Сущность и функции ритуала. типы ритуалов
Объект и предмет социально антропологии. Специфика антропологического подхода.
Подходы:
- собственно предметный: традиционный предмет – архаические структуры. Исчезает акцент на человека, может возникнуть риск исчезновения предмета изучения;
- парадигмальный: некий подход к описанию объекта, особое видение объекта.
Понимание не наблюдателя – «видеть глазами туземцев».
Т.е., могут исследоваться не только архаичные, но и современные общества, любая социальная наука может использовать антропологию.
Предмет: жизненный мир человека, структура его повседневного опыта.
Специфика антропологического подхода:
- особый тип объективности, характеризующий позицию исследователя – нельзя вносить в исследование свою систему ценностей, научных убеждений;
- целостность – антропология видит в социальной жизни целостную систему, целостность – в наличии культурных универсалий;
- интерес к изучению иного в культуре и жизни людей;
- описание и объяснение повседневной жизни людей на уровне ближайшего социального окружения и межличностных отношений.
Теоретические подходы и методы социальной антропологии.
- культурный эволюционизм (вторая половина XIX века)
Ф. Энгельс (представитель); Морган – дикость, варварство и цивилизация;
- структурный функционализм (первая половина XX века)
Малиновский, Радклифф-Браун; поиск внутренних организующих принципов каждой кульутры;
- структурализм
Клод Леви-Стросс; обнаружение глубоких структур человеческого опыта, зафиксированных в языке. Использование методов лингвистического анализа.
- метод понимания (продолж. структур.)
Хайнс Кохут. 2 вида понятия: близкие к опыту – понятия, которые индивид мог бы естественно и не прилагая специальных усилий использовать, определяя то, что он и его окружение думает и чувствует; далекие от опыта – понятия, которые различают специалисты и используют для достижения своих научных философских и практических целей.
Сущность и функции мифа (Элиаде)
Миф – история подвигов сверхъестественных существ, которые действовали в начале времен. Миф – история, которая представляется как абсолютно истинное и сакральное сказание. Миф всегда рассказывает о происхождении, создании вещей, устанавливает определенные модели, формы поведения людей, составляет парадигму всем актам поведения. Познавая миф, человек познает происхождение что позволяет овладевать и манипулировать ими по своей воле. Миф – не абстракция, люди отождествляют его с собой, повторяют действия богов.
Функции мифа: мировоззренческая; моделирующая (образец для подражания); интегративная (сплочение); коммуникативная (передача опыта другим поколениям).
Структура и диалектика мифа (Леви-Стросс). Глубинная символика мифа.
Миф – совокупность бинарных оппозиций, которые могут трансформироваться одна в другую. Миф – логический инструмент разрешения фундаментальных противоречий, с помощью медиации (медиатор – элементы, которые сглаживают или нейтрализуют оппозиции).
Например, оппозиция травоядных (ассоциируются с жизнью) и плотоядных (ассоциируются со смертью). Ворон – медиатор: питается падалью, о не есть траву.
Русский формалист Пропп: гармоническое состояние – потеря – появление героя – приобретение/восстановление.
Функции героев: отлучка (один из членов семьи отлучается); запрет; нарушение запрета; выведывание.
Глубинная символика мифа
3 подхода к интерпретации мифов:
- метеорологический: Зевс – громовержец, Деметра – богиня плодородия;
- персонажи и явления в мифе ассоциируются с социальными явлениями и отношениями: тотем символизирует единство;
- психологический: мифические персонажи символизируют психологические состояния человека: Нарцисс.
Мифологическое программирование повседневной жизни.
Классификация оппозиций
1.Пространственная: внутреннее – внешнее (не заглядывать в окно снаружи), верх – низ (не поднимать дохлятину с земли), право – лево (с левой ноги), спереди – сзади (возвращаться – плохая примета), открытый – закрытый (открытые ножницы – к ссоре), связывать – развязывать ;
2.Временные: свет – тьма, день – ночь, зима – лето;
3.Прочие оппозиции: полный – пустой, целый – битый, мужской – женский, жизнь – смерть, свой – чужой.
Сущность и функции ритуала. Типы ритуалов.
Ритуал – стереотипическая последовательность действий, имеющих символический характер и предназначенных для воздействия на сверхъестественные силы или существа в интересах исполнителей. Используется для снижения вариативности человеческого поведения. Один из самых действенных способов защиты в сложной ситуации.
Функции ритуалов: социализация индивида (человек усваивает нормы, ценности); социальная интеграция (коллектив утверждает свое единство); коммуникативная (между людьми и сверхъестественным); воспроизводство (актуализация социального опыта); психотерапевтическая (ритуалы-переходы позволяют пережить кризисные моменты жизни).
Типы ритуалов:
- имитативные (воспроизводят тот или иной миф или часть мифа);
- позитивные (освящение какого-либо объекта) и негативные (наложение табу в отношении объекта);
- жертвоприношения (контакт со сверхъестественным): кровавые (майя), бескровные (использовались заменители крови – вино, вода), жертвоприношения бога;
- ритуалы перехода.