Жить простой и естественной жизнью

Городская жизнь, особенно в эту эпоху, в Кали-югу, очень осквернена. Поэт Каупер сказал, что город создан человеком, а деревня — Богом. Поэтому жизнь в деревне пробуждает и поддерживает естественную склонность к сознанию Кришны, и мы хотим создать такую атмосферу в Новом Вриндаване. Твоя помощь в этом вопросе очень меня вдохновляет. (ПШП Сатьябхаме, 27 декабря 1968)

Я видел, как счастливо живут наши преданные в Новом Вриндаване: свежий воздух, свежие овощи и обилие молока. Простая жизнь в домиках. Чего еще надо? Мы не должны пренебрегать поддержанием тела и мы должны экономить время для повторения «Харе Кришна». Нужно проповедовать это. Экономить время и повторять «Харе Кришна». (ПШП Хамсадуте, 7 сентября 1974)

Если эти сельскохозяйственные общины добьются успеха, вся промышленность будет закрыта. Нам даже не надо будет проповедовать об этом, люди сами откажутся. Люди простодушны. Негодяи-руководители говорят, что жить в деревнях примитивно. А заниматься бизнесом в городе и становиться ворами и разбойниками — это, значит, признак развития. У них там собачьи бега, конные скачки, игра, кока-кола, пепси-кола — все совершенно ненужное. (ПШП Рупануга-дасу, 29 сентября 1975)

Вриндаван не нуждается в модернизации, потому что Вриндаван Кришны — это трансцендентная деревня. Они там полностью полагаются на блага природы и ее защиту. ... Так что если ты серьезно намерен превратить это место в Новый Вриндабан, я советую тебе не слишком его модернизировать. Но поскольку вы американцы, вы должны создать там минимально необходимые для вас удобства. Не гонитесь за слишком большой роскошью, как это обычно делают американцы и европейцы. Лучше жить, избегая прелестей современной цивилизации, естественной здоровой жизнью и заниматься сознанием Кришны. Это место может стать идеальной деревней, жители которой будут жить просто и мыслить возвышенно. Чтобы вести простую жизнь, мы должны иметь достаточно земли, чтобы выращивать на ней зерно, и пастбища для коров. Если будет достаточно зерна и молока, экономическая проблема будет решена. Вам не нужны ни машины, ни кинотеатры, ни отели, ни бойни, ни бордели, ни ночные клубы — ничто из этих прелестей современной цивилизации. (ПШП Хаягриве, 14 июня 1968)

Соблюдать экологию сознания

В уме и так много скверны. А из-за этого и мир сегодня страдает от загрязнений. По данным экологов, планета на грани краха. Ледники на полюсах тают из-за глобального потепления, а оно происходит из-за нарушения законов природы. Руководствуясь ненасытными желаниями, люди истощают недра Земли, не считаясь с нею самой. Когда европейцы приплыли в Америку, там уже жили индейцы. Европейцы принялись возводить себе дома и создавать удобства, не заботясь о сохранности и чистоте земли и воды. Тогда один из вождей индейцев, Сиэтл, сказал: «Земля — это ложе, на котором вы спите. Если вы оскверняете ложе, вам все равно приходится спать на нем».

Страдая от загрязнений, люди стали больше думать о здоровье: стараются есть только натуральные продукты, больше времени проводить на открытом воздухе, ездить в горы или к морю. Их влечет чистота природы. Но пока мы не примем решение остановить загрязнение ума, нам никогда не понять природу здоровья. Согласно писаниям, цель жизни — очистить ум от загрязнений бесчисленными желаниями и жить полной жизнью, спокойно и счастливо. Но вы продолжаете думать, что счастье это нечто вовне, а не в вас самих, и что вы можете «принять его внутрь» через органы чувств, как наркотик. Однако истинное счастье — это состояние сознания. Истинный покой не описать словами, никто не вложит его руками в ваше сердце, это нужно испытать на собственном опыте. Это нужно реализовать, буквально ощутить «вкус» истинного покоя.

Господь, Абсолютная Истина, нисходит в мир, чтобы научить нас этому. Каждая авторитетная религиозная система учит нас, как очистить сердце и ум, чтобы увидеть свое истинное вечное «я» в зеркале сознания. Первое, что необходимо сделать, — перестать осквернять ум ложными желаниями и греховными деяниями. Ум может стать вам другом, только если вы прекратите забрасывать его грязью. Начните жить в чистоте, следуя четырем основным духовным принципам. (Лекция одного из старших учеников Шрилы Прабхупады)

- Какой Вы представляете общину преданных за городом?

Мин.

(Можно в парах или группах. Попросите преданных представить себе, что они живут в общине за городом. Как они представляют себе эту общину – как она выглядит, что и где в ней находится, какой жизнью живут там преданные (какое у них расписание и т.д. Попросите проявить фантазию. Нарисовать план общины.)

- Как ИСККОН в целом и Вы в частности (в своей жизни) можете проявлять уважение к материальному миру? Включая мелочи.

Мин.

(Можно попросить составить список действий и т.д. Можно в парах. Затем можно озвучить/обсудить)

- Как преданный относится ко всем живым существам?

Мин.

(Можно лекцией)

Это естественно для преданного. Преданный выражает свое почтение даже Дурге, Майе, ибо Майя - это энергия Кришны. Если мы любим Кришну, мы с почтением относимся к каждому, даже к муравью. (Путь к совершенству, глава 8)

Поклонение Божеству в храме — это составная часть жизни преданного. Каждый день он приходит в храм, чтобы увидеть Божество, облаченное в нарядные одежды. С благоговением он касается лотосных стоп Господа и поклоняется Ему, предлагая фрукты, цветы и вознося молитвы. Однако, чтобы достичь более высоких ступеней преданного служения, преданный должен смотреть на другие живые существа как на духовные искры, частицы Верховного Господа. Он должен выражать почтение каждому живому существу, которое так или иначе связано с Господом. И поскольку каждое живое существо, являясь неотъемлемой частицей Господа, изначально связано с Ним, преданный должен стараться увидеть духовное равенство всех живых существ. Как сказано в «Бхагавад- гите», пандит, человек, обладающий знанием, не делает различий между ученым брахманом, шудрой, свиньей, собакой и коровой. Он не обращает внимания на тело, которое является всего лишь внешней оболочкой. Он видит не внешнюю оболочку брахмана, коровы или свиньи, а духовную искру, частицу Верховного Господа. Тот, кто не способен видеть в каждом живом существе частицу Верховного Господа, называется пракрита-бхактой, материалистичным преданным. Такой преданный еще не достиг духовного уровня и находится на низшей ступени преданного служения. Это, однако, не мешает ему выражать почтение Божеству в храме. (Шримад Бахагаватам 3.29.16)

Животные, насекомые и даже деревья и трава—все они являются такими же детьми Бога, как и мы с вами. У них свое тело, у нас—свое. Если мы проводим различия между живыми существами, то не сможем увидеть Бога где-то еще, кроме нас. Однако Господь повсюду, Он находится в каждом атоме. Если вы делите людей на мужчин и женщин, чернокожих, светлокожих, краснокожих или желтокожих, индийцев, пакистанцев, русских, иранцев, израильтян или американцев, образованных или неграмотных, богатых или бездомных, а других личностей—на собак, кошек, обезьян или стрекоз и комаров, вы всегда должны помнить, что каждое из этих живых существ, ищущих наслаждение и счастье в жизни, в такой же степени является частичкой Бога, как и мы с вами, и у них есть такое же право искать свое счастье , как и у нас. … Если Вы считаете себя выше кого-либо из живых существ, то лишаете себя прекрасной возможности видеть Бога в их сердцах. (Лекция одного из старших учеников Шрилы Прабхупады)

- Как может проявляться его неуважение?

Мин.

(Попросить привести случаи из жизни, когда преданные не проявляли должного уважение к другим. И к чему это приводило.)

Истинная ахимса обязывает человека не препятствовать эволюции других живых существ. Животные также поднимаются по эволюционной лестнице, переходя из одной формы животной жизни в другую, и, убивая животное, мы мешаем его развитию. Если животное находилось в своем теле какое-то количество дней или лет, но затем было убито, ему придется снова получить то же самое тело, чтобы закончить положенный срок пребывания в нем и лишь затем перейти в другую форму жизни. (Бхагавад гита 16.1-3)

- Как Вы можете проявлять уважение и заботу ко всем живым существам?

Мин.

(Можно в общем мозговом штурме набросать несколько примеров, сказать пару слов.)

- Как преданный проявляет свое уважение ко времени как энергии Бога?

Мин.

(Можно задать вопрос, затем дать свое виденье)

Далее Рупа Госвами описывает отличительные черты человека, развившего в себе экстатическую любовь к Кришне. Эти отличительные черты таковы:

1. Он стремится посвятить все свое время преданному служению Господу. Он не любит праздности. Он хочет служить всегда, не отвлекаясь ни на что другое, сутки напролет.

… Беспримесный преданный, развивший в себе трансцендентную любовь к Кришне, всегда возносит молитвы Господу. Его ум постоянно поглощен мыслями о Кришне, а тело либо склоняется перед мурти Господа, либо занято каким-либо другим служением. Занимаясь этой экстатической деятельностью, он временами плачет. Так вся его жизнь целиком посвящена служению Господу, он не тратит ни мгновения ни на какие другие занятия. (Нектар преданности, глава 18)

Значимость времени трудно переоценить. У царя Парикшита оставалось всего семь дней до смерти, и чему он посвятил эти семь дней? Будучи правителем, он мог позволить себе погрузиться в любые материальные удовольствия, какие только захочет. Делай все, что захочешь, но только срок — семь дней. Он мог отправиться в чудесное путешествие куда угодно. Мог позволить себе любые развлечения, пригласить актеров и приказать им петь и играть для него сутками напролет. Но Махараджа Парикшит в эти семь дней искал общения со святыми, садху-санги. Он понимал, что именно сейчас, как никогда, ему необходимо установить утраченную связь с Господом, а сделать это можно только в обществе великих осознавших себя душ. Значит, нужно искать их общества, слушать из их уст об играх Господа и учиться у них любви к Господу. Такова наука установления связи с Всевышним. Махараджа Парикшит внимательно слушал послание «Шримад-Бхагаватам» и провел эти семь последних дней жизни в осознанной медитации на Господа, посвятив их исключительно духовной практике. Время необыкновенно дорого. (Лекция одного из старших учеников Шрилы Прабхупады)

- Домашнее задание:

Прочитайте цитаты к данному уроку.

Составьте план – как Вы могли бы более продуктивно использовать свое время в служении Кришне? По желанию – ведите дневник, в котором отмечайте как Вы провели каждый час – что Вы делали.

Занятие 6. Уважение к социуму:

Наши рекомендации