Наличие постоянной власти вождя, концентрирующего в руках ресурсы

Политический предводитель вождества, чтобы укрепить власть должен контролировать и перераспределять ресурсы в социально - экономической системе. Англосаксонские предводители VI в., уже выделились из общества и отстранили от управления рядовых общинников, а так же контролировали перераспределение ресурсов благодаря кормлениям (gafold), состоящим из подношений продуктами для вождя и его дружины за счет общинников. Вождь пировал у местных предводителей, вершил суд, отправлял культовые практики, решал спорные проблемы и организовывал раздачу сакральных предметов удачи. Особенность англосаксонских вождей заключалась в том, что для потребления gafold им, вместе со свитой, приходилось много времени проводить в седле, объезжая и контролируя подвластные территории.

Сбор подати c завоеванных народов – еще один источник ресурсов англосаксонского вождя. Согласно Tribal Hidage, документу конца VI начала VII вв., мерсийский вождь Вульфхер собирал ее с 35 родовых групп, обложенных данью в гайдах. Имеет смысл привести источник полностью:

Myrcna landes 30000

Wocensætna 7000

Westerna 7000

Pecsætna 1200

Elmedsætna 600

Lindesfarona 600

mid Hæthfeldlande

Suth Gyrwa 600

North Gyrwa 600

East Wixna 300

West Wixna 600

Spalda 600

Wigesta 900

Herefinna 1200

Sweordora 300

Gifla 300

Hicca 300

Wihtgara 5000

Noxgaga 5000

Ohtgaga 5000

(Всего) 66100

Hwinca 7000

Cilternsætna 4000

Hendrica 200

Unecung(a)ga 1200

Arosaetna 600

Færpinga 300

Bilmiga 600

Widerigga 600

East Willa 600

West Willa 600

East Engle 30000

East Sexena 7000

Cantwarena 15000

Suth Sexena 7000

West Sexena 100000

(Всего) 242700

(Точно) 244100

[York, 2002, Р. 24].

Наличие постоянной власти вождя, концентрирующего в руках ресурсы - student2.ru

Рис. Карта предполагаемого расположения англосаксонских вождеств согласно Tribal Hidage [Blair, 2013].

Таким образом, это были территории зависимые от усадеб вождей. Народы, перечисленные в переписи к VI – VII вв., представляли собой слабые политии, находящиеся в подчинении у более сильных предводителей, собиравших с побежденных прибавочный продукт и распределял его по вертикали. Однако его потребление в вождестве хоть и присутствует, но не имеет четко установленных сроков сбора и количества в виду незначительного развития уровня производительных сил общества [Крадин, 1995]. К концу VII в. данничество и gafold эволюционировали в форму обязательных налогов. К ресурсам под контролем вождя относились и эмпории.

4) Наличие общественно - культовой архитектуры

Монументальная архитектура свидетельствует о координации усилий множества людей, объединенных для строительства в сложные коллективы, управляемые из какого то организационного центра. В политически усложненных обществах большую роль играет монументальная скульптура, требующая высоких навыков обработки камня, а соответственно профессиональных специалистов. В результате появления общественно - культовых сооружений, социуму необходимы священники, жрецы, контролирующие канал связи с божественным и осуществляющие сакрализацию власти правителя.

Согласно теории вождества, общество, находящееся на промежуточной между племенем и ранним государством стадии политогенеза, должно обладать наличием монументальных общественно – культовых строений.

Британия, начиная с VI в. – времени христианизации острова миссией Августина, соответствует этому критерию, так как первым монументальным сооружением нового общего идеологического характера являлся Кентерберийский собор (597 г.) – главное христианское святилище англосаксов 160 метров в длину, снабженное пристройками, капеллами, портиками и боковыми нефами, что ставит его выше других церквей, имевших лишь портики [Кидсон, Мюррей , Томпсон, 2003, с. 11; Willis, 2011, P.1 - 19].

Второе монументальное строение – собор святого Павла, построенный сначала из дерева (604 г.) в Лондиниуме, однако сгоревший и вновь отстроенный, но уже из камня, в 685 г. Со времен еще первого собора в нем хоронились англосаксонские короли [Кидсон, Мюррей, Томпсон, 2003]. Согласно археологическим данным, он имел ряд отсеков и залов различных размеров с одним большим помещением в центре, а вокруг центрального зала группировались остальные комнаты [Haverfield, 1896]. Сюда же относится и церковь в Рикалвере (669 г.), имевшая несколько мощных нефов и завершалась с восточной стороны полукруглой апсидой, отделенной от ограды тройной аркадой [Кидсон, Мюррей, Томпсон, 2003].

Сюда относится и Церковь Брискуорта, воздвигнутая монахами из Питерборо в 607, году с внушительным нефом и четырьмя большими арками, за которыми находились алтарь и многоугольная апсида [Кидсон, Мюррей, Томпсон, 2003, с. 14]. Эбингдонская церковь (680 г.), согласно описанию, была круглой с обеих сторон, что означало наличие у нее двух апсид. Это позволило специалистам сделать вывод о том, что эта церковь, своими внушительными размерами, более чем на век предвосхитила пример такой конструкции в Фульде [Кидсон, Мюррей, Томпсон, 2003, с. 19]. Известна так же большая церковь Петра и Павла [Вильсон, 2004].

Что касается монументальной скульптуры из камня, характерной для вождества, то она пришла в Британию с христианством [Вильсон, 2004] и ее первые примеры существовали уже в конце VII в. хотя и в меньшем масштабе.

Наличие постоянной власти вождя, концентрирующего в руках ресурсы - student2.ru

Рис.4. Церковь Петра и Павла (VII в.) [Вильсон, 2004. с.11].

Каменная скульптура англосаксов этого периода представлена в виде массивных крестов внушительных размеров. Сюда относится 5.5 метровый Рутвелский крест (Рис. 3) конца VII в. выполненный очень искусно, что свидетельствует о наличии в англосаксонском обществе умельцев, обладающих навыком резьбы по камню [Kelly, 1999; Benton, 2002]. Крест изображал сцены синоптических жизнеописаний Христа: бегство в Египет, Павла (Савла) и Антония в пустыне, Благовещение и казнь Распятого [Kelly, 1999]. Так же памятник содержал поэму «Видение Креста», написанную рунами [Kelly, 1999]. Еще один крест конца VII – начала VIII в., заслуживающий внимания это Бьюкаслский крест 4.4 метра высотой. Размер основания 56 х 54 см. Монумент служил в качестве увековечивания жизни нортумбрийской аристократии. Считается, что Бьюкаслский крест создан по образцу Рутвелского и изображает похожие сцены из евангелий [Page, 1998; Вильсон, 2004; Carragain, Eamon, 2005]. IX в. это время появления знаменитого Кроптхорнского креста – яркого образчика постепенного развития монументально искусства на юге Британии [Вильсон, 2004]. Так же известен и крест IX в. из Кирби Хилл, изображающий различные сцены с Сигурдом и Вёлундом [Kopar, 2012].

Выше были описаны лишь наиболее известные и значимые раннесредневековые скульптурные монументы из камня. К сожалению, в рамках статьи невозможно охватить все памятники англосаксонского творчества, поэтому для более детального и углубленного изучения мы имеем возможность рекомендовать современную работу «Early Medieval Stone Monuments» (2015) Говарда Вильямса, описавшего монументальные памятники с VII по XII вв. в Англии [Williams, 2015]. Cэр Томас Кендрик так говорил об англосаксонской скульптуре из камня в виде массивных крестов «Ни одна достопримечательность, доставшаяся нам от прошлого, не требует в такой мере систематического изучения, как английские кресты…» [Цит. по Вильсон, 2004, с. 58]. Важно отметить и работу А. Престон – Джонс и Э. Окаши «Ранняя корнуоллская скульптура» (2013), обобщающую англосаксонские монументы IX в [Preston – Jones, Okasha, 2013].

Говоря об англосаксонской скульптуре нельзя не упомянуть гроб святого Кутберта (698 г.), украшенный резными изображениями евангелистов, архангелов и апостолов, напоминающих изображения с Линдисфарнского Евангелия [Вильсон, 2004]. Он сотворен из китового уса и рассказывает сюжеты мировой истории: поклонение волхвов, захват Иерусалима Титом, подвиги Вёлунда [Вильсон, 2004].

       
  Наличие постоянной власти вождя, концентрирующего в руках ресурсы - student2.ru   Наличие постоянной власти вождя, концентрирующего в руках ресурсы - student2.ru

Рис. 5. Рутвелский и Бьюкаслский кресты (конец VII в.) [Page, 1998, р. 9]

В раннем англосаксонском искусстве известны и первые, еще примитивные образцы барельефов, появляющихся в VIII в., чья тематика была либо христианской, например ангелы, летящие в разные стороны в церкви святого Лоуренса из Бэдфорд – на – Эвоне, либо смешанной (христианско-языческая) как на барельефе камня из собора святого Павла, изображавшая фантастического зверя в викингском стиле Рингерик [Вильсон, 2004, с. 60].

 
  Наличие постоянной власти вождя, концентрирующего в руках ресурсы - student2.ru
Наличие постоянной власти вождя, концентрирующего в руках ресурсы - student2.ru

Рис. 6. Барельеф в Бэдфорде – на Эвоне (VIII в.) [Вильсон, 2004, с. 60]

5) Идеология. Средневековое христианство являлось одновременно идеологией и философией medium aevi, оно объясняло мир, правильное устройство общества: оratores (лат. «люди молитвы»), pellatores (лат. «люди войны»), laboratores (лат. «люди труда»), формировало мировоззрение. В англосаксонской Британии первые католические миссионеры под руководством Августина появились в 597 году, когда большинство англосаксонских вождеств уже существовало (Гептархия). Местные лидеры охотно принимали христианство, видя в нем залог укрепления власти и пытались навязать его подданным. Так, одним из первых кто принял новую веру был Этельберт, затем Саберт – король Эссекса, позже Редвальд – вождь Восточной Англии, а к середине VII в. на острове широкого распространился римский обряд.

Законы, составленные при помощи клириков, пестрят следующими формулировками «Ребенок должен быть крещен в течении 30 ночей, если он не будет крещен, нужно уплатить 30 шилингов» [Законы Инэ, 1961, ст.2], присутствуют и статьи такого характера «Церковные подати должны быть вносимы ко дню св. Мартина. Если кто-либо не исполнит этого, пусть отвечает 60-ю шиллингами королю и уплатит церковную подать в 12 – кратном размере» [Законы Инэ, 1961, ст. 4]. Или, например «Если ребенок умрет не крещенным, следует отдать все, чем он владеет» [Законы Инэ, 1961, ст. 2.1], а если кто нибудь «сражается на территории монастыря, должен заплатить 120 шиллингов» [Законы Инэ, 1961, ст. 6.1].Особо интересна статья, по которой «Присяга должна быть вполовину ниже для лиц, принявших причастие» [Законы Инэ, 1961, ст. 15.1].

В VII в. продолжает укрепляться королевская власть. Так в Законах Инэ сказано «Если кто нибудь затеет вооруженную драку в доме короля, пусть лишится всего своего имущества, и зависит от решения короля, сохранит он свою жизнь или умрет» [Законы Инэ, 1961, ст. 6]. Таким образом, христианство проникает в законотворчество, становясь официально признанной идеологией, обслуживающей интересы знати и церкви. В 673 году бы созван Первый собор Единой Древнеанглийской церкви, принявший 9 правил ее организации и покаянный канон.

Ниже схематично представлены некоторые признаки характерные для англосаксонских вождеств и ранних государств.

Наши рекомендации