Легенда о скифах-побратимах
Безусловно, лучше всего характер любого народа помогают раскрыть созданные им легенды и героические сказания. Одна из них дошла до нас благодаря древнегреческому писателю Лукиану (около 125-180 гг. н.э.), который записал ее со слов скифа Токсариса. Она повествует о двух скифских юношах - Дандамисе и Амезоке…
Лукиан (около 125-180 гг. н.э.)
Фото: www.briefly.ru
На четвертый день, после того, как два юных скифа стали побратимами, на их лагерь, расположенный на берегу Танаиса (Дона), внезапно напали огромные полчища сарматов. Захватив богатую добычу и множество пленных, они двинулись на восток, за Танаис.
Сарматские воины с захваченной добычей
Рисунок Торопа С.О.
Среди пленных скифов был и Амезок. Узнав об этом, Дандамис кинулся в реку и поплыл к вражескому берегу. Когда его обнаружили сарматские воины, он громко крикнул: «Зарин!» (золото, выкуп). Тогда сарматы повели Дандамиса к своему царю, который спросил юношу о том, что он имеет и что хочет отдать за жизнь своего друга. Дандамис сказал, что у него кроме жизни ничего нет, но если царю захочется, он может отдать ее за своего побратима. Жестокий царь рассмеялся и ответил: «Твоя жизнь мне не нужна, но если ты хочешь вызволить своего побратима, отдай лишь часть того, что предлагаешь - глаза»…
Сарматский царь
Рисунок Торопа С.О.
Назад Дандамис возвращался с пустыми орбитами, крепко держась за освобожденного из сарматского плена товарища. Глядя им вслед, царь сарматов произнес: «Людей, подобных Дандамису, можно пленить, неожиданно напав на них, но каким же будет результат битвы с ними?». И отдал своему войску приказ об отступлении. Благодарный Дандамису за свое спасение Амезок, ослепил и себя. Они прожили еще много лет и еще при жизни вошли в легенду, которую рассказывали не только по всей Скифии, но и за ее пределами.
Дандамис и Амезок
Рисунок Торопа С.О.
Упомянутые в легенде сарматы были восточными соседями скифов. Гиппократ (V в. до н.э.) рассказывает об их расселении «вокруг озера Меотиды» (Азовского моря) в Европе, к западу от Танаиса (Дона), считавшегося в то время границей между Европой и Азии. В V-IV вв. до н.э. проникновение сарматов на запад происходило мирным путем и практически не сопровождалось серьезными конфликтами и грабительскими набегами.
Сарматский воин, вынимающий меч из ножен
Рисунок Торопа С.О.
Отношения скифов с сарматами попеременно носили то союзнический, то враждебный характер. Сарматы оказались одним из немногих народов, оказавших скифам помощь в отражении агрессии персидского царя Дария I (см. статью «Скифское войско»). Однако в середине III в. до н.э., согласно переданной Полиеном легенде, против скифов, осаждавших Херсонес, выступило войско сарматов. Массовый характер передвижение сарматов на запад приняло во II в. до н.э.
Сарматский воин с копьем
Рисунок Торопа С.О.
Греческие писатели Диодор Сицилийский (I в. до н.э.) и Лукиан Самосатский (II в. н.э.) изображают это передвижение в виде опустошительных набегов, превративших значительную часть Скифии в пустыню. В данное время, скорее всего, и была создана легенда о Дандамисе и Амезоке.
Сарматский воин
Рисунок Торопа С.О.
Попавшим в плен скифам угрожали смерть или рабство, а спасти их от такой участи мог лишь выкуп. Паролем, означавшим отправку посольства с целью переговоров о выкупе, являлось слово «зарин» или «зирин» («золото», «выкуп»). В качестве выкупа использовались золото и драгоценности, овцы, коровы (иногда даже целые стада), лошади. Естественно, что оказаться спасенными в таком положении могли в первую очередь скифские богачи и знать, а не рядовые скифы. Вполне возможно, практиковался и обычный обмен пленными, что оставляло для последних шансы на спасение.
Пленные скифы
Рисунок Торопа С.О.
Описан в античной литературе и особый обряд побратимства, существовавший у скифов с давних времен. Будущие побратимы надрезали пальцы и капали в сосуд с вином кровь. После этого в сосуд погружалось оружие: меч, стрелы, секира и дротик. Затем будущие побратимы одновременно, держась друг за друга, пили из сосуда. Скрепленная таким образом дружба считалась у скифов священной - крепче и неразрывнее любых уз родства. Каждый воин, пройдя через этот обряд, был готов пожертвовать для спасения друга всем своим имуществом и даже собственной жизнью.
На одной из обнаруженных в Куль-Обе (Крым) золотых рельефных пластинок, очевидно изготовленных в IV в. до н.э., изображена сцена братания скифов. Два воина, стоя на коленях и держась друг за друга, пьют из одного ритона.
Скифы-побратимы. Рельефная пластинка. Золото. IV в. до н.э. Куль-Оба
Некоторые исследователи считают, что бляшка из Куль-Обы изображает не абстрактый ритуал братания, а именно легенду о Дандамисе и Амезоке, дошедшую до нас, благодаря древнегреческому писателю Лукиану. Правда, в записанной им легенде речь идет о скифских юношах, а на рельефной пластинке из скифского захоронения изображены скорее вполне зрелые воины, о чем красноречиво свидетельствуют их усы и бороды. Да и сама легенда, когда-то рассказанная скифом Токсарисом, скорее всего, была создана гораздо позже IV в. до н.э. Хотя, вполне возможно, у скифов существовала не одна, посвященная побратимам, легенда. Быть может, на пластинке из Куль-Обы изображены герои более древней, чем записанная Лукианом, легенды. Увы, об их подвиге и именах мы уже никогда не узнаем.
Интересные факты
· Главным предметом культа у сарматов, как и у скифов, был меч, олицетворявший бога войны: «Они втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу» (Аммиан Марцеллин). Сарматы также поклонялись водяным божествам и великой богине - покровительнице коней и плодородия. С ней был также связан культ солнца и огня, хранительницами которого были специальные жрицы.
Мраморная плита из Танаиса с изображением сарматского воина. II в. н.э.
· Некоторые античные историки называют сарматов «гюнайкократуменами» («управляемыми женщинами»). Сарматские женщины отличались воинственным и смелым характером, всегда ходили на войну вместе с мужчинами и выполняли функцию жриц.
Сарматская жрица
Рисунок Торопа С.О.
· До ІІІ в. до н.э. античне авторы называли сарматов савроматами («опоясанными мечом»). Плиний и Мела употребляют наименование «сарматы» как собирательное название для разных племен, которые «составляли одно племя, но разделенное на несколько народов с разными названиями».
Расселение сарматских, позднескифских и славянских племен
на территории современной Украины. Начало I тыс. н.э.
· С приходом сарматов в Северное Причерноморье получили широкое распространение тамгообразные знаки, встречающиеся на монетах, бронзовых котлах, глиняных сосудах, зеркалах, пряжках, браслетах, конской упряжи и других предметах. Одни из них служили родовыми и семейными знаками, а также знаками собственности, другие имели религиозно-культовое значение.
Диадема знатной сарматки
Браслет знатной сарматки
· В некоторых скифских курганах встречаются следы сарматского влияния. Например, в Александропольском кургане (Днепропетровская область) среди конской упряжи найдены круглые флары сарматского типа, с рельефными украшениями. В мужской и женской одежде скифов широкое применение в качестве застежек получили железные и бронзовые фибулы, также заимствованные у сарматов.
Александропольский курган
Рисунок начала 1860-х гг.