Предназначение человека. Проблема смысла жизни

На протяжении всей истории развития философской мысли вопрос о сущности и предназначении человека рассматривался с самых различных позиций и никогда не решался однозначно. В религиозной философии этот вопрос решается на основе священных писаний. Так, в религиозной христианской философии эту основу составляет Библия, в исламе – Коран.В объективно – идеалистической философии Г.Гегеля сущность и предназначение человека определяется саморазвивающейся абсолютной идеей, мировым разумом.

В материалистической философии этот вопрос решается также не однозначно. В рамках метафизического осмысления сущность человека часто сводится к его преимущественно биологическим качествам. Когда же речь заходит о предназначении человека, то даже среди диалектически мыслящих философов, распространено мнение, что никакого предназначения у человека нет, человек рождается, просто, без всякой на то цели, в силу существующего способа размножения, который сложился эволюционно, естественным образом. Однако, если этот вопрос рассматривать в рамках системно – структурного подхода, то можно твёрдо сказать, что человек имеет своё соответствующее предназначение. Это предназначение определяется системной целостностью и потому его можно назвать системным предназначением. Другое предназначение, обусловленное надличностной социальной системой, обеспечение самосохранения социальной целостности. Эта целостность создаёт социальные предпосылки к формированию у индивида социальных качеств, свойств, способностей, с тем, чтобы он выполнял системообразующие социальные функции, направленные на самосохранение социально целостности, её устойчивости, совершенствования её структурной организации. Учитывая социальные особенности, можно сказать, что те социальные процессы которые способствуют социальной устойчивости, социальному самосохранению , расширяют возможности социальной приспособляемости, являются прогрессивными. Социальная целостность, создавая соответствующие условия к «порождению» социального индивида – личности, этим самым предназначает его к выполнению соответствующих социальных функций, направленных к поддержанию прогрессивных процессов, сохраняющих целостность, делающих её более совершенной. И таким образом, социальное предназначение человека – способствовать социальному прогрессу. В 1 в. д.н.э буддистское ХИНАЯМА утверждает, что человек должен спасти сам себя. Смысл жизни - отрешится от мира, попасть в нирвану.

КИРЕНАИКИ. Благо человека - это его наслаждение. В этом и смысл ,и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в настоящий момент. Основатель этой ветви Гедонип (7век до н.э) - считал, что человек должен властвовать над наслаждениями. Но его последователь Федор атеист говорил, что ради наслаждения все средства хороши. В 4-3 веке до н.э. Китай- ДАОСИЗМ. В центре даосизма.- учение о великом Дао, Всеобщем законе и Абсолюте. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним- в этом цель и смысл жизни. Высшей целью древнекитайских даосов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности.

Древнегреческий философ Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. В 13 веке в Европе Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой формы, кроме одной лишь мыслительной души, которая производит все, что производят в других видах более несовершенные формы. В России во II половине XIXв. возникает русский космизм. Человек - основная часть Природы и рассматривать их надо в единстве, человеческий Разум ответственен перед природой. Новая моральная основа человеческого общества - необходимые условия дальнейшего развития цивилизации, всего человеческого рода. Человек - существо вертикальное, обращен к небу, следовательно, должен стать свободным. Человек - существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующих поколений. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Необходимо регулировать взаимодействие общества и природы.

Экзистенциализм (философия существования) - возникло в конце первой мировой войны, основатели Шестов, Бердяев. Затем в Германии (Хайдеггер, Ясперс) после 2 мировой войны во Франции (Камю, Сартр). В конце 50-х распространился в США. Экзистенциализм подразделяется на религиозный и атеистический. Религиозный экзистенциализм гласит: смысл бытия Бог; атеистический: жизнь в целом абсурдна (смысла нет), только человек может определять свою жизнь, если человек не свободен - он не личность.Философия жизни - философское течение конца 19 - начала 20 веков. В различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному, как космическая сила, создающая новые формы, как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры, которая противопоставляется механической "цивилизации». Жизнь - то, что возникает естественно, бытие - то, что возникает искусственно. Наиболее полно смысл человека раскрывается в историческом опыте общества. Жизнь понимается как что-то посланное вселенной.

Наши рекомендации