значении термин Русь упоминается Повестью временных лет уже в X в. Появилась необходимость в общем самоназвании всего восточнославянского населения. Прежде это население называло себя славянами. Теперь самоназванием
Публикации рубрики - Археология. Страница: 40
На этой странице собрано около (~) 1075 публикаций, конспектов, лекций и других учебных материалов по направлению: Археология. Для удобства навигации можете воспользоваться навигацией внизу страницы.
Вопрос о том, что представляли собой восточнославянские племена Повести временных лет, не раз поднимался в исторической литературе. В русской дореволюционной историографии было распростра-нено представление, согласно
Здесь рассматриваются далеко не все стороны языческого мировоззрения восточных славян. Это — тема специального исследования (РыбаковБ. А., 1974, с. 3—30). Мы затрагиваем лишь отдельные вопросы славянского язычества, решение
Одежда восточных славян рассматриваемого периода до настоящего времени не получила освещения в научной литературе. Специальных исследований по этой теме нет. В энциклопедическом труде Л. Нидерле «Славянские древности»
Среди огромной массы древнерусских курганов, оставленных рядовым (в XI—XIII вв.— преимущественно сельским) населением, выделяются сравнительно немногочисленные погребальные насыпи русских дружинников. Они встречаются лишь в
кузнечная наковальня (табл. LXV, 7) и молоток. Железообрабатывающне инструменты встречены при раскопках поселений Титчиха, Битица (табл. LXV, 4, 9) и др. Из железа изготовлялись прежде всего земледельческие орудия — наралышки и
Глава восьмаяЧАСТЬ III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ лениях пражско-корчакской и пражско-пеньковской культур (Бакота, Ьранешты I, Вильховец, Городок, Зеленый Гай, Каветчина, Лопатна, Луг 1, Малинов-цы, остров
а — основной регион; б — находки вне этого региона 1 — Друсти; 2 — Новгород; 3 — Смоленск; 4 — Бородино; 5 —-Черный Ручей; # —Павлове; 7 — Харлапово; 8 — Титовка; 9 — Волоколамск; 10 — Шустино; 11 — Вороново; 12 — Купан-ское; 13—Городище; 14
СеверянеСеверяне локализуются летописью на трех реках днепровского левобережья: «...седоша по Десне, и по Семи, по Суле, и нарекошася северъ» (ПВЛ, I с. 11). В дореволюционной исторической литературе сложилось мнение, что северянам
При характеристике древностей волынян отмечено, что курганы типа Головно известны не только на Волыни, но и в Брестском Побужье, что служит свидетельством расселения здесь волынян. В пользу этого говорят косвенно и данные
Среди огромного числа средневековых городских захоронений могилы монахов и церковнослужителей, изученные на сегодняшний день, составляют незначительную группу. Между тем данный материал пред- ставляет большой интерес, так
Ниже будут рассмотрены материалы канонических светских христианских погребений, свободных от каких-либо пережиточных черт языческого ритуала, и захоронений священнослужителей и монахов. Прежде всего здесь нужно обратить
Прежде всего следует обратить внимание на черты языческого обряда захоронения, зафиксированные в христианских, по своим основным характеристикам, погребениях. Среди деталей ритуала захоронения, известных еще по находкам в
Один из важных вопросов — каким образом отмечали места захоронений в храмах-усыпальницах. Это касается, естественно, захоронений под полом. Среди ранних примеров можно назвать лишь несколько. Археологически прослежено, что в
На погребальных сооруженияхИ намогильных памятниках Один из интереснейших вопросов — время появления эпитафий на намогильных памятниках и погребальных сооружениях (ил. 47). До сих пор в исторической литературе не выяснено
Одной из групп погребальных сооружений, использовавшихся в храмах-усыпальницах средневековой Руси, являются аркосольные ниши или аркосолии. О широком их распространении говорит тот факт, что аркосолии выявлены в сорока пяти
Погребальные сооружения Археологические источники дают возможность разработать типологию погребальных сооружений и намогильных памятников средневековой Руси, использовавшихся на городских кладбищах и в
Летописные источники для XI-XV вв. приводят названия около семидесяти храмов в двадцати трех городских центрах, в которых совершали погребения в средневековье. Подавляющее большинство усыпальниц — сорок некрополей — относятся к
До сих пор в исторической литературе XX в. не было попыток рассмотреть письменные источники в преломлении к теме данного исследования. В настоящей работе выделение специального раздела для анализа этого вида источников вызвано