Искусство и религиозные представления человека эпохи мезолита

Новый и важный этап в развитии первобытного искусства наступает с подъемом производительных сил в эпоху мезолита (среднекаменный век, 12—8 тысячелетия до и. э.) и неолита (новокаменный век, 8—4 тысячелетия до н. э.) Наивное восприятие природы, такое, каким оно было у людей палеолита, исчезает. Усиливается роль магии, развивается земледельческая мифология, возникает культовое искусство — новая форма осмысления жизни. Продолжает существовать и некультовое искусство, по-прежнему связанное с трудовой деятельностью. Характер художественных образов в эпоху мезолита изменяется. В поле зрения человека входят новые явления, делаются попытки к раскрытию их взаимосвязи, к освоению общих закономерностей жизни. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, в живописи исчезает многокрасочность. Росписи этого времени исполнены силуэтно, одним штрихом, ровно положенной красной или черной краской, без лепки объема. Центральной темой искусства остается борьба с природой, но в росписях впервые появляется изображение человека, показываются его поражения или победы над силами природы — сцены охоты, военных столкновений.До сих пор изображения человека встречались в живописи нечасто. Не было и повествовательных сцен. Теперь человек начинает занимать основное место в пространстве, где он живет и является главным действующим лицом. Отныне главный герой искусства — человек общественный, занятый охотой, участвующий в битвах, обрабатывающий землю. В центре внимания не человек-индивидуальность, а член определенной общественной группы, то есть положение фигуры внутри сообщества.Одомашнивание животных привело к тому, что они заняли более скромное место в искусстве, человек же занял место центра и хозяина окружающего мира.В охотничьих сценах зверь теперь довольствуется положением, подчиненным по отношению к человеку. Но продолжает сохраняться контраст между манерой изображения животных, натуралистической и близкой к реальности, и человека, чья фигура подвергается сильной геометрической стилизации.Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.Стремление раскрыть внутренний смысл явлений рождает умелую организацию композиции на плоскости, эмоционально-драматическое действие. В рисунке развивается повествовательное начало. Эти черты характеризуют росписи в Испании и в Северной Африке. Схваченные с птичьего полета, нанесенные динамичными штрихами стремительные фигуры воинов (Испания, Морелли ля Вилла) исполнены решительности целенаправленных действий. Эта полная экспрессии сцена передает напряженный характер жизни древних людей. Тематика росписи обогащается и новыми сюжетами. В изображении танца (наскальная живопись близ мыса Доброй Надежды) метко переданы легкие движения каждой женщины и вместе с тем единство стремительного ритма, объединяющего три фигуры.Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на первом плане — фигура лежащего человека, пронзённого стрелами, на втором — тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него — это прежде всего воплощённое движение.Появляются зачатки пиктографии - первого рисуночного письма. Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления.

17. Мезолит на территории России, Дона и Приазовья.

В послеледниковое время произошли серьезные изменения всего природного комплекса. На занятых ранее ледниковым щитом областях сформировались новые природные зоны: самые северные области занимали тундры, чуть южнее — значительные территории покрылись хвойными, а еще южнее — широколиственными лесами. В пребореале (7,5-7 тыс. лет до н.э.) потепление было столь стабильным, что произошло сокращение тундр и продвижение к северу березовых, сосновых и еловых лесов, которые почти повсеместно достигли побережья Ледовитого океана.

Холодные степные пространства на юге Русской равнины меняют свой растительный покров на более пышный и теплолюбивый, области, известные впоследствии как пустыни, были обводнены и покрыты богатой растительностью.

Изменение растительности непосредственно отразилось на развитии животного мира. Еще в конце палеолита начали вымирать мамонт, шерстистый носорог и овцебык. Такие холодолюбивые животные, как северный олень и песец, отступили далеко на север и широко размножились в тундровой и таежной зонах. Последние представители мамонтовой фауны доживали свой век в приполярных широтах Сибири. Находки костей мамонта из Берелехского местонахождения у р. Индигирки и на Новосибирских
островах показывают уменьшение размеров животных, что, как правило является признаком вымирания популяции. Потепление климата, гнавшее мамонтов на север, а с другой стороны — повышение уровня серных морей, теснившее мамонтов на юг, резко сократили пригодную для их жизни территорию. К началу VI тысячелетия до н.э. одна из последних популяций мамонтов сохранилась лишь на острове Врангеля в Чукотском море, где, по последним сведениям, они просуществовали до IV тысячелетия до н.э.

Место вымерших представителей плейстоценовой фауны заняли современные виды животных: в лесах — благородный олень, лось, бурый медведь, волк, кабан, бобр; в степной зоне — сайга, дикий осел, лошадь, хур. Значительно увеличилось количество птиц, особенно водоплавающих, рыбы, морского зверя и прибрежных съедобных моллюсков.

В позднеледниковое время происходит заселение человеком лесной зоны европейской части России. На территории, освобождающиеся от ледяного покрова, вслед за представителями холодолюбивой фауны на север двинулись люди. В течение относительно краткого промежутка времени люди достигли берегов формировавшегося тогда Балтийского моря, верховьев Днепра и Волги. В эту эпоху происходит заселение человеком арктического побережья Кольского полуострова, Заполярья и Дальнего Востока.

Мезолит (8-5 тыс. до н.э.) не оставил значительных памятников на Дону и Северном Кавказе. Кратковременные стоянки охотников почти не оставляли следов. Большинство археологических находок, датируемых временем мезолита, встречаются на берегах рек и в некоторых пещерах на побережье Черного моря. Именно в эту эпоху произошли значительные изменения в образе жизни людей и их материальной культуре. Переориентация охотничьего промысла на мелких и средних животных привела к развитию индивидуальной охоты, которой занимались небольшие коллективы. Индивидуальной охоте способствовало изобретение и распространение нового оружия - лука и стрел. А, кроме того, началось одомашнивание животных: была приручена собака. Увеличился удельный вес населения, занимавшегося рыболовством и собирательством, что создало предпосылки для возникновения производящего хозяйства. Вероятно, в эпоху мезолита начинается распад палеокавказской этнокультурной общности на западную (адыго-абхазскую) и восточную (нахско-дагестан­скую). Обособление западно­ и восточнокавказских языков усиливается в эпоху энеолита и бронзы.

Наши рекомендации