IV. Ошибка в построении предложения с однородными членами
ПАМЯТКА ВЫПУСКНИКАМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ № 7
Грамматические синтаксические ошибки – это ошибки в построении словосочетания и предложения.
В задании №7 дано 5 предложений, в каждом из которых содержится грамматическая ошибка. Ученику необходимо найти ошибку и установить соответствие с типом её, при этом в перечне ошибок дано не 5 вариантов, а 7.
Прочитайте все предложения, так как грамматическая ошибка слышна при чтении. Найдите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Это действие поможет найти следующую ошибку:
I. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1.Чаще в тестах это ошибка дана в сложном предложении.
Ищем сложноподчиненное предложение со словами «те, кто…», «все, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…», «каждый из тех, кто», «многие из тех, кто…»
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Те, кто побывал в этом санатории, стремится приехать сюда еще раз. | Те, кто побывал в этом санатории,стремятся приехать сюда еще раз. |
Неправильное согласование подлежащего «те» и глагола – сказуемого, которое должно стоять во множественном числе.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Те, кто побывали в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз. | Те, кто побывалв этом санатории,стремятся приехать сюда еще раз. |
Неправильное согласование подлежащего «кто» и глагола – сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Запомните:
те (все, многие из тех) + глагол – сказуемое во множественном числе
кто (тот, каждый из тех) + глагол – сказуемое в единственном числе
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым может наблюдаться и в простом предложении:
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Студенчество выступили против решения администрации университета. | Студенчество выступило против решения администрации университета. |
Неправильное согласование подлежащего, выраженного собирательным именем существительным, и сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Газета «Аргументы и факты» опубликовали интересный материал. | Газета «Аргументы и факты» опубликовала интересный материал. |
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название газеты, журнала, произведения и др.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
МГТУ открыло новый факультет. | МГТУ открыл новый факультет. |
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, которое является несклоняемым сложносокращенным словом. Сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование (в данном случае со словом «университет»).
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать соревнованиям. | Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать соревнованиям. |
Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимением кто, никто, что, ничто,и сказуемого.
II. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1. Ищем производные предлоги, которые произошли от других частей речи:
благодаря, согласно, вопреки, наперекор, наперерез, подобно.
Эти предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.
Употребление в подобных конструкциях родительного падежа вместо дательного – распространенная ошибка.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Согласно распоряжения | согласно (чему?) распоряжению |
Благодаря лечения | благодаря (чему?) лечению |
2. Ищем непроизводный предлог «по» в значении завершенногодействия:
Неправильный вариант | Правильный вариант |
по приезду в столицу | по приезде в столицу (после приезда) |
по окончанию школы | по окончании школы (после окончания) |
по завершению работы | по завершении работы |
Предлог «по» в значении «после чего – либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.
III. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение– это определение, выраженное именем существительным. Большинство приложений согласовано с определяемым словом (то есть, стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное).
Например: река (какая?) Волга
реки (какой?) Волги
Имена собственные, заключенные в кавычки и представляющие собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов и т.д., нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть», «рассказ», «стихотворение», «газета», «журнал» и т.д. Эти собственные имена называются несогласованными приложениями.
Например: газета (какая?) «Правда»
газеты (какой?) «Правда»
газете (какой?) «Правда»
Неправильный вариант | Правильный вариант |
В романе «Войне и мире» | В романе «Война и мир» |
В рассказе «Судьбе человека» | В рассказе «Судьба человека» |
В стихотворении «Незнакомке» | В стихотворении «Незнакомка» |
IV. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Однородные члены предложения– это главные и второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются одними и теми же членами предложения) и произносятся с интонацией перечисления.
1. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»:
Неправильный вариант | Правильный вариант |
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, а также девочки. | В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки. |
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, нодевочки. | В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки. |
Части двойных союзов «не только…, но и…», «как…, так и…» являются постоянными. Нельзя выпускать и заменять слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только…, а также…» (вместо «не только…, но и…»), «как…, а также…» (вместо «как…, так и…»).
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. | Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. |
Части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
2. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными соединительным союзом «И».
Неправильный вариант | Правильный вариант |
В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю. | В сочинении я хотел рассказать означении спорта и о любви к нему. |
Девушка, сидевшаяу окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. | Девушка, сидевшаяу окна и хорошо певшая, запомнилась всем. |
Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом «И».
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Сестры любили (что?) и увлекались (чем?) музыкой. | Сестры любили музыку и увлекались ею. |
Недопустимо, чтобы от глаголов – сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Люди собирались повсюду: на улицах, площадях,скверах. | Люди собирались повсюду: на улицах, площадях,в скверах. |
При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Больному принесли какао, фрукты, бульон и апельсины. | Больному принесли какао, фрукты, бульон или какао, апельсины, бульон. |
Нельзя в ряд однородных членов ставить обобщающее слово.