Ландшафтная архитектура, как важная сфера человеческой деятельности.
Ландшафтная архитектура, как важная сфера человеческой деятельности.
Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается оформлением парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков. Ландшафтная архитектура включает в себя процесс создания и оптимальной организации окружающего пространства, который помогает эстетически грамотно оформить сады и парки.
Основной материал для работы в ландшафтной архитектуре — это растительность и окружающий ландшафт.
Часто понятия ландшафтного дизайна и архитектуры отождествляют. Но нужно понимать, что они несут различную смысловую нагрузку. Архитектура здесь — это организация благоприятного окружающего пространства, внешней среды для повседневной жизнедеятельности населения, а также отдыха. Элементы ландшафтной архитектуры можно увидеть как в городских парках, так и в сельской местности, на частном приусадебном участке. Эта сфера жизнедеятельности человека должна отвечать эстетическим, функциональным и экономическим требованиям.
Говоря проще, ландшафтная архитектура — способ такого оформления парков, садов, мест отдыха населения, при котором человек будет себя чувствовать максимально комфортно, а его эстетические требования будут полностью удовлетворены.
Компоненты, формирующие ландшафт
Компоненты ландшафта — это вещественные составные части ландшафта. К компонентам природного ландшафта относятся атмосферный воздух (в пределах тропосферы), поверхностные и подземные воды, горные породы (в пределах верхнего слоя литосферы), почвы, растительный и животный мир.
Типы садово-парковых насаждений
Типы садово-парковых насаждений (ТСПН) являются основой типа пространственной структуры парка (ТПС) и устойчивости создаваемого культурного садово-паркового ландшафта в условиях городской среды.Массивы.Массивы используются длявоссоздания естественного ландшафта в крупных городских парках и лесопарках. Рощи. В городских парках с ограниченной площадью создаются небольшие древесные массивы, площадью не более 1,0га, состоящие большей частью из одного вида древесных растений, что придает им своеобразный облик. Примером может служить роща из берёз (берёзовая роща).Солитеры.Это одиночные экземпляры, как правило, деревьев предусматриваются отдельно, на открытых обзору местах, на полянах.Аллеи.Этот тип насажденийформируется вдоль парковых дорог, по их границам, образуя тенистый свод, что обеспечивает хорошие условия для прогулок, особенно, в местностях с жарким летним солнцем.Живые изгороди, «зелёные стены».Такие типы насаждений создаютсяиздеревьев и кустарников и используются для плотного обрамления или разграничения каких-либо парковых участков, площадок, для устройства зеленых кулис у летних театров и эстрад, создания четкой перспективы на какой-либо предмет или вид, маскировки отдельных сооружений, оформления фона монумента и т.д.Вертикальное озеленение вьющимися растениями применяется для создания теневых и ветровых экранов, оформления фасадов зданий, декорирования глухих торцевых стен, пергол, беседок, теннисных кортов и т. п.Газоны. Газоны в парках формируют открытые пространства и представляют искусственный дерновый покров, создаваемый путем посева и выращивания определенных видов трав, преимущественно многолетних злаков. Цветники. Этот тип насаждений является средством украшения территорий отдельных элементов парков.
Парки на сложном рельефе
Парк, расположенный на горе или холме, имеет свои композиционные особенности. Куполообразный или конусовидный объем возвышенности в максимальной степени связывает парк с внешним окружением, в нем почти нет замкнутых пространств. Здесь трудно выделить определенные видовые точки, по сути дела весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер.
Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, которые принимают вид спирали или серпантина. Последовательное «чтение» композиции начинается внизу у подножия и заканчивается на вершине — четко выраженной природной доминанте, где композиция достигает свой кульминации. Путь наверх характеризует прежде всего цикличность, постепенность и многократность раскрытия видов на окружение при возрастающем нарастании зрительных впечатлений. Чем выше поднимаешься, тем большее пространство охватывает взгляд. Тем не менее желательно переключать время от времени внимание пешехода на ближние планы и непосредственное окружение дороги, создавать искусственно закрытые участки пути, сменяющиеся панорамами в самых выгодных точках. По мере своего эмоционального воздействия эти промежуточные акценты не должны, однако, спорить с вершиной — главным фокусом всей композиции.
Перед выходом на верхнюю обзорную площадку целесообразно задержать эмоциональную разрядку и дать некую композиционную паузу — это может быть относительно монотонный подъем по лестнице, укрытый зеленью участок тропы, дороги. Такой прием усиливает эффект внезапного раскрытия завершающей панорамы — кругозора. Сама площадка вовсе не обязательно должна располагаться на наивысшей отметке, часто бывает выгоднее расположить ее несколько ниже, но непосредственно над самым крутым уступом, который может быть создан искусственно. Важно, однако, обеспечить возможность кругового осмотра после многих односторонних видовых точек вдоль спирального подъема.
В практике паркостроения не всегда учитываются эти довольно простые композиционные закономерности, что значительно снижает общее впечатление от парка. Так, спиралевидная дорога парка «Сухумская гора» хотя и начинается довольно парадно — у подножия она отмечена колоннадой, затем трассирована без учета поступательного нарастания зрительных впечатлений, на ней почти нет обзорных площадок, движение машин и пешеходов совмещено на одной проезжей части, а вершина «забита» слишком плотной зеленой массой, что мешает круговому осмотру окрестностей.
Композиционные закономерности построения парка на крутом рельефе можно проследить на примере Нагорного парка им. С. М. Кирова в Баку, который был запроектирован и частично осуществлен в предвоенный период проф. Л. А. Ильиным. Нагорный парк занимает живописные склоны так называемого Бакинского амфитеатра, обращенные к центральной части города, на отметках с 4 до 180 м над уровнем моря и соединяется у подножия с Приморским бульваром.
Использование естественных форм рельефа в композиции парка. Парки на склонах и надпойменных террасах. Ступенчатый характер композиции, переход от широких открытых перспектив с верхних ярусов к более ограниченным видам на нижних, использование серпантинных подъемов и спусков, лестниц, подпорных стен и т. п.:
1 бровки, точки наибольшей визуальной активности; 2 - склоны, воспринимаются с вышележащих бровок; 3 – террасы
6. Отрицательные формы рельефа. Отрицательные формы рельефа - относительно пониженные участки поверхности суши или дна водоемов: долины, лощины, промоины, впадины, овраги, строительные котлованы и др.
Лощина или ложбина стока — вытянутое углубление, имеющее с трех сторон пологие, обычно покрытые растительностью склоны, открытое в сторону общего наклона местности. Бровки лощин обычно выражены неясно. Лощина является простой незамкнутой формой рельефа и имеет небольшую глубину (до нескольких метров) и незначительную протяженность (до 200—500 м).
Промоина — вытянутое углубление, имеющее небольшую глубину (от 0,1 до 1—2 м) и ширину (от 0,3 до 4—5 м) и открытое в сторону общего уклона местности. Длина промоины незначительна (от 2—4 до 10—20 м); в верхнем конце промоина замыкается. Склоны промоины крутые, обнаженные и имеют резко выраженную бровку. Промоина относится к простым формам рельефа.
Овраг — вытянутое углубление, открытое, постепенно расширяющееся и имеющее уклон в сторону общего уклона местности. Склоны оврагов крутые, местами отвесные, лишены растительности и имеют отчетливо выраженную бровку. Глубина оврагов до 50 м, длина может достигать нескольких километров.
Балка — вытянутое углубление, имеющее пологие, покрытые растительностью склоны, открытое в сторону общего уклона местности. Дно балки имеет пологий уклон, пологовогнутый поперечный профиль и закреплено растительностью. Бровка склонов выражена отчетливо. Длина балок может достигать нескольких километров. Глубина и ширина различны. Большие балки представляют собой сложные формы рельефа.
Долина — вытянутая, незамкнутая (кроме отдельных случаев), имеющая уклон в одну сторону — сложная форма рельефа. Склоны долин имеют различную крутизну и часто осложнены террасами, оврагами, оползнями и промоинами. Дно долин может иметь различную ширину и часто осложнено валами, грядами и т. п. Длина долин может достигать сотен и тысяч километров. При встрече долины не пересекаются, а сливаются в одну общую. Долины, по которым протекают реки, называются речными, а лишенные рек — сухими.
Котловина или впадина — понижение, замкнутое со всех сторон и имеющее склоны разной крутизны и формы. Форма и размеры котловин могут быть различны; на дне и склонах нередко образуются положительные и отрицательные формы рельефа. Небольшие котловины, имеющие незначительную глубину, пологие склоны и плоское или очень слабовогнутое дно называются блюдцами, или западинами.
Впадины и котловины могут достигать огромных размеров. Выше неоднократно употребляли термин — впадина Атлантического (или Тихого, Индийского) океана. В этом случае котловина будет представлять часть впадины, обособленную подводными поднятиями или группами островов (Северо-Тихоокеанская котловина, Сомалийская котловина).
Выражение в рельефе отрицательных структурных форм зависит от соотношения скоростей прогибания и компенсации их аккумуляции обломочного материала.
1. Некомпенсированные – впадины, скорость прогибания больше скорости их заполнения осадками (впадины морей и океанов, подводные морские равнины).
2. Компенсированные – впадины, прогибания которых компенсируется аккумуляцией в них осадков, и в общем не происходит существенного изменения высоты их поверхности ( впадины на континентах: равнины аллювиальные, пролювиальные, морские и др.).
3. Перекомпенсированые – впадины, в которых скорость аккумуляции превышает скорость тектонического прогибания (впадины в горах: равнины аллювиальные, пролювиальные. Горные впадины спряженные с хребтами, со склонов которых сносится большое количество обломочного материала.)
Парки на ровной поверхности
Наибольшие трудности архитектурно-художественного порядка возникают не в тех случаях, когда рельеф выражен четко и определенно, а на относительно ровной местности, где надо уметь почувствовать нюансы рельефа, попытаться использовать в композиции малозаметные неровности земной поверхности, увидеть и развить то, что кажется лишь намеком, превратить ту или иную деталь в существенный фактор архитектурно-ландшафтной организации территории.
Основа выразительности многих исторических садов, например Во-ле-Ви-конта, Версаля и Шантильи, созданных Ле Нотром — известнейшим мастером французского классицизма (прозванным «садовником короля и королем садовников»), построена именно на игре горизонтальных плоскостей, тончайших перепадах уровней газонов дорог, водных зеркал, низких парапетов, которые оживляют однообразную поверхность земли и создают необходимый композиционный эффект.
Абсолютно ровной поверхности в природе не бывает, внимательный глаз всегда заметит оживляющие равнину топографические подробности — небольшие всхолмления, лога и гряды, замкнутые понижения и пр. Задача заключается в том, чтобы сохранить и усилить наиболее интересные детали рельефа, включить их в композицию, «раскрыть» посетителю парка или зоны отдыха.
Надо иметь в виду роль контраста. Если мы намерены усилить зрительный эффект небольшого холма или горки, посетителю лучше подойти к ним по ровной дороге или увидеть на фоне плоской местности, а еще лучше на фоне многопланового пейзажа с четко выраженными членениями. В самом общем виде принцип включения микрорельефа в композицию можно выразить усилением амплитуды колебаний высотных отметок: то, что расположено относительно выше общего уровня, должно казаться еще выше, то, что ниже — должно казаться еще ниже. При этом самые выигрышные ситуации возникают там, где эти противоположности находятся в непосредственной близости друг к другу. Основные видовые направления парка должны ориентировать зрителя на эти участки именно с тех сторон, где контраст выражен максимально.
Садово-парковое искусство давно уже выработало приемы подчеркивания, утрирования форм микрорельефа. К ним относятся, например, посадки деревьев с высокой кроной на вершинах холмов и гряд, размещение там отдельных архитектурных сооружений, организация малых водоемов в понижениях и др. Решающую роль может в этих случаях сыграть учет определенной точки зрения — вид на холм снизу, вид на водоем с более высокого и крутого берега, выбор такой позиции, где обеспечивается самый большой вертикальный угол восприятия панорамы, ее многоплановость. Зрительно усилить значение небольшой возвышенности или склона могут и такие приемы, как намеренное усложнение рисунка тропы или дороги — придание им характера серпантина, обсадка склона низкорослыми деревьями и усложнение его формы для создания иллюзии большой высоты.
Анализ примеров планировки показывает, что характер дорожно-тропиночной сети зависит прежде всего от степени вертикальной и горизонтальной расчлененности рельефа: чем сложнее поверхность земли, резче перепады, больше изрезанность, тем больше оправдана извилистость дорог, неожиданные изменения их направления, крутые повороты, частые перемены в поперечном профиле.
Стадии проектных работ.
При проведении проектных работ по благоустройству и озеленению территории объектов ландшафтной архитектуры в зависимости от их сложности и значимости назначаются следующие стадии ландшафтного проектирования:
- разработка концепции (К) проекта благоустройства и озеленения территории;
- разработка эскизного проекта (ЭП);
- разработка непосредственного проекта (П);
- разработка рабочего проекта (РП) и рабочей документации (РД).
Стадии ландшафтного проектирования П, РП, РД являются основными стадиями проектирования ландшафтного объекта.
Стадии ландшафтного проектирования К и ЭП являются дополнительными стадиями, рекомендуемые заказчиком при ландшафтном проектировании объекта повышенной сложности и значимости. При ландшафтном проектировании объектов, не требующих проработки сложных концептуальных вопросов, работы ведутся на стадиях РП и РД. При разработке ландшафтных проектов на объекты повышенной сложности и значимости работы ведутся, как правило, на стадиях К, ЭП, П, РП, РД по согласованию с заказчиком и в соответствии с заданием на ландшафтное проектирование.Разработка концепции. Концепция - это единый замысел, ведущая мысль, система взглядов, выражающая определенный способ видения (точку зрения), понимания трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и представляющая основную идею. Разработка концепции на объекты различных категорий и видов может быть проработана:
- для города, поселка в целом (чертежи в масштабе 1:5000 - для города или поселка);
- для любого объекта различного функционального назначения или использования, как правило, повышенной сложности;
- для различных элементов объекта, например для организации выставки на объекте, и т.д.
Разработка концепции на отдельный объект ведется на основании проекта планировки. Для разработки концепции на объект необходимо иметь планы геодезической съемки (геоподосновы) территории в масштабе 1:2000 и 1:500. На планах геоподосновы должны быть графически отражены коммуникации,стоимость благоустройства сооружения, здания, дороги, площади, существующая растительность (деревья, кустарники). Указанные материалы и данные предоставляются проектировщику заказчиком.
Разделы проекта на стадии концепции включают в себя:
- изучение материалов и данных проекта планировки района;
- фотофиксацию существующего положения, наиболее проблемных участков территории с выявлением характерных видов точек, которые будут использованы при ландшафтном проектировании.
- изучение данных по влиянию факторов среды на микроклимат территории (ветра, солнечной радиации, рельефа, существующей растительности, наличия заболоченности и т.д.);
- схемы пространственного зонирования территории;
- ландшафтно-визуальный анализ территории;
- схемы концептуальных предложений по формированию пространства и его идейной насыщенности;
- разработку нескольких вариантов колористического решения в графическом выражении;
- проработку выбранного и утвержденного заказчиком варианта решения в цвете, масштабе и объеме.
Разработка эскизного проекта. Для разработки эскизного проекта благоустройства и озеленения объекта ландшафтной архитектуры необходимо иметь:
- планы геодезической съемки (геоподосновы) территории в масштабе 1:2000 и 1:500; на планах геоподосновы должны быть графически отражены коммуникации, сооружения, здания, дороги, площади, существующая растительность (деревья, кустарники);
- материалы проекта планировки района, где находится объект;
- данные по структуре и возрастному составу населения;
- данные по учреждениям обслуживания;
- данные по транспортному движению, классу улиц и магистралей и др.озеленение участка цены
На этой стадии прорабатываются два раздела работ: основной и дополнительный.
К основному разделу проектных работ относятся изыскательские и проектные работы. В состав изыскательских работвходят:
- изучение градостроительной ситуации объекта на планах геодезической съемки в масштабе 1:2000;
- историческая справка и материалы архивно-библиографических исследований (для исторических объектов и памятников ландшафтной архитектуры);
- проведение ландшафтно-визуального анализа территории объекта, включающего в себя план (как правило, чертеж в масштабе 1:500), по показателям рельефа, растительности, функциональной принадлежности сооружений, существующих на территории;
- фотофиксация наиболее проблемных участков, характерных элементов ландшафта, растительных группировок, участков территории и видовых точек иблагоустройство +и озеленение направлений съемки с приведением схемы таких точек и направлений на плане в удобном для рассмотрения масштабе;
- анализ растительности с разработкой дендроплана с пересчетной ведомостью растений.
В состав проектных работ входят следующие материалы и документация:
- эскиз генерального плана территории объекта (два-три варианта в масштабе 1:500);
- схемы типов пространственной структуры объекта и типов зеленых насаждений;
- схемы основных дорог, площадок для отдыха, детских и спортивных зон и т.д.;
- примерный баланс территории;
- эскизы отдельных элементов благоустройства и озеленения с указанием номенклатуры сооружений, оборудования, проектируемых типов зеленых насаждений их состава;
- визуализация проектируемых фрагментов территории (для объектов ландшафтнойконцепция развития архитектуры повышенной сложности);
- пояснительная записка по разделам.
Разработка проекта. На этой стадии прорабатываются два раздела работ: основные и дополнительные.
К основному разделу проектных работ в соответствии с заданием на ландшафтное проектирование относятся предпроектные и проектные проработки. Предпроектные проработки включают в себя:
- проведение комплекса изыскательских работ;
- инвентаризацию и составление инвентарного плана существующих зеленых насаждений (дендроплана) с ведомостью оценки состояния растений;
- историческую справку и материалы архивно-библиографических исследованийработы +по благоустройству территории (для исторических объектов и памятников ландшафтной архитектуры);
- проведение ландшафтно-визуального анализа территории объекта, включающего в себя план (как правило, чертежи в масштабе 1:500), по показателям рельефа, растительности, функциональной принадлежности сооружений, существующих на территории;
- фотофиксацию существующего положения с указанием на геоподоснове точек и направлений съемки (разработка схемы фотофиксации в удобном для рассмотрения масштабе).
Проектные проработки в соответствии с заданием на ландшафтное проектирование включают в себя:
- разработку историко-архитектурного опорного плана (при ландшафтном проектировании исторических объектов);
- проработку концепции и эскизного проекта как частей документации на даннойразработка концепции проекта стадии, в соответствии с заданием на ландшафтное проектирование и рекомендациями заказчика;
- разработку генерального плана (ГП) в масштабе 1:500;
- схему организации рельефа территории (вертикальная планировка, чертежи в масштабе 1:2000, 1:500);
- план дорожных покрытий и конструкций "одежд" (послойно, с подсчетом объемов работ по специально составленной ведомости);
- план малых архитектурных форм (МАФ) с ведомостью;
- план освещения территории объекта с конструкциями устройств;
- план цветочного оформления территории объекта с ведомостью ассортимента цветочных травянистых растений (М 1:200);
- сметную документацию на основании подсчитанных объемов работ;
- пояснительную записку с разделом по охране окружающей среды и эксплуатациистоимость озеленения объекта.
По предложениям заказчика и в соответствии с заданием на ландшафтное проектирование в проект может быть включен дополнительный разделпроектных работ, в который входят:
- разработка схемы функционального зонирования территории.;
- дендрологический план (дендроплан), который составляется, как правило, на крупные и сложные объекты на основе генерального плана (в том же масштабе) и развивает положение по формированию типов пространственной структуры (ТПС) и парковых зеленых насаждений (ТПН). На чертеже специальными условными обозначениям показываются массивы, группы, одиночные деревья, газоны, цветники с видовым составом растительности. При этом обозначение вновьэскиз ген плана проектируемых зеленых насаждений должно отличаться от существующих. Деревья в группах, массивах, рядах, аллеях, как правило, отмечают точками и объединяют линиями. Рядом с ними ставится дробь (в числителе - номер по ведомости посадочного материала; в знаменателе - количество растений в группе, ряду, массиве). План сопровождается условными обозначениями и ассортиментной ведомостью растений, в которой указывают видовой состав, их разновидности и возрастную структуру, общее количество используемых при посадках деревьев и кустарников, данные о семенах и рассаде для газонов и цветников.
Разработка рабочего проекта и рабочей документации.К основному разделу работ относятся предпроектные и проектные работы. Предпроектные работы включают в себя:
- комплекс изыскательных работ, который проводится в соответствии с заданием на ландшафтное проектирование и рекомендациями заказчика;
- анализ ситуационного плана (М 1:2000), плана геодезической подосновы (М 1:500);
- план инвентаризации зеленых насаждений (инвентарный план или дендроплан;
- опорный план, или историко-архитектурный опорный план (при необходимости), в масштабе 1:500 (1:2000).
Проектные работы включают в себя разработку и составление материалов:
- генерального плана объекта в масштабе 1:500 (1:2000);
- плана организации рельефа (вертикальная планировка);
- картограммы земляных работ (М 1:500);
- плана благоустройства территории или разбивочного чертежа планировки (М 1:500) с планом дорожных покрытий;
- плана озеленения территории (посадочно-разбивочный чертеж в масштабе 1:500);
- сводной ведомости посадочного материала, внешний вид, фото или рисунок,ландшафтные услуги конструкции посадки растений, их отношение к свету, почвам, условиям городской среды;
- рабочих чертежей цветочного оформления территории объекта со схемой изображения цветников, общей их площади, с проектом каждого цветника (М 1:100, 1:50) с ведомостью ассортимента растений;
- рабочих чертежей инженерных коммуникаций (М 1:500); планы совмещаются или даются по каждому виду коммуникаций;
- рабочих чертежей хозяйственного и поливочного водопровода, ливневой канализации, водостоков, наружного освещения и т.д.;
- фрагментов генерального плана, композиционных узлов и площадок;
- рабочих чертежей конструкций подпорных стен, лестниц, цветников, ограждений и т.д. (М 1:100; 1:50)
- рабочих чертежей конструкций объемных сооружений - эстрад, веранд, террас, беседок, навесов, пергол, трельяжей (М 1:100, 1:50, 1:20) со сводной ведомостью идетская территорияхарактеристикой рекомендуемых МАФ (внешний вид, фото или рисунок, размеры, производитель);
- рабочих чертежей осветительных устройств;
- проекта организации строительства (ПОС) на крупные и важные объекты - городские парки, лесопарки, мемориальные и исторические объекты и др.;
- сметной документации;
- пояснительной записки по разделам проекта.
Сады на крышах.
Сегодня озеленение крыш особенно актуально в городах, которые задыхаются среди бетона и асфальта, и где всегда не хватает места. Сады на крышах –это дополнительное пространство для жизни. Однако, сады на крышах придумали не сегодня. Еще задолго до нового летоисчисления были построены знаменитые Висячие сады Семирамиды, которые назвали одним из чудес света. В Скандинавии и России издавна крыши домов крыли дерном. Это был самый дешевый и доступный материал. Позже появились и декоративные сады на крышах, например, висячий сад в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Замечено, что сады на крышах положительно влияют на людей. Если в больнице есть сад на крыше, больные быстрее выздоравливают, если в школе – дети лучше учатся, если в магазинах – посетители делают больше покупок, а квартиры с садом на крыше или просто с возможностью создать такой сад стоят значительно дороже. Все озеленение крыш делится на две большие группы: экстенсивное и интенсивное.
При экстенсивном озеленении на кровле создается ковер из газонных трав или низкорослых многолетников, требуется мало грунта и ухода. Такое озеленение делается обычно на неэксплуатируемых кровлях, на скатных крышах. Для экстенсивного озеленения часто используются различные виды и сорта очитков. Эти растения быстро разрастаются и уже на второй год дают сплошной ковер. В наших частных садах такие кровли хорошо создавать на беседках, хозблоках, небольших садовых домиках. Лучше, если кровля будет скатная, тогда озелененную крышу будет видно и снизу. Интенсивное озеленение крыш – это создание полноценного сада с дорожками, водоемами, цветниками, деревьями. Такие сады используются так же, как и обычные, - для отдыха, созерцания, игр, занятий на свежем воздухе. Обычно они создаются в городах, где не хватает места для зелени. Очевидно, что озеленение крыши дает много преимуществ и выгод: Оно уменьшает загрязнение воздуха, ведь растения поглощают углекислый газ, а взамен выделяют кислород. Кроме того, зелень удерживает пыль и токсичные вещества, содержащиеся в воздухе. Озелененная кровля обладает отличными теплоизоляционными свойствами: она снижает нагрев крыши в жару, зимой же, наоборот – не дает теплу выходить наружу. Тем самым сокращаются затраты (примерно на 20%) на обогрев дома зимой и его кондиционирование в летнее время. Сады на крыше (если их будет много) способны снизить температуру воздуха всего микрорайона и даже города в целом. Зеленая кровля снижает уровень шума для жильцов верхних этажей, эстетическая привлекательность, поглощает часть осадков, не давая им затоплять улицы при ливнях, постепенное испарение дождевой воды, которая впиталась в почву на кровле, помогает сохранить естественную влажность, создавая здоровый микроклимат, компенсирует пространство, возвращая хозяину погибшие под застройкой зеленые лужайки. При обустройстве зеленой крыши возрастает эксплуатационная площадь здания, появляется возможность оборудовать здесь прекрасное место для приятного отдыха. Предохраняет крышу от вредного воздействия погодных условий – дождя, снега, жары, мороза, продлевая срок ее службы. Зеленая крыша может прослужить без ремонта не меньше 20 лет. Озелененная крыша облагораживает здание, она всегда смотрится красиво и эффектно.
Зимний сад.
Зи́мний сад — отапливаемое помещение с естественным освещением, предназначенное для размещения экзотических и незимостойких, а также комнатных растений. Зимний сад обычно представляет собой застеклённое помещение с металлическим, алюминиевым, деревянным каркасом или веранду как продолжение гостиной. Как часть дома, защищённая от ветра и дождя остеклением, зимний сад вошёл в моду вслед за техническим внедрением домашнего отопления, в европейских загородных усадьбах XIX века — для размещения на зимнее время садовых пальм. В настоящее время помещение, как переходное между домом и садом, используется для отдыха семьи c видом на сад или парк. Зимние сады остаются зелеными круглый год, даже в холодное время. Чтобы добиться этого, при их обустройстве особое внимание уделяется как подбору растений, так и созданию комфортных условий для них. В итоге такой сад становится прекрасным местом для отдыха не только зимой. Круглогодично здесь поддерживается комфортная температура, растения наполняют воздух благоуханием и радуют хозяев и их гостей своей красотой. Зимний сад размещают в отдельном помещении. Оно может представлять собой самостоятельное строение или находиться в доме, квартире.
В зимнем саду так же, как в любом помещении, должен применяться принцип зонирования. Расставлять растения необходимо «по интересам»: светолюбивые рядом с окном, тенелюбивые в глубине помещения:
1. Главенствовать в зимнем саду будут крупные экземпляры (фикус, пальма), они могут располагаться по центру или выступать как отдельные элементы на периферии. Все они требуют влажного воздуха, умеренной температуры без резких колебаний и рассеянного света. Но, если нет особенно много времени на уход, можно посадить кактусы, молочаи, юкки, Гаваны, - они существуют в экстремальных условиях.
2. Для создания гармоничной композиции нужны и растения среднего размера. Они располагаются группами и подбираются по типу и окраске листьев. Неприхотливы зеленые филодендрон, аспидистра. Растения с пестрой окраской (каладиум, калатея) более нарядны, но более требовательны к уходу.
3. Цветущие виды (пуансетия, камелия, сенполия, гортензия) лучше располагать отдельно от общей массы, поскольку они достаточно индивидуальны, а нарядны лишь в период цветения.
4. Отдельной группой растений, используемых в зимних садах, являются ампельные растения, вьющиеся и свисающие (плющ, хлорофитум, аспарагус). Они могут подвешиваться в кашпо свободно или закрепляться на опорах. Эти растения очень хорошо заполняют верхний уровень зимнего сада, могут обвивать, стены, шпалеры, колонны. Они придают пространству глубину и объем, образуют дополнительную тень. Их можно высаживать в кашпо, вмонтировав туда поддон.
Проект зимнего сада на промышленном предприятии: а — план; б, в — уголки сада; 1 — паркет, 2 — каменные плиты; 3 — скамья; 4— декоративный водный бассейн; 5 — цветники; 6 — кресло; 7 — стол; 8 —естественный камень; 9 — травяной газов; 10 — пергола
40.Скверы. Открытый и закрытый.
Бульвары классификация.
Бульвары - озеленённые территории линейной формы, создаваемые вдоль магистралей, жилых улиц и набережных, пешеходных трасс в жилых районах. Бульвары предназначены для пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха населения. Классификация: 1) Бульвары вдоль улиц и магистралей; 2) Бульвары вдоль набережных; 3) Бульвары в виде колец, охватывающие центральные части исторических городов и созданных на месте укреплений. По своей планировке бульвары подразделяются на: а) Бульвары с регулярной планировкой и симметричным размещением основных садово-парковых дорог и аллей; б) Бульвары с ассиметричным размещением главной аллеи; в) Бульвары со свободной планировкой, включающей элементы регулярной и ландшафтной планировки. Бульвары на улицах и магистралях. Протяженность и ширина бульвара определяются в зависимости от класса магистрали и улицы, ее планировочного решения и архитектуры прилегающей застройки. Ширина бульвара колеблется в пределах 15-50м. Минимальное соотношение ширины и длины бульвара принимается 1:3. При ширине бульвара в 20-25м предусматривают одну садово-парковую дорогу (или аллею) шириной в 4,5…6м. Если ширина бульвара превышает 25м, то, возможно предусмотреть дополнительные садово-парковые дорожки шириной не менее 1,5м. На бульварах шириной в 50м возможно размещение спортивных площадок, водоёмов, павильонов, кафе, детских игровых комплексов, велодорожек. Высота застройки не должна превышать 4-6м. Все сооружения должны гармонично сочетаться с зелёными насаждениями, как главным планировочным компонентом территории. Входы на бульвар по длинным его сторонам через каждые 150-300м. На магистралях районного значения и на улицах с интенсивным движением входы на территорию бульвара необходимо увязать с пешеходными переходами и остановками общественного транспорта. С короткой стороны бульвара ("оголовок") устраивают главный вход в виде широкой площадки, где проектируют фонтан, клумбу, или устанавливают памятник.
Главными планировочными элементами бульваров являются: основная пешеходная дорожка (планировочная ось), второстепенные и дополнительные дорожки для кратковременного отдыха, входы в виде широких дорожек или площадок. У входов на площадках и вдоль главной дорожки рекомендуется размещать скамейки для отдыха, фонтаны и бассейны. По периметру бульварных полос со стороны проезжей части предусматривают деревья и кустарники, устойчивые к воздействию пыли и газам. Набережные-бульвары. Ширина их может быть от 15…18 м и до нескольких десятков метров. Можно выделить три основные схемы планировки набережных-бульваров: симметричная, с центральной аллеей; асимметричная — планировочная ось смещена в сторону береговой линии; свободная (на широких полосах свыше 50 м). Береговую линию и полосу вдоль реки или озера (моря) необходимо использовать исключительно для отдыха и прогулок. Входы следует предусмотреть как по длинной стороне, вдоль береговой линии, так и на коротких сторонах, ограничивающих территорию. На территории набережной-бульвара предусматривают площадки отдыха, с которых раскрываются перспективы на водную гладь. Набережные-бульвары могут решаться как в одном уровне, так и в виде двух и более террас, спускающихся к воде.
При озеленении территорий бульваров используют только крупномерный посадочный материал. Высота деревьев должна достигать 4,5... 5 м. Примерный возраст лиственных видов деревьев высотой 3,5...4 м — 12... 14 лет (быстрорастущие виды) и 15—16 лет (медленно растущие виды); высотой 4,5...5 м — 17...18 лет (быстрорастущ