Манна в иудаизме как источник токсичных галлюцинаций
Для обозначения одного из проявлений бога в иудохристианстве принят термин «манна» (мана). При этом для нужд иудаизма указывается, что он, якобы, заимствован из меланейзийской (острова Океании) мифологии – наименее развитого скопления народов.
Согласно библейской традиции, евреи, блуждавшие в пустыне, употребляли в пищу манну, которую им с неба посылал, якобы, бог. Она одна из тех сортов манн, к которым принадлежит лишайник манна (Aspicilia esculenta) – «небесный хлеб» – из семейства леканоровых. Встречается в степях, пустынях, в горах засушливых областях на юго-востоке Европы, юго-западе Азии и севере Африки – как раз в тех местностях, где блуждали евреи. Лишайник имеет вид угловато-округлых комочков диаметром 1 – 4 см глинистого или пепельно-серого цвета снаружи и белого внутри, свободно лежащих на почве. Манна легко переносится ветром на большие расстояния. Причем лишайник выпадает в виде дождя, покрывая местами почву довольно толстым слоем. В Азии с глубокой древности употребляется в пищу. Манна содержит от 25 до 80% маннита. Маннит, хим. шестиатомный спирт (стерео), изомер дульцита и сорбита, сост. CH2OH(CHOH)4CH2OH, кристаллич. тело, сладкого вкуса, встречается в манне, сельдерее, некоторых грибах, морских водорослях, листьях сирени и др. В медицине – слабительное [35, 47].
Однако более подробные данные медицины приводят нас к более полному пониманию последствий принятия «манны небесной». Маннит – и по сей день действующее вещество. Применение: отёк мозга, повышение внутричерепного давления при почечной или почечно-печеночной недостаточности, эпилептический статус, посттрансфузионные осложнения, вызванные введением несовместимой крови и др. Противопоказан при гиперчувствительности, тяжелая почечная недостаточности и др. Однако особо интересен перечень побочных действий: дегидратация, диспепсия, галлюцинации, нарушения электролитного баланса [995]. Диспепсия проявляется упорными поносами – испражнения жидкие, тёмного цвета, обладающие, как и газы, неприятным запахом [35].
Галлюцинации (от лат. hallucinatio – бред, видения), восприятия, возникающие без наличия реального объекта при психических заболеваниях, интоксикациях, травмах головного мозга и др. Галлюцинации – источник восприятия, а не что-то воображаемое. Различают галлюцинации слуховые (голоса, оклики по имени и др.), зрительные (видения людей, мертвецов, зверей, насекомых, чудовищных миров, картин и событий), обонятельные (запахи гнили, керосина, духов и др.), осязательные (ощущение насекомых на коже, влаги, дуновений), т.н. общего чувства (в полости живота, груди находится и движется какой-либо предмет, животное) и т.н. экстракампинные (больной «видит» вне поля своего зрения человека, преследователя и др.). Одни галлюцинации имеют яркую чувственную окраску, образность, убедительность, проецируются во вне и могут быть неотличимы от реальных восприятий – называются истинными. Другие – воспринимаются внутренним слухом или зрением больного, локализуются во внутреннем поле сознания, сопровождаются чувством «сделанности», воздействия какой-то силой, вызывающей у него видения, «громкие» мысли и т.п. Это псевдогаллюцинации, описанные в конце 19 в. русским психиатром В.Х. Кандинским. Некоторые галлюцинации носят императивный – приказывающий характер. Галлюцинации – важный и характерный признак многих психических заболеваний [996, 997].
Таким образом, можно подытожить: употребление евреями манны было ничем иным, как обычным народным сильнейшим алкоголизмом и токсикоманией, имевшим своим побочным действием массовых галлюцинаций. Аналогичное действие маны (манны) закреплено в славянских языках: «мана» – приманка, сласть, соблазн, наваждение, обман чувств, отуманение рассудка; «манить» – дурачить, наваждать, чудиться, видеться [40]. При таком галлюцинировании возможны все проявления, принятые евреиями за божественные. Галлюцинативное проявление «бога» объясняет также и отсутствие образа иудохристианского, а также незнание его имени, происхождения, подлинной сущности. Это же объясняет происхождение основного иудохристианского принципа – веры. В других религиях термин «мана» проработан намного в более ранний период и означает именно то, что сопоставимо с галлюцинациями. У древних римлян (8 в. до н.э.) маны (manes) – души умерших, почитавшиеся божествами [47]. В индийской мифологии (до 1 тыс. до н.э. [985-988]) – брахманизме (ведизме) – ману (санскр. «человек») означает имя прародителей человеческого рода [976]. У славян «мана» – наваждение, «манья» ж. сев. вост. – призрак, привидение, «маньяк» м. южн. зап. – призрак, виденье, дух; мана – болезнь [40].
Традиционная молитвенная иудейская община носит название – «миньян» (маньяки?; сравните кроме ранее сказанного с: «м» (смерть) + китайс. «инь-ян»).
Термин «манна» (мана) закреплён в географических названиях исповедующих шаманизм кочевых народов: Манна, одно из древневосточных государств первой половины 1-го тыс. до н.э. на территории Азербайджана, столица Изирту (Зирта) находились в бассейне реки Джагату; в начале 1-го тыс. до н.э. в районах у озера Урмия существовал ряд городов-крепостей [35]; Мана, река Енисейской губернии, Минусинск [47].