Ассоциативное мышление
Общение с людьми, наблюдение за внешним миром и собственные мысли бывают причиной появления у нас непроизвольных воспоминаний. Эти непроизвольные воспоминания, или ассоциации, связаны с вызвавшими их словами, образами или событиями сходством по какому-либо признаку: по похожести места, времени суток, состава участников, по подобию цвета, запаха, звука, вкуса, сопутствующих ощущений. Например, если мы увидим детей, идущих из школы или играющих с мячом, то в нашей памяти могут «всплыть» подобные картины и из нашего детства, знакомые дети такого же возраста, трудности с их воспитанием, спортивные соревнования, книги и фильмы о детях и многое-многое другое. Одна ассоциация становится основанием для следующей - так возникает целая цепь ассоциаций, которая может увести нашу мысль очень далеко от начального события.
Как-то стою зимой в храме на службе. Поют хорошо, в храме тепло. Думаю: «Чем же отапливается храм?» Вижу на стене какие-то необычные обогреватели, похожие на инфракрасные, о которых я недавно читал статью в журнале. И о. Владимир мне рассказывал, что видел их на выставке: там зимой прямо на открытой веранде сидела в кресле девица в купальнике, и ей было тепло от инфракрасного обогревателя. Впрочем, возможно, что она согрелась народным способом, а показывала для рекламы, что ей тепло от инфракрасных лучей… Тут только спохватился, куда завели меня ассоциации. А началось все с безобидной мысли: «Чем же отапливается храм?»
По закону ассоциаций происходит большинство наших разговоров с друзьями, родственниками и знакомыми. Посмотрим с этой точки зрения на разговор двух соседей по даче.
– Что-то давно тебя не видно?
– Лежал в областной больнице, схватил где-то двустороннее воспаление легких.
– В областной?! И я лежал там же год назад с давлением. К нам еще приходил священник из Яковлевской церкви, причащал и соборовал желающих.
– А у меня теща ходит в церковь. Заставляет поститься по средам и пятницам, но я пока не поддаюсь. Недавно внуков крестила.
– А я крестился в Вологде, году, где-то в семидесятом.
– Надо же, какое совпадение. Я там в это время служил в армии, в войсках связи. Кстати, завтра день Защитника Отечества…
Эти разговоры не имеют какой-то определенной цели и смысла, мы просто общаемся, говорим друг другу что придет в голову по ходу разговора. Не подозревая при этом, что разговор наш строится по закону непроизвольных ассоциаций. Перебирая содержимое своей памяти, мы в то же время загружаем ее массой совершенно ненужных нам сведений от собеседника.
Человек не может ни вместить, ни использовать всей доступной ему информации. Стало быть, не стоит и пытаться узнать как можно больше, тем более что информация бывает и вредной. Нам следует умерять свою информационную всеядность и слепое любопытство. Ненужный хлам, которым мы наполним свою память, будет мешать запоминанию необходимого и появляться, по закону ассоциаций, в виде отвлекающих мыслей и образов даже во время молитвы. В качестве непроизвольных воспоминаний в нашем сознании зачастую появляются когда-то слышанные нами пустые песенки и мелодии, по своей форме и содержанию неуместные в душе православного христианина, предназначенной быть храмом Духа Святого. Если мы, заметив появление ненужного воспоминания, тотчас вооружимся Иисусовой молитвой, то легко отгоним его. Если же песенка нам понравится, и мы немного подпоем, то она «прилипает», берет наш ум в плен, и от нее бывает уже трудно освободиться. И вот что удивительно: Иисусову молитву читаешь годами, и она никак не идет сама, а тут с полуоборота – и никак не остановишь, пока не раскаешься и не помолишься. Как при этом не поверить в существование врага спасения?
Замечено, что в разговорах, которые не имеют какой-либо сознательной цели, увлеченный человек всегда выйдет на свою излюбленную тему, с чего бы разговор ни начался. Отсюда видно, что неосознанное движение мысли по ассоциациям вовсе не случайно и управляется на самом деле страстями, и даже бесами. Бывают, конечно, и добрые ассоциации, проистекающие от добродетелей. В этом отношении дело обстоит так же, как и с помыслами: ассоциации бывают от Бога, от диавола, от самого себя, полезные, вредные и безразличные к добру и злу.
Ассоциативное мышление важно в искусстве, так как любое его произведение предполагает вызвать у зрителя или слушателя богатые ассоциации. В искусстве особо ценится красота и совершенство формы, в то время как духовное содержание художественного произведения критики и ценители часто оставляют без внимания. Христианин же, заботящийся о своем спасении, обязан смотреть в первую очередь на духовное содержание, т.к. в самой распрекрасной художественной форме нам иногда преподносится содержание, под которым за автора мог бы с готовностью расписаться обитатель преисподней.
Подводим итог. Чтобы не замусоривать память и уменьшить нежелательные ассоциации, нам следует, по возможности, сокращать внешние впечатления, и, в первую очередь, не имеющие сознательной цели разговоры. Необходимо следить за возникающими по всякому поводу ассоциациями и не спешить их сразу принимать и озвучивать. Так же, как помыслы, чувства и желания, они подлежат нашей внутренней цензуре.