Сравнение метафизики и диалектики
МЕТАФИЗИКА | ДИАЛЕКТИКА |
Есть замкнутый метод теоретического постижения бытия, в котором все возвращается к своей противоположности, обуславливая собой универсальный цикличный характер развития мира. | Есть открытый метод теоретического постижения бытия, в котором внутренние противоречия становятся источником и движущей силой развития системы к новым формам своего существования. |
Опирается на умозрительные принципы, которые по характеру своей масштабности не могут быть проверены на опыте, оттого в метафизике критерием истинности выступает дедуктивно полученный постулат, догма, аксиома (принимается на веру) | Опирается на универсальные законы, истинность которых подтверждается опытным путем, поэтому в диалектике критерием истинности выступает практика, которая основана на индуктивном методе изучения действительности. |
Тип связи между частью и целым: эманация | Тип связи между частью и целым: эволюция |
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (тезис, антитезис, синтез)
Диалектика – наука о всеобщих связях и явлениях материального мира и наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.
Объективный идеализм – Гегель, Фихте (развив. Бог)
Научный материализм – Маркс, Энгельс
Субъективный идеализм – Кант (индивидуальное сознание объекта)
Стихийный материализм – Шеллинг (по такому принципу развивается природа)
Каждый из них утверждает, что по диалектическому принципу.
В любой философии есть 4 направления (объективный идеализм, научный материализм, субъективный идеализм, стихийный материализм).
Кант→Гегель→Маркс
Тезис-антитезис-синтез
Субъективный идеал., объективн.идеал., научн.матер.
I )Кант - тезис
Сторонник субъективного идеализма
Мир непознаваем, субъект познает законы внутри своего разума и экстраполирует их во внешний мир, думает что они находятся в мире. В мире законов нет, те законы, которые мы приписываем миру, рождаются внутри нашего сознания. Мир – вещь в себе.
Априорные формы познания
АФ чувственности | АФ рассудка | АФ разума |
ü Чувство времени ü Чувство пространства | 12 категорий раскладыв. их на 4 столбика: качество (3 категории: Т-А-С) количество модальность отношение | Бог Мир Душа 1+2+3 (вместе) = вера |
Эти категории соединяются по принципу тезис – антитезис – синтез.
Тезис – антитезис – синтез обладает субъект внутри рассудка.
Воображение бессознательно для субъекта соединяет априорные формы чувственности с априорными формами рассудка, в результате рождается закон в сознании человека, который человек экстраполирует в мир.
Априр. Формы чувственности и априр. Формы рассудка
рождается наука
II) Гегеля – антитезис философии Канта.
Диалектически мыслит. Бог тождественен мировому разуму
Бог разворачивает себя через Т-А-С, в результате рождается великая мировая культура. Бог смотрится в себя как в зеркале, в культуре он себя воплотил. Он доволен и сворачивается назад. Мир конечен. Люди инструменты в руках Бога.
Две категории людей:
1) Те, кто знают, что они инструменты и выполняют то, что задумал Бог – проницательные люди.
2) Те, которые думают, что они творят сами – непроницательные.
Т – А – С – проявление Бога.
III) Диалектика Маркса – Синтез Гегеля и Канта
Диалектически развивается не бог, а материя, весь материальный мир развивается диалектически.
Конфликт – источник развития.
Коммунизм – неестественное существование общества.
Законы диалектика
- Единства и борьбы противоположностей
- Отрицание отрицания (закон двойного диалектического отрицания)
- Переход количества в качество
Закон единства и борьбы противоположностей гласит:
Развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единой реальности на взаимодействие противоположных сил, отношения между которыми составляют внутренний импульс их развития.
Пока мудрец растет в нем происходит конфликт знания и незнания.
Закон отрицания отрицания гласит:
В процессе развития каждой последующей состояние системы повторяет предыдущее только на ином уровне развития, т.е. на более высоком или низком, при этом само развитие приобретает форму спирали.
Человек обладает мировоззрением в школе, институте, но оно меняется, а человек остается собой.
Мировоззрение отрицает предыдущее – тем самым развиваясь.
Мудрец: ----------- деньги, власть- сила, здоровье – знание источник развития его личности, но оно перестает его интересовать, главное – бессмертие его души.
Закон перехода количества в качество гласит:
В процессе развития существенные характеристики системы претерпевают количественные изменения, что ведет к новому качеству, а новое качество претерпевает новые количественные изменения, в результате чего старое качество изменяется на новое и т.д.
Человек: детство – юность – зрелость - старость.
Качество отражает внутреннее состояние системы, а количество – внешнее состояние. Одновременно отражает внутренние и внешние характеристики системы - мера. Мераявляется интегральной характеристикой системы.
С т.з. диалектики весь мир развивается диалектически (по спирали)