Организационный момент. Игра «Цепочка слов»
Здесь слова первого конец
Началом стал второго
— Сядет тот, кто продолжит цепочку слов.
— Придумайте слово так, чтобы последний слог первого
слова стал первым слогом второго слова.
На доске:
Рыба — баран — ранка — камыш — мышка ....
Сосна — (насос — сосна — карась ... .)
Туча — (часы — сычи — чижи — жилет — летчик — ... .)
Яма — (машина — натура — ракета — тарелка — каша... .)
2. Запись числа, темы занятия. «Порядок предложение в тексте».
Беседа-повторение
(Учитель-логопед проводит диктовку).
— Что вы записали в тетрадь? {Мы записали предложе
ния.) Докажите.
— Сколько предложений записали?
— Из чего состоит речь?
— Из чего строятся предложения?
— Как связаны в предложении слова?
— Какие предложения вы знаете?
— Какие предложения произносятся с интонацией повы
шения голоса?
— Какие предложения произносятся с интонацией пони
жения голоса?
— Что называется текстом?
— Назовите признаки текста. {Тема, основная мысль,
смысловая связь между предложениями, порядок предложе
ний, заголовок.)
— Что такое тема текста?
— Что называется основной мыслью текста?
— Что такое опорные слова?
3. Поиск смысловых несуразностей. Анализ смыслового
содержания текста
На доске:
ЗИМОЙ
На дворе зима. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. В маленьком пруду плавают дикие утки. На мягкой травке резвятся мальчишки в теплых шубах. Ребятишки рады зиме.
— Прочитайте.
— Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему? Объ
ясните свой ответ.
— Исправьте смысловые ошибки. Устно отредактируйте
текст (1—2 ученика).
«Текст»
4 занятие
4. Физкультминутка.
Мы на лыжах в лес идем, Мы взбираемся на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. Вдруг поднялся сильный ветер, Он деревья крутит, вертит И среди ветвей шумит. Снег летит, летит, летит. По опушке зайчик скачет, Словно белый мягкий мячик. Раз прыжок и два прыжок — Вот и скрылся наш дружок! Хоть приятно здесь кататься, Надо снова заниматься.
Дети машут руками словно работают, лыжными палками.
Вращение туловищем вправо и влево.
Прыжки.
Дети садятся за парты.
5. Восстановление деформированного текста. Редактирование
На доске:
Встал Миша, отряхнулся. Весело ребятам зимой! Миша съехал в
сугроб и упал. Ребята катались на лыжах с горы. Подъехал Вася и сме
ется. .
— Послушайте.
— Прочитайте написанное на доске (1—2 ученика).
— Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему эти
предложения нельзя назвать связным текстом?
— Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Устано
вить правильный порядок предложений, т. е. отредактиро
вать текст.)
— Чтобы установить правильный порядок предложений в
тексте, надо представить себе, что делали ребята.
Логопед выставляет серию сюжетных картинок (см. рис. 21—23) предлагает ученикам рассмотреть их.
— Расположите данные картинки в правильной последова
тельности.
— Как вы думаете, что мы составили с помощью этих кар
тинок? (План.)
— Что такое план текста? (План текста — схема постро
ения текста.)
— О ком будет наш рассказ? (О Мише.)
— Что о нем рассказывается? (Как Миша катался с гор
ки.)
— Первое предложение знакомит нас с героями рассказа.
Или называет время, место событий. Оно привлекает внима
ние, словно открывает дверцу в текст и приглашает войти.
Найдите и прочитайте предложение к первой картинке.
«Текст»
4 занятие
Ребята катались на лыжах с горы.
— Какое предложение соответствует второй картинке? Прочитайте предложение.
Миша въехал в сугроб и упал.
— Прочитайте предложения к третьей картинке.
Встал Миша отряхнулся. Подъехал Вася и смеется.
— Последнее предложение текста (концовка) подводит
итог сказанному.
— Прочитайте его хором, с чувством.
Весело ребятам зимой!
— Прочитайте предложения по порядку так, как происхо
дили действия (1—2 ученика).
— Какое заглавие подойдет к тексту: «Зимой», «На гор
ке», «В мороз»? Почему?
— Запишите заголовок текста в тетрадь.
Запись отредактированного текста в тетрадь.
Анализ записанных текстов.
«Нельзя кое-как, положась на удачу, Усвоить тему, решить задачу, Правильно сшить костюм без примерки. Каждое дело "просит" проверки».
(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика».)
— Прочитайте текст. (Зачитываются 3—4 работы.)
— Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
— Назовите признаки этого текста:
тема текста;
основная мысль;
смысловая связь между предложениями, правильный порядок предложений;