Тема 2. Экспозиционно-выставочная деятельность

1.Научное исследование и представление (показ) музейных предметов. Музейная экспозиция. Выставки, их классификация. Экспонат. Создание экспозиций и выставок.

2. Специальности: экспозиционер, дизайнер. Содержание профессий. Требования к специалистам.

1.

ВИТРИНА МУЗЕЙНАЯ, элемент экспозиционного оборудования, предназначенный для размещения экспозиционных материалов, обеспечивающий их сохранность, защиту и удобство обзора. Выделяют следующие основные конструктивные типы музейных витрин: горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, кругового обзора и др. Каждый тип витрины особым образом направляет внимание посетителя и организует восприятие экспозиционных материалов. Экспозиционные материалы размещаются в витрине в соответствии с монтажными листами экспозиции. Конструкция музейной витрины должна давать возможность соблюдать температурно-влажностный и световой режим в зависимости от типа и характера экспонируемых в ней материалов.

ВЫСТАВКА, временно действующая музейная экспозиция, создаваемая с целью актуализации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий музея, расширения коммуникативных возможностей музея. Выставки повышают эффективность использования коллекций музея, делают доступными для публики коллекции других музейных и частных собраний, позволяют выносить на обсуждение актуальные, в т.ч. социальные, проблемы, представлять новые исследования в профильных науках. Выставки различаются: по месту проведения на внутри-музейные, вне-музейные, передвижные; по содержательным признакам на тематические, проблемные, фондовые, отчётные, персональные, юбилейные и другие. Разновидностью являются постоянно, действующие выставки, дополняющие либо замещающие основную экспозицию музея.

ВЫСТАВКА ФОНДОВ, сложившийся тип музейных выставок. Задачи фондовой выставки – введение в научный оборот и популяризация собраний музея, максимально полный показ музейных коллекций, систематическая демонстрация тех музейных предметов, которые по различным причинам не включены в основную экспозицию музея. Выставка фондов может строиться как по систематическому, так и по тематическому экспозиционному методу.

ВЫСТАВКА НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ, сложившийся тип музейных выставок; отражает пополнение музейного собрания за определённый период и общий характер, и направление работы музея по комплектованию фондов.

ВЫСТАВКА МЕМОРИАЛЬНАЯ, музейная выставка, посвящённая памяти какого-то человека или события. При её создании предпочтительным является использование подлинных предметов, в том числе – реликвий.

ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, выставка произведений искусства. В художественных музеях – основной тип выставок. В исторических, литературных и других музеях выставки художественные могут быть тематическими, т.е., раскрывающими тему через произведения искусства.

ВЫСТАВКА ИЗ ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ, музейная выставка, организуемая музеем на базе материалов, представленных частными лицами, как правило – коллекционерами, собрания которых находятся на учёте в данном музее. На выставке могут быть представлены как частные коллекции в целом, так и отдельные вещи из них. На время проведения выставки музей принимает материалы частных лиц на временное хранениеи несёт за них материальную ответственность.

ВЫСТАВКА ВНЕМУЗЕЙНАЯ, выставка, созданная музейными методами и на базе музейных материалов, но размещённая вне стен музея. Монтаж, демонтаж выставки и экскурсионную работу на ней проводят, как правило, сотрудники музея. Учреждение, принимающее выставку, предоставляет для этого специально оборудованные помещения и несёт ответственность за её сохранность.

ВЫСТАВКА ПЕРЕДВИЖНАЯ, музейная выставка, создаваемая для демонстрации в других музеях, на предприятиях, в учреждениях, в школах и т.д., тем самым, значительно расширяющая территорию, на которую распространяется деятельность музея. Часто создаются совместные передвижные выставки нескольких музеев.

ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ музея, область экспозиционной и культурно-образовательной работымузея, связанная с планированием, созданием и эксплуатацией системы выставок. Выставочная деятельность дополняет работу основной экспозиции и позволяет более полно раскрыть профиль и направления работы музея, шире использовать возможности музейного собрания, привлекать материалы из других музеев и из частных коллекций, осуществлять оперативную разработку актуальной тематики музейными средствами и охватывать большее число посетителей. Выставочная деятельность способствует пополнению коллекций музея, отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы. В целом выставочная деятельность характеризуется общим числом, тематикой, типами выставок, посещаемостью и соотношением включённых в них подлинников и воспроизведений. Развёртывание системы выставок по актуальной тематике является важным моментом развития всякого музея, способствует более полной реализации его социальных функций.

ГОЛОГРАММА, объёмное изображение предмета, записанное на светочувствительной пластине или плёнке, и воспроизводимое в натуральную величину под воздействием пучка света. В музее голограммы используются как воспроизведения, обладающие высокой экспрессивностью, так как они создают иллюзию реального присутствия предмета.

ДЕМОНТАЖ экспозиции (выставки), разборка стационарной или временной экспозиции. В ней принимают участие научные сотрудники, художники, рабочие-монтажники. Вначале снимаются экспонаты, затем производится разборка оборудования. Если экспозиция была расположена в стенах музея, все музейные предметы сразу же возвращаются в фонды по акту. При демонтаже экспозиции вне музея, например – передвижная выставка, должна быть организована квалифицированная упаковка музейных предметов, подготовка их к транспортировке, а также – их охрана.

ДИОРАМА, экспозиционный комплекс, в основу которого положено специфическое произведение экспозиционного искусства, построенное на совмещении живописного фона (задника) с объёмным передним планом. Диорамы создаются и используются в музеях для усиления эмоционального воздействия при воссоздании значимых исторических событий (в музеях исторического профиля), природного ландшафта (в музеях естественнонаучного профиля) и т.д. Демонстрация диорамы предполагает использование динамических элементов и аудиовизуальных эффектов.

ИМИТАЦИЯ (от латинского «imitatio» – подражание), подражание кому-либо, чему-либо, воспроизведение. В музейном деле имитация означает воспроизведение с возможной точностью в музейном пространстве природных и культурных явлений. Комплекс приёмов позволяет воспроизвести в музейной экспозиции голоса животных и птиц, явления природы (шум морского прибоя, звуки грозы), а также показать культурные традиции, обряды, ремёсла. В современном музейном деле имитация служит одной из форм демонстрации нематериального культурного наследия, традиции, утратившей способность к самовоспроизведению.

КОД (французское «code»), совокупность знаков (символов) и система определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора таких знаков для их передачи, хранения (запоминания), а также для составления сообщения. В музееведении термин «код» употребляется, как правило, для обозначения совокупности правил построения музейной экспозиции, обеспечивающих её адекватное восприятие музейной аудиторией в процессе музейной коммуникации. Код является одной из составляющих языка музея.

КОНТЕКСТ (от латинского «contextus» – текст, связь, соединение), в лингвистике относительно законченный в смысловом отношении фрагмент письменной или устной речи (текста). В музейном деле понятие контекста необходимо для понимания механизмов формирования общекультурной, научной, коллекционной, экспозиционной или иной ценности музейного предмета. Значимость музейного предмета или экспоната, а также их совокупности (коллекций, экспозиционных комплексов) определяются многими факторами, в т.ч. их местом в более крупных структурах, т.е. контекстах. Экспозиционный комплекс приобретает заданный смысл в контексте экспозиции, отдельный экспонат в контексте экспозиционного комплекса, этикетка или аннотация в контексте социально-обусловленного знания в данной области. Взаимоотношение текста и контекста является основой музейной интерпретации.

НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ, (от латинского «conceptio» – понимание, система), теоретическое обоснование музейной экспозиции, документ, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции. Создается на основе исследований в области музееведения и профильных научных дисциплин. Научная концепция экспозиции содержит аналитическую и проектную части. В аналитической части дается научная проработка проблемы, анализ коллекционного и научно-исторического потенциала музея, определяется обеспеченность будущей экспозиции предметным материалом и ее место среди экспозиций той же профильной группы и в музейной сети региона. Развернутая научная концепция экспозиции включает анализ социокультурной ситуации в населенном пункте и социологический прогноз. На основе аналитической части создается проектная часть, в которой обосновывается тема экспозиции, формулируются цели, задачи, основные принципы и методы ее построения, структура, адресат (предполагаемая музейная аудитория) и др. Научная концепция экспозиции служит основой для художественного проектирования экспозиции и содержит основные требования к художественной концепции экспозиции. Положения научной концепции экспозиции находят дальнейшую конкретизацию в развернутой тематической структуре и тематико-экспозиционном плане экспозиции. Теоретическая проработанность и структура научной концепции экспозиции определяются сложностью и масштабностью экспозиционного замысла.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ, вид проектной междисциплинарной научно-художественной деятельности по формированию предметной, содержательной и пластической среды музейной экспозиции, включающий научное, художественное, технологическое проектирование, а также информационное обеспечение. Осуществляется коллективом научных сотрудников музея и художников-дизайнеров при участии специалистов по профильным наукам, технологов, инженеров, социологов, психологов и др. Также проектированием экспозиции может заниматься ряд специализированных организаций. Осуществляется поэтапно и включает разработку и принятие основных документов: научной концепции экспозиции, художественной концепции экспозиции, расширенной тематической структуры, эскизного проекта, тематико-экспозиционного плана, монтажных листов, светотехнического проекта, деталировочных и сборочных чертежей, сценария экспозиции.

СЦЕНАРИЙ ЭКСПОЗИЦИИ, вид проектного документа, представляющий экспозиционный замысел в виде сюжетной схемы, связующей научную концепцию с пластическим образом музейной экспозиции. Авторы сценария экспозиции интерпретируют научную идею, создавая произведение экспозиционной драматургии, которую реализует художник в формах пластического искусства и дизайна. Сценарное проектирование – творческий процесс, представляющий собой сложную синтетическую деятельность, не является обязательным элементом проектирования экспозиции; применяется, как правило, для решения сложных и оригинальных задач в презентации и актуализации наследия.

ТЕКСТ (от латинского «textus» – связь, соединение), объединённая смысловым единством последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность, а также наличие текстового объекта и текстового предиката. В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, построенная по правилам данной знаковой системы и образующая сообщение. Музейная экспозиция в широком понимании может рассматриваться как текст, поскольку представляет последовательность знаков-экспонатов, имеет объект – предмет показа и предикат – описание, характеристику предмета. Методология анализа лингвистического текста может в определенной степени быть применена и для анализа текста-экспозиции.

ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН, один из основных документов научного проектирования экспозиции, определяющий состав и основные характеристики (атрибуцию, размеры, инвентарные номера, шифры хранения и т.д.) экспозиционных материалов, их распределение и группировку по темам, подтемам, экспозиционным комплексам, а также основные тексты к музейной экспозиции. В тематико-экспозиционный план также могут включаться в виде приложений тексты большого объема, указания для создания воспроизведений музейных предметов (объектов) и научно-вспомогательных материалов, документация по использованию технических средств в экспозиции и т.п. ТЭП создается, как правило, на завершающем этапе научного проектирования в соответствии с научной концепцией экспозиции и может корректироваться после осуществления пробной экспозиции (раскладки).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ, проектный директивный документ в форме текста и художественного проекта, содержащий основные представления о художественно-образном решении будущей музейной экспозиции, стилевых и пространственно-композиционных принципах ее построения. Художественная концепция экспозиции определяет комплекс взаимосвязанных заданий и мероприятий, которые обеспечивают эффективное использование методов и средств экспозиционного дизайна и средового искусства для осуществления музейной коммуникации, содержит характеристики художественно-конструктивных решений экспозиционного оборудования и применения технических средств в экспозиции, а также предложения по организации комфортной среды для музейной аудитории. На основе художественной концепции создаются эскизные проекты, в которых в виде чертежей, макетов, аппликаций моделируется в определенном масштабе будущая экспозиция.

ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА, одно из основных направлений музейной деятельности, нацеленное на создание музейной экспозиции и обеспечение ее функционирования как центрального звена музейной коммуникации. Содержанием экспозиционной работы является проектирование и монтаж экспозиций и выставок, наблюдение за состоянием постоянной экспозиции музея и её частичная реэкспозиция в случае необходимости.

ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН (от английского «dеsign» – замысел, проект, рисунок), совокупность эстетических и функциональных качеств целостной предметно-пространственной среды музейной экспозиции. Экспозиционный дизайн включает архитектурно-пространственную организацию экспозиционных материалов, конструктивное построение и оборудование, цветовое и световое решение, создание образа и т.п. на основе художественно-композиционных принципов и приемов. Выступает как образно-выразительная составляющая экспозиции, обеспечивает её коммуникативность и высокий уровень утилитарно-функциональных качеств в плане сохранности и презентации экспонатов.

ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС, структурный элемент музейной экспозиции, представляющий собой группу экспонатов, объединенных тематически, стилистически, визуально. Может включать подлинники, научно-вспомогательные материалы, произведения экспозиционного искусства, объяснительные тексты, сгруппированные в целостную композицию. Создание экспозиционных комплексов предполагает соответствующую группировку материала, определение текста и контекста экспозиции, смысловых центров, ведущих объектов показа с использованием приемов акцентировки и соподчинения предметов для выявления содержания темы, организацию экспозиционных планов. Кроме того, применяются средства экспозиционного дизайна: положение в пространстве, выделение цветом и светом, взаимодействие фактур, размеров; применение соответствующих видов музейного оборудования.

ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЙНАЯ (от латинского «expositio» – выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Включает архитектуру, музейные предметы и их коллекции, воспроизведения музейных предметов (объектов), научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии и т.д. Современная музейная экспозиция является особым синтетическим научно-художественным произведением, которое создается в соответствии с единым идейным замыслом, определяющим принцип отбора, группировку и интерпретацию экспонатов на основе научного, сценарного и художественно-дизайнерского проектирования экспозиции. Являясь центральным звеном музейной коммуникации, музейная экспозиция в соответствии с семиотическим подходом рассматривается как текст, а в соответствии с экономическим – как основной музейный продукт.

ЭКСПОНАТ (от латинского «exponatus» – выставленный для обозрения), первичный структурный элемент музейной экспозиции. В качестве экспонатов отбираются музейные предметы, обладающие наиболее выраженными свойствами и соответствующей сохранностью; могут быть использованы воспроизведения музейного предмета, научно-вспомогательные материалы. Отбор экспонатов является частью музейной интерпретации.

ЭКСПОНЕНТ (от латинского «exponens» («exponentis») – выставляющийся напоказ, показывающий), частное лицо или учреждение, предоставляющие принадлежащие им материалы для экспонирования на выставке или музейном мероприятии. Передача материалов музею юридически оформляется актом приема на постоянное или временное хранение.

Наши рекомендации