Русь и Кавказ в IX – XII вв.
Важное стратегическое и торговое положение Северного Кавказа с древнейших времен ставило его в центр политических интересов Древней Греции, Персидской империи, Рима, Боспорского царства, Ирана, Арабского халифата, Хазарского каганата, Византийской империи.
В IX – XII вв. на территории региона определяют политическую ситуацию Хазарский каганат, позднее Алания. В границах Аланского государства оказались консолидированы многие местные племена Северного Кавказа. Их этнокультурное взаимовлияние носило сложный взаимопроникающий характер, выражающий общую, но незавершенную тенденцию к интеграции этносов и культур. Субстратом выступали местные племена, ассимилировавшие некогда степное население. Горские народы Алании, Серира и других государственных образований на востоке и Зихия на западе успешно противостояли кочевому миру степи. Горцы сумели отвоевать в X – XIII в. плодородные земли предгорий и долины рек.
На рубеже IX – X вв. Алания добилась независимости от Хазарии. С образованием Древнерусского государства появилась новая политическая сила, существенно влиявшая на ситуацию в регионе. Походы киевского князя Святослава в 60-х годах Х века на Дон, Волгу и в Приазовье способствовали распаду Хазарского каганата и обусловили приток сюда славянского населения. В Приазовье возник политический и торговый форпост Руси – Тмутараканское княжество[78].
В IX – первой половине X в. Киевская Русь проявила дипломатическую и военную активность в двух направлениях – к Черноморскому побережью и вдоль западного побережья Каспийского моря. Военные операции руссов на каспийском побережье 864 – 884 гг. и 909 – 910 гг. описаны Ибн Исфендийаром. Поход был обусловлен экономическими причинами. Исследователи также называют и еще одну причину – выполнение обязательств по договору с Византией. Однако закрепиться руссам на берегах Каспия в этот период не удалось. Разрыв отношений с Хазарией заставил осваивать новые торговые пути и новые центры международной торговли. Русские купцы были вынуждены отказаться от Волго-Каспийского пути и идти в обход Хазарских владений[79].
Во второй половине Х в. после разгрома Святославом Хазарии продолжилось усиление влияния Руси в регионе начатое еще Олегом и Игорем. В войне с Хазарией союзниками руссов выступали касоги и аланы. Военные действия 968-969 гг. описаны в сочинении Ибн Хаукаля, память об этом также сохранил адыгский фольклор[80].
Победа над Хазарией имела положительные исторические последствия, как для развития Алании, так и для укрепления политических и экономических связей Руси с северокавказскими народами. По словам В. Кузнецова разгром Хазарии русскими имел большое позитивное значение для внутреннего развития Алании и подъема ее экономического и внешнеполитического авторитета в X – XI вв.[81]
По мнению большинства исследователей, в результате походов Святослава была создана торговая фактория на Таманском полуострове оформившееся впоследствии как одно из русских княжеств – Тмутараканское княжество (988 г. относится первое упоминание Тмутаракани в русских летописях). Тмутараканское княжество сыграло значительную роль в становлении экономических, политических и культурных связей Руси и Северного Кавказа. С конца Х в. начинается строительство Белой Вежи – русского города на месте хазарского Саркела. От Белой Вежи до вятической земли основывается цепь русских поселений, связывавших восточнославянские княжества с Приазовьем и с Северным Кавказом.
Становление Тмутараканского княжества шло параллельно с ростом Алании. О взаимоотношениях Тмутаракани и Алании трудно судить за фрагментарностью исторических источников того периода. Однако можно с уверенностью утверждать, что Русь и Алания были достойными друг друга сильными соперниками и союзниками. Надо понимать, что у Алании и Тмутаракани в регионе совпадали политические интересы, где они могли соперничать. Известно, что в 1023 г. аланы заключили с касогами антитмутараканский союз, отправив им шесть тысяч воинов. Воспользовавшись отсутствием Мстислава, они попытались ослабить могущественного соседа. Однако, как считают исследователи, аланы перешли к новой практике заключать союзы с метрополией, пользуясь междоусобной борьбой русских князей. Мстислав Тмутараканский объединил Черниговское и Тмутараканское княжества, став сильным противником и Алании, и Ярославу, сидевшему в Киеве.
Мстислав Тмутараканский и Черниговский и Киевский князь Ярослав проводили в районах Кавказа самостоятельную политику, на которую влияла существовавшая между ними конфронтация. В 1036 г. умирает Мстислав и Тмутаракань становится вотчинным владением киевских князей, и проводником политики Киевской Руси на Кавказе. Показательны и взаимоотношения Руси и Закавказья. Известно, что в середине XI в. были установлены русско-грузинские военно-политические связи, которые сохранялись вплоть до монгольского завоевания. Известны династические браки, такие как брак царицы Грузии Тамары и Юрия, сына Андрея Боголюбского, Киевский князь Изяслав I был женат на грузинской княжне из Абиссинской фамилии[82].
Под влиянием Византии, Грузии, Тмутараканского княжества усилился процесс христианизации адыгов Северо-Западного Кавказа, восточной Алании и Гумика в Дагестане. Однако между разными восточно-христианскими церквями, действовавшими на Кавказе, не было единства. Грузинская церковь, входившая в состав Антиохийского патриархата, действовала в восточных районах Алании, а Константинопольская патриархия - в западных районах. Соответственно в этих регионах складывалась ориентация на различные культурно-религиозные миры и письменную культуру. К востоку от Терека, включая современные Ингушетию, Чечню вплоть до Аварии, распространение получила грузинская письменность и появились попытки приспособить местные восточнокавказские языки к грузинской графике. К западу от Терека распространяется греческий язык, а греческую графику пытались адаптировать к иранскому (аланскому) языку и его диалектам.
Христианство оставило заметный след в мифологии кавказских народов, бытовой культуре, обрядах, отразилось на архитектуре, повлияло на трансформацию языческого мировоззрения, но не вытеснило его. В это же время усиливается распространение ислама, в основном в юго-восточном Дагестане, в меньшей степени – на Центральном Кавказе, принося с собой арабо-мусульманскую культуру. С распространением ислама, строительством мечетей связано поступление в Дагестан рукописных книг, сочинений по мусульманскому праву, этике, логике, хадисы, художественные произведения из Сирии, Египта, Ирана, Средней Азии. Сфера применения арабского языка расширялась по мере создания собственных оригинальных сочинений, первые образцы которых относятся к Х в. Среди них особое место занимают исторические хроники. Дербент превращается в один из духовных центров периферии Халифата. Но большинство народов Северного Кавказа сохраняло домонотеистические верования, не имело собственной письменности.