Смысл жизни и предназначение человека
Наедине с самим собой. Проблема смысла жизни рано или поздно встает перед каждым человеком, и тогда он задает себе вопросы, на которые нет и быть не может однозначных ответов. 246«Во имя чего, зачем я живу?» — спрашивает себя человек и со временем начинает понимать, что если он сам не даст на это ответ, не привне-сет определенный смысл в свою собственную жизнь, то за него этого никто и никогда не сможет сделать. Перед лицом вечности, перед лицом смерти каждый в конечном счете ос-тается наедине с самим собой.
Чтобы лучше понять эту экзистенциальную ситуацию и обреченность человека на принятие собственных решений, американский социальный психолог, философ В.Эрхард предлагает тем, кто этого еще не осознал, выйти глубокой ночью на пустынный берег океана и, глядя на яркие звезды чистого неба, рассказать им и океану всю правду о своей жизни, поведать им о своих бедах и радостях, страхах и вол-нениях, доверить самое сокровенное и личное, что волнует до глубины души. И вы увидите, говорит он, как звездам и океану глубоко безразличны все ваши беды и переживания, желания и сомнения, мучающие, раздирающие вас.
Конечно, в обществе человек не чувствует себя так одиноко, но, как утверждают экзистенциалисты, лишь до поры до времени, пока он не поймет, что у других, таких же, как он, своя жизнь и что они стоят перед необходимо-стью также самостоятельно решать те же самые глубоко личные проблемы — о смысле собственной жизни и сво-ем предназначении. ,
Отсюда проблема одиночества в философии экзистен-циализма, да и в философской антропологии в целом ста-новится одной из главных в анализе человеческого бытия. «Разве мы часто говорим о тех, кто умер?» — задается воп-росом крупнейший представитель экзистенциальной фи-лософии Ж.П.Сартр (1905—1980) и продолжает: «Нам не хватало времени. Нет. Меня нигде не ждут. Я не оставлю пустоты. Метро набито битком, рестораны переполнены, головы трещат от кучи мелких забот. Я выскользнул из жиз-ни, а она осталась неизменной, полной, как яйцо. Я дол-жен помнить, что я заменим. А я хотел быть незаменимым. Для чего-то и для кого-то». (Сартр Ж. П. Пьесы. Мертвые без погребения. М., 1967. С. 97.). 247
Быть ипи не быть? Проблема смысла жизни и проблема смер-ти, пожалуй, самые главные и самые слож-
ные для человека. Не получив удовлетво-рительного решения, они остаются крайне мучительными для
него, ибо никто не может считать себя свободным и незави-симым от этих вопросов. И хотя во все времена указанные; проблемы глубоко волновали людей, лишь в XX в. они обре-ли особый, драматический смысл и актуальность, так как по-явление глобальных проблем поставило уже не только передотдельным человеком, но и перед всем человечеством роко-вой вопрос: «Быть или не быть?»
В этой связи и давний спор о соотношении биологического и социального, коллективного и индивидуального на-мала в человеке получил иное звучание.
Этапы ухода Как биологическое существо каждый -яиз жизни человек смертен, но смертен он и как суще-ство социальное. В современной науке выделяется четыре стадии наступления смерти, которая приходит постепенно — в обратном порядке по сравнению с тем, как развивается жизнь. Предшествуют этим стадиям необратимые биологические изменения в организме, харак-теризующие его старение. ц Так, начиная уже с 25-летнего возраста и особенно после 45 лет у человека ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток (нейронов), которые «укомплектовываются» к момен-ту рождения и больше уже не обновляются. Но в коре голов-ного мозга их насчитывается около 40 млрд. и потому «для нормально стареющего мозга это не сопряжено с серьезны-ми последствиями, так как в нем продолжают нормально функционировать еще десятки миллиардов нейронов». (Год-фруаЖ. Что такое психология. Т. 2. М., 1996. С. 11).
Реально уход из жизни человека начинается тогда, ког-да наступает социалъная смерть, характеризующаяся тем, что он все больше уходит в себя, отдаляясь от людей и изолиру-ясь от общества. Затем следует смерть психическая, когда для человека конец жизни становится очевидным и неотвратимым. 248С наступлением мозговой смерти происходит полное прекращение деятельности головного мозга, прекращается контроль над различными функциями организма. И завер-шается этот процесс физиологической смертью, при которой все функции человека, характеризующие его как живой организм, окончательно угасают. (См.: там же. С. 46—47).
Предназначение Конкретный человек может и не осозна-человека вать перечисленные выше стадии своего угасания (да по большей части так оно и есть), но осознанно или по наитию, день за днем выстраи-вая свою жизненную линию, он уже отвечает на вопрос: за-чем, во имя чего он живет? Отвечает своими поступками, действием, и если они еще не получили полного осмысле-ния, то решение такой задачи остается одинаково безмерно трудным делом и для того, кто еще только выбирает свой жизненный путь, и для того, кто на склоне лет, оглядываясь назад, итожит прожитое.
На эту кардинальную проблему человеческого существо-вания обратили внимание давно. Так, наш великий сооте-чественник Ф.М.Достоевский (1821 — 1881) писал, что «тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы» (До-стоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Кн. 5. М., 1983, С. 279.)-В этом извечном стремлении людей непременно оставить свой след на Земле проявилась некая общая закономер-ность, отражающая естественную потребность всего живо-го сохранить преемственность, не исчезнуть бесследно.
Пытаясь осмыслить свое предназначение, человек, та-ким образом, с необходимостью приходит к идее бессмер-тия — бессмертия духа, дел и поступков своих. Да, человек смертен по природе своей, но, понимая это, он не хочет, бо-лее того, не может смириться с мыслью, что все, связанное с ним, заключено в коротком отрезке времени, ограничен-ном датами его рождения и смерти. 249 Отсюда попытки связать
свою судьбу с целями социально значимыми, с духовным возрождением. Без веры в свою душу и ее бессмертие, отме-чал Ф.М.Достоевский, бытие человека неестественно, не-мыслимо и, что важнее всего, невыносимо. В этом он видел одну из главных проблем самоубийства. На вопрос о смыс-ле жизни ответ самоубийца «получить не может и знает это, ибо хотя и сознал, что есть, как он выражается, «гармония целого», но я-то, говорит он, «ее не понимаю, понять никог-да не в силах, а что не буду в ней сам участвовать, то это уж необходимо и само собою выходит». Вот эта-то ясность и докончила его. В чем же беда, в чем он ошибся? Беда един-ственно лишь в потере веры в бессмертие». (Достоевский Ф. Искания и размышления. М., 1983. С. 331). У человека, ко-торый не может, не хочет бесследно кануть в Лету, есть не-сколько возможностей сохранить эту веру.
Наиболее доступный путь предлагает религия с ее одно-значным ответом на вопрос о смысле жизни — служение Богу и с установкой на жизнь загробную, где каждому воз-дастся по его делам земным.
Другая возможность, не обязательно исключающая пер-вую, состоит в том, чтобы в реальном мире посвятить себя служению людям, добру и справедливости. Какой из этих пу-тей или иной, отличный от них, выберет человек, зависит только от него самого. Судить же о правильности выбранной линии вжизни в конечном счете придется ему самому, в пол-ной мере познав глубину изречения античного философа Марка Аврелия: «Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».
Литература
Бердяев Н.А. 0 назначении человека. М., 1993. Григорян Б.Г. Философская антропология М., 1982. Гуревич П.С. Человек. М., 1995. О человеческом в человеке. М., 1991. ПеччеиА. Человеческие качества. М., 1985. Проблема человека в западной философии. М., 1988. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Философия и проблема человека. Материалы Первого Россий-ского философского конгресса. Т. VII. СПб., 1997.
Философская антропология и философия культуры. Материалы Второго Российского философского конгресса. Т. 3. Ч. 1 и 2. Екате-ринбург, 1999.
Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1983.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смер-ти и бессмертии XIX в. М., 1995.
Шелер М. Положение человека в космосе / В кн.: Избр. произ-ведения. М., 1994.
Эточеловек. Антология. М., 1995
Контрольные вопросы
В чем специфика философского понимания человека?
Как складывались представления о человеке в истории философии?
Когда возникла философская антропология и что она изучает?
В чем различие между философским и другими направлениями в антропологии?
Решена ли в философии проблема сущности человека?
Какие философские взгляды на понимание сущности человека вам импонируют?
Возможна ли единая наука о человеке?
Является ли биологическое и социальное в человеке философс-кой проблемой?
Какова ваша оценка «биологизаторских» и «социологизатор-ских» концепций?
Можетли философия помочь в поиске смысла жизни?
Возможноли бессмертие?
Как вам видится предназначение человека? г