Экспозиционно-выставочная деятельность в музее

Экспозиционно-выставочная деятельность считается одной из основных составляющих музейной работы. В современной музейной экспозиции реализуется на практике научная концепция организации и размещении экспонатов в пространстве музея на основе инновационных архитектурно-художественных решений. Обычно экспозиции, представленные в разных музеях, оранизуются по трем направлениям — коллекционному, ансамблевому, иллюстративно-тематическому. В последние годы искусство музейной экспозиции стало самостоятельным жанром творчества, в значительной степени связанным с изменениями общей культурной ситуации и социального заказа общества. Дизайнер-экспозиционер работает с музейной средой бытования художественных и исторических ценностей. Если на экспозициях прошлых лет экспонаты были в основном статично распределены в залах в определенном строгом порядке, то в настоящее время в музейном пространстве превалирует принцип динамики, заложенный в самой авторской концепции интерпретации экспозиционной темы. Для реализации этой задачи активно привлекаются современные высокие технологии. Подобный принцип построения музейной среды сближается с театральным действием, с игровым, сценографическим построением размещения экспонатов в пространстве, напоминает искусство перформанса или хэппенинга. Классическим примером комплексного статичного построения музейной среды, в котором главенствующую роль играет архитектура, являются интерьеры Нового Эрмитажа, первого музейного здания в России, построенного по проекту немецкого архитектора Лео фон Кленце в 1852 году. Структура залов, мебель, цвет стен и экспонаты вместе составляли гармоничный ансамбль, напоминающий о величественных античных храмах. Экспонаты в этих интерьерах были строго привязаны к архитектурной среде, являясь деталями синтетической предметно-пространственной среды ансамбля. В дальнейшем, с возрастанием роли экспоната как объекта научного интереса, экспозиция строится по принципу подчеркивания именно этого аспекта. Музейный артефакт становится центром окружающего его пространства, отодвигая архитектуру на второй план. При этом экспонат должен был восприниматься зрителем не как отдельный предмет, а как часть целого явления, поэтому экспозиция носила описательный, сюжетно- повествовательный, вербальный характер. Для подобной системы требовались развернутые объяснения, которые чаще всего давались научным сотрудником или экскурсоводом устно или в виде аудиозаписи и подробных экспликаций.

К концу ХХ века складываются предпосылки для переосмысления основных принципов экспозиционного мышления. Главными факторами новой концепции являются конструктивность и функциональность, простота и четкая логика композиционных решений. Современная музейная экспозиция должна соответствовать восприятию людей, на которых постоянно воздействует массовая культура, виды искусства, связанные с новыми технологиями, легко проникающими во все сферы жизни. Естественно, кино, видео, музыкальные и театральные действа собирают огромную зрительскую аудиторию. Музейная экспозиция, рассчитанная на более узкий круг посетителей, тем не менее, должна постоянно обновляться, отвечая новым запросам общества. Лучшие музеи мира идут по этому пути, привлекая зрителей свежестью и необычностью экспозиционных приемов, что, в конечном счете, приводит к росту популярности музея в современном мире. Например, часть классических залов знаменитого музея Виктории и Альберта в Лондоне после реконструкции превратилась в уникальное музейное пространство, в котором созданы идеальные условия как для экспонатов, так и для зрителей. Памятники свободно распределены по залу, подчиняясь логике художественных, эстетических, стилевых, мировоззренческих коннотаций. К ним легко подойти и внимательно изучить. Практически в каждом зале есть простые в обращении, элегантные по дизайну “touch-screen”- экраны с компьютером, в котором хранится полный набор сведений о каждом экспонате. В залах нет суеты, огромных групп туристов с экскурсоводами. Каждый посетитель легко находит нужную информацию в любом объеме — от коротких, но емких экспликаций до подробных иллюстрированных компьютерных текстов, объясняющих каждую деталь экспозиции и экспонатов. Подобная композиционная структура памятников, естественно размещенных в зале вместе с информационными центрами, зонами отдыха, удобной мебелью, тщательно подобранным освещением, называется предметной инсталляцией. Ее создание является самостоятельным видом творческой деятельности. Однако дизайнер, решая свои задачи, не может полностью доминировать в процессе построения экспозиционно- выставочного пространства. Подготовка выставки или экспозиции требует командной работы и согласованных действий группы специалистов музея. Во многих ведущих музеях на Западе в команду создателей новой выставки или экспозиционного пространства входят хранители, приглашенные кураторы, дизайнеры, художники, представители PR службы, психологи, сотрудники образовательного отдела. Таким образом, лучшие музеи мира ( в последние годы и российские) развиваются по пути возрастания степени художественной выразительности и образности экспозиций, их большей информативности и коммуникабельности, концептуализации и зрелищности, привлекают к своим выставочным и образовательным программам все большее число информированных зрителей разного возраста, осознанно выбирающих музей местом проведения досуга.

Кудрявцева С.В.

Литература:

Alexander, E.P, .Alexander M. Museum in Motion. Introducton to the history and functions of Museums. Plymouth, AltaVista press. UK. 2009.

Никишин Н.А. Язык музея как универсальная моделирующая система музейной деятельности. — Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. — М., 1989. — С.7-15.

Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. (Сб.науч.трудов НИИ культуры) — М.,1989.

Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.

Наши рекомендации