Правильное вступление в монастырь
Выбрав монастырь, сначала следует созвониться или списаться с наместником, рассказать о себе, попросить благословение приехать на несколько дней, чтобы познакомиться с монастырем и более подробно побеседовать с наместником о себе и своих намерениях. Если наместник благословит, приехать ещё раз, взяв на работе отпуск или отгулы, уже на более длительный срок, постоять на службах, потрудиться на послушаниях, почувствовать режим монастыря. В это время не только мы присматриваемся к монастырю, но и монастырское начальство -- к нам. Только после этого, опять-таки по благословению, можно увольняться с работы и приезжать с вещами, не выписываясь, однако, с прежнего места. Здесь используется принцип «гусеницы», которая не оставляет прежнего места, пока не зацепится за новое. Им же разумно пользоваться и живущим в миру при смене работы и места жительства.
И уж совсем никуда не годится приезжать в незнакомый монастырь без предупреждения, поздно вечером, со всеми вещами. Одно дело – большой, благоустроенный монастырь, где есть гостиница с удобствами и трапезная для паломников, и совсем другое – монастырь недавно открытый, полуразрушенный, удаленный от города, где живут три-четыре человека братии и топят свои кельи дровами. Принять неожиданного гостя иногда очень затруднительно, особенно зимой: нет натопленного помещения, к вечеру все предельно устали. С ночным же гостем необходимо побеседовать, натопить помещение, приготовить трапезу, ночлег, посмотреть документы. Иногда уже во время знакомства с документами и первой беседы выясняется, что принимать приехавшего нельзя, небезопасно. А он требует: «Мне некуда идти! Куда я пойду ночью? Где ваше гостеприимство, да христиане вы или нет?» Одним словом, искушение… Итак, не поленюсь повторить еще раз: желая посетить монастырь, следует предварительно созвониться с настоятелем и договориться о приеме и ночлеге, чтобы самому не попасть и других не поставить в неприятное положение.
По пути в монастырь, не стоит брать с собой случайных попутчиков и присоединяться к незнакомым людям, едущим туда же. Это совсем не способствует благополучному поступлению в монастырь.
И еще один совет: не приходить устраиваться в монастырь во время многодневных постов, особенно перед Пасхой. Почему? Новому человеку необходимо устроиться с жильем, пройти «притирку» к братии. Приходят же, в большинстве своем, люди проблемные, отягощенные вредными привычками, что создает немало дополнительных трудностей. В некоторых монастырях в это время посторонних не принимают, так как Великим Постом для братии достаточно внутренних искушений.
Некоторые недоуменные вопросы современной христианской жизни
Евангельские Заповеди во всей своей полноте не могут быть законами жизни государства. Отчего же? Хотя бы потому, что у них разное назначение: Евангельский Закон предназначен для спасения души и добровольного исполнения, законы же государственные предназначены для формирования и поддержания определенного строя государственной жизни и имеют принудительную силу. Кто не соблюдает их, подвергаются наказанию, до смертной казни включительно.
Однако государственные законы могут быть максимально приближены к Заповедям Божиим, чтобы создать благоприятные условия для спасения подданных. Эта мысль нашла воплощение в историческом опыте православных государств в периоды их расцвета, таких, как Византия, Россия, Сербия, Грузия.
Современные христиане, являясь гражданами государств, далеких от симфонии с Церковью, обязаны соблюдать и Закон Божий, и законы государственные, не говоря о бытующих общественных нормах поведения. Бывает, эти обязанности вступают в противоречия, ввергая в замешательство благочестивых христиан. Возможно, в некоторых случаях им принесут пользу следующие объяснения.
«На все воля Божия». Хотя без воли Божией действительно ничто не совершается, но одни события случаются по благоволению Божию, а другие -- по попущению. В последнем случае Бог не желает происходящего, но отнимает свой покров и защиту от грешников, после чего они поступают для наказания и исправления в руки демонов, разгулявшихся стихий или собственных страстей. К попущениям Божиим относятся стихийные бедствия, войны, несчастья, большинство болезней, нашествие иноплеменников и т.п. Для христианина не будет грехом молиться и даже действовать против них, но получить избавление от этих несчастий становится возможным только после возвращения милости Божией.
«Не убий». Эта заповедь дана еще в Ветхом Завете, который относит ее только к людям, указывая и исключения из нее: убийство на войне и казнь по суду за тяжкие преступления против Закона Божия. Эти представления перешли и в христианское общество. Участие христиан в войнах оправдывается как меньшее зло по сравнению с порабощением иноплеменниками и иноверцами. Война приравнивается к общенародным бедствиям, таким как глады, моры, пожары, наводнения, землетрясения, при которых гибель людей ни на кого не ложится личным грехом, кроме тех, кто войну развязывает. Но и во время войны перед судом Божиим придется отвечать за неоправданную жестокость и убийства по личным мотивам.
Что касается до животных, то Ветхий Завет разрешал приносить их в жертву, убивать для пропитания и одежды, но призывал не быть к ним жестокими и не убивать без необходимости: «Праведный милует души скотов своих» (Прит. 12, 10). Уничтожение вредителей, хищников и паразитов составляет печальную необходимость земной жизни. Примеры терпимого отношения к ним отдельных святых вызывают наше удивление и умиление именно потому, что являются исключением из общего правила. К убийству животных и даже насекомых следует относиться, повторюсь еще раз, как к печальной необходимости, следствию человеческого грехопадения, из которого нельзя извлекать удовольствие.
«Любите врагов ваших». Речь идет о врагах личных, вражда с которыми возникает по обыденным, бытовым причинам, но никак не о врагах Отечества или врагах Божиих.
К врагам Отечества относятся те, кто сознательно покушается на его границы, политическую и экономическую независимость, а также на само бытие народа, или на те основы народной жизни, без которых он не может существовать. Это нравственность, культура, историческая память, рождаемость, здоровье, прожиточный минимум и другое подобное.
К врагам Божиим, без сомнения, следует отнести бесов, затем сознательных служителей сатаны; с некоторыми ограничениями и тех, кто открыто и нагло попирает закон Божий, борется с христианством и Церковью.
Хорошо высказался по этому вопросу митрополит Московский Филарет: «Люби врагов своих, бей врагов Отечества и ненавидь врагов Божиих». За одну эту фразу, по важности ее для христианского мировоззрения, он достоин причисления к лику святых. Врагов Отечества следует бить или, в некоторых редакциях, сокрушать, но не следует распаляться к ним ненавистью, так как среди них есть обманутые, подневольные, заблуждающиеся. Побежденному и кающемуся врагу Отечества похвально оказать милость и человеколюбие. Но когда враг нападает на Отечество, призывы к «любви» едва ли будут уместны. Врагов Божиих допустимо ненавидеть, или гнушаться ими, как и пророк Давид говорит в псалме: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?» (Пс.138, 21). И от них пощады рабам Божиим ждать не приходится, когда преимущество на их стороне. Вражда на религиозной почве, к сожалению, из всех видов вражды самая сильная и жестокая, потому что подогревается потусторонними силами зла. Вспомним страдания христианских мучеников.
Слово «любить» также непросто для понимания. Любовь к красивой одежде, вкусной пище, играм, музыке, спорту называется этим словом по недоразумению. В таких случаях слово «любить» можно без ущерба для смысла заменить словом «нравиться». Когда же слово «нравиться» не подходит, когда речь идет о более высоком чувстве, греческая культура различает любовь дружескую, родственную, почитательную и плотскую. Из них последняя, имея значимость для душевной жизни и продолжения человеческого рода, в духовной жизни удела не имеет, разве только как искушение. Каждое из этих чувств имеет свои особенные качества, и в греческом языке называется по-своему. В славянском же и русском языке они обозначаются одним словом «любовь», что и порождает многие недоумения и спекуляции. Какой любовью любить врагов своих? Дружеской, родственной? Наше естество противится этому, и справедливо противится. В греческом языке есть слово «агапи», означающее «уважать», «ценить», «почитать». Оно-то и употребляется, когда речь идет о любви к Богу, о любви к ближнему и о любви к врагам ради Заповеди Божией.
Сказанное в этом разделе адресовано для христиан, живущих в миру, и позволяет правильно вести себя в жизненных ситуациях, возникающих в мирской жизни, не теряя при этом надежды на спасение. Отшельники, отрекшиеся от мира, не имеющие обязательств и ответственности перед ближними и обществом, могут поступать иначе, и в житиях их можно найти примеры иного поведения, соответствующего их высокой духовной мере и уединенному образу жизни.
ЖЕЛАЮ ЖИТИЯ ПОСТНИЧЕСКОГО …
ЧАСТЬ 2
Вступление
Некто из св. Отцов сказал, что если бы люди узнали о тех трудностях, которые ожидают монаха, то никто бы из них не пошел в монастырь. Но если бы они узнали о награде, ожидающей монахов, то все бы устремились в монастыри несмотря на трудности, и мир бы обезлюдел.
Как путешественник, рассказывая другим о пройденном им пути, в первую очередь старается предостеречь путников от больших опасностей, я коснусь в этой книге, главным образом, иноческих трудностей, а не утешений, о которых уже с избытком написано другими авторами. Мы увидим, что современные трудности едва ли уступают прошлым. Нашему поколению привелось восстанавливать уничтоженное богоборчеством монашество практически заново. Такому периоду естественно присущи повышенные трудности и скудность высших духовных достижений. Не думаю, однако, что из-за этого награда нынешним монахам окажется меньше, чем древним.
При всех недостатках современных монастырей, условия для спасения, молитвы, исполнения Заповедей в них все же лучше, чем в миру. Насельники их ограждены от многих искушений монастырским уставом и монастырской стеной. Наместник в силах уменьшить для братии число внешних искушений, а осторожностью в приеме, разумным подбором братии и воспитанием их создать благоприяный климат в братском коллективе. Чудеса попечения Божия о современных обителях не видны только уже очень подслеповатым очам.
Конечно, не для того, чтобы испугать читателей и уменьшить и без того малое число желающих поступить в наши обители, я пишу настоящую книгу, а для того, чтобы подвизающиися могли приготовиться к этим трудностям и противостоять им. Показав трудности, я постарался показать и пути их преодоления. Что ж из того, что путь монашеский труден? Он никогда не был легким. «…возми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Кого Господь призывает к монашеству, тот не испугается и больших трудностей. Главную славу монашества составляют не те, кто расчетливо выбирает, где им будет легче спастись, но кто чувствует внутренний призыв к отречению от мира, чьей душе правила монашеской жизни сродны, а не тягостны, кто имеет в себе самом свидетельство, что это – его путь. Итак, начну с Божией помощью.
Распорядок дня
Во всех монастырях жизнь протекает по определенному распорядку. Общим правилом является ранний подъем – в 5-6 часов утра, за которым следует утреннее молитвенное правило в храме, нередко с присоединением литургии.
Трапеза бывает три, в некоторых монастырях два раза в день.
Вечернее богослужение в храме начинается в 17-18 часов. Отход ко сну бывает обычно в 23 часа. Остальное время занято послушаниями, кратковременным отдыхом, келейной молитвой, личными делами. Таковы общие правила распорядка современной монастырской жизни, но в каждом монастыре бывают свои особенности, например, неусыпаемое чтение Псалтири, ночные службы в храме, разное соотношение между временем богослужений и временем трудовых послушаний, разная мера в соблюдении постов. Выбирая монастырь, следует обратить внимание на распорядок его внутренней жизни, будет ли он вам по силам.
Правила общежития
На мирской работе, где человек проводит восемь часов в день, он имеет возможность прятать свои недостатки от окружающих, почему и бывает, что один и тот же человек на работе – примерный труженик, а дома – несносный тиран и скандалист. В монастыре люди проводят все 24 часа в сутки, поэтому и ведут себя не как на работе, а как в семье, где не скроешь никаких своих пороков. По этой причине, новичок должен научиться, в первую очередь, правилам монастырского общежития.
Приведем некоторые правила совместного проживания в монастыре, проверенные жизнью:
1. Каждому насельнику монастыря, независимо от сана и возраста, необходимо хранить три основания монашеской жизни: целомудрие, послушание и нестяжательность.
2. Не допускать сквернословия, курения, непристойных шуток, жестов, жаргонных выражений, обидных намеков, оскорблений, угроз.
3. Употребление вина допускается в храме на литии и на общей трапезе в некоторые праздники. Помимо этого – в каждом отдельном случае по благословению наместника. Это относится и к другим алкогольным напиткам, включая пиво.
4. Не отлучаться из монастыря без благословения.
5. Не принимать в келью гостей и не оставлять на ночь посторонних людей и родственников без благословения наместника.
6. Не читать и не держать в келье мирских книг, газет и журналов, кроме разрешенных наместником. Пользование радиоприемником, аудиоплейером и компьютером разрешается ограничено, по благословению наместника. Телевизор в монастыре запрещен.
7. Необходимо посещать богослужение в храме и общую трапезу. Отсутствие допускается по благословению наместника. Братия монастыря должны уметь читать по-славянски и исполнять келейное молитвенное правило.
8. Своим молитвенным правилом, музыкой и громкими разговорами не мешать другим отдыхать в установленное для отдыха время.
9. Благожелательно относиться к паломникам обители и рабочим.
10. Если надо открыть форточку, дверь или оставить включённым свет после отбоя, спросить разрешение у старшего, а при его отсутствии - согласия у всех, находящихся в помещении.
11. Контакты с представителями СМИ осуществляет только наместник или назначенное им лицо.
12. Видео- и фотосъёмки в храме допустимы только по благословению наместника. Запрещаются видео- и фотосъёмки совершительных моментов Таинств.
13. Братия монастыря мясо не едят.
14. Спать одетым согласно с древней христианской традицией.
15. Насельник монастыря подчиняется наместнику, благочинному, старшему по послушанию. Прочие братия могут давать друг другу не приказания, а лишь советы (причем сначала выяснить, есть ли нужда в совете), или обращаться с просьбами.
16. Не вмешиваться в чужие послушания без благословения.
17. Не принимать большие епитимии от случайных священнослужителей (см. § «Причащение и Исповедь»).
18. В экстренных случаях, как например, пожар, несчастный случай, хулиганство, повреждение водопровода, электрических сетей и т.п., когда нет времени на получение благословения, действовать самостоятельно по обстановке, а затем сообщить наместнику.
19. Не выделяться среди других братий одеждою и «особыми подвигами благочестия».
20. Не браться самочинно за духовное руководство других.
21. Не перебивать чужой разговор, особенно старших, без крайней необходимости.
22. В своих письмах не описывать подробности жизни внутри монастыря. Не писать часто. Не поддерживать переписку с теми, кто не одобряет твоего пребывания в монастыре.
23. Распоряжения монастырского начальства обязательнее указаний личного духовника.
24. В монастырь не приходят со своим уставом. Предложения по переустройству монастырской жизни (быт, хозяйство, распорядок дня, богослужение и т.д.) принимаются к рассмотрению от братий не ранее, чем через год пребывания в монастыре.
25. Послушник может покинуть монастырь, если имеет к тому веские основания, предупредив наместника и сдав подрясник и монастырские вещи. Уходя из монастыря, он теряет звание послушника.
26. У братий отпусков нет. Поездки из монастыря могут благословляться по усмотрению наместника для оформления документов, по случаю тяжёлой болезни или смерти близких родственников. Поездки в личных интересах монастырь не оплачивает, кроме вышеуказанных случаев. На время поездки ключи от кельи сдавать наместнику или благочинному.
27. Находясь в миру, братиям монастыря и кандидатам необходимо соблюдать следующее:
– беречься от блуда, пьянства, зрелищ, азартных игр, знакомств с лицами сомнительного поведения и других мирских соблазнов;
– не посещать ресторанов, баров, дискотек, кинотеатров, стадионов и подобных мест;
– соблюдать молитвенное правило;
– избегать мясной пищи;
– не останавливаться на ночлег у незнакомых людей;
– возвращаться в монастырь к намеченному сроку, при задержке - сообщать наместнику по телефону или телеграммой.
28. Хранить осязание: нельзя брать другого за руку (кроме приветствия), обнимать, толкать, дергать за одежду и вообще прикасаться без необходимости. Также запрещается массажировать друг друга.
29. Не перекладывать вещи, которые находятся в общем пользовании, на другое место, и не забывать возвращать взятые на время чужие вещи их владельцу.
30. Не допускается "дедовщина", в том числе и по отношению к кандидатам в братию.
31. Взаимопомощь, не в ущерб своему послушанию, одобряется.
32. Забота о благе монастыря в целом, умение жертвовать для этого личным благом обязательны для начальствующих. К этому должны стремиться и все остальные братия. Эгоист, заботящийся только о своих личных интересах, непригоден к монастырской жизни.
33. Избегать близкого общения с местными жителями, не ходить к ним в гости, не давать им монастырские вещи и инструменты, и не принимать от них пожертвований лично для себя без благословения. Допускается отвечать посторонним на вопросы в пределах общепринятой вежливости.
34. Электроинструментом, автомашиной, велосипедом, лодкой, бензопилой и т.п. пользоваться по благословению.
35. Если намусорил - убери за собою сам.
36. Звонить по монастырскому телефону можно по благословению наместника или назначенного им лица.
37. Нельзя пользоваться вещами, находящимися в личном пользовании другого брата, без его разрешения.
38. На отлучку из храма во время богослужения надо брать благословение, объясняя причину (кроме исключительных случаев с объяснением после службы).
39. Желающие поститься перед Причащением, вечером накануне постного дня предупреждают об этом повара.
40. Если случается трапеза для братий в необычное время (например, для путешествующих), то участники по окончании её сами относят посуду на мойку, а младший по времени прихода в монастырь вытирает стол.
41. Насельники монастыря должны исповедоваться и причащаться в монастыре не реже одного раза в 2 недели.
42. Учителем каждого брата в освоении монастырской жизни является наместник или лицо, назначенное наместником. На этот пункт следует обратить особое внимание. Тот, кто не считает наместника учителем монастырской жизни, не может состоять в числе братии.
43. Наместник даёт правила, изменяет их и отменяет при необходимости.
44. Послушание – основа монастырской жизни и монашеского делания, поэтому прямое неподчинение наместнику или старшему по послушанию наказывается с особой строгостью.
45. За охлаждение к монашескому деланию: систематическое непосещение богослужений, леность к труду, непослушание, самочиние, употребление алкогольных напитков без благословения, дерзость и прочее, послушник переводится в кандидаты.
46. 3а создание неформальной группы внутри монастыря, групповые действия против монастырского начальства или кого-то из братии, лидер исключается из монастыря.
47. В течение трех дней наместник может усилить или облегчить наложенное наказание, в зависимости от дополнительно вскрывшихся обстоятельств.
48. Постриги, рукоположения и должности получают не по времени проживания в монастыре, а по усмотрению начальства, нравственным и деловым качествам. Это не должно вызывать зависти и ропота.
49. В келье должно поддерживать чистоту и порядок, за этим следит наместник и благочинный.
50. Перед тем, как войти в чужую келью, нужно прочитать молитву и услышать ответ «аминь». Наместник и благочинный имеют право входить в кельи, даже если ответа не последовало.
51. Уходя из кельи, гасить лампадки и свечи.
52. Электрообогревом келий пользоваться по благословению наместника. Самодельные обогреватели и кипятильники употреблять не разрешается.
Конечно, эти правила нельзя сравнивать с евангельскими заповедями, их вернее будет назвать этикой общежития, однако без них мы не сможем мирно существовать рядом друг с другом и жить духовной жизнью. Сколько тратится на это сил, как трудно люди это усваивают! Для многих даже приведенные выше правила становятся непреодолимым препятствием для проживания в обители. Другие же, усвоив их, гордятся, как будто достигли чего-то великого. Исполнение правил совместного проживания – необходимое условие приема в братию. Не способный усвоить их в братию не принимается.
Мобильная связь и компьютер – новое в монастырской жизни явление, но уже сейчас видна необходимость обозначить границы применения этих новшеств. Например, выход в интернет и просмотр видеофильмов должны санкционироваться начальством монастыря. Игры и карманные компьютеры лучше всего запретить. Мобильные телефоны допустить, но недорогие, без лишних функций, лучше с монохромным экраном. Для сравнения, в военных учебных заведениях учащиеся сдают их на хранение начальству и получают для пользования только в воскресные дни. Но несмотря на все эти меры, главной защитой от душевредного использования сотового телефона и компьютера остается совесть ищущего спасения.
Труд в монастыре
В каждом монастыре есть монастырское хозяйство. Это трапезная, гостиница, склады, огород, скотный двор, водопровод, отопление, электрохозяйство, транспорт, бухгалтерия, стройка. Территория монастыря, храмы нуждаются в постоянной уборке, кто-то должен дежурить, охранять, встречать гостей. Поэтому насельникам, кроме молитвы и богослужения, приходится трудиться, а при нехватке людей – много трудиться. Каждый должен вкладывать частичку своего труда в поддержание монастырского хозяйства, которым пользуются все без исключения. Моральное право не трудиться имеют лишь те, кто лишился трудоспособности или состарился в монастыре, или же приносит братии духовную пользу взамен телесного труда.
Между трудовой и духовной жизнью должно соблюдаться определенное равновесие. Нельзя допускать, чтобы все силы и время поглощались физическим трудом, что-то должно оставаться для келейной молитвы, духовного чтения, богослужений, добрых дел, помощи ближнему. Человек, у которого еще не сформировалось правильное внутреннее устроение, изнуренный постоянными физическими перегрузками и недосыпанием, становится раздражительным, безразличным к нуждам ближних, теряет качество молитвы. Впрочем, трудникам и молодым послушникам, естественно, приходится больше трудиться, а монашествующим и священнослужителям – больше молиться.
При распределении послушаний учитываются физическая сила, состояние здоровья, профессия, способности, особенности характера, неотложность дела, наличие свободных людей, инструмента, спецодежды и многое другое, отчего нагрузка получается неодинаковой. Никто в монастыре и не ставит особой цели, чтобы все трудились точно поровну, это и невозможно, и неполезно. Однако именно это часто вызывает ропот: «Почему я должен работать больше других?» В утешение таковым можно сказать: когда мы больше других потрудимся, то и награда наша от Господа будет больше. Если послушание дано посильное, есть время на отдых и на молитву, а мы ропщем только на несправедливость, то это болезнь души.
В монастырь приходят искать не справедливости и равенства, которые вообще не возможны в земной жизни, и никто не имеет ясного представления, как их можно добиться. Обычно, у каждого человека есть собственное понятие о справедливости, почти всегда перекошенное в свою пользу. Справедливость же Божия и справедливость человеческая – совсем не похожи друг на друга. Всем знакомо обычное объяснение, что справедливо – это когда всем поровну или одинаково. Ситуации, когда такое понимание справедливости уместно, а когда нет, предоставим размышлению самого читателя. Ему же предложим подумать о том, каким образом можно было бы достичь настоящей справедливости в пределах отдельно взятого коллектива, страны, всего человечества... Мы же повторим еще раз, что пришли в монастырь искать не справедливости, а спасения. Если мы усвоим эту мысль, она очень поможет нам во время искушений.
Не всякий труд одинаково способствует духовному деланию. Наименее подходят для этого контакты со светскими учреждениями и спонсорами, прием гостей, поездки по делам снабжения, строительство, надзор за рабочими, продажи, хотя и этим приходится кому-то в монастыре заниматься по необходимости и за послушание. Желательно на эти послушания назначать людей, которым такие занятия подходят по их естественному душевному складу. Благоприятными же для духовного развития являются простые, однообразные рукоделия, не приковывающие к себе ума и позволяющие употребить его на молитву, не прерывая труда. К ним же относятся, несмотря на кажущуюся сложность, огородничество, пчеловодство, иконопись, уборка храма. Конечно, при условии, что нет перегрузки и безумной спешки, которые превращают в ничто все их достоинства. Сказанное вовсе не означает, что монастырское начальство обязано нам все это немедленно предоставить. Но имеющие желание и способность к углубленному монашескому деланию могут избрать лучшее, когда им представится к тому возможность.
В монастырской жизни приходится сталкиваться еще с одной странностью: то, что всем в миру понятно без всяких объяснений, в монастыре люди никак понять не могут. Им кажется, что здесь все должно быть по-другому и наоборот. Овощи монахи сажают корешками вверх, с сорняками и вредителями борются исключительно молитвой, дверь за собой не закрывают, по ночам всегда бодрствуют. Посторонний человек считает нормальным зайти в монашескую келью через незапертую дверь, проситель милостыни требует незамедлительно вызвать к нему наместника, паломник хочет, чтобы его приняли в монастырь среди ночи, и никто не видит ничего странного в таком поведении. Дорогие, поверьте, что в монастыре рассаду сажают весной, а не осенью, коров кормят сеном, а не просфорами, воду носят в ведрах, а не в подолах, подметают двор самой обычной метлой, ночью все спят, кроме сторожей и дежурных. Попробуйте зайти в квартиру к незнакомым людям без приглашения, постучаться к ним в дверь среди ночи или вызвать на проходную директора предприятия. Нетрудно понять, что обычные хозяйственные и административные дела совершаются и миру и в монастыре одинаковым порядком просто потому, что с избытком хватает и других, невыдуманных трудностей.