Тема 2. Экспозиционно-выставочная деятельность
1.Научное исследование и представление (показ) музейных предметов. Музейная экспозиция. Выставки, их классификация. Экспонат. Создание экспозиций и выставок.
2. Специальности: экспозиционер, дизайнер. Содержание профессий. Требования к специалистам.
1.
ВИТРИНА МУЗЕЙНАЯ, элемент экспозиционного оборудования, предназначенный для размещения экспозиционных материалов, обеспечивающий их сохранность, защиту и удобство обзора. Выделяют следующие основные конструктивные типы музейных витрин: горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, кругового обзора и др. Каждый тип витрины особым образом направляет внимание посетителя и организует восприятие экспозиционных материалов. Экспозиционные материалы размещаются в витрине в соответствии с монтажными листами экспозиции. Конструкция музейной витрины должна давать возможность соблюдать температурно-влажностный и световой режим в зависимости от типа и характера экспонируемых в ней материалов.
ВЫСТАВКА, временно действующая музейная экспозиция, создаваемая с целью актуализации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий музея, расширения коммуникативных возможностей музея. Выставки повышают эффективность использования коллекций музея, делают доступными для публики коллекции других музейных и частных собраний, позволяют выносить на обсуждение актуальные, в т.ч. социальные, проблемы, представлять новые исследования в профильных науках. Выставки различаются: по месту проведения на внутри-музейные, вне-музейные, передвижные; по содержательным признакам на тематические, проблемные, фондовые, отчётные, персональные, юбилейные и другие. Разновидностью являются постоянно, действующие выставки, дополняющие либо замещающие основную экспозицию музея.
ВЫСТАВКА ФОНДОВ, сложившийся тип музейных выставок. Задачи фондовой выставки – введение в научный оборот и популяризация собраний музея, максимально полный показ музейных коллекций, систематическая демонстрация тех музейных предметов, которые по различным причинам не включены в основную экспозицию музея. Выставка фондов может строиться как по систематическому, так и по тематическому экспозиционному методу.
ВЫСТАВКА НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ, сложившийся тип музейных выставок; отражает пополнение музейного собрания за определённый период и общий характер, и направление работы музея по комплектованию фондов.
ВЫСТАВКА МЕМОРИАЛЬНАЯ, музейная выставка, посвящённая памяти какого-то человека или события. При её создании предпочтительным является использование подлинных предметов, в том числе – реликвий.
ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, выставка произведений искусства. В художественных музеях – основной тип выставок. В исторических, литературных и других музеях выставки художественные могут быть тематическими, т.е., раскрывающими тему через произведения искусства.
ВЫСТАВКА ИЗ ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ, музейная выставка, организуемая музеем на базе материалов, представленных частными лицами, как правило – коллекционерами, собрания которых находятся на учёте в данном музее. На выставке могут быть представлены как частные коллекции в целом, так и отдельные вещи из них. На время проведения выставки музей принимает материалы частных лиц на временное хранениеи несёт за них материальную ответственность.
ВЫСТАВКА ВНЕМУЗЕЙНАЯ, выставка, созданная музейными методами и на базе музейных материалов, но размещённая вне стен музея. Монтаж, демонтаж выставки и экскурсионную работу на ней проводят, как правило, сотрудники музея. Учреждение, принимающее выставку, предоставляет для этого специально оборудованные помещения и несёт ответственность за её сохранность.
ВЫСТАВКА ПЕРЕДВИЖНАЯ, музейная выставка, создаваемая для демонстрации в других музеях, на предприятиях, в учреждениях, в школах и т.д., тем самым, значительно расширяющая территорию, на которую распространяется деятельность музея. Часто создаются совместные передвижные выставки нескольких музеев.
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ музея, область экспозиционной и культурно-образовательной работымузея, связанная с планированием, созданием и эксплуатацией системы выставок. Выставочная деятельность дополняет работу основной экспозиции и позволяет более полно раскрыть профиль и направления работы музея, шире использовать возможности музейного собрания, привлекать материалы из других музеев и из частных коллекций, осуществлять оперативную разработку актуальной тематики музейными средствами и охватывать большее число посетителей. Выставочная деятельность способствует пополнению коллекций музея, отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы. В целом выставочная деятельность характеризуется общим числом, тематикой, типами выставок, посещаемостью и соотношением включённых в них подлинников и воспроизведений. Развёртывание системы выставок по актуальной тематике является важным моментом развития всякого музея, способствует более полной реализации его социальных функций.
ГОЛОГРАММА, объёмное изображение предмета, записанное на светочувствительной пластине или плёнке, и воспроизводимое в натуральную величину под воздействием пучка света. В музее голограммы используются как воспроизведения, обладающие высокой экспрессивностью, так как они создают иллюзию реального присутствия предмета.
ДЕМОНТАЖ экспозиции (выставки), разборка стационарной или временной экспозиции. В ней принимают участие научные сотрудники, художники, рабочие-монтажники. Вначале снимаются экспонаты, затем производится разборка оборудования. Если экспозиция была расположена в стенах музея, все музейные предметы сразу же возвращаются в фонды по акту. При демонтаже экспозиции вне музея, например – передвижная выставка, должна быть организована квалифицированная упаковка музейных предметов, подготовка их к транспортировке, а также – их охрана.
ДИОРАМА, экспозиционный комплекс, в основу которого положено специфическое произведение экспозиционного искусства, построенное на совмещении живописного фона (задника) с объёмным передним планом. Диорамы создаются и используются в музеях для усиления эмоционального воздействия при воссоздании значимых исторических событий (в музеях исторического профиля), природного ландшафта (в музеях естественнонаучного профиля) и т.д. Демонстрация диорамы предполагает использование динамических элементов и аудиовизуальных эффектов.
ИМИТАЦИЯ (от латинского «imitatio» – подражание), подражание кому-либо, чему-либо, воспроизведение. В музейном деле имитация означает воспроизведение с возможной точностью в музейном пространстве природных и культурных явлений. Комплекс приёмов позволяет воспроизвести в музейной экспозиции голоса животных и птиц, явления природы (шум морского прибоя, звуки грозы), а также показать культурные традиции, обряды, ремёсла. В современном музейном деле имитация служит одной из форм демонстрации нематериального культурного наследия, традиции, утратившей способность к самовоспроизведению.
КОД (французское «code»), совокупность знаков (символов) и система определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора таких знаков для их передачи, хранения (запоминания), а также для составления сообщения. В музееведении термин «код» употребляется, как правило, для обозначения совокупности правил построения музейной экспозиции, обеспечивающих её адекватное восприятие музейной аудиторией в процессе музейной коммуникации. Код является одной из составляющих языка музея.
КОНТЕКСТ (от латинского «contextus» – текст, связь, соединение), в лингвистике относительно законченный в смысловом отношении фрагмент письменной или устной речи (текста). В музейном деле понятие контекста необходимо для понимания механизмов формирования общекультурной, научной, коллекционной, экспозиционной или иной ценности музейного предмета. Значимость музейного предмета или экспоната, а также их совокупности (коллекций, экспозиционных комплексов) определяются многими факторами, в т.ч. их местом в более крупных структурах, т.е. контекстах. Экспозиционный комплекс приобретает заданный смысл в контексте экспозиции, отдельный экспонат в контексте экспозиционного комплекса, этикетка или аннотация в контексте социально-обусловленного знания в данной области. Взаимоотношение текста и контекста является основой музейной интерпретации.
НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ, (от латинского «conceptio» – понимание, система), теоретическое обоснование музейной экспозиции, документ, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции. Создается на основе исследований в области музееведения и профильных научных дисциплин. Научная концепция экспозиции содержит аналитическую и проектную части. В аналитической части дается научная проработка проблемы, анализ коллекционного и научно-исторического потенциала музея, определяется обеспеченность будущей экспозиции предметным материалом и ее место среди экспозиций той же профильной группы и в музейной сети региона. Развернутая научная концепция экспозиции включает анализ социокультурной ситуации в населенном пункте и социологический прогноз. На основе аналитической части создается проектная часть, в которой обосновывается тема экспозиции, формулируются цели, задачи, основные принципы и методы ее построения, структура, адресат (предполагаемая музейная аудитория) и др. Научная концепция экспозиции служит основой для художественного проектирования экспозиции и содержит основные требования к художественной концепции экспозиции. Положения научной концепции экспозиции находят дальнейшую конкретизацию в развернутой тематической структуре и тематико-экспозиционном плане экспозиции. Теоретическая проработанность и структура научной концепции экспозиции определяются сложностью и масштабностью экспозиционного замысла.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ, вид проектной междисциплинарной научно-художественной деятельности по формированию предметной, содержательной и пластической среды музейной экспозиции, включающий научное, художественное, технологическое проектирование, а также информационное обеспечение. Осуществляется коллективом научных сотрудников музея и художников-дизайнеров при участии специалистов по профильным наукам, технологов, инженеров, социологов, психологов и др. Также проектированием экспозиции может заниматься ряд специализированных организаций. Осуществляется поэтапно и включает разработку и принятие основных документов: научной концепции экспозиции, художественной концепции экспозиции, расширенной тематической структуры, эскизного проекта, тематико-экспозиционного плана, монтажных листов, светотехнического проекта, деталировочных и сборочных чертежей, сценария экспозиции.
СЦЕНАРИЙ ЭКСПОЗИЦИИ, вид проектного документа, представляющий экспозиционный замысел в виде сюжетной схемы, связующей научную концепцию с пластическим образом музейной экспозиции. Авторы сценария экспозиции интерпретируют научную идею, создавая произведение экспозиционной драматургии, которую реализует художник в формах пластического искусства и дизайна. Сценарное проектирование – творческий процесс, представляющий собой сложную синтетическую деятельность, не является обязательным элементом проектирования экспозиции; применяется, как правило, для решения сложных и оригинальных задач в презентации и актуализации наследия.
ТЕКСТ (от латинского «textus» – связь, соединение), объединённая смысловым единством последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность, а также наличие текстового объекта и текстового предиката. В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, построенная по правилам данной знаковой системы и образующая сообщение. Музейная экспозиция в широком понимании может рассматриваться как текст, поскольку представляет последовательность знаков-экспонатов, имеет объект – предмет показа и предикат – описание, характеристику предмета. Методология анализа лингвистического текста может в определенной степени быть применена и для анализа текста-экспозиции.
ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН, один из основных документов научного проектирования экспозиции, определяющий состав и основные характеристики (атрибуцию, размеры, инвентарные номера, шифры хранения и т.д.) экспозиционных материалов, их распределение и группировку по темам, подтемам, экспозиционным комплексам, а также основные тексты к музейной экспозиции. В тематико-экспозиционный план также могут включаться в виде приложений тексты большого объема, указания для создания воспроизведений музейных предметов (объектов) и научно-вспомогательных материалов, документация по использованию технических средств в экспозиции и т.п. ТЭП создается, как правило, на завершающем этапе научного проектирования в соответствии с научной концепцией экспозиции и может корректироваться после осуществления пробной экспозиции (раскладки).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ, проектный директивный документ в форме текста и художественного проекта, содержащий основные представления о художественно-образном решении будущей музейной экспозиции, стилевых и пространственно-композиционных принципах ее построения. Художественная концепция экспозиции определяет комплекс взаимосвязанных заданий и мероприятий, которые обеспечивают эффективное использование методов и средств экспозиционного дизайна и средового искусства для осуществления музейной коммуникации, содержит характеристики художественно-конструктивных решений экспозиционного оборудования и применения технических средств в экспозиции, а также предложения по организации комфортной среды для музейной аудитории. На основе художественной концепции создаются эскизные проекты, в которых в виде чертежей, макетов, аппликаций моделируется в определенном масштабе будущая экспозиция.
ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА, одно из основных направлений музейной деятельности, нацеленное на создание музейной экспозиции и обеспечение ее функционирования как центрального звена музейной коммуникации. Содержанием экспозиционной работы является проектирование и монтаж экспозиций и выставок, наблюдение за состоянием постоянной экспозиции музея и её частичная реэкспозиция в случае необходимости.
ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН (от английского «dеsign» – замысел, проект, рисунок), совокупность эстетических и функциональных качеств целостной предметно-пространственной среды музейной экспозиции. Экспозиционный дизайн включает архитектурно-пространственную организацию экспозиционных материалов, конструктивное построение и оборудование, цветовое и световое решение, создание образа и т.п. на основе художественно-композиционных принципов и приемов. Выступает как образно-выразительная составляющая экспозиции, обеспечивает её коммуникативность и высокий уровень утилитарно-функциональных качеств в плане сохранности и презентации экспонатов.
ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС, структурный элемент музейной экспозиции, представляющий собой группу экспонатов, объединенных тематически, стилистически, визуально. Может включать подлинники, научно-вспомогательные материалы, произведения экспозиционного искусства, объяснительные тексты, сгруппированные в целостную композицию. Создание экспозиционных комплексов предполагает соответствующую группировку материала, определение текста и контекста экспозиции, смысловых центров, ведущих объектов показа с использованием приемов акцентировки и соподчинения предметов для выявления содержания темы, организацию экспозиционных планов. Кроме того, применяются средства экспозиционного дизайна: положение в пространстве, выделение цветом и светом, взаимодействие фактур, размеров; применение соответствующих видов музейного оборудования.
ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЙНАЯ (от латинского «expositio» – выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Включает архитектуру, музейные предметы и их коллекции, воспроизведения музейных предметов (объектов), научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии и т.д. Современная музейная экспозиция является особым синтетическим научно-художественным произведением, которое создается в соответствии с единым идейным замыслом, определяющим принцип отбора, группировку и интерпретацию экспонатов на основе научного, сценарного и художественно-дизайнерского проектирования экспозиции. Являясь центральным звеном музейной коммуникации, музейная экспозиция в соответствии с семиотическим подходом рассматривается как текст, а в соответствии с экономическим – как основной музейный продукт.
ЭКСПОНАТ (от латинского «exponatus» – выставленный для обозрения), первичный структурный элемент музейной экспозиции. В качестве экспонатов отбираются музейные предметы, обладающие наиболее выраженными свойствами и соответствующей сохранностью; могут быть использованы воспроизведения музейного предмета, научно-вспомогательные материалы. Отбор экспонатов является частью музейной интерпретации.
ЭКСПОНЕНТ (от латинского «exponens» («exponentis») – выставляющийся напоказ, показывающий), частное лицо или учреждение, предоставляющие принадлежащие им материалы для экспонирования на выставке или музейном мероприятии. Передача материалов музею юридически оформляется актом приема на постоянное или временное хранение.