Глава 1. Теоретическое обоснование выбора объекта и стиля
Дизайн интерьера – это больше, чем просто создание и расстановка предметов в помещении, это способ самовыражения, искусство и наука обустройства своей жизни. Настоящий дизайн интерьера призван раскрыть сущность его владельца, наполнить каждый сантиметр пространства смыслом и красотой.Темой моего курсового проекта была разработка интерьера регистрационного зала ЗАГСа.Я считаю, что современные Загсы- Дворцы бракосочетания принципиально отличаются от тех, что были раньше. Новые интерьеры, фирменные стили, современные технологии создают радостное, незабываемое настроение. Они оснащены современным оборудованием, мебелью, оформлены декором.В здании предусмотрены процедуры регистрации актов гражданского состояния, регистрации новорожденных а также расторжения браков и регистрации смертей. Основной задачей интерьера, служит создание атмосферы максимально отвечающей назначению помещений.
Концепцией интерьера является создание выразительного, торжественного и современного образа, что продиктовано административным назначением помещений. Вместе с тем, пространство должно быть комфортным, уютным, располагающим к данной церемонии.
Итак, цель моего проекта - разработка дизайна интерьера регистрационного зала ЗАГСа.
Глава 1. Теоретическое обоснование выбора объекта и стиля
Исполнения.
Главная цель дизайна интерьера – это стремление украсить помещение, но современные интерьер - дизайнеры имеют куда более расширенные обязанности. Сегодня работа над интерьером – это совместная деятельность архитекторов, подрядчиков, строителей, поставщиков и самих дизайнеров для выполнения пожеланий заказчика. В ходе работы принимаются решения по габаритам и структуре пространства, по оборудованию, меблировке и отделочным материалам. Дизайн затрагивает не только жилые объекты. Любое помещение, особенно, помещения общественного пользования, нуждаются в качественном дизайне.
Развитие дизайна интерьера тесно сплетается с тем, как развивались художественные стили и оснащение домов. На развитие влияли культуры и обычаи, климат и доступные материалы, научные изобретения и торговля, а также экономические, политические и социальные события.
История возникновения стилей интерьера.
К примеру, культура Древнего Египта отличается наиболее полным оснащением интерьеров. Многие предметы сохранились до наших времен, чему поспособствовали благоприятные климатические условия и даже вера, распространенная в Древнем Египте. Уже в наиболее отдаленные периоды становления египетской цивилизации были созданы такие предметы интерьера, как стол, стул, табурет, сундук. С развитием древнегреческой цивилизации эти египетские типы мебели были усовершенствованы – добавилась тщательная разработанность формы и изящная простота. Позже примеры греческих ордеров и орнаментов были использованы римлянами, что и дало им дорогу в цивилизованный мир. Римлянами история дизайна интерьеров была значительно обогащена – в том числе арками, сводами и куполами, причем арка в значительной степени повлияла на интерьеры и мебель. В римском стиле орнаментации присутствуют дальневосточные и ближневосточные мотивы – использование шелковых тканей, узелковых ковров, кружевная и розеточная восточная мозаика, некоторые характерные изображения.
Особенности готического стиля
Средневековье (с 4-го по 15-й века) охарактеризовалось относительным экономическим и культурным упадком в жизни европейского общества, в интерьерах практически не осталось места классическому римскому стилю. Готику наилучшим образом выражают кафедральные соборы и их стрельчатые арки, витражные окна и религиозные символы – именно такой стиль доминировал в Средние века в художественных представлениях. Несмотря на политическое и религиозное противостояние, распространялся ислам, он оказал значительное влияние на культуру – так, активно использовались геометрические орнаменты и мозаики в отделке пола и стен, а в некоторых случаях – также и мебели. В особенности это касалось таких регионов, как Северная Африка, Испания и Восточная Европа. Основой архитектуры в те времена были укрепленные города и феодальные замки – таким образом, было велико влияние закрытого пространства. Оно было или излишне тесное и переполненное людьми, или же слишком просторное и продуваемое во всех направлениях. Меблировка отличалась скудностью – сундуки, столы, табуреты, скамьи и немногие другие предметы интерьера.
Ренессанс и начало Эпохи Возрождения
Это период между 1400-м и 1600-м годами, его характеризует возрожденный классический декор помещений. История дизайна интерьеров на этом этапе интересна тем, что художники практически перестали интересоваться религиозной символикой и стрельчатыми арками – теперь вдохновение они черпали в классических архитектурных ордерах и античных мотивах, мифологических фигурах. Передовые достижения в создании интерьеров в то время – работы АндреаПалладио и Леона Баттиста Альберти – они отметились созданием чрезвычайно красивых вилл, которые явились уникальным сочетанием классических композиционных идей и научных достижений того времени (в том числе – и в плане стилистического оформления).
В мебели начала появляться трехмерная богатая резьба, стены перестали выглядеть как единое целое – популярным стало использование отдельных панелей, с украшениями в виде фресок. Отделка полов преимущественно охарактеризовалась возвратом к древнеримской традиции, с мраморной мозаикой и изразцами. В Италии бурно развивалась текстильная индустрия – в покрывалах и драпировках все чаще стали проявляться персидские и китайские мотивы. Выражалось это, в первую очередь, в великолепных шелках, которые орнаментировались декором. Со временем веяния Ренессанса охватили всю Европу – сначала он проник в Испанию, затем распространился во Франции, и так добрался до Англии, где на его основе появился знаменитый тюдоровско-елизаветинский стиль.
Формирование французских стилей
К 17-му веку Ренессанс перестал строго подражать античности, проявилась его большая изощренность, что привело к формированию барокко. Архитектура и дизайн интерьера в этом стиле лучше всего рассматривать на примере Версальского дворца. Это анфилада, сформированная большими, пышно украшенными помещениями. Стены состоят из отдельных панелей, их украшают гобелены, мраморная облицовка, зеркала и остекленные окна. Для дверей и других деревянных элементов характерно оформление резьбой и позолотой. Мебель выполняли голландские мастера, ей также была характерна резьба с позолотой, присутствовали инкрустации ценными породами дерева и металлами. Разрабатывались самые разнообразные столы и кресла, и все они обладали определенным назначением. В декоративных мотивах нашлось место акантовым листьям, фигуркам купидонов, фруктам и цветам, различным стилизациям. Широко распространилось использование гобеленов и шелковых тканей с изящными рисунками. Барокко был удивительным стилем, воплощающим королевскую роскошь.
Позднее настало время и для стиля рококо. Он преимущественно отражал вкусы таких слоев общества, как крупные торговцы и мелкое дворянство. Это время моды на небольшие помещения, обладающие большей интимностью. Для отделки внутренних стен начала использоваться штукатурка, с нанесенной поверх краской пастельных тонов. Орнамент оставался богатым и резным, однако, теперь с непрерывными волнистыми и закручивающимися линиями. Все это придавало помещению беззаботность, грациозность и уют. Мебель становилась менее габаритной, с криволинейными очертаниями, выгнутыми поверхностями и гнутыми ножками. Тогда же отметилось появление шезлонгов и оттоманок. Ткани предпочитались тонкие и легкие, с мелким рисунком. В целом, здесь чувствовалось влияние восточных традиций.
Впоследствии история дизайна интерьеров пришла к неоклассицизму, что отразилось в новой моде на прямые классические элементы, с господством белого цвета и легкой позолоты. В дизайне вернулось четкое деление предметов на составные части – антаблемент, капитель и ствол. В мебели и рисунках тканей – мелкая масштабность и изысканность пропорций. Во времена Наполеона распространился ампир, который отличался интересом не к классике, а к древнеримской культуре.
Отличительные черты английских стилей
История дизайна интерьеров во многом обогатилась благодаря английским стилям, хотя немало было и прямого подражания общеевропейским тенденциям. Отличительные черты – это сочная роспись стен, глубокие естественные тона, декор в виде садовых растений. Определенное влияние оказали и американские стили, где шло постепенное обособление от Европы и появление индейских мотивов. Но в наибольшей степени Англия известна викторианским стилем – это сочетание множества других тенденций – Ренессанса и готики, рококо и итальянских течений. В мебели данный стиль – это изгибы и резьба, шнуры с кистями. Обоям, коврам и драпировкам характерны пышные орнаменты. Кроме того, отличительная черта стиля – богатство наполнения помещений мебелью и аксессуарами.
Модерн
Это начало современных стилей, противопоставление викторианским тенденциям. Осознанный выбор в пользу скромной орнаментации, и других сдержанных тематических решений. Целью было подчеркнуть чистоту материала и простоту линий. Именно модерн стал той революцией, благодаря которой перешла на современный этап развития.
Перспективы развития
Стили, используемые в дизайне интерьеров, продолжают свое развитие, которое во многом обусловлено нарастающей глобализацией и смешением множества культур. Идет процесс формирования новых стилей, которые совмещают в себе азиатские, африканские, европейские и американские художественные идеи.
Новый стиль
В США и Европе арт - деко возник после всеобщего увлечения эклектикой — смешивания и цитирования предыдущих стилей — ситуация, в которой поиск нового стиля просто необходим. Интерес к искусству древних цивилизаций (Египта, Японии, Китая и других) непосредственно повлиял на арт - деко. На рубеже веков часто проводились международные выставки прикладных искусств и инженерных достижений. На такой выставке в Париже 1900года мебель, посуда, текстиль и архитектура в стиле арт - деко произвела настоящий фурор, но уже к 1910му году популярность стиля начала утихать.
Уникальность арт - деко в его синтетичности — это стиль, который проявляется в каждой детали. Период арт деко характерный появлением новых технологий в строительстве (железобетонные конструкции) и архитектуре (построение архитектуры здания по принципу изнутри наружу) и значительного влияния прикладных искусств.
Арт - деко в архитектуре
Всемирно известный каталонский архитектор Антонио Гауди – представитель арт деко в архитектуре. Католический храм Святого семейства в Барселоне и Дворец Гуэля — знаковые работы автора, воплощают в себе архитектурные традиции стиля. Они настолько органичные, что кажутся творениями природы.
Чарльз Макинтош — дизайнер и архитектор, яркий представитель стиля в Великобритании. Известен не только спроектированными зданиями, но и разработанной им мебелью. Творчество Макинтоша типично для мастеров и художников периода арт ново — он разрабатывал все: от проектов зданий до узоров для обоев.
Во Франции арт ново в архитектуре представлял ЭкторГимар, в Бельгии — Виктор Орта и Анри ван Де Велдэ, в США — Луис Салливан, И. Лэвынський в Украине.
Планировка здания начиналась от обратного — с разработки интерьера: он определял внешний вид здания. Этот принцип положил начало рациональной планировке, центрической, а не коридорной. В период арт ново (модерна) появился свободный план. И рационализм, и стремление к комфортной организации пространства создали неповторимый симбиоз архитектуры и дизайна.
Цветовое решение
Цветовые воздействия играют немаловажную роль в жизни человека: цвет может повлиять на принятие решения, изменить Вашу реакцию или стать её причиной. Под воздействием определённого цвета может подняться давление или пропасть/повыситься аппетит. Мы не акцентируем внимание на цвете в повседневной жизни, и всю важность его воздействия понимаем только при отсутствии красок: например, в пасмурный, дождливый день мы чувствуем снижение настроения, энергетики, подавленность, и окружающий мир нам кажется неприветливым.
Цвет пробуждает в нас бессознательную реакцию, которая может различаться в зависимости от личных особенностей человека. Цвет, которому мы отдаём предпочтение в определённый момент жизни, может много поведать о нас самих: о наших проблемах, страхах, стремлениях и т.д. Даже у маленьких детей есть свои любимые цвета: это легко определить по тому, с какими игрушками малыши чаще всего играют. В большинстве случаев – этокрасный цвет.
Существует мнение, что отношение к цвету является врождённой особенностью человека. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие "личную цветовую шкалу" как одно из проявлений индивидуальности.
Белый цвет
Этот цвет боится черного. Вызывает собой положительные ассоциации, т.к. представляется малое количество цвета.
Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий.Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу).Если белого цвета много – в силу вступают его негативные характеристики.
В мифологии белый цвет часто используется в Африке – его носили жрецы, т.к. оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Если принести в жертву белое животное – это пакт перемирия с богами (лучше всего принести в жертву альбиноса – человека). Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи.Белый очень широко используется в христианстве, как символ веры, чистоты, истинности и светлости.
Белый цвет в одежде означает начало. Белый парик судьи – символ справедливости. “белый рыцарь” - символ спасения. Белый халат (в больнице) считается также символом спасения, стерильной чистоты.Белый цвет управляет функциями эндокринной и зрительной систем. Белая одежда делает кожу намного мягче и нежнее.Лечение белым цветом осуществляется только в совокупности с другими цветами - зависимости от недуга.
Белый цвет осветляет, обновляет все цвета в организме, помогает убрать скованность. Но! Не следует выкрашивать в белый цвет детские комнаты и больницы.Если человек выбирает белый цвет, то он стремится освободиться от неприятностей.
Черный цвет
Существует в противоположность белому, поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает.
Синий
Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.
Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.
Золотой
Будучи цветом духовной зрелости и бессмертия, золотой символизирует ценности, которые неподвластны времени. Золотой – цвет дарующего жизнь солнца, а в более высоком понимании – квинтэссенция духовного опыта. Имея неисчерпаемые ресурсы, он содержит в себе все, распространяя великодушие, всепрощение, мудрость и любовь. В нем – чистота помыслов и уверенность в победе добра. Превосходство золотого неоспоримо. Золотой – это осенний цвет опыта и зрелости, который дает глубокое понимание прошлого и освобождает от бремени накопившихся проблем. Он прощает, примиряет с настоящим, и устремляется в будущее.
Золотой предоставляет прямой доступ в мир знаний и делится опытом, потому что ему, как никому другому, понятен смысл высказывания “что отдал – то сохранил, а что сохранил – то потерял”. Золотой излучает тепло, благожелательность, уверенность и жизненную силу. Дарит ощущение покоя, гармонии, радости и умиротворения. Это и успехи на пути к познанию, и результат упорного труда, и преемственность знаний. Человек, ощущающий влияние этого цвета обладает не только верой, но и глубоким пониманием ситуации, что позволяет ему объективно смотреть на вещи. Это цвет лидера, который преодолевает все препятствия, объединяет вокруг себя людей и освещает им путь.
Полярности золотого это самоценность и самонадеянность, доверие и обман, опыт и неуверенность, оптимизм и пессимизм. Тем не менее, золотой цвет уравновешивает энергии, дарит ощущение благополучия и способствует примирению с существующим положением вещей. Он помогает избавиться от наваждений, иллюзий и стереотипов, и выводит на качественно новый виток сознания.
Мягкий золотистый цвет успокаивает и ободряет, поэтому он успешно применяется при лечении различных депрессивных состояний и психоневрозов. Он способствует стиранию эмоциональных блоков, фантомных переживаний и болей. Оказывает положительный эффект при лечении аутоиммунных заболеваний, расстройствах пищеварения, пониженной функции щитовидной железы, способствует рассасыванию шрамов (прямое облучение, накладывание золотистой повязки, применение настоенной на солнце воды).
В своем проекте, я решила использовать 3 основных цвета для создания будущего интерьера.
Золотистый – это цвет роскоши и благополучия.
Синий – цвет ясного неба.
Белый – цвет, который сочетается практически со всеми остальными цветами и означает невинность и чистоту.
Поскольку мой объект подразумевает наличие «мягких», пастельных тонов, я решила отказаться от использования темных, кислотных и прочих оттенков.
Цветовая гамма подвесных потолков перекликается с текстилем на окнах, на полу и обивке лавочек.
Освещение в стиле арт-деко
В любом интерьере освещение играет огромную роль, особенно, в арт-деко. В этом стиле освещение играет не только практическую роль, но и несет огромную эстетическую нагрузку. Люстра должна выглядеть роскошно и полностью гармонировать с окружающим интерьером. Очень красивые дорогие элементы ковки, позолота, полудрагоценные камни – все эти элементы декора свойственны люстрам этого стиля. А формы используют самые простые – окружности, сферы, прямые и ломаные линии.
Очень важно правильно выбирать люстру в зависимости от назначения помещения. Например, для спальни нужны модели, которые нежно рассеивают свет, создавая атмосферу уюта и интима. А для гостиной, столовой или холла больше подойдут модели, которые имеют направленные лучи света. Они помогут подчеркнуть дорогое убранство комнат, привлекут внимание к отдельным элементам декора и оригинальным деталям, создавая глубокие тени и торжественную атмосферу.
В своем проекте я решила акцентировать внимание на главном освещении помещения. Люстра, имитирующая множество горящих свечей идеально подходит под требования стиля арт- деко. На стенах, в качестве дополнительного освещения встроены маленькие «подсвечники», переносящие действие в эпоху дворцовых переворотов.
Поскольку в помещении присутствует отличная естественная освещенность- свет проникает сквозь 3 огромных окна, не было необходимости размещать дополнительную подсветку (споты и др.).
Мебель в интерьере
Мебель, является неотъемлемой частью интерьера. Ее используют не только в своих квартирах, но и в таких помещения, как ЗАГС.
Лавочки (6 штук) выполнены из натурального цельного дерева. Набиты мягким и натуральным пухом, с натуральной бархатной обивкой. Такие лавочки прослужат долго, и всегда будут иметь отличный товарный вид.
Стойка, так же выполнена из цельного дубового дерева, имеет замечательное лакокрасочное покрытие. Стойка создана на века. Дуб всегда славился своей прочностью и долговечностью. А благодаря лакокрасочному покрытию, мебель не портится, не гниет и может долго эксплуатироваться.
Двери тоже должны соответствовать стилю арт-деко, помещение полностью должно быть выдержано в одном стиле. Возможно, совмещение стилей возможно в современном интерьере, но этот стиль не терпит соседства.
Двери, для поддержания баланса и гармонии помещения, выполнены из натурального цельного дуба. Такая дверь стойкая против прямых ударов, способна простоять несколько лет. Благодаря лакокрасочному покрытию, дверь так же устойчива к гниению.
Ручки могут быть изготовлены из бронзы, латуни или хромированного металла.
Заключение
Я разработала проект интерьера для ЗАГСа. При помощи стиля арт деко, я воплотила свою фантазию в реальность, пусть для начала лишь на бумаге, но в будущем, я надеюсь, что данный проект может быть реализовать в жизнь.
Мне очень понравилось работать над курсовым проектом, узнавать много нового и применять уже полученные знания на практике. Только в самостоятельной работе над созданием дизайна помещения, я могу почувствовать себя настоящим дизайнером, профессионалом своего дела. Надеюсь, что в будущем, у нас будет больше возможностей для проявления своих фантазий в дизайне.
Список литературы
Х. Числетт «Дом Келли Хоппен» 2009 год.
Л. Бхаскаран «Дизайн и время» 2009 год.
В. Устин «Композиция в дизайне» 2012 год.
О.Л. Голубева «Основы композиции» 2011 год.
Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция» 2012 год.
Д. Панеро «Основы эргономики. Человек. Пространство.» 2012 год.
Ф. Чинь «Архитектурная графика» 2006 год.
Л. Айсмен «Дао цвета» 2012 год.
А. Стармер «Цвет. Энциклопедия» 2011 год.
Ч. Мак-Коркодейл «Убранство жилого интерьера» 2011 год.
Д. Кес «Стили мебели» 2010 год.
Дизайн интерьера – это больше, чем просто создание и расстановка предметов в помещении, это способ самовыражения, искусство и наука обустройства своей жизни. Настоящий дизайн интерьера призван раскрыть сущность его владельца, наполнить каждый сантиметр пространства смыслом и красотой.Темой моего курсового проекта была разработка интерьера регистрационного зала ЗАГСа.Я считаю, что современные Загсы- Дворцы бракосочетания принципиально отличаются от тех, что были раньше. Новые интерьеры, фирменные стили, современные технологии создают радостное, незабываемое настроение. Они оснащены современным оборудованием, мебелью, оформлены декором.В здании предусмотрены процедуры регистрации актов гражданского состояния, регистрации новорожденных а также расторжения браков и регистрации смертей. Основной задачей интерьера, служит создание атмосферы максимально отвечающей назначению помещений.
Концепцией интерьера является создание выразительного, торжественного и современного образа, что продиктовано административным назначением помещений. Вместе с тем, пространство должно быть комфортным, уютным, располагающим к данной церемонии.
Итак, цель моего проекта - разработка дизайна интерьера регистрационного зала ЗАГСа.
Глава 1. Теоретическое обоснование выбора объекта и стиля
Исполнения.
Главная цель дизайна интерьера – это стремление украсить помещение, но современные интерьер - дизайнеры имеют куда более расширенные обязанности. Сегодня работа над интерьером – это совместная деятельность архитекторов, подрядчиков, строителей, поставщиков и самих дизайнеров для выполнения пожеланий заказчика. В ходе работы принимаются решения по габаритам и структуре пространства, по оборудованию, меблировке и отделочным материалам. Дизайн затрагивает не только жилые объекты. Любое помещение, особенно, помещения общественного пользования, нуждаются в качественном дизайне.
Развитие дизайна интерьера тесно сплетается с тем, как развивались художественные стили и оснащение домов. На развитие влияли культуры и обычаи, климат и доступные материалы, научные изобретения и торговля, а также экономические, политические и социальные события.
История возникновения стилей интерьера.
К примеру, культура Древнего Египта отличается наиболее полным оснащением интерьеров. Многие предметы сохранились до наших времен, чему поспособствовали благоприятные климатические условия и даже вера, распространенная в Древнем Египте. Уже в наиболее отдаленные периоды становления египетской цивилизации были созданы такие предметы интерьера, как стол, стул, табурет, сундук. С развитием древнегреческой цивилизации эти египетские типы мебели были усовершенствованы – добавилась тщательная разработанность формы и изящная простота. Позже примеры греческих ордеров и орнаментов были использованы римлянами, что и дало им дорогу в цивилизованный мир. Римлянами история дизайна интерьеров была значительно обогащена – в том числе арками, сводами и куполами, причем арка в значительной степени повлияла на интерьеры и мебель. В римском стиле орнаментации присутствуют дальневосточные и ближневосточные мотивы – использование шелковых тканей, узелковых ковров, кружевная и розеточная восточная мозаика, некоторые характерные изображения.
Особенности готического стиля
Средневековье (с 4-го по 15-й века) охарактеризовалось относительным экономическим и культурным упадком в жизни европейского общества, в интерьерах практически не осталось места классическому римскому стилю. Готику наилучшим образом выражают кафедральные соборы и их стрельчатые арки, витражные окна и религиозные символы – именно такой стиль доминировал в Средние века в художественных представлениях. Несмотря на политическое и религиозное противостояние, распространялся ислам, он оказал значительное влияние на культуру – так, активно использовались геометрические орнаменты и мозаики в отделке пола и стен, а в некоторых случаях – также и мебели. В особенности это касалось таких регионов, как Северная Африка, Испания и Восточная Европа. Основой архитектуры в те времена были укрепленные города и феодальные замки – таким образом, было велико влияние закрытого пространства. Оно было или излишне тесное и переполненное людьми, или же слишком просторное и продуваемое во всех направлениях. Меблировка отличалась скудностью – сундуки, столы, табуреты, скамьи и немногие другие предметы интерьера.
Ренессанс и начало Эпохи Возрождения
Это период между 1400-м и 1600-м годами, его характеризует возрожденный классический декор помещений. История дизайна интерьеров на этом этапе интересна тем, что художники практически перестали интересоваться религиозной символикой и стрельчатыми арками – теперь вдохновение они черпали в классических архитектурных ордерах и античных мотивах, мифологических фигурах. Передовые достижения в создании интерьеров в то время – работы АндреаПалладио и Леона Баттиста Альберти – они отметились созданием чрезвычайно красивых вилл, которые явились уникальным сочетанием классических композиционных идей и научных достижений того времени (в том числе – и в плане стилистического оформления).
В мебели начала появляться трехмерная богатая резьба, стены перестали выглядеть как единое целое – популярным стало использование отдельных панелей, с украшениями в виде фресок. Отделка полов преимущественно охарактеризовалась возвратом к древнеримской традиции, с мраморной мозаикой и изразцами. В Италии бурно развивалась текстильная индустрия – в покрывалах и драпировках все чаще стали проявляться персидские и китайские мотивы. Выражалось это, в первую очередь, в великолепных шелках, которые орнаментировались декором. Со временем веяния Ренессанса охватили всю Европу – сначала он проник в Испанию, затем распространился во Франции, и так добрался до Англии, где на его основе появился знаменитый тюдоровско-елизаветинский стиль.
Формирование французских стилей
К 17-му веку Ренессанс перестал строго подражать античности, проявилась его большая изощренность, что привело к формированию барокко. Архитектура и дизайн интерьера в этом стиле лучше всего рассматривать на примере Версальского дворца. Это анфилада, сформированная большими, пышно украшенными помещениями. Стены состоят из отдельных панелей, их украшают гобелены, мраморная облицовка, зеркала и остекленные окна. Для дверей и других деревянных элементов характерно оформление резьбой и позолотой. Мебель выполняли голландские мастера, ей также была характерна резьба с позолотой, присутствовали инкрустации ценными породами дерева и металлами. Разрабатывались самые разнообразные столы и кресла, и все они обладали определенным назначением. В декоративных мотивах нашлось место акантовым листьям, фигуркам купидонов, фруктам и цветам, различным стилизациям. Широко распространилось использование гобеленов и шелковых тканей с изящными рисунками. Барокко был удивительным стилем, воплощающим королевскую роскошь.
Позднее настало время и для стиля рококо. Он преимущественно отражал вкусы таких слоев общества, как крупные торговцы и мелкое дворянство. Это время моды на небольшие помещения, обладающие большей интимностью. Для отделки внутренних стен начала использоваться штукатурка, с нанесенной поверх краской пастельных тонов. Орнамент оставался богатым и резным, однако, теперь с непрерывными волнистыми и закручивающимися линиями. Все это придавало помещению беззаботность, грациозность и уют. Мебель становилась менее габаритной, с криволинейными очертаниями, выгнутыми поверхностями и гнутыми ножками. Тогда же отметилось появление шезлонгов и оттоманок. Ткани предпочитались тонкие и легкие, с мелким рисунком. В целом, здесь чувствовалось влияние восточных традиций.
Впоследствии история дизайна интерьеров пришла к неоклассицизму, что отразилось в новой моде на прямые классические элементы, с господством белого цвета и легкой позолоты. В дизайне вернулось четкое деление предметов на составные части – антаблемент, капитель и ствол. В мебели и рисунках тканей – мелкая масштабность и изысканность пропорций. Во времена Наполеона распространился ампир, который отличался интересом не к классике, а к древнеримской культуре.
Отличительные черты английских стилей
История дизайна интерьеров во многом обогатилась благодаря английским стилям, хотя немало было и прямого подражания общеевропейским тенденциям. Отличительные черты – это сочная роспись стен, глубокие естественные тона, декор в виде садовых растений. Определенное влияние оказали и американские стили, где шло постепенное обособление от Европы и появление индейских мотивов. Но в наибольшей степени Англия известна викторианским стилем – это сочетание множества других тенденций – Ренессанса и готики, рококо и итальянских течений. В мебели данный стиль – это изгибы и резьба, шнуры с кистями. Обоям, коврам и драпировкам характерны пышные орнаменты. Кроме того, отличительная черта стиля – богатство наполнения помещений мебелью и аксессуарами.
Модерн
Это начало современных стилей, противопоставление викторианским тенденциям. Осознанный выбор в пользу скромной орнаментации, и других сдержанных тематических решений. Целью было подчеркнуть чистоту материала и простоту линий. Именно модерн стал той революцией, благодаря которой перешла на современный этап развития.
Перспективы развития
Стили, используемые в дизайне интерьеров, продолжают свое развитие, которое во многом обусловлено нарастающей глобализацией и смешением множества культур. Идет процесс формирования новых стилей, которые совмещают в себе азиатские, африканские, европейские и американские художественные идеи.