Организационный момент. Игра «Цепочка слов»

Здесь слова первого конец
Началом стал второго

— Сядет тот, кто продолжит цепочку слов.

— Придумайте слово так, чтобы последний слог первого
слова стал первым слогом второго слова.

На доске:

Рыба — баран — ранка — камыш — мышка ....

Сосна — (насос — сосна — карась ... .)

Туча — (часы — сычи — чижи — жилет — летчик — ... .)

Яма — (машина — натура — ракета — тарелка — каша... .)

2. Запись числа, темы занятия. «Порядок предложение в тексте».
Беседа-повторение

(Учитель-логопед проводит диктовку).

— Что вы записали в тетрадь? {Мы записали предложе­
ния.) Докажите.

— Сколько предложений записали?

— Из чего состоит речь?

— Из чего строятся предложения?

— Как связаны в предложении слова?

— Какие предложения вы знаете?

— Какие предложения произносятся с интонацией повы­
шения голоса?

— Какие предложения произносятся с интонацией пони­
жения голоса?

— Что называется текстом?

— Назовите признаки текста. {Тема, основная мысль,
смысловая связь между предложениями, порядок предложе­
ний, заголовок.)

— Что такое тема текста?

— Что называется основной мыслью текста?

— Что такое опорные слова?

3. Поиск смысловых несуразностей. Анализ смыслового
содержания текста

На доске:

ЗИМОЙ

На дворе зима. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны то­полиным пухом. В маленьком пруду плавают дикие утки. На мягкой травке резвятся мальчишки в теплых шубах. Ребятишки рады зиме.

— Прочитайте.

— Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему? Объ­
ясните свой ответ.

— Исправьте смысловые ошибки. Устно отредактируйте
текст (1—2 ученика).

Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru «Текст»

4 занятие



                   
    Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru
 
    Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru
 
    Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru
    Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru
 
  Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru
 

Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru

4. Физкультминутка.

Мы на лыжах в лес идем, Мы взбираемся на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. Вдруг поднялся сильный ветер, Он деревья крутит, вертит И среди ветвей шумит. Снег летит, летит, летит. По опушке зайчик скачет, Словно белый мягкий мячик. Раз прыжок и два прыжок — Вот и скрылся наш дружок! Хоть приятно здесь кататься, Надо снова заниматься.

Дети машут руками словно работают, лыжными палками.

Вращение туловищем вправо и влево.

Прыжки.

Дети садятся за парты.



       
  Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru
    Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru
 

Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru 5. Восстановление деформированного текста. Редактирование

На доске:

Встал Миша, отряхнулся. Весело ребятам зимой! Миша съехал в
сугроб и упал. Ребята катались на лыжах с горы. Подъехал Вася и сме­
ется. .

— Послушайте.

— Прочитайте написанное на доске (1—2 ученика).

— Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему эти
предложения нельзя назвать связным текстом?

— Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Устано­
вить правильный порядок предложений, т. е. отредактиро­
вать текст.)

— Чтобы установить правильный порядок предложений в
тексте, надо представить себе, что делали ребята.

Логопед выставляет серию сюжетных картинок (см. рис. 21—23) предлагает ученикам рассмотреть их.

— Расположите данные картинки в правильной последова­
тельности.

— Как вы думаете, что мы составили с помощью этих кар­
тинок? (План.)

— Что такое план текста? (План текста — схема постро­
ения текста.)


Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru

— О ком будет наш рассказ? (О Мише.)

— Что о нем рассказывается? (Как Миша катался с гор­
ки.)

— Первое предложение знакомит нас с героями рассказа.
Или называет время, место событий. Оно привлекает внима­
ние, словно открывает дверцу в текст и приглашает войти.
Найдите и прочитайте предложение к первой картинке.

Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru «Текст»

4 занятие



Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru Ребята катались на лыжах с горы.

— Какое предложение соответствует второй картинке? Прочитайте предложение.

Миша въехал в сугроб и упал.

Организационный момент. Игра «Цепочка слов» - student2.ru

— Прочитайте предложения к третьей картинке.
Встал Миша отряхнулся. Подъехал Вася и смеется.

— Последнее предложение текста (концовка) подводит
итог сказанному.

— Прочитайте его хором, с чувством.
Весело ребятам зимой!

— Прочитайте предложения по порядку так, как происхо­
дили действия (1—2 ученика).

— Какое заглавие подойдет к тексту: «Зимой», «На гор­
ке», «В мороз»? Почему?

— Запишите заголовок текста в тетрадь.
Запись отредактированного текста в тетрадь.

Анализ записанных текстов.

«Нельзя кое-как, положась на удачу, Усвоить тему, решить задачу, Правильно сшить костюм без примерки. Каждое дело "просит" проверки».

(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика».)




— Прочитайте текст. (Зачитываются 3—4 работы.)

— Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

— Назовите признаки этого текста:
тема текста;

основная мысль;

смысловая связь между предложениями, правильный по­рядок предложений;

Наши рекомендации