При построении предложений с однородными членами нужно помнить

1. Однородные члены должны отвечать на один вопрос и являются одним членом предложения: Я пью чай с лимоном и удовольствием. В этом предложении слова «лимоном» и «удовольствием» относятся к разным словам и отвечают на разные вопросы, поэтому однородными не являются.

2. Не могут быть однородными далекие по смыслу понятия: «Изучать музыку и болезни».

3. При однородных членах можно опускать одинаковые предлоги: Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками сахаром, ягодами, хлебом (Т).

Но нельзя опускать разные предлоги: В дни фестиваля в Москве бесчисленное множество людей было на площади, бульварах, улицах переулках (перед последним словом нужен уже другой предлог).

4. Не могут быть однородными существительное и неопределенная форма глагола: Я люблю футбол и плавать.

5. Не могут выступать в качестве однородных членов причастный (или деепричастный) оборот и придаточное предложение.

Нельзя сказать: Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю.

6. Однородные члены с различным управлением не должны иметь при себе общее дополнение.

Например. Работа профкома ведется в соответствии и на основе утвержденного плана

Нужно сказать:

Работа ведется в соответствии с утвержденным планом (Т. п.)

Работа профкома ведется на основе утвержденного плана (Р.п.)

7 Не могут быть однородными слова с широким и узким значением: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель (имеется в виду, что первые названные предметы не относились к современной мебели, но такое соединение неудачно).

ТЕМА 4

Ошибки при построении предложений с деепричастными оборотами

При построении предложений с деепричастными оборотами нужно помнить следующее:

1) Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц.

Нельзя сказать: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

Чтобы понять, правильно ли построено предложение, нужно найти подлежащее и сказуемое.

Для контроля можно заменить предложениями с однородными сказуемыми. Данное предложение невозможно заменить предложением с однородными сказуемыми, значит, оно построено неправильно.

2) Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее.

Нельзя сказать: Подходя к дому, мне стало плохо.

Для исправления это предложение нужно заменить сложным предложением: Когда я подошел к дому, мне стало холодно.

3) Деепричастный оборот не может быть употреблён, если предложение выражено страдательной конструкцией. В страдательной конструкции подлежащее обозначает предмет, над которым совершается действие.

Например: Поднимаясь вверх по Волге, баржа будет разгружена на причалах Саратова.

4) Нельзя в одном предложении употреблять деепричастия разного вида: Выполнив работу и думая о завтрашнем дне, я надеялся хорошо отдохнуть.

5) Нагромождение деепричастных оборотов, создает неблагозвучие:

Наскоро одевшись и умывшись, мальчик, побежал в школу, но, зацепившись за что-то, споткнувшись, упал.

ТЕМА 5

Нормы построения предложений с причастными оборотами.

1) Причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова.

Неправильно: Лежащая книга на столе прочитана.

Нужно сказать: Книга, лежащая на столе, прочитана; Лежащая на столе книга прочитана.

2) При построении предложений, включающих распространенные определения, нужно избегать возникновения двузначности.

Например: На собрании было заслушано сообщение командира студенческого отряда, приехавшего со стройки.

ТЕМА 6

Виды сложных предложений

Вспомните по таблице виды сложных предложений

Виды сложных предложений.

При построении предложений с однородными членами нужно помнить - student2.ru При построении предложений с однородными членами нужно помнить - student2.ru При построении предложений с однородными членами нужно помнить - student2.ru

ССП СПП БСП

[ - = ], a [ - = ]. [ - = ], ( что = ). [- = ], [ - = ].

связь: интонация, связь: интонация, [ - = ]: [ - = ].

сочинительные союзы. подчинительные [ - = ] – [ - = ].

союзы и союзные слова связь: по

смыслу и

интонации

ТЕМА 7

Наши рекомендации