Описание — это рассказ о признаках людей, животных, растений, предметов.
— Озаглавьте текст. (Матъ-и-мачеха.) (Запись заголовка
текста в тетрадь, на доске.)
• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы
ковые средства связи
— Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.
— Составим план текста.
— Прочитайте первую часть рассказа.
— Сначала выделен общий признак предмета. (Учитель-
логопед прикрепляет на доске опорную таблицу)
ОБЩИЙ ПРИЗНАК
— Предложите название этой части. (Весенние цветы.)
(Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части. (Весенние.) (Учи
тель-логопед записывает опорное слово на доске.
— Прочитайте вторую часть текста.
— Эта часть содержит признак частей предмета. (Учитель-
логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).
|ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ]
— Перечислите по порядку, что описывается во второй час
ти? (Головки, стебли, листья.)
— Как описывается каждая часть предмета? Назовите
опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чтения и
разбора текста.)
Признак частей предмета:
головки одуванчик
стебли покрыты чешуйками
листья с верхней, гладкие, холодные
с нижней, мягкие, теплые
— Прочитайте третью часть рассказа.
Итогом текста является оценка предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу). [ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА1
— Прочитайте оценку предмета автором.
— Предложение название этой части. (Прекрасный цве
ток.) (Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части. (Удивительный.)
(Учитель-логопед записывает опорное слово на доске.)
— Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны
друг с другом? (Используются имена существительные,
обозначающие части целого: мать-и-мачеха — цветок, голо
вки цветка, стебли растения, листья.)
— Получается полная схема:
ОБЩИЙ ПРИЗНАК
т
ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА Образец записи на доске:
МАТЬ-И-МАЧЕХА. ПЛАН.
| ОБЩИЙ ПРИЗНАК | Весенние цветы.
Весенние (похож на одуванчик)
ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ |
части цветка: головки стебли листья |
Покрыты чешуйками С верхней, гладкие, холодные
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА Прекрасный цветок Удивительный |
С нижней, мягкие, теплые
Г!
«Текст»
с
9-10 занятия
• Устный пересказ текста по плану, опорным словам
— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают текст. Логопед помогает- учащимся использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.
• Обобщение
— Прочитайте опорные слова рассказа. Определите часть
речи опорных слов. (Коллективная работа.)
— Сделайте вывод, какие слова чаще всего являются опор
ными в текстах-описаниях? (Имена прилагательные.)
— С чем сравниваются цветки мать-и-мачехи? Прочитайте
предложение, в котором содержится это сравнение. (Золотис
тые головки цветка похожи на цветки одуванчика.)
Описанию помогают сравнения с чем-либо. Используются
слова: похоже на..... , как будто........ , словно..........
— Послушайте стихотворение.
Ночь зимой — как черный кот,
День — как серенькая мышь.
Но весна, весна идет,
Ярко, звонко каплет с крыш.
И теперь наоборот:
Ночь — как серенькая мышь,
День — большой, блестящий кот.
(П. Соловьева)
— С чем сравнивает автор ночь и день зимой?
— Назовите образные сравнения весенней ночи и весенне
го дня?
4. Физкультминутка Мы бежали по дорожке, Промочили свои ножки. Потом сели, посидели. Смотрим, птицы полетели Ветер сильный вдруг подул Испугались! Караул! Листья в воздухе кружатся |
Бег
Трясем ногами
Присели
Руки двигаются как крылья в полете
Дуем
Спрятать лицо в ладонях
Кружимся
Приседаем Плавные движения руками верху Резкие рвущие движения руками Кружимся на месте Медленно приседаем |
И на землю все ложатся Дует, дует ветер, дует, надувает Желтые листочки с дерева срывает И летят листочки, кружат по дорожке. Падают листочки прямо нам под ножки.