Фальшион - оружие средневековья
Фальшион из Клюнийского Аббатства
Фальшион из Клюнийского Аббатства - фальшион XIV века, который находится выставочной экспозиции в одном из Парижских музеев (Musee de Cluny, Paris, France). Как можно видеть, фальшион во многом схож с фальшионом Коуниерза. Как по форме клинка, так и по форме гарды и навершия. Однако есть и существенные отличия, прежде всего в длине клинка, полная длина фальшиона из Клюнийского Аббатства – 66.9 см, при длине лезвия – 52.8 см., ширина лезвия - 44,5 мм, длина рукояти – 78 мм, длина навершия- 64 мм, вес - 1,161 кг. У данного фальшиона имелся широкий дол, который начинался от гарды и заканчивался у острия лезвия клинка.
Судя по всем характеристикам фальшиона, можно говорить, о его боевом назначении. Достаточно тяжелый и короткий, прекрасная оружие ближнего боя. Клюнийский фальшион имеет полный эскиз, чертеж, который был выполнен одним из участников форума Тоже Города, - sasa. Чертеж был исполнен по правилам масштабирования рисунка.
Фальшион найденный в Гамбурге
Фальшион найденный в Гамбурге – к сожалению информации, по данному фальшиону найти не удалось, у нас есть только зарисовка фальшиона из Гамбурга, которая размещена в статье посвященной фальшиону Коуниерза. По форме данный клинок напоминает все выше упомянутые экземпляры, за исключением того, что обух клинка как и лезвие уходит верх от гарды. Данного обстоятельства мы не наблюдаем ни на фальшионе Коуниерза, ни на фальшионе из Клюнийского Аббатства.
Фальшион из Парижского музея
Фальшион из Парижского музея (Musee d'Armee Invalides, Paris, France) – фальшион XIV века, данный фальшион имеет значительное расширение клинка, что характерно для всех ранее описанных фальшионов. Однако, острие фальшиона схоже с острием фальшиона из Торпа.
Э.Окшотт отмечает, что это нетипично по сравнению с другими клинками. Этот необычный вид фальшиона изображен в художественных работах XIV века. На фотоизображениях музейного экспоната, мы можем наблюдать наличия сквозного дола. Но был ли дол сквозным изначально, либо он возник в результате коррозии металла, сказать сложно. Однако можно с большой уверенностью предполагать, что данный клинок имел обычный (несквозной) дол, об этом можно судить, анализируя археологический и иной материал по указанному периоду. Гарда фальшиона имеет обычную форму, и выгнута в сторону клинка. Навершие имеет значительно скошенную кромку. Острие клинка сделано в виде выступающего шипа, я думаю, что можно утверждать, что авторы клинка придавали большое значение колющему удару.
Фальшион из Торпа
Фальшион из Торпа – оружие конца XIII, начала XIV века, данный меч находится на хранении в музеи Норфолка, Англия ( Norfolk Museums). Как отмечает Э. Окшотт, данный клинок отличается от широко распространенных в то время аналогов (фальшион Корнуэза, фальшион из Гамбурга и т.д.). Клинок фальшиона из Торпа больше похож на лезвие сабли. Как отмечает Окшотт, генезис подобной формы клинка не вполне понятен. До 1290 года подобная форма клинка редко встречается на иллюстрациях к манускриптам. Возможно, подобный тип клинка формировался под влиянием восточноевропейских изделий, поскольку сильно напоминает венгерский меч Шарлеманя, т.е. тип клинка, используемый с IX века.
Хочется отметить некоторые особенности клинка: навершие данного меча гравировано. Лезвие фальшиона имеет два дола, первый дол с одной стороны верхний, длинный вдоль обуха с окончанием виде хвостика, с другой - нижний, коротенький на рикассо и тоже с хвостиком.
Вместе перекрестья фальшиона сечение клинка прямоугольное, заточка начинается после окончания нижнего дола, и заточка лезвия начинается после окончания верхнего. Если рассмотреть внутренне сечение клинка то мы получим следующее, в сечении C - пятиугольник, обух 4.5 мм., сечении В - пятиугольник, обух 2.5 мм, сечение А-шестиугольник, ближе к острию уже ромб.
Некоторые характеристики меча:вес 904 гр., что существенно меньше веса вышеперечисленных клинков. Длина клинка 956 мм, длина лезвия 803 мм. Длина гарды 196 мм. Длина рукояти 100 мм.
Особый внешний вид фальшиона из Торпа, предает особый интерес для реконструкции подобного клинка.
Фальшион Святого Михаила
На картине из музея Флоренции Святой Михаил убивает дракона (Антонио дель Палайоло, "Святой Михаил", 1480). Фальшион Святого Михаила – был широко распространен в XV - XVI веках. У данного фальшиона двухсторонняя заточка лезвия, лезвие при этом, сохраняет прочность и жесткость. Оно оказывается легче, чем у обычного фальшиона с односторонней заточкой или с односторонней заточкой и частичной заточкой задней кромки. Гарда фальшиона защищает кисть руки при помощи дуги.
Также подобный фальшион изображен на картине Антонио дель Палайоло: "Сражения 10-ти обнаженных мужчин" (Battle of the Ten Naked Men by Antonio del Pollaiolo 1465-70).
Фальшион XVIII века, предположительно Итальянского происхождения, из собрания Кливлендского музея искусств (Cleveland Museum of Art), фотоизображение данного фальшиона доступно в фотогалерее myArmoury.com Photo Albums.
Итальянский фальшион, приблизительно 1600 год, вероятно венецианского происхождения, лезвие имеет полуторную заточку, имеет защитную чашу. Длина лезвия 72 см., данный фальшион выставлялся на аукционе Christies (Christies), в 2003 году. Фотоизображение данного фальшиона доступно в фотогалерее myArmoury.com Photo Albums.
4. Фальшион, Италия XVII века (Italian Falchion). Фальшион имеет защитную чашу. Навершие и чаша фальшиона гравированы. Фальшион выставлялся в Lion Gate Arms & Armour (Lion Gate Arms & Armour). Фотоизображение данного фальшиона доступно в фотогалерее myArmoury.com Photo Albums.
Итальянский фальшион, приблизительно 1600-1610, фальшионы подобной формы предназначались для поражения противника имеющего кольчужно-пластинчестый доспех. Оригинал данного фальшиона хранится в музее Флоренции (Florence museum). Фотоизображение данного фальшиона доступно по адресу myArmoury.com Discussion Forums
Фальшион, Прага (Институт истории оружия). Датируется 1530 годом. Данный фальшион хранится в Prague, Institut historique de l’arme de la Repulique tcheque. Источник Encyclopedie Illustree Les Armes Blanches de Jan Sach. Фото из Института истории оружия Республики Чехия, Прага
Гросс-мессер
Гросс-мессер (нем. Grosses Messer (Большой нож), Hiebmesser (Ударный, рубящий нож)) — тип позднесредневекового холодного оружия, близок к фальчиону. Применялся ландскнехтами в вооружённых конфликтах XV — XVI веков. Однолезвийный клинок мог быть как прямым, так и изогнутым. Некоторые экземпляры не имели как такового противовеса, либо противовес был органичным продолжением рукояти. Считается, что гросс-мессер к середине XVI века эволюционировал в вид оружия, известного, как тесак (нем. dussack).
Немецкий гросс-мессера, датируемого примерно 1550 годом. Общая длина 108 см.
Фальшион - оружие средневековья
Данный вид клинкового оружия получил широкую популярность среди участников движения исторической реконструкции средневековья. Так же, немалый интерес к фальшионам существует среди ценителей холодного оружия. Поэтому будет логичным рассмотреть данный вопрос на страницах нашего сайта, который на протяжении нескольких лет трудится на поприще стилизации и реконструкции предметов средневековья.
Фальшион или фальчион — это европейское клинковое оружие с расширяющимся к концу коротким клинком с односторонней заточкой. Вендален Бехайм (W.Boeheim) в своей монографии «Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитииот начала средних веков до конца XVIII в.)» (Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders, Leipzig, 1890), утверждает что косарь или фальшион (от фран. faux - коса) – тип ножа с расширяющемся к острию и косо срезанным от обуха клинком (т.е. по мнению В.Бехайма: «вполне восточной формы») под таким названием данное оружие просуществовала до XIV века, после чего клинок стал длиннее и причудливей и получил название баделер. В данном виде клинок существовал до XVII века. Так, если исходить из утверждения В. Бехайма, получается что фальшион, эти длинный нож, с короткой историей существования.
Однако мнение другого исследователя средневековья, одного из руководителей международного проекта m i m | IG Mensch im Mittelalter e.V(Человек в средневековье) Алесандра Кленнера, прямо противоположно, в своей статье"Hieb & Stichwaffen: Das Falchion" (нем. Рубящее и колющее оружие: Фальшион.) он пишет: “Фальшион – оружие, известное под множеством других названий и имеющее весьма богатую историю. Существует предположение, основанное на схожести в распределении центра тяжести и способе использования оружия, что фальшион произошел отскандинавского лонгсакса. Если первоначально фальшион, как некогда сакс, был весьма тяжеловесным, то постепенно он трансформировался в более изящный вариант, который обнаруживает сильное сходство с саблями, характерными для последующих эпох. К началу XIV века существовал уже ряд видов данного типа оружия а названий было и того больше.” Так же, А. Кленнер предложил типологию фальшионов: “Можно выделить два основных типа фальшионов:
1) Первый вид характеризуется тем, что обух у него представляет собой прямую линию. Здесь кривизна лезвия особенно сильно выражена, так как в последней трети клинка лезвие сужается от самой широкой его части к острию. Вследствие этого у данной формы фальшиона центр тяжести переносится именно на это место, а острие зачастую затупляется. Соответственно, можно сделать вывод, что данный вид применялся чаще как рубящее, нежели как колющее оружие.(Примерам подобного типа фальшиона, могут служить: фальшион из Коуниерза, фальшион из Клюнийского аббатства, фальшион из Гамбурга).
2) Существует также форма фальшиона, у которой линия обуха срезается к лезвию, как у сакса. Однако у фальшиона сгиб не столь выражен, так как изогнутый край лезвия "встречается" с обухом приблизительно посередине ширины клинка, где и находится острие. Находок данного вида фальшиона на территории континентальной Европы было сделано больше по сравнению с первым. Это можно объяснить улучшенным балансом оружия, обусловленным изгибом острия (Примерам подобного типа фальшиона, могут служить: фальшион из Парижского Музея, фальшион из Торпа). Следующим важным параметром формы клинка является кривизна обуха, а соответственно и кривизна всего клинка Более сильное искривление клинка меняет положение центра тяжести, а также маневренность оружия. Выше были рассмотрены основные формы, на базе которых появлялись местные – и вероятно обусловленные спецификой региона – вариации.”
В работе Эверта Окшотта (E.Oakeshott) «Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса» представлено мнение автора, о еще более древнем происхождении фальшиона. Эверт Окшотт, является выдающимся специалистом в области оружия и доспехов средних веков, его работы являются классическими для оружиеведения средневековья. Эверт Окшотт считает, что фальшион имеет длинную историю существования и берет свое начало от древнеегипетского копша, древнегреческого кописа, древненорвежского сакса. По мнению Э. Окшотта, фальшион был широко распространён в средние века, об этом свидетельствую многочисленные изображения в письменных трудах (Библия Мациевского, Псалтырь Лутрела, Апокалипсис св. Ионна, Роман о Александре (Romance of Alexandre (1338-44)) и скульптурные композициях средневековья (например: ca. 1340-1345 -'soldiers at the Holy Sepulchre', Cathedrale, Strasbourg, Musee de l'Oeuvre Notre-Dame, Strasbourg, France). Наряду с вышеприведенными письменными и скульптурными источниками, имеются археологические, вещественные материалы, о которых мы поговорим ниже. В XIII веке происходит расширение клинка фальшиона ближе к острию, тем самым баланс клинка перемещается к оптимальной точке рубящего удара. Особенно ярко эту особенность можно рассмотреть на фальшионе Коуниерза, фальшионе найденном в Гамбурге, на фальшионе из Клюнийского Аббатства, а также на фальшионе из Парижского музея (Musee d'Armee Invalides, Paris, France) и прочих.
Я думаю, будет не лишним остановится на указанных высшее клинках и рассмотреть их особенности.