Вопрос? Чему посвящён Псалом 83?

Девятый час

Чему посвящён 9 час?

Девятый час посвящен воспоминанию самой смерти Спасителя на Кресте, так как, по евангелистам Матфею и Марку, именно около этого часа Христос сделал свой предпоследний возглас на Кресте «Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (МФ, 27: 46), за которым последовало тотчас напоение Спасителя уксусом и последний возглас, приводимый только у евангелиста Луки: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лк, 23:46), с каковым Господь и умер.

Определение!!!

Смысловая сторона службы 9 часа - сам акт смерти Христовой как разлучение души с телом и сошествие ее в ад (сторона искупительного дела Христова, особенно глубоко раскрытой у ап. Петра), а затем на смерти Христовой как окончательном завершении нашего спасения.[i]

Девятый час соответствует нынешнему третьему часу по полудне. Именно в это время Господь , висевший на кресте предал душу Свою Богу Отцу.

2. Первый псалом 9-го часа 83-ий:

1. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!

Селениями, вожделенными душе Давида, пророчески названы отдельные поместные христианские Церкви..

Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Давид выражает этими словами свою чрезмерную жажду очутиться в селениях Божиих

2. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе Живе.Живым Давид назвал Христа для различия от мертвых идолов, или назвал Его живым, как воскресшаго из мертвых и живущаго во веки.

3 Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя: олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой.

Алтари - здесь алтари новозаветной Церкви, служители которых преподают человеку спасительные таинства Церкви.

4.Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя.

Из глубины веков воспевает пророчески Давид блаженство тех, кто будет пребывать в Христовой Церкви, которую называет он здесь домом Господним. Они во век будут хвалить Бога, т.е. получат жизнь вечную.

5. Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе. Восхождения в сердце своем положи.

Давид говорит о блаженстве человека, находящегося в особом попечении Промысла.

6.Во юдоль плачевную, в место, еже положи.

Юдолью плачевной названа как вся земная жизнь, так и состояние человека, пребывающего в плаче покаяния, которое он добровольно принимает на

Ибо благословение даст законополагаяй.

Здесь указание на заповедь блаженства (блаженны плачущие) и на обетование, сопряженное с нею (Матф.5,4)

8.Пойдут от силы в силу- "достигнут крайнего бесстрастия и совершенства" , согласно преп. Ефимию (9). Учение о покаянном плаче как необходимом этапе восхождения к блаженному бесстрастию – является учением православной Церкви (6, гл.24,отд.2 ),

к) Явится Бог богов в Сионе.Здесь прямое пророчество о воплощении Сына Божия.

9-10.Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице Христа Твоего.

"Христом по словам Феодорита и Афанасия, называет каждого христианина, как облеченного во Христа: ибо вы, говорит, которые во Христа крестились, во Христа облеклись (Гал.3,27), и Аввакум говорит: спасти помазанников Твоих Ты пришел (Ав.3,13)" (9).

11.Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ.

Здесь говорится как о том, что лучше один день пребывать в Церквях Христовых, чем быть вне тысячу дней, так и о том, что один день в Царствии Христовом несоизмерим с тысячами лет земной жизни.

Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих.

Давид предпочитает жить у порога новозаветного храма, чем в благоустроенных жилищах. Причина сему - подаваемое в храме освящение (9).

12. Яко милость и истину любит Господь.

Здесь преподается нам учение, поощряющее к добродетели. Под милостью понимаются при этом добродетели деятельные, а под истиной - созерцательные (9).

Бог благодать и славу даст.

Согласно преп. Ефимию - здесь говорится о новозаветной благодати Христовой и о славе вечной жизни. "Христос даст благодать, т.е., прощение грехов... Благодать обожéния здесь и славу царства там".

Господь не лишит благих ходящих незлобием.

Согласно преп. Ефимию, под незлобием здесь понимается воздержание от всякого зла (9). Согласно бл. Феодориту, под благами здесь надо понимать дары благодати очищения от греха и совершения подлинных богоугодных добродетелей, получаемые христианами в этой жизни :

13. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя.

"А уповает на Господа тот, который презирает житейские вещи и совершенно весь предается одному Богу"(9).

Вопрос? Чему посвящён Псалом 83?

Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т. е. в скинии.

3. Псалом 84-ый:

1.Благоволил еси, Господи, землю Твою.

"Вследствие послушания нового Адама (Христа) земля воссстановлена в милости Твоей"

2. Возвратил еси плен Иаковль-

освободил от плена дьяволу христиан.

3.Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их.

Он простил нам вследствие покаяния беззакония наши и священными водами божественнаго Крещения покрыл грехи наши.

4. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея.

Эта мысль точно соответствует тому, что находим в новозаветном Священном Писании: Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти(Рим.8,1).

5.Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас.

Здесь Давил молится о том, чтобы исполнилось то, что он пророчески созерцает в будущем.

6. Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе.

Здесь очевидным образом говорится о воскресениии из смерти духовной новозаветных верующих.

7. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам.

Давид молится о пришествии Христа, Которого он называет Милостью и Спасением.

8. Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему.

Здесь опять повторяется мысль о том, что мир с Богом обещан только тем, кто пожелает возлюбить Его всем сердцем своим, всею крепостью своею (см. выше объяснение пс.83,6).

9.Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу.

Спасением Господним снова назван Христос. Пророк возвещает о том, что близко пришествие Его в Иерусалиме.

10.Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася.По словам преп. Ефимия, здесь изображено воплощение Бога Слова: два естества в едином Лице. "Правда принимается вместо божественного естества. Ибо один Бог праведный Судия есть. Мир же вместо естества человеческаго, по врожденной Ему кротости. Эти добродетели облобызались, потому что имели во Христе единение и согласие.

11.Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче.

"Когда люди приняли через Сына истинную веру, тогда Отец удостоил их большего с неба промышления, сокрушивши тирана их диавола"(9).

12. Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой.

Проще же сказать, что по рождении Христа, Бог даст милость людям и что земля будет изобиловать плодами

13. Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя.

Под правдой здесь понимаются добродетели христиан. Они будут сиять в мире и приводить людей ко Христу. Здесь имеется в виду также и Предтеча Христов Иоанн, соблюдший все ветхозаветные заповеди и приводивший иудеев ко Христу. Христос положит в путь свои стопы - укажет нам примером своей жизни путь добродетели, приводящий к Нему.

Вопрос? Чему посвящён Псалом 84? В этом псалме изображается призвание язычников и за обращение их к Богу дарованное им оставление грехов. Псалмопевец вводить также и народ иудейский, который, по призвании язычников, исповедуется, в чем прегрешил, и просить, чтобы и ему сподобиться чрез Христа милости

Наши рекомендации