Организационный момент. Беседа-повторение
На доске:
(Начало)-(Развитие) (Кульминация) (Итог) |
ЛО, НА.ЧА
2. Е, ТИ, ВИ,РАЗ
3. МИ,КУЛЬ, Я, ЦИ, НА
4. ТОГ, И
Замок откроется тогда, '
Когда составишь ты слова. Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех!
— Сядет тот, кто из слогов составит слово. (Ребенок на
зывает слово, учитель-логопед рядом с цифрами выставляет
опорные таблицы набора «Текст-повествование»).
— Прочитайте все слова. (Коллективное чтение слов
вслух.)
— Что получилось? (Схема построения текста-повествова
ния.)
«Текст»
8 занятие
— Что сообщается в тексте-повествовании?
— Слова какой части речи чаще всего используются в по
вествовательных текстах?
— Послушайте.
И вот он начал свой рассказ.
— Они ползут, а он им — раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Она им — раз!
Они ей — раз!
Но тут как раз ее он спас.
(А. Барто.)
— Все ли вам понятно из этого стихотворения? А почему?
— Что хотела показать А. Барто? (Бедный словарный за
пас, неумение мальчика выразить свои мысли, передать со
держание фильма.)
2. Запись числа, темы занятия
3. Текст-повествование. Схема построения повествовательного
текста
• Знакомствос текстом
Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2).
ТЕТЕРКА ОТВОДИТ ВРАГА
По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Он ловко прыгал. Это был хорек.
Вдруг хорек заметил тетерку Он припал к земле своим гибким телом и пополз быстро.
Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Хорек бросился за нею. Вот он ее схватит. Но тетерка то взлетала, то падала на землю. Так она отводила хорька от своих птенцов. Но вот тетерка взлетела и легко понеслась над кустами и выше
Хорек злобно посмотрел ей вслед и побежал искать другую добычу.
(По Г. Скребицкому)
— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 ученика
ми.)
• Анализ текста
— Докажите, что это текст.
— Определите тему текста. (Тетерка спасает своих детей.)
— Определите основную мысль текста. (Как тетерка об
манула хорька.)
— Прочитайте заголовок. (Тетерка отводит врага.) (За
пись заголовка текста в тетрадь, на доске.)
— Определите тип текста. (Текст-повествование.) Дока
жите.
4. Физкультминутка
— Назовите и покажите опорные слова-действия (глаголы)
рассказа.
Бежал
Прыгал
Заметил
Припал, пополз
Увидала
Захлопала (крыльями), побежала
Бросился
То взлетала, то падала
Взлетела, легко понеслась
Злобно посмотрел
Побежал искать
• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы
ковые средства связи
— Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.
— Составим план текста.
— Прочитайте первую часть.
— Кто появился на поляне?
— Как он вел себя? На кого он похож?
— Это начало действия. (Учитель-логопед прикрепляет на
доске опорную таблицу [НАЧАЛО])
— Предложите название этой части. (Появление хорька на
поляне.) (Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части. (Бежал, ловко пры
гал.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)
«Текст»
8 занятие
[НАЧАЛО |
— Прочитайте вторую часть рассказа.
— Кого заметил хорек?
— Что он сделал?
— Это развитие действия. (Учитель-логопед прикрепляет
на доске опорную таблицу [РАЗВИТИЕ 1
— Предложите название этой части. (Хорек заметил те
терку.) (Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части. (Припал к земле, пополз
быстро.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)
— Прочитайте третью часть текста.
— Как вела себя тетерка? Перечислите последовательность
ее действий.
— Почему этот момент самый важный, главный? Это куль
минация. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную
таблицу [КУЛЬМИНАЦИЯ|
— Предложите название этой части. (Хитрость тетерки.)
(Запись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части. (Увидела, захлопа
ла, побежала, за нею, то взлетала, то падала, отводила от
птенцов, взлетела и понеслась.) (Учитель-логопед записыва
етопорные слова на доске.)
— Прочитайте четвертую часть рассказа.
— Что сделал хорек?
— Это конец действия, итог. (Учитель-логопед прикрепля
ет на доске опорную таблицу [ИТОГ]
— Полная опорная схема:
НАЧАЛО
РАЗВИТИЕ
КУЛЬМИНАЦИЯ
— Предложите название этой части. (Хорек убежал.) (За
пись в тетрадь, на доске.)
— Назовите опорные слова этой части. (Злобно посмотрел,
побежал искать добычу.) (Учитель-логопед записывает опор
ные слова на доске.)
— Прочитайте текст еще раз. Как связаны предложения в
тексте? Назовите языковые средства связи. (Хорек — он, зве
рек, враг. Тетерка— она, за нею, ее.)
Образец записи на доске:
ТЕТЕРКА ОТВОДИТ ВРАГАПлан
Появление хорька на поляне. Бежал, ловко прыгал. Хорек заметил тетерку.
РАЗВИТИЕ |
Припал к земле, пополз быстро.
КУЛЬМИНАЦИЯ Хитрость тетерки. |
Увидала, захлопала, побежала, за нею, то взлетала, то падала, отводила от птенцов, взлетела и понеслась.
Хорек убежал. |
Злобно посмотрел, побежал искать до бычу.
• Устный пересказ текста по плану, опорным словам
— Прочитайте текст. (Учащиеся читают про себя.)
— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся
использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.
Итог занятия
— Очем рассказывается в повествовательных текстах?
— Из каких частей состоит текст-повествование?
— Слова какой части речи чаще всего используются в по
вествовательных текстах?
«Текст»
9-10 занятия
ТЕМА. |
Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения описания.
ЦЕЛИ: |
• познакомить с описательным текстом, схемой
построения текста-описания;
• формировать умения определять особенности
текста-описания, пересказывать описательный
текст по плану и опорным словам;
• формировать умения строить описание, исполь
зовать средства выразительности для описания
своих наблюдений;
• воспитывать внимательное, бережное отношение
к живой природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: набор опорных таблиц «Текст-описание», карточки с текстом (см. приложение 2), предметная картинка («Мать-и-мачеха»); листочки березы, клена, дуба, ивы и др. деревьев, запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ: .
1. Организационный момент
— Сядет тот, кто отгадает предмет.
— Определите в слове количество слогов, назовите удар
ный слог:
Небольшая птичка с красной грудкой, голубовато-серой спинкой, с черной бархатной шапочкой. (Снегирь)
Цветок растет в поле. Серединка желтая, а вокруг белые лепестки. (Ромашка.)
Это овощ. Красного цвета, круглый, мягкий и сочный. (Помидор.)
Косой, слабый, трусливый, маленький, серый, с длинными ушами, коротким хвостом, короткими передниками и длинными задними лапами. (Заяц.)
Круглый, гладкий и пузатый. Больно бьют его ребята. (Мяч.)
Я длинный и зеленый, Вкусный и соленый, Вкусный и сырой. Кто же я такой? (Огурец.)
Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока.) |
Маленькие зверьки, Серенькие шубки, Черненькие глазки, Остренькие зубки. (Мыши.)
— Как вы смогли узнать предмет? Как я рассказывала о
предмете?
— Правильно, я описывала предмет, называя его при
знаки,
2. Запись числа, темы занятия
3. Текст-описание, схема построения описательного текста
Этимология слова
— Отгадайте загадку.
У реки, на лугу, Босиком на снегу Первые цветочки — Желтые глазочки.
(Мать-и-мачеха!)
Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Мать-и-мачеха».
(Этимология слова.)
«Название растения произошло от особенности его листьев, светлых снизу и темно-зеленых сверху. Если потрогать нижнюю его сторону, опушенную волосками, мягкую, то появляется ощущение теплоты, ласки — это мать. Верхняя же сторона листа гладкая, жесткая, как бы холодная: это мачеха. » (Из книги Волиной В.В. «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь».)
Уточнение лексического значения слов:
МАЧЕХА — жена отца по отношению к его детям от прежнего брака.
ЭТИМОЛОГИЯ — это наука о значении и происхождении слов.
• Знакомство с текстом.
Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2) карточка.
«Текст»
9-10 занятия
Мать-и-мачеха — первые весенние цветы.
Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу — мягкие и теплые.
Мать-и-мачеха — прекрасный цветок.
— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)
• Анализ текста
— Докажите, что это текст.
— Определите тему текста. (Текст о цветке.)
— Определите основную мысль текста. (Описание матъ-и-
мачехи.)
— Это текст-описание. Запишите правило в тетрадь. (Ор
фографическая диктовка учителя-логопеда, обратить внима
ние на постановку знаков препинания.)