ПО.

Процесс управления конфигурацией позволяет учитывать и контролировать внесение изменений в ПО на всех стадиях ЖЦ.

Процесс обеспечения качества обеспечивает соответствующие гарантии того, что ПО и процессы его ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам.

Процесс верификации состоит в определении правильности ПО.

Процесс аттестации предусматривает определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению.

Процесс совместной оценки предназначен для оценки состояния работ по проекту.

Процесс аудита представляет собой определение соответствия требованиям, планам и условиям договора.

Процесс разрешения проблем предусматривает анализ и решение проблем, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов, независимо от их происхождения или источника.

Организационные процессы

Процесс управления состоит из действий и задач, которые могут вы­полняться любой стороной, управляющей своими процессами (приобрете­ние, поставка и др.).

Процесс создания инфраструктуры охватывает выбор и поддержку технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установку аппаратных и программных средств, используемых для разработки, экс­плуатации или сопровождения ПО.

Процесс усовершенствования предусматривает оценку, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ ПО.

Процесс обучения охватывает первоначальное обучение и после­дующее постоянное повышение квалификации персонала.

Наши рекомендации