Основные критерии ритуалов свадебного ритуала.

Традиции, ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности. Это все играет очень большую роль в нашей жизни. Мы живем традициями, ритуалами, обычаями. С ними мы в какой-то степени проживаем жизнь наших предков, ценим то, что было когда-то, добавляя к тому, что есть сейчас.

Ритуал ‒ тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к активному сопереживанию. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале, несет не тот смысл, который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала. Однако красота многих ритуальных форм поведения не может служить объяснением ценности ритуального поведения вообще. Ритуал ценен своим потребностям социального человека.

История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев». Ходить по горящим углям и даже плясать могут на всех континентах. Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары. На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода Весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра. По мнению К. Лоренца [18], ритуал выполняет три функции: а) запрета борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Пример ритуала ‒ соблюдение манер хорошего поведения, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом. Человеческая культура целиком основана на ритуале. Неритуализованных действий ‒ почесывания, чихания в ней осталось очень мало. Их называют некультурными действиями.

Таким образом, для культуры в целом, как сложной, самоорганизующейся системы, для полноценного функционирования которой необходима большая степень свободы ее субъектов. Эмпирически, уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая середина между свободой человека и его порабощением. Эта грань носит название золотого сечения, эта математическая пропорция лежит в основе поведения людей, и всех ритуалов.

Поведение человека всегда эмоционально окрашено. Диапазон проявления чувств весьма широк: от состояния, близкого к истерике, до внешне полного отсутствия эмоций. Культура вообще и каждая культурная традиция в частности ориентированы на то, чтобы снизить удельный вес природного, стихийного в человеке. Культура стремится ввести свои правила и нормы даже в те сферы, которые с трудом поддаются регуляции, в том числе ‒ в область эмоций. Эмоции ‒ это ключевое проявление ритуала, которое преобладает в человеке во время ритуального обряда.

Во многих религиях центральное место занимает не верование, а ритуальное поведение. В иудаизме, например, от обычного верующего требуется определенное поведение, соблюдение множества предписаний, обрядов. Слово ритуал представляет собой совокупность повторяющихся, регулярно совершаемых действий в установленном порядке. Ритуальное действие ‒ это форма символического поведения. Он выполняет коммуникативную роль, символизирует определенные значения и установки в отношениях как повседневной, так и официальной жизни, играет существенную роль в социальном воспитании, контроле.

Э. Лич, изучавший символическую систему пришел к заключению, что ритуал представляет собой своего рода «хранилище» знаний: в соответствующие ритуалы может быть заложена информация, касающаяся хозяйственной деятельности. Они передаются от поколения к поколению, влияя на мировоззрение и связанный с ним этнос, влияя в значительной степени через ритуал, богослужение. Христианская церковь, исповедуя религию «духа и истины», не упразднила храмовое богослужение, ритуалы, культ в качестве внешнего символа духовного служения. Для бога важнее всесожжений и жертв «очищение сердца», справедливость, вера. Однако, религиозная вера живет в символике ритуала.

Социальное значение ритуала в установлении связи между людьми, усвоении верований и ценностей и т.д. Каждый ритуал означает действие, направленное на установление и поддержание порядка. Боги умирают без совершения ритуалов, смерть человека обязательно сопровождается ими. Обряд знаменует собой власть общества над индивидом. Ритуальный страх ‒ нарушение божественного порядка. Потребность в обряде как «торжественном восполнении» повседневной рутины человек ощущает в каждый переломный момент своей жизни. Ритуальное воплощение веры ‒ дань телесной природы человека, которая должна быть признана во всей своей жизненной силе. Христианский крест ‒ символ не только распятия, смерти и страдания бога, но и поражения идеала.

Значение свадебных обрядов и ритуалов опрошенными респондентами
разных поколений

Основные критерии ритуалов свадебного ритуала. - student2.ru

Заключение

В наше время молодожёны все чаще желают свадьбу сыграть «не как у всех», или без обрядов. Но как, же можно себе представить свадебное торжество без каравая, рушника, свадебного торта и т.д., а ведь это все является частью традиций, которые складывались веками.

В ходе проведенного исследования гипотеза о том, что в настоящее время возродить свадебный обряд, таким, каким он был в начале 20 века не удастся подтвердилась. Конечно, традиционный свадебный обряд не возродить в полной мере, многое устарело и безвозвратно ушло в прошлое. Мы считаем, что нельзя совсем вычеркивать и убирать из своей жизни традиции наших предков, ведь свадебный обряд - это история нашего народа.

Список литературы

1. https://www.scienceforum.ru/2015/1350/9353

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B

3. http://www.dobre.ru/book/baburin/baybur8.htm

4. http://romanakimov.ru/analitika/3/

5. Книга: «Свадебные традиции, приметы, обряды», редактор: Прошельцева С. ,издательство: Газетный Мир, 2011 г.

Наши рекомендации