Аналитические позиции как средство управления проектными ограничениями
Чтобы решить проблемы, возникающие благодаря проектным ограничениям, необходимо иметь представление о позициях, с которых анализируются любые корпоративные варианты архитектуры. Аналитическая позиция – это, по сути, точка зрения на проектное решение, исходя из которой оно анализируется. Эта позиция, или точка зрения, изменяется по мере изучения системы с разных сторон, исходя из степени серьезности различных проектных ограничений. Вне зависимости от конкретной концепции создания архитектуры все исследователи выделяют несколько общих аналитических позиций, формулируя их в виде вопросов.
• Как будет проходить взаимодействие пользователей с системой? (Эту аналитическую позицию часто называют вариантной.)
• Какие компоненты требуется собрать для того, чтобы обеспечить функционирование системы?
• Каков механизм взаимодействия компонентов, благодаря которому система функционирует?
• Какие технологии в наибольшей степени приспособлены для создания данного программного обеспечения?
• Как предполагается поставить систему клиенту?
Задаетесь ли вы этими вопросами о предполагаемом продукте в ходе проектных совещаний (о них мы говорили в предыдущей главе)? Без них не обойтись – в противном случае у вас получится случайная архитектура, а это крайне опасный негативный эталон. Не забывайте, что переработать архитектуру значительно сложнее и потенциально разрушительнее, чем реконструировать компоненты. Этот фактор риска в процессе проектирования следует постоянно иметь в виду.
Переработать архитектуру значительно сложнее и потенциально разрушительнее, чем реконструировать компоненты.
Держу пари, что вы сомневаетесь: нужно ли вам все это знать? Полагаю, что если вы действительно хотите стать эффективным техническим лидером, это знание необходимо. Если вы пользуетесь языком программирования четвертого поколения (4GL, например, Visual Basic), а не, скажем, С++, то больше внимания следует уделять разработке архитектуры системы. Даже при условии применения С++ создать плохую архитектуру не представляет труда – что уж говорить о языках четвертого поколения! Да, действительно, они позволяют оперативно выстроить механизм взаимодействия пользователя с системой, но это, как вы понимаете, лишь ее оболочка. Термин быстрая разработка приложений (Rapid Application Development, RAD), возникнув на заре создания программных продуктов под Windows, первоначально отражал высокие темпы выхода продуктов на рынок, достигавшиеся средствами языков четвертого поколения. В сегодняшних условиях «быстрая» разработка в большинстве случаев приводит к появлению некачественных программных продуктов. Мне даже кажется, что аббревиатуру RAD сегодня более уместно расшифровывать как «разработка мерзких приложений» (Rotten Application Development). Первоочередное внимание следует уделять, говоря анатомическим языком, скелету, нервной системе и внутренним органам. В противном случае вы рискуете извергнуть очередную халтуру.
Некоторые компании настолько увлекаются скоростью разработки, что рано или поздно им придется столкнуться с долгосрочными последствиями непродуманности архитектуры. Кто знает, быть может, вы работаете в одной из таких компаний, трудитесь себе над продуктом, находящимся в конце цикла разработки, и регулярно выслушиваете от сотрудников группы поддержки отчеты о найденных ошибках. Стремление ввести в продукт новые характеристики естественным образом ограничивается необходимостью вернуться к исправлению найденных ошибок, которые, вполне возможно, возникли именно из-за того, что в процессе разработки был взят слишком высокий темп. Если бы у вас нашлось время поразмыслить над этой проблемой, вы, скорее всего, пришли бы к выводу о том, что быстрая работа существенно увеличивает риск в ближайшее же время столкнуться с неприятностями, обусловленными непродуманностью архитектуры. Процесс конструирования программных продуктов, если обратиться на этот раз к спортивной терминологии, можно сравнить с марафоном, но уж никак не со спринтом. Темп, предусматривающий долговечность конечного результата, есть необходимое условие достижения качества в производстве.
Процесс конструирования программных продуктов можно сравнить с марафоном, но уж никак не со спринтом. Темп, предусматривающий долговечность конечного результата, есть необходимое условие достижения качества в производстве.
Как же, отказавшись от синтетического подхода в пользу органического и от быстрой разработки с неудовлетворительным результатом, создать стройную архитектуру? Мыслить органично вам поможет свежий взгляд на принципы проектирования и очередность этапов фазы разработки.