Линеметательное устройство фирмы Hansson Pyrotech
Хотя к устройству всегда прилагается инструкция по использованию, следует помнить, что линь создает существенное сопротивление движению ракеты. И для того, чтобы ракета доставила линь на заданное расстояние, выстрел необходимо производить под углом к горизонту порядка 20-30о.
При подаче линя спасательному плоту или шлюпке следует рассчитывать полет ракеты таким образом, чтобы она перелетела спасательное средство и положила линь на воду как можно ближе. При этом необходимо учитывать силу и направление ветра. Если действует боковой ветер (относительно направления выстрела), то линь должен лечь с подветренной стороны, так как у спасательного средства ветровой дрейф будет существенно больше, чем у линя, и расстояние между ними будет сокращиться. Если линь ляжет с наветренной стороны, то расстояние между ним и спасетельным средством будет увеличиваться.
Поданный при помощи ракеты линь обычно используется в качестве проводника для подачи на большое расстояние более прочных канатов между плавсредствами, когда сблизиться не представляется возможным.
4.5 Аварийный радиобуй
Несмотря на то, что спутниковый аварийный радиобуй (АРБ) рассматривается МК СОЛАС-74 в главе, посвященной радиосвязи, а не спасательным средствам, его можно отнести к спасательным средствам, так как его назначение - указание местоположения терпящих бедствие, а следовательно, и облегчение поисково-спасательной операции.
Морской аварийный радиобуй передает сигнал, который оповещает поисково-спасательные службы и позволяет спасательным средствам приводиться к бедствующему судну.
Существующие типы аварийных радиобуев:
1. спутниковые радиобуи системы КОСПАС-САРСАТ: их сигналы ретранслируются на частоте 406 МГц через спутники системы КОСПАС-САРСАТ - систему спутников на околополярных орбитах;
2. спутниковые радиобуи системы ИНМАРСАТ-Е: их сигналы ретранслируются через спутники системы ИНМАРСАТ;
3. не спутниковые УКВ радиобуи: используются на 70 канале вблизи берега, где имеются приемные станции, вместо спутниковых радиобуев (когда это разрешено).
Если судно плавает за пределами морского района А1 [1], то на нем должен быть установлен спутниковый АРБ.
АРБ устанавливается на открытом пространстве таким образом, чтобы его можно было легко снять и перенести в спасательное средство, либо он мог автоматически всплыть при погружении судна под воду.
В общих чертах принцип работы спутникового АРБ системы КОСПАС-САРСАТ сводится к следующему: после включения АРБ начинает передавать в эфир сигнал бедствия с заранее в него записанной информацией о своей принадлежности (судно, судовладелец, порт приписки и т.п.); спутники принимают этот сигнал и передают его в спасательно-координационный центр (СКЦ), который определяют координаты источника и организует спасательную операцию.
Информация о координатах в АРБ системы ИНМАРСАТ-Е поступает от встроенного оборудования, такого как GPS, или с помощью интерфейса с судовой навигационной аппаратуры (координаты, полученные с помощью судовой навигационной аппаратуры, не могут быть обновлены после того, как радиобуй находится на плаву). АРБ системы ИНМАРСАТ-Е работают только в пределах района охвата ИНМАРСАТ, обычно между 70 градусами северной и южной широт.
Кроме сигнала, передаваемого на спутники, большинство АРБ обеспечивают приводные сигналы на частоте 121,5 МГц, некоторые используют также частоту 243 МГц, а некоторые могут совмещать в своей конструкции и радиолокационный ответчик (SART). Некоторые аварийные радиобуи могут иметь также встроенные средства обработки сигналов GPS. Приводные сигналы могут приниматься непосредственно надводными и воздушными судами, ведущими поиск.
В том случае, когда АРБ включается по ошибке (ложная тревога) рекомендуется не отключать его немедленно, а выполнить процедуру уведомления спасательно-координационного центра о том, что оповещение о бедствии было ложным. Инструкция для выполнения этой процедуры наносится на корпус АРБ вместе с инструкцией о пользовании. |
Существует множество различных конструкций АРБ. Они отличаются как по внешнему виду, так и по способу приведения устройства в действие. Но в любом случае каждый АРБ предусматривает 2 режима подачи сигнала бедствия - ручной и автоматический.
Ручное включение АРБ
Ручной запуск может потребоваться в случае, если судно не тонет, но ему нужна помощь: пожар, посадка на мель, химическое заражение и т.д. Ручное включенное сводится к нескольким простейшим действиям, подающим питание на излучатель. Существуют модели АРБ, включающиеся только от одного лишь переворачивания, а есть модели, включающиеся при снятии их с держателя. В любом случае для ручного запуска АРБ необходимо следовать инструкции, нанесенной на его корпус.
Автоматическое включение АРБ
В автоматическом режиме АРБ самостоятельно освобождается из держателя при уходе судна под воду, всплывает и начинает передавать сигнал бедствия. Для автоматического освобождения из держателя используются устройства, принцип действия которых аналогичен работе гидростатов спасательных плотов.
Для работы излучателя внутри герметичного корпуса находится автономный источник питания.
При включенном состоянии АРБ в верхней его части загорается сигнальная лампа, которая, с одной стороны, является показателем работы устройства, а с другой стороны, облегчает спасателям визуальный поиск АРБ в море.