Организационный момент. Беседа-повторение

На доске:

(Начало)-(Развитие) (Кульминация) (Итог)

ЛО, НА.ЧА

2. Е, ТИ, ВИ,РАЗ

3. МИ,КУЛЬ, Я, ЦИ, НА

4. ТОГ, И

Замок откроется тогда, '

Когда составишь ты слова. Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех!

— Сядет тот, кто из слогов составит слово. (Ребенок на­
зывает слово, учитель-логопед рядом с цифрами выставляет
опорные таблицы набора «Текст-повествование»).

— Прочитайте все слова. (Коллективное чтение слов
вслух.)

— Что получилось? (Схема построения текста-повествова­
ния.)



Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru


Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru «Текст»

8 занятие



Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Что сообщается в тексте-повествовании?

— Слова какой части речи чаще всего используются в по­
вествовательных текстах?

— Послушайте.

И вот он начал свой рассказ.

— Они ползут, а он им — раз!

А тут как раз она ползла.

А он как даст ему со зла!

Она им — раз!

Они ей — раз!

Но тут как раз ее он спас.

(А. Барто.)

— Все ли вам понятно из этого стихотворения? А почему?

— Что хотела показать А. Барто? (Бедный словарный за­
пас, неумение мальчика выразить свои мысли, передать со­
держание фильма.)

2. Запись числа, темы занятия

3. Текст-повествование. Схема построения повествовательного
текста

• Знакомствос текстом

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с тек­стом (см. приложение 2).

Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru ТЕТЕРКА ОТВОДИТ ВРАГА

По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Он ловко прыгал. Это был хорек.

Вдруг хорек заметил тетерку Он припал к земле своим гибким телом и пополз быстро.

Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Хорек бросился за нею. Вот он ее схватит. Но тетерка то взлетала, то падала на землю. Так она отводила хорька от своих птенцов. Но вот тетерка взлетела и легко понеслась над кустами и выше

Хорек злобно посмотрел ей вслед и побежал искать другую добычу.

(По Г. Скребицкому)

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 ученика­
ми.)

• Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Тетерка спасает своих детей.)

— Определите основную мысль текста. (Как тетерка об­
манула хорька.)

— Прочитайте заголовок. (Тетерка отводит врага.) (За­
пись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

— Определите тип текста. (Текст-повествование.) Дока­
жите.

4. Физкультминутка

— Назовите и покажите опорные слова-действия (глаголы)
рассказа.

Бежал

Прыгал

Заметил

Припал, пополз

Увидала

Захлопала (крыльями), побежала

Бросился

То взлетала, то падала

Взлетела, легко понеслась

Злобно посмотрел

Побежал искать

• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы­
ковые средства связи

— Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

— Составим план текста.

— Прочитайте первую часть.

— Кто появился на поляне?

— Как он вел себя? На кого он похож?

— Это начало действия. (Учитель-логопед прикрепляет на
доске опорную таблицу [НАЧАЛО])

— Предложите название этой части. (Появление хорька на
поляне.) (Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Бежал, ловко пры­
гал.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru «Текст»

8 занятие



                       
    Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru
      Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru
 
    Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru
 
    Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru
  Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru
 
 
 
    Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru

Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru
[НАЧАЛО

Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Прочитайте вторую часть рассказа.

— Кого заметил хорек?

— Что он сделал?

— Это развитие действия. (Учитель-логопед прикрепляет
на доске опорную таблицу [РАЗВИТИЕ 1

— Предложите название этой части. (Хорек заметил те­
терку.) (Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Припал к земле, пополз
быстро.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте третью часть текста.

— Как вела себя тетерка? Перечислите последовательность
ее действий.

— Почему этот момент самый важный, главный? Это куль­
минация. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную
таблицу [КУЛЬМИНАЦИЯ|

— Предложите название этой части. (Хитрость тетерки.)
(Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Увидела, захлопа­
ла, побежала, за нею, то взлетала, то падала, отводила от
птенцов, взлетела и понеслась.) (Учитель-логопед записыва­
етопорные слова на доске.)

— Прочитайте четвертую часть рассказа.

— Что сделал хорек?

— Это конец действия, итог. (Учитель-логопед прикрепля­
ет на доске опорную таблицу [ИТОГ]

— Полная опорная схема:

Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru НАЧАЛО

Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru РАЗВИТИЕ

Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru КУЛЬМИНАЦИЯ

— Предложите название этой части. (Хорек убежал.) (За­
пись в тетрадь, на доске.)

Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Назовите опорные слова этой части. (Злобно посмотрел,
побежал искать добычу.) (Учитель-логопед записывает опор­
ные слова на доске.)

— Прочитайте текст еще раз. Как связаны предложения в
тексте? Назовите языковые средства связи. (Хорек — он, зве­
рек, враг. Тетерка— она, за нею, ее.)

Образец записи на доске:

ТЕТЕРКА ОТВОДИТ ВРАГАПлан

Появление хорька на поляне. Бежал, ловко прыгал. Хорек заметил тетерку.

РАЗВИТИЕ

Припал к земле, по­полз быстро.

КУЛЬМИНАЦИЯ Хитрость тетерки.

Увидала, захлопала, побежала, за нею, то взлетала, то па­дала, отводила от птенцов, взлетела и понеслась.

Хорек убежал.

Злобно посмотрел, побежал искать до бычу.

• Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— Прочитайте текст. (Учащиеся читают про себя.)

— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактиру­ет высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

Итог занятия

— Очем рассказывается в повествовательных текстах?

— Из каких частей состоит текст-повествование?

— Слова какой части речи чаще всего используются в по­
вествовательных текстах?

Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru «Текст»

9-10 занятия



       
    Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru
  Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru
 

ТЕМА.

Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения описания.

ЦЕЛИ:

• познакомить с описательным текстом, схемой
построения текста-описания;

• формировать умения определять особенности
текста-описания, пересказывать описательный
текст по плану и опорным словам;

• формировать умения строить описание, исполь­
зовать средства выразительности для описания
своих наблюдений;

• воспитывать внимательное, бережное отношение
к живой природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор опорных таблиц «Текст-описание», карточки с текстом (см. приложение 2), предметная картинка («Мать-и-мачеха»); листочки березы, клена, дуба, ивы и др. деревьев, запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ: .

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто отгадает предмет.

— Определите в слове количество слогов, назовите удар­
ный слог:

Небольшая птичка с красной грудкой, голубовато-серой спинкой, с черной бархатной шапочкой. (Снегирь)

Цветок растет в поле. Серединка желтая, а вокруг белые лепестки. (Ро­машка.)

Это овощ. Красного цвета, круглый, мягкий и сочный. (Помидор.)

Косой, слабый, трусливый, маленький, серый, с длинными ушами, корот­ким хвостом, короткими передниками и длинными задними лапами. (Заяц.)

Круглый, гладкий и пузатый. Больно бьют его ребята. (Мяч.)

Я длинный и зеленый, Вкусный и соленый, Вкусный и сырой. Кто же я такой? (Огурец.)


Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока.)

Маленькие зверьки, Серенькие шубки, Черненькие глазки, Остренькие зубки. (Мыши.)

— Как вы смогли узнать предмет? Как я рассказывала о
предмете?

— Правильно, я описывала предмет, называя его при­
знаки,

2. Запись числа, темы занятия

3. Текст-описание, схема построения описательного текста
Этимология слова

— Отгадайте загадку.

У реки, на лугу, Босиком на снегу Первые цветочки — Желтые глазочки.

(Мать-и-мачеха!)

Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Мать-и-мачеха».

(Этимология слова.)

«Название растения произошло от особенности его лис­тьев, светлых снизу и темно-зеленых сверху. Если потрогать нижнюю его сторону, опушенную волосками, мягкую, то по­является ощущение теплоты, ласки — это мать. Верхняя же сторона листа гладкая, жесткая, как бы холодная: это маче­ха. » (Из книги Волиной В.В. «Откуда пришли слова: Занима­тельный этимологический словарь».)

Уточнение лексического значения слов:

МАЧЕХА — жена отца по отношению к его детям от пре­жнего брака.

ЭТИМОЛОГИЯ — это наука о значении и происхождении слов.

• Знакомство с текстом.

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текс­том (см. приложение 2) карточка.

Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru «Текст»

9-10 занятия



           
    Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru   Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru
 
  Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru

Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru Мать-и-мачеха — первые весенние цветы.

Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу — мягкие и теплые.

Мать-и-мачеха — прекрасный цветок.

Организационный момент. Беседа-повторение - student2.ru — Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

• Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о цветке.)

— Определите основную мысль текста. (Описание матъ-и-
мачехи.)

— Это текст-описание. Запишите правило в тетрадь. (Ор­
фографическая диктовка учителя-логопеда, обратить внима­
ние на постановку знаков препинания.)

Наши рекомендации