Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
История Казахстана
Класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для обучающихся в 5 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «История Казахстана» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. 4
Задания по суммативному за раздел «Жизнь древних людей Казахстана». 5
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ. 9
Суммативное оценивание за раздел «Жизнь древних кочевников». 10
Cуммативное оценивание за раздел «Саки». 15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ. 18
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Саки». 19
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Уйсуни и кангюй». 23
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 4-ЧЕТВЕРТИ.. 27
Суммативное оценивание за раздел «Гунны». 28
Cуммативное оценивание за раздел «Сарматы». 32
Суммативное оценивание за раздел «Обзор истории древнего Казахстана». 35
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Жизнь древних людей на территории Казахстана»
Тема | Как жили древнейшие люди Как наскальные рисунки отражают мировоззрение древних людей Какие находки эпохи камня были обнаружены археологами на территории Казахстана |
Цель обучения | 5.1.2.1Демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме 5.2.1.1 Описывать верования первобытных людей 5.2.2.1Описывать археологические памятники |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Применение |
Критерий оценивания | Обучающийся · Составляет рассказ о жизни и занятиях первобытных людей. · Соотноситтермины про верования первобытных людей с определениями и рисунками · Сравнивает археологические памятники. |
Время выполнения: | 20 минут |
Задания
1.Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Составьте рассказ о жизни первобытных людей.
2. Соотнесите термины с их определениями и иллюстрациями.
Термин | Определение | Иллюстрация |
| А) вера в сверхъестественную связь и кровную близость людей с животными. | А |
| В) обряды, связанные с верой в способность человека воздействовать на людей, животных, растения. | В |
| С) религиозное поклонение неодушевлённым материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. | С |
Ответы: 1- 2- 3-
3.Сравнитеархеологические памятники палеолита Бориказган и Батпак (географическое расположение, хронология, артефакты).
Ваши выводы о том как жили первобытные люди___________________________
_____________________________________________________________________
Критерии оценивания | № задания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Составляет рассказ о жизни и занятиях первобытных людей | знает что такое «человеческое стадо»; | ||
говорит о том, что мужчины занимаются охотой, а женщины собирательством; | |||
знает о разделении (каким образом) на роды и племена | |||
правильно называет и различает орудия труда древних людей: ( дубинка, палка-копалка, каменные орудия – чоппер, чоплинг, наконечники стрел) | |||
называет правильно, что первым жилищем древних, первобытных людей была пещера. | |||
правильно называет древнее верование первобытных людей (поклонение огню –«от ана», небу-«тенгри» языческие традиции ) | |||
Соотносит термины про верования первобытных людей с определениями и рисунками . | определяет значения терминафетишизм; | ||
определяет значения терминатотемизм; | |||
определяет значения терминамагия | |||
перечисляет труды археологов, названия работ | |||
Сравнивает археологические Памятники Казахстана | знает особенности расположения памятниковБориказган и Батпак ; | ||
указывает хронологию памятниковБориказган и Батпак; | |||
описывает особенности найденных артефактов с памятников Бориказган и Батпак; | |||
делает выводы по результатам сравнения памятниковБориказган и Батпак. | |||
Всего баллов |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Задания
1.Ответьте на вопросы:
Какие металлы были открыты первыми? Как их обрабатывали?
Какую пользу принесло людям освоение металлов?
Как повлияло развитие металлургии на сферы хозяйства древних людей?
Какие изменения вы видите на иллюстрациях?
2.Используя текст и рисунок, определите 3 фактора формирования кочевого скотоводства в Казахстане.
Образ жизни людей, способ ведения хозяйства зависит от среды обитания. Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине II тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Особенности природы Казахстана таковы, что большая его часть непригодна для выращивания винограда, хлопка, риса или зерна.Прикаспийская низменность, плато Устюрт, Бетпакдала, мелкосопочник Центрального Казахстана, горы Мангистау, горные районы Алтая и Алатау больше удобны для скотоводства, чем для земледелия. Здесь очень бедные почвы, мало выпадает осадков, постоянно дуют ветры, зима была суровой, а лето – очень коротким.
В этих условиях жители степи перешли к другому способу хозяйствования –кочевому скотоводству.Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от поселения. Особенно это было важно, когда стали увеличиваться стада. Скот быстро поедал, вытаптывал траву. Тогда скотоводы перегоняли его на новые пастбища. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, сами же садились на коней. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец.
Кочевое скотоводство было ответом древних жителей Казахстана на вызов природы.
3. В таблице даны некоторые виды прикладного искусства древних племен.Опишите каждый вид прикладного искусства и нарисуйте изделие данного искусства.
Виды прикладного искусства | Описание | Рисунок соответствующего изделия |
Войлочное производство | ||
Ювелирное искусство | ||
Деревообделочное искусство |
Критерии оценивания | № задания | Дескриптор | Балл |
Называет первые металлы. Характеризует методы обработки металлов железного века | называет медь, бронзу, железо; | ||
характеризуетдва метода обработки металлов; | |||
приводит не менее 3 примероввлиянияметаллургии на сферы хозяйства. | |||
Определяет основные факторы формирования кочевого скотоводства | определяет географический фактор и приводит пример; | ||
определяет демографический фактор и приводит пример; | |||
определяет экономическийфактор и приводит пример. | |||
Описывает виды прикладного искусства и приводит примеры | описывает войлочное производство и рисует соответствующее изделие; | ||
описывает ювелирное искусство, рисует соответствующее изделие; | |||
описывает деревообделочное искусство, рисует соответствующее изделие. | |||
Всего баллов |
Задания
1.Отметьте на контурной карте территории расселениясакских племен (не менее 3-х):
2.Назовите предпосылки формирования древних государственных объединенийв Казахстане.
3.Заполните таблицу.
Археологический памятник | Где расположен? | Каковы особенности? | Какой археолог исследовал археологический памятник? |
1. | |||
2. |
Критерии оценивания | № задания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Отмечает на контурной карте расселение сакских племен | отмечает территорию расселения массагетов; | ||
отмечает территорию исседонов; | |||
отмечает территорию аргипеев. | |||
Определяет предпосылки формирования древних государственных объединений | Знает о формировании системы правления; | ||
Знает о наличии определенной территории расселения племен; | |||
Знает о развитии социального неравенства. | |||
Описывает археологические открытия казахстанских ученых | Знает археологические памятники саков; | ||
называет местонахождения памятников; | |||
Определяет особенности найденных артефактов; | |||
называет археолога. | |||
Всего баллов |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Саки»
Тема | Почему курганы Шиликты и Бесшатырназывают«царскими» Как характеризуют культуру саков находки из Берельского могильника Как саки боролись за свою независимость |
Цель обучения | 5.2.2.1Описывать археологические памятники 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен 5.3.2.1 Определять место раннихкочевниковКазахстана на международной арене |
Уровень мыслительных навыков | Навыки высокого порядка Знание и понимание Применение |
Критерий оценивания . | Обучающийся · Анализирует и сравнивает археологические памятники · Определяет мировоззрение древних племен · Объясняет важность борьбы сакских и сарматских племен за независимость на международной арене |
Время выполнения | 20 минут |
Задание
1. Заполните диаграмму Венна. Сравните Шиликтинский и Бесшатырский курганы. При выполнении задания нужно учитывать следующие вопросы.
1. К какому периоду относятся курганы?
2. В каком регионе они находятся?
3. К какому племени относятся курганы?
4. Кто их исследовал?
5. Каковы их особенности, что означают находки, найденные в курганах?
2. Приведите в соответствие термины и их определения.
a | Тотемизм | 1. Поклонение неодушевленным предметам как камни, амулеты, вода, небо | |
b | Поклонение духам предков | 2.Поклонение животным и растениям, мнение о том, что люди и животные - одинакового происхождения | |
c | Фетишизм | 3.Вид религиозного поверья, согласно которому люди считали, что душа умершего продолжает жить | |
d | Анимизм | 4.Поклонение духам умерших предков |
3.Опишите подвиг Ширака. Каково значение борьбы сакских племен за независимость?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания | Задание № | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Анализирует и сравнивает археологические памятники | Определяет период, к которому относятся курганы Шиликти и Бесшатыр; Называет имена археологов исследовавших курганы Бесшатыр и Шиликти; | 2 (по одному на каждый курган) | |
Определяет регионы в которых находятся курганы Шиликти и Бесшатыр; | 2(по одному на каждый курган) | ||
Называет племена, относяшиеся к курганам Шиликти и Бесшатыр; | 2(по одному на каждый курган) | ||
Называет имена археологов исследовавших курганы Бесшатыр и Шиликти; | 2(по одному на каждый курган) | ||
Определяет особенности археологических находок курганов Шиликти и Бесшатыр. | 2(по одному на каждый курган) | ||
Определяет мировоззрение древних племен | Соотносит термины и верования древних племен. | 4 (по одному на каждый правильный ответ) | |
Объясняет важность борьбы сакских и сарматских племен за независимость на международной арене | Описывает героический поступок Ширака; | ||
Раскрывает значение борьбы сакских племен за независимость; | |||
Делает вывод. | |||
Итого |
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Усуни и кангюи»
Тема | Как описывали жизнь усунов китайские авторы С чем связано развитие городской культуры кангюев Каковыособенности культурыусунов и кангюев |
Цель обучения | 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами 5.4.2.3Объяснять возникновение Великого Шелкового пути 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка |
Критерий оценивания ? | Обучающийся · Объясняет взаимоотношения усуней с соседними странами · Объясняет причины возникновения Великого Шелкового пути · Сравнивает особенности прикладного искусства древних племен |
Время выполнения | 20 минут |
1. Опишите карту. С какими государствами граничит государственное объединение усуней? Как сложились отношения усуней с соседними государствами? Ваши выводы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2.Объясните, как возник Великий Шелковый путь? Каковы были ее основные направления? Какую роль она играла в средние века?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сравните прикладное искусство уйсунов и кангюев. Напишите сходства и различия по каждому виду прикладного искусства древних племен.
Металлообработка, изделия из металла. | Обработка шерсти, ткачество. | Ювелирное искусство | |
Уйсуны | |||
Кангюи | |||
Сходства |
Критерий оценивания | Задание № | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Объясняет взаимоотношения усуней с соседними странами | называет соседние государства; | ||
объясняет отношения усуней и канглы; | |||
объясняет отношения усуней и Китая. | |||
Объясняет причины возникновения Великого Шелкового пути | объясняет причины возникновения великого шелкового пути; | ||
описывает трассы шелкового пути на территории Казахстана; | |||
понимает роль великого шелкового пути. | |||
Сравнивает особенности прикладного искусства древних племен | различает особенности изделий из металла усуней и канглы; | ||
различает особенности изделий из шерсти усуней и канглы; | |||
различает особенности изделий ювелирного искусства усуней и канглы; | |||
определяет сходства в прикладном искусстве древних ллемен. | |||
Итого |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 4-ЧЕТВЕРТИ
Задания.
1.Определите, верно или неверно данное утверждение:
№ | Информация | Верно | Неверно |
Чжи-Чжи, нацеленный на объединение гуннов, объединившись с канглы, переселился на территорию Южно-Восточного Казахстана. | |||
В 36 г. до н.э. борьба между Чжи-Чжи и китайскими войсками продлилась 2 года на территории Таласа. | |||
При защите своего города Чжи-Чжи использовал воинов армии римского полководца Марка Краса. | |||
В 5 в. н.э. правитель гуннов Ругила завоевывает земли Дуная и основывает «Западно-гуннскую империю» на территории современной Венгрии. | |||
В 433 г. н.э. после смерти гуннского правителя Ругилы управление государством переходит к его внуку Аттиле. | |||
В 451 г. н.э. на территории Галлии в городе Орлеан между гуннами и римлянами произошла Каталаунская битва, которая продлилась больше суток. |
2.Отметьте на карте 1) направления миграции гуннов; 2) территорию расселения гуннов на территории Казахстана.
3.Используя ключевые слова, составьте рассказ о государственном устройстве гуннов.
(Гунны,конец ІІІ в. до н.э., Модэ шаньюй, «шаньюй», левый и правый крылья, два «мудрых князя», «темники», 24 темника, вожди племен и родовые старейшины, наследственная система власти, сбор податей, от Байкала до Тибета)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания | Задание № | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Определяет отношения гуннов с соседними странами | Знает отношения гуннов с Китаем; | ||
Знает отношения гуннов с канглы; | |||
Знает отношения гуннов с европейскими странами. | |||
Отмечает на карте направления миграции и расселения гуннов | Отмечает на карте направление 1-ой волны миграции гуннов; | ||
Отмечает на карте направления 2-ой волны миграции гуннов; | |||
Отмечает на карте расположение гуннов. | |||
Знает предпосылки образования древних государственных объединений | Составляет небольшой рассказ, используя ключевые слова; | ||
Знает о государственном устройстве гуннов; | |||
Знает об общественном устройстве гуннов; | |||
Знает предпосылки образования государственного объединения гуннов. | |||
Итого |
За раздел «Гунны»
Ф.И.О. обучающийся: ________________________________________________
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Определяет отношения гуннов с соседними странами | Затрудняется в определении отношений гуннов с соседними странами | Допускает некоторые ошибки в определении отношений гуннов с соседними странами | Знает какие отношения установились у гуннов с соседними странами |
Отмечает на карте направления миграции и расселения гуннов | Затрудняется отметить на карте расселение и направления миграции гуннов | Показывает на карте раположение гуннов, путает направления их переселения | Правильно отмечает на карте расселение и направления миграции гуннов |
Знает предпосылки образования древних государственных объединений | Знает лишь одно из предпосылок образования древних государственных обединений. Затрудняется в описании предпосылок образования древних государственных обединений | Знает не все причины пояления древних государственных объединений | Знает и понимает предпосылки образования древних государственных объединений. Может объяснить их |
Cуммативное оценивание за раздел «Сарматы»
Тема | Какие археологические памятники относятся к сарматам С какими государствами вели войны сарматы |
Цель обучения | 5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте 5.2.2.1 Описывать археологические памятники 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Применение |
Критерий оценивания | Обучающийся · Описывает расположение племенных союзов на карте · Анализирует археологические памятники саков и сарматов · Делает наброски произведений прикладного искусства древных племен |
Время выполнения | 20 минут |
Задание
1.В YIII веке до н.э. в исторических источниках сарматов называли савроматами. Отметьте на карте, какие регионы Казахстана они населяли и опишите.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сравните археологические памятники.
Памятники саков | Памятники сарматов | |
Территория | ||
Хронология | ||
Археологические находки |
3.Нарисуйте и напишите названия произведений прикладного искусства сарматов.
Критерий оценивания | Задание № | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Описывает расположение племенных союзов на карте | отмечает на карте расположение сарматских племен; | ||
Анализируетт археологические памятники саков и сарматов | описывает хронологию памятников; | ||
описывает место расположения памятников; | |||
сравниваетнайденные находки. | |||
Делает наброски произведений прикладного искусства древних племен | описывает названия произведений прикладного искусства; | ||
делает наброски произведений прикладного искусства. | |||
Итого |
За раздел «Сарматы»
Ф.И.Ообучающийся: ________________________________________________
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Описывает расположение племенных союзов на карте | Затрудняется отмечать на карте расселение сарматских племен. Затрудняется описать их местоположение. | Описывает расположение сарматских племен, но допускает ошибки при нанесении на карту расположение сарматских племен | Дает четкое описание расположения сарматских племен. Правильно отмечает на карте. |
Сравнивает археологические памятники | Не знает хронологию археологических памятников. Обладает ограниченными знаниями о найденных находках. Не знает места, исследованные археологами или допускает ошибки | Знает хронологию и расположение архитектурных памятников. Допускает ошибки при описании особенностей найденных археологических находок | Точно называет хронологию археологических памятников. Отлично знает о находках. Точно знает места, исследованные археологами |
Делает наброски произведений прикладного искусства древних племен | Затрудняется в определении произведений прикладного искусства | Допускает ошибки при определении некоторых произведений прикладного искусства | Правильно определяет произведения прикладного искусства сарматов |
Задание
1.Исследуйте и проанализируйте антропологический облик древних людей.
№ | Племена | Описание облика |
Саки | ||
Гунны | ||
Усуны | ||
Канглы | ||
Сарматы | ||
Вывод |
2.Укажите причины формирования кочевого скотоводства по степени важности:
1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Опираясь на картинки, опишите занятия древних людей. Какие изменения претерпевали занятия людей в разные исторические периоды? Составьте маленький рассказ. (70-80 слов).
| | | |||
| | |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания | Задание № | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Различаетплемена по расовым особенностям | описывает внешний облик и определяет к какой расе относитсятся древние племена; | ||
Делает вывод. | |||
Объясняет причины формирования кочевого скотоводства | описывает об изменении климатических условий; | ||
описывает об одомашнивании лошади и использовании её, как средства передвижения; | |||
описывает об увеличении поголовья скота. | |||
Описываетзанятия древних людей | описывает занятия древних людей; | ||
описывает об изменениях в занятиях людей с течением времени; | |||
приводит примеры; | |||
делает обоснованный вывод. | |||
Итого |
История Казахстана
Класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для обучающихся в 5 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «История Казахстана» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. 4
Задания по суммативному за раздел «Жизнь древних людей Казахстана». 5
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ. 9
Суммативное оценивание за раздел «Жизнь древних кочевников». 10
Cуммативное оценивание за раздел «Саки». 15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ. 18
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Саки». 19
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Уйсуни и кангюй». 23
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 4-ЧЕТВЕРТИ.. 27
Суммативное оценивание за раздел «Гунны». 28
Cуммативное оценивание за раздел «Сарматы». 32
Суммативное оценивание за раздел «Обзор истории древнего Казахстана». 35
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Жизнь древних людей на территории Казахстана»
Тема | Как жили древнейшие люди Как наскальные рисунки отражают мировоззрение древних людей Какие находки эпохи камня были обнаружены археологами на территории Казахстана |
Цель обучения | 5.1.2.1Демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме 5.2.1.1 Описывать верования первобытных людей 5.2.2.1Описывать археологические памятники |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Применение |
Критерий оценивания | Обучающийся · Составляет рассказ о жизни и занятиях первобытных людей. · Соотноситтермины про верования первобытных людей с определениями и рисунками · Сравнивает археологические памятники. |
Время выполнения: | 20 минут |
Задания
1.Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Составьте рассказ о жизни первобытных людей.
2. Соотнесите термины с их определениями и иллюстрациями.
Термин | Определение | Иллюстрация |
| А) вера в сверхъестественную связь и кровную близость людей с животными. | А |
| В) обряды, связанные с верой в способность человека воздействовать на людей, животных, растения. | В |
| С) религиозное поклонение неодушевлённым материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. | С |
Ответы: 1- 2- 3-
3.Сравнитеархеологические памятники палеолита Бориказган и Батпак (географическое расположение, хронология, артефакты).
Ваши выводы о том как жили первобытные люди___________________________
_____________________________________________________________________
Критерии оценивания | № задания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Составляет рассказ о жизни и занятиях первобытных людей | знает что такое «человеческое стадо»; | ||
говорит о том, что мужчины занимаются охотой, а женщины собирательством; | |||
знает о разделении (каким образом) на роды и племена | |||
правильно называет и различает орудия труда древних людей: ( дубинка, палка-копалка, каменные орудия – чоппер, чоплинг, наконечники стрел) | |||
называет правильно, что первым жилищем древних, первобытных людей была пещера. | |||
правильно называет древнее верование первобытных людей (поклонение огню –«от ана», небу-«тенгри» языческие традиции ) | |||
Соотносит термины про верования первобытных людей с определениями и рисунками . | определяет значения терминафетишизм; | ||
определяет значения терминатотемизм; | |||
определяет значения терминамагия | |||
перечисляет труды археологов, названия работ | |||
Сравнивает археологические Памятники Казахстана | знает особенности расположения памятниковБориказган и Батпак ; | ||
указывает хронологию памятниковБориказган и Батпак; | |||
описывает особенности найденных артефактов с памятников Бориказган и Батпак; | |||
делает выводы по результатам сравнения памятниковБориказган и Батпак. | |||
Всего баллов |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Жизнь древних л