Препятствия для приема в монастырь
1. Неправославное мировоззрение. Препятствием для приема служат неправильные мнения даже по отдельным вопросам Православного вероучения (Устав монастыря).
2. Несовершеннолетие (Устав).
3. Отсутствие гражданства Российской Федерации (Устав).
4. Нерасторгнутый брак, несовершеннолетние дети, обязанность платить алименты. Развод должен быть оформлен.
Указанное ниже также иногда служит препятствием для поступления в обитель, но прием возможен по усмотрению настоятеля.
5. Пребывание в местах лишения свободы. Поясним, почему.
Попав в монастырь, такие люди продолжают жить по своим внутренним законам. У них смещены рамки дозволенного, резко занижена ценность человеческой жизни. Им не понятно, почему в монастыре не разрешается курить, пить пиво и очень крепкий чай, делиться с ближним спиртным и сигаретой. Это воспринимается ими как некоторая условность, которую при удобном случае можно нарушать без стеснения совести. Попавшись в проступке, они по привычке все отрицают и оправдываются, изображая невиновность не хуже профессиональных актеров, забывая, что находятся не в кабинете у следователя. Если обычный человек в пьяной ссоре легко пускает в ход кулаки, то бывший обитатель узилища с такой же легкостью может пустить в ход нож. К своим монастырским наставникам они относятся как к лагерному начальству, а в отношениях с насельниками обители для них вступают в силу лагерные законы. Угрозы убийством в конфликтных ситуациях для них естественны, а за исключение из монастыря они могут отомстить очень серьезно тому, кого сочтут виновным. За донесение об их проступках монастырскому начальству, за случайное употреблении по отношению к ним слов, в лагерной среде считающихся непрощаемым оскорблением, ничего не подозревающий насельник монастыря или паломник может получить увечье или даже поплатиться жизнью. Хотя поначалу они действительно пытаются приспособиться к монастырским условиям, но затем постепенно возвращаются к прежнему. Такие люди нуждаются в длительном реабилитационном периоде жизни в миру с посещением приходского храма. За мою жизнь мне не встретилось ни одного случая, когда бы человек с большим сроком лишения свободы прижился в монастыре. Хотя исключения, конечно, могут иметь место.
6. Вредные привычки: сквернословие, курение, пьянство, употребление наркотиков. Непригодны к монастырской жизни также те, кто не может жить без телевизора, женщин, мясной пищи.
7. Невоцерковленность - отсутствие опыта жизни в Церкви.
8. Отсутствие паспорта. Отсутствие постоянной прописки на территории РФ.
9. Непристойные наколки на теле.
10. Психические заболевания и расстройства. Причина в том, что в монастыре нет возможности лечить таких больных и оказывать им квалифицированную медицинскую помощь во время приступов. Обычно эти болезни связаны с неспособностью отвечать за свои поступки, затрудненностью правильного духовного развития и большой сложностью совместного проживания и взаимодействия с другими братиями на послушаниях.
11. Преклонный возраст. В этом случае дело не только в ограничении трудоспособности, но и в том, что пожилые люди обыкновенно не способны изменить сложившиеся взгляды, преодолеть мирские стереотипы поведения и усвоить вместо них присущие монастырской жизни. Обучение чему-то новому для них крайне затруднительно. В преклонном возрасте легче поступить в обитель тем, кто фактически вел монашескую жизнь в миру и в состоянии приносить пользу братии духовной мудростью, опытом жизни и примером терпения и благочестия, кто изучил церковное чтение и пение, богослужебный устав, печение просфор, имеет полезные для монастыря профессиональные навыки в бухгалтерском деле, медицине и пр.
12. Инвалидность и хронические болезни, требующие постоянного поддерживающего лечения.
Прием нетрудоспособных и психических больных людей остается на усмотрение настоятеля с учетом возможностей монастыря.
Выбор монастыря
Монастырь выбирают:
– по указанию духовника,
– по сложившимся обстоятельствам, в чем усматривается воля Божия,
– по влечению сердца,
– по рассуждению.
В последних двух случаях имеет значение месторасположение, история обители, климат, природа, святыни, с которыми надо предварительно ознакомиться. Конечно, надо усердно помолиться, чтобы Господь управил.
Особое значение в выборе должно занимать отношение к наместнику: расположены ли вы к нему, считаете ли вы его достаточно опытным в духовной жизни, чтобы доверить ему руководство своим спасением, готовы ли вы учиться у него правильной жизни в монастыре? Ошибочно думать, что наместник – только администратор и никакого отношения к вашей духовной жизни иметь не будет. Именно от него будет зависеть решение самых важных вопросов вашей внутренней и внешней жизни.
Следующий по важности критерий выбора – коллектив братий, среда, в которой вам придется жить долгие годы. К ней тоже следует присмотреться: каковы здесь общая духовная атмосфера, уровень благочестия. Важны и социальный, и национальный, и возрастной состав.
Далее, по силам, по здоровью ли будет вам переносить принятый в данном монастыре распорядок дня, трудовую нагрузку, длительные богослужения, трапезу, климатические условия? Предварительные сведения об этом можно получить из рассказов побывавших там знакомых, но окончательный выбор можно сделать, только прожив в избранном монастыре некоторое, достаточно длительное время. Относиться к выбору нужно серьезно, учитывая, что, быть может, придется остаться здесь на всю жизнь. При монашеском постриге дается обет пребывать в сей обители, переход в другую возможен только по благословению священноначалия. При поступлении в любой монастырь надо приготовиться к терпению искушений и послушанию.